Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:35, курс лекций
В современных условиях социально-экономического и технического развития рациональное использование человеческих ресурсов является важным фактором развития различных видов экономической деятельности (производства, торговли, сферы услуг и др.). Общеизвестно, что профессиональный труд должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.
В феномене профессии скрыты психофизиологические, общепсихологические и социально-психологические события. Понятие «профессия» трактуется в современной науке как род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовленности и являющихся источником существования; как социально фиксированный трудовой пост (могущий быть вакантным и предполагающий, в частности, некоторую психологическую пригодность человека к делу); как система выполняемых человеком трудовых функций, как определенная квалификация, опытность специалиста и, наконец, как общность людей, занятых определенным родом деятельности (Е.А. Климов и др.). Общим у всех этих определений является представление профессии как особого рода деятельности – профессиональной деятельности.
П.В. Симонов
отмечает также, что с реализацией
биологи-ческих потребностей связано,
в основном, возникновение эмоциональных
состояний типа аффектов. Социальные
и идеальные потребности
Еще одна функция эмоций – это мобилизация, переключение всех систем организма на «аварийный» режим, приведение его в состояние повышенной готовности к действию. Так, эмоции ярости, страха помогают в схватке, погоне, при бегстве от опасности, в ситуациях, когда требуется предельное напряжение и отдача всех сил.
Эмоции регулируют как переход организма из состояния покоя в состояние активности, так и обратно – в благоприятных условиях настраивая организм на демобилизацию – восстановление и накопление сил. Эмоции производят моментальную интеграцию всех функций организма.
Важную роль, по мнению С.Л. Рубинштейна, играют эмоции в процессах познания. Эмоции участвуют в процессах обучения и накопления опыта (в том числе, профессионального). Эмоционально окрашенные события лучше запоминаются. Сильно выраженные эмоции могут исказить процессы восприятия. Эмоции также влияют на воображение и фантазию.
Еще одна функция эмоций – коммуникативная. Эмоциональ-ные связи являются основой межличностных взаимоотношений в профессиональной сфере. Важная роль в общении принадлежит экспрессивной функции эмоций, которая не потеряла своего значения и после появления речи. Эмоциональная экспрессия остается одним из важных факторов, обеспечивающих так называемую невербальную коммуникацию. Эмоции могут выражаться с помощью мимики, пантомимики, возгласов, выражения голоса.
И еще одна функция эмоций связана с тем, что, по А.Н. Леонтьеву, они «ставят задачу на смысл». Сигнализируя о чем-то значительном, эмоции могут вызывать сложную работу сознания по объяснению, одобрению, примирению с действительностью, или осуждению ее и даже подавлению.
Значительную роль в поддержании оптимального функционального состояния работника выполняет инженерно-психологическое конструирование, включающее:
Пропускная способность (ПС) человека, т.е. максимальная скорость, с которой он может воспринимать и передавать информацию (бит/с), зависит от профессиональной подготовки и эмоционального состояния человека, яркости и размеров символов, выводимых на средства отображения информации, их контрастности по отношению к фону и других факторов. Однако многие исследования свидетельствуют, что нормальная, без перегрузки, работа человека будет обеспечена, если ПС=3-5 бит/с. При ПС=5-9 бит/с информационная нагрузка несколько завышена, но поскольку она соответствует объему оперативной памяти (7±2), то вполне допустима. Зоной перегрузки является 10-100 бит/с, хотя для некоторых видов деятельности может достигать 50-70 бит/с; например, человек опознает буквы, цифры со скоростью 20-60 бит/с, читает про себя – 40-50 бит/с.
Конструкция и расположение органов управления, траектории их движения должны проектироваться с учетом особенностей антропометрии, биомеханики движений человека и анатомического строения конечностей. Форма и размеры органа управления должны обеспечивать удобный захват его рукой с тем, чтобы оператор мог длительное время работать с наименьшими затратами мускульной силы. И конечно, конструкция органа управления должна гарантировать безопасность оператора от поражения электрическим током, от различных механических повреждений рук, ног.
Время выполнения оператором отдельных действий складывается из приема информации, ее анализа и переработки, осуществления управляющих воздействий, а также времени срабатывания технических звеньев, например, время считывания показаний цифрового средства отображения информации (СОИ) на базе газоразрядных ламп – 0,73 с, восприятие семизначного числа – 1,2 с, чтение слова из букв – 22 + 0,9 п (миллисекунд), набор на клавиатуре дисплея одного знака – 0,6 с, простейшее арифметическое вычисление – 1 с, решение комбинарной логической задачи при числе условий n = 2, t = 4 с, при n = 5, t = 20 с при n = 8, t = 60 с.
