Лекции по психофизиологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:35, курс лекций

Описание

В современных условиях социально-экономического и технического развития рациональное использование человеческих ресурсов является важным фактором развития различных видов экономической деятельности (производства, торговли, сферы услуг и др.). Общеизвестно, что профессиональный труд должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.

В феномене профессии скрыты психофизиологические, общепсихологические и социально-психологические события. Понятие «профессия» трактуется в современной науке как род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовленности и являющихся источником существования; как социально фиксированный трудовой пост (могущий быть вакантным и предполагающий, в частности, некоторую психологическую пригодность человека к делу); как система выполняемых человеком трудовых функций, как определенная квалификация, опытность специалиста и, наконец, как общность людей, занятых определенным родом деятельности (Е.А. Климов и др.). Общим у всех этих определений является представление профессии как особого рода деятельности – профессиональной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Лекции по психофизиологии гот1.doc

— 444.00 Кб (Скачать документ)

      Работоспособность  человека рассматривают в основном в связи с условиями его  профессиональной деятельности. Поэтому  в самом общем виде ее можно определить как способность работать.

      Выделяют  два уровня работоспособности:

  1. резервный уровень работоспособности – это способность работать в условиях, требующих предельной мобилизации всех физических и духовных сил;
  2. актуализированный уровень работоспособности – это способность работать в соответствии с требованиями конкретной профессиональной деятельности.

      Работоспособность человека и ее уровни зависят от двух групп факторов:

  • внешних (включают требования специфики выполняемой деятельности: интенсивность, длительность и сложность работы);
  • внутренних (уровень квалификации, индивидуально-психологические особенности и психофизиологическое состояние работника).

      Работоспособность определяется косвенно по двум группам  показателей:

  1. характеристики производительности труда;
  2. психофизиологическое состояние различных систем организма и психики человека.

      Детальный анализ характера изменений в  функционировании основных психофизиологических систем позволяет выделить ряд возможных  фаз изменения работоспособности в процессе деятельности:

  1. фаза мобилизации (повышается неспецифическая и специфическая активность ряда эндокринных органов, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной и психофизиологической систем; это сопровождается усилением эмоционального, а затем и волевого возбуждения);
  2. фаза первичной реакции (может возникать в начале деятельности в результате внешнего торможения, вызванного в основном изменением характера поступающей информации и ее непредсказуемости и характеризуется кратковременным снижением почти всех показателей психофизиологического состояния);
  3. фаза гиперкомпенсации (возникает в начальном периоде работы и характеризуется поиском энергетически оптимального режима деятельности, происходит избыточное приспособление к конкретным условиям деятельности в результате борьбы неосознаваемых установок на максимизацию и экономизацию усилий; нет точного соответствия психофизиологического состояния работника интенсивности и сложности деятельности);

Окончание фазы гиперкомпенсации свидетельствует  об окончании стадии врабатывания.

  1. фаза компенсации (все показатели качества деятельности повышаются и стабилизируются, что достигается сбалансированной активностью установок на экономизацию и мобилизацию усилий; уровень работы различных систем оптимален, необходимая и достаточная мобилизация основных и компенсаторных механизмов уже осуществлена);
  2. фаза субкомпенсации (возникает как при снижении интенсивности и сложности деятельности, так и при их повышении; постепенно начинает задействоваться уровень резервной работоспособности);
  3. фаза конечного порыва (возникает, когда работа заканчивается в фазе оптимальной работоспособности или в фазе субкомпенсации; характеризуется срочной мобилизацией через мотивационную сферу дополнительных сил организма, эмоциональным подъемом, притуплением чувства усталости и повышением работоспособности);
  4. фаза декомпенсации (уровень резервной работоспособности перестает соответствовать основным требованиям деятельности, снижаются не только второстепенные, но и основные показатели деятельности; происходит при резком увеличении интенсивности или сложности деятельности, когда возникает состояние эмоциональной напряженности или при длительном продолжении работы в предыдущей фазе, в связи с истощением уровня резервной работоспособности);
  5. фаза срыва (характеризуется значительным расстройством регулирующих механизмов резервного уровня работоспособности; возникает неадекватность реакции организма и психики на сигналы внешней среды, наступает резкое падение работоспособности, вплоть до невозможности продолжения работы);
  6. фаза восстановления (возникает после окончания работы на фазе компенсации или в начале фазы субкомпенсации);
  7. фаза суперкомпенсации (наступает после фазы восстановления в том случае, если в предыдущей фазе не было нагрузки; в этой фазе работоспособность превосходит свой исходный уровень).

      Вышеописанная динамика работоспособности позволяет  заключить, что работоспособность  обусловлена способностью к мобилизации  и накоплению энергетических резервов организма и психики человека.

      Деятельность  человека ввиду ее напряженного характера, как правило, сопровождается снижением работоспособности за счет нарушения функционального состояния, падения активности психических функций и т. д. Среди функциональных нарушений особое место с точки зрения частоты возникновения и влияния на работоспособность и занимает состояние утомления и переутомления. Повышенная чувствительность к стандартным рабочим нагрузкам, быстрая утомляемость и медленное восстановление после их воздействий свидетельствуют о недостаточной профессиональной пригодности индивида.

      Со  стороны психической сферы при  хроническом утомлении и особенно переутомлении:

  • наблюдается расстройство функции внимания – снижаются его устойчивость и скорость переключения, нарушается концентрация, сужается объем внимания;
  • ухудшается функционирование оперативной памяти, замедляются мыслительные процессы, страдает функция прогнозирования, предвидения ситуации;
  • отмечается снижение волевых усилий, нарушаются выдержка, самоконтроль.