Согласно
психофизиологии труда при
Время пребывания информации на обработке должно быть меньше времени одного цикла регулирования управляемого объекта. Скорость поступления информации V = 1-5 бит/с.
Скорость и точность приема и переработки информации зависят от следующих факторов:
1) яркости сигналов: от 16 до 180 нит;
2) контраста сигналов;
3) угловых размеров изображения, цифр индикаторов.
Проектные решения по эстетической проработке рабочего места должны обеспечивать благоприятные психофизиологические условия труда.
Цветовое оформление, или «цветовой климат», должно соответствовать характеру производственного процесса и конкретным условиям труда. Для этого рекомендуется:
• оргоснастку, как и оборудование, окрашивать по группам в соответствии с типом технологического оборудования или выполняемых операций;
• оборудование и оргоснастку, занимающие значительные площади, окрашивать в оттенки цветов, создающих единый фон с производственным помещением:
• при ограниченных размерах производственных помещений, большом нагромождении оборудования использовать многоцветовую окраску, которая создает иллюзию большого помещения;
• крупногабаритные предметы окрашивать в светлые тона, а небольшие – в более насыщенные;
• несущие части (основание, опоры, каркас) окрашивать в более темные цвета, чем остальные поверхности;
• большие по площади поверхности окрашивать в основные цвета, которые оказывают положительное воздействие на психику и снимают зрительное напряжение работающих, а малые по площади поверхности – во вспомогательные цвета;
• применять ограниченное количество цветов, так как многоцветность приводит к рассеиванию внимания, а одноцветность утомляет работника;
• при физическом труде, интенсивность которого регулируется самими работающими, в рабочей зоне применять теплые цвета (оранжевый, желтый);
•
при умственной или физической работе,
требующей большой
• при выборе фона оптимальной контрастности применять лакокрасочные материалы, дающие полуглянцевые и матовые поверхности;
• в качестве фона для обрабатываемых деталей использовать оптимальные цвета;
• в рабочей зоне с высоким уровнем шума или большим световым излучением применять голубой или серебристый цвета;
• при выборе цветового фона учитывать психологическое воздействие различных цветов на человека.
Подводя итог вышеизложенному, отметим следующие некоторые общие методы улучшения психофизиологического состояния работников, обусловленного неблагоприятными производственными факторами:
а)профилактика зрительных и психоэмоциональных перенапряжений;
б) профилактика переутомлений;
в) профилактика монотонии.
В своей профессиональной деятельности человек опирается на знания, которые содержит его память. Изучению вопросов психофизиологии памяти и внимания посвящены работы Т.М. Марютиной, О.Ю. Ермолаева и др.
Одним из основных свойств нервной системы является способность к длительному хранению информации о внешних событиях. По определению память – это особая форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации в живой системе.
По современным представлениям в памяти закрепляются не отдельные информационные элементы, а целостные системы знаний, позволяющие всему живому приобретать, хранить и использовать обширный запас сведений в целях эффективного приспособления к окружающему миру.
Можно выделить следующие специфические виды памяти.
Рассмотрим временную организацию памяти. Итак, другим основанием для классификации памяти является продолжительность закрепления и сохранения материала. Принято подразделять память на три вида: иконическую, кратковременную и долговременную память. Во всех этих видах памяти имеет место фиксация информации, включающая в себя три этапа:
Существует
ряд профессий с высокой
В психологии внимание определяется как процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Направленность и сосредоточенность психической деятельности при внимании обеспечивает более эффективное восприятие информации. В общем плане выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Оба вида внимания имеют разные функции, по-разному формируются в онтогенезе, и в их основе лежат различные физиологические механизмы (Т.М. Марютина, О.Ю. Ермолаев).
С психологической точки зрения различают три вида внимания:
Эти три вида внимания в трудовой деятельности человека тесно переплетаются.
Память удерживает объективную информацию, положенную в основу профессиональных знаний, умений, навыков, в фундамент профессионального опыта и мастерства.
Память характеризуется объемом, то есть количеством предметов или фактов, которые способен запоминать человек за определенное время. Ее нужно постоянно тренировать, развивать. Лучше запоминается то, что связано с целью деятельности, ее содержанием. При запоминании большую роль играет интерес к тому, что надо запомнить. Увлеченный своей работой человек запоминает лучше все, что связано с его профессией, значительно прочнее и быстрее человека, который тяготится своей работой.