      Перечисленные выше признаки утомления и переутомления встречаются в различных сочетаниях и с разной степенью выраженности. Развитие симптомов утомления, степень их выраженности и влияния на психическую деятельность определяются как общей функциональной устойчивостью организма человека, так и уровнем его профессиональной подготовленности и развитием способностей к выполнению конкретной деятельности, то есть профессиональной пригодностью.

Изучение  и оценка умственной рабочей нагрузки

 

      Изучение  и оценка умственной рабочей нагрузки, характерной для подавляющего числа профессий, имеют важное значение, так как:

  • вероятность снижения профессиональной надежности и возникновения напряженных ситуаций возрастают тогда, когда человеку приходится работать на грани своих возможностей;
  • снижение работоспособности может возникать тогда, когда человек трудится длительный период в условиях высокой рабочей нагрузки;
  • содержание и структуру задачи и условия работы можно изменить, улучшить, когда определены факторы, создающие высокую рабочую нагрузку;
  • можно лучше планировать новые задачи или перераспределение задач, когда известна ожидаемая рабочая нагрузка;
  • рабочая нагрузка осуществляет регламентацию деятельности.

      Умственная  нагрузка в профессиях операторского  и управленческого профиля определяется объемом и содержанием выполнения трудовых задач, а также уровнем когнитивных, личностных, профессиональных и других возможностей человека.

      Определены  лимитирующие значения параметров функции  восприятия информации, оперативной  и долговременной памяти, организации  внимания, продуктивного мышления. В то же время выявлен целый ряд условий, при которых значение этих параметров может непосредственно изменяться (особенности предъявления и структурирования информации, временные факторы, психологические особенности субъекта и др.).

      Наиболее  часто используется определение  умственной рабочей нагрузки по трем функциональным признакам               (В.А. Бодров):

  1. исходная нагрузка, или нагрузка на входе системы;
  2. рабочие усилия человека;
  3. процесс исполнения или результат деятельности.

      Усилия, затрачиваемые человеком, определяются набором факторов, включающим входную  нагрузку и требования к исполнению с содержательной стороны решаемой задачи. Внутренние критерии нагрузки зависят от состояния человека, требований к исполнению и от полученных инструкций. Можно предположить, что состояния информационного напряжения и значительных усилий для выполнения задачи возникают в тех случаях, когда конструктивные и ситуационные характеристики объекта, системы управления предъявляют чрезмерные требования к ресурсам человека, а используемые способы реализации деятельности являются недостаточно адекватными и усугубляют негативный эффект нагрузки.

      Величина  умственной нагрузки определяется характером деятельности и, в частности, зависит  от:

  • степени сложности (объективной и субъективной) трудовых задач;
  • длительности работы;
  • уровня требований по скорости и точности выполнения операций и многих других показателей.

      Сложность оценки реальной рабочей нагрузки определяется не только сложностью ее сравнения  в различных видах деятельности, но и несоответствием ее объективных и субъективных значений – значимость, содержательные особен-ности информации, представления о регулируемых процессах в значительной степени определяются индивидуально-психологическими особенностями субъекта, его опытом и образованием.

      Умственную  нагрузку можно отнести либо к  объективной рабочей нагрузке, налагаемой задачей (ее сложностью, объемом операций, ограничениями во времени и т. п.), либо к субъективным оценкам  человека относительно требований задачи.

      Большинство теорий рабочую нагрузку связывают  только со способностью человека к  обработке информации, но некоторые  другие рассматривают лишь эмоциональные  и физические аспекты. В теориях  умственной нагрузки ресурсы психики, способность обрабатывать информацию, необходимую и имеющуюся для выполнения задачи, требования по нагрузке относятся к содержанию исходных данных и процессу обработки информации для выполнения задачи, а также не только к процессу решения задачи, но и к средствам, рабочим условиям и организации деятельности.

Трудовые  функции работника

 

     Как правило, профессиональный труд представляет собой определенный набор функций (М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.П. Прудило  др.). Это функции:

  • не требующие видоизменения предмета труда (хранение, транспортировка, контроль);
  • обеспечивающие качественное видоизменение труда, то есть ведение технологического процесса;
  • обслуживающие средства труда (наладка, настройка, ремонт и др.);
  • обслуживающие процесс производства (охрана труда  обеспечение его безопасности, поддержание чистоты и нормальных санитарно-гигиенических условий и т.д.);
  • организации и управления производством.

      Группировка перечисленных функций может  меняться с учетом специфики различных  отраслей производства. Совокупность специальных знаний, опыта и навыков, необходимых для выполнения функций данного вида труда, закрепляется в конкретных формах деятельности – в определенной профессии.

      В рамках функционального разделения труда обычно все работники подразделяются на пять функциональных групп:

  1. технологическую (работники, занятые достижением непосредственной цели технологического процесса, т.е. связанные с качественным изменением предмета труда);
  2. транспортно-складскую (основные функции работников – прием, хранение, учет и выдача материально-технических средств труда, транспортировка, погрузка и разгрузка сырья и т.д.);
  3. ремонтно-обслуживающую (рабочие, выполняющие функции: налаживания, регулирования оборудования, распределения работ и обеспечения рабочих мест материалами и др.);
  4. административно-хозяйственную (работники, осуществляющие административно-хозяйственные функции);
  5. служебную (работники, выполняющие свои трудовые функции (служебные обязанности) под руководством специалистов или занятые доведением распоряжений руководителей до непосредственных исполнителей).
 
 
 
 
 
 

 

Лекция 11. Методы распределения функций. Распределение функций и рабочая нагрузка

Современные эргономические подходы  к распределению  функций. Распределение  функций и рабочая  нагрузка

Информация о работе Лекции по психофизиологии