Лекции по психофизиологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:35, курс лекций

Описание

В современных условиях социально-экономического и технического развития рациональное использование человеческих ресурсов является важным фактором развития различных видов экономической деятельности (производства, торговли, сферы услуг и др.). Общеизвестно, что профессиональный труд должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.

В феномене профессии скрыты психофизиологические, общепсихологические и социально-психологические события. Понятие «профессия» трактуется в современной науке как род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовленности и являющихся источником существования; как социально фиксированный трудовой пост (могущий быть вакантным и предполагающий, в частности, некоторую психологическую пригодность человека к делу); как система выполняемых человеком трудовых функций, как определенная квалификация, опытность специалиста и, наконец, как общность людей, занятых определенным родом деятельности (Е.А. Климов и др.). Общим у всех этих определений является представление профессии как особого рода деятельности – профессиональной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Лекции по психофизиологии гот1.doc

— 444.00 Кб (Скачать документ)
 

 П.В. Симонов  отмечает также, что с реализацией  биологи-ческих потребностей связано, в основном, возникновение эмоциональных  состояний типа аффектов. Социальные и идеальные потребности стимулируют  появление чувств и эмоций. 

      Еще одна функция  эмоций – это мобилизация, переключение всех систем организма на «аварийный»  режим, приведение его в состояние  повышенной готовности к действию. Так, эмоции ярости, страха помогают в  схватке, погоне, при бегстве от опасности, в ситуациях, когда требуется предельное напряжение и отдача всех сил.

      Эмоции  регулируют как переход организма  из состояния покоя в состояние  активности, так и обратно –  в благоприятных условиях настраивая организм на демобилизацию – восстановление и накопление сил.  Эмоции производят моментальную интеграцию всех функций организма.

      Важную роль, по мнению С.Л. Рубинштейна, играют эмоции в процессах  познания.  Эмоции участвуют в процессах обучения и накопления опыта (в том числе, профессионального). Эмоционально окрашенные события лучше запоминаются. Сильно выраженные эмоции могут исказить процессы восприятия. Эмоции также влияют на воображение и фантазию.

      Еще одна функция  эмоций – коммуникативная.  Эмоциональ-ные связи являются основой межличностных взаимоотношений в профессиональной  сфере. Важная роль в общении принадлежит экспрессивной функции эмоций, которая не потеряла своего значения и после появления речи. Эмоциональная экспрессия остается одним из важных факторов, обеспечивающих так называемую невербальную коммуникацию. Эмоции могут выражаться с помощью мимики, пантомимики, возгласов, выражения голоса.

      И еще одна функция  эмоций связана с тем, что, по                А.Н. Леонтьеву, они «ставят задачу на смысл». Сигнализируя о чем-то значительном,  эмоции могут вызывать сложную работу сознания по объяснению, одобрению, примирению с действительностью, или осуждению ее и даже подавлению. 

Методы  оптимизации функционального состояния персонала

 

      Значительную  роль в поддержании оптимального функционального состояния работника выполняет инженерно-психологическое конструирование, включающее:

  • рациональное распределение функций между человеком и машиной, анализ функций человека в конкретной деятельности, в конкретной системе «человек-машина-производственная среда»;
  • оптимизацию информационного взаимодействия человека и техники: а) за счет регулирования объема информационных потоков на основе учета психологических возможностей человека по скорости и точности приема и переработки информации; б) за счет оптимального эргономического конструирования средств отображения информации (СОИ);      в) за счет оптимального эргономического конструирования органов управления, оптимального построения рабочих мест операторов, пультов управления;
  • обеспечение оптимальных или приемлемых критериев напряженности работы человека приемлемой тяжести и сложности труда. Поток информации, поступающей к человеку, можно измерить и сопоставить с психологическими возможностями человека по приему информации.

      Пропускная  способность (ПС) человека, т.е. максимальная скорость, с которой он может воспринимать и передавать информацию (бит/с), зависит от профессиональной подготовки и эмоционального состояния человека, яркости и размеров символов, выводимых на средства отображения информации, их контрастности по отношению к фону и других факторов. Однако многие исследования свидетельствуют, что нормальная, без перегрузки, работа человека будет обеспечена, если ПС=3-5 бит/с. При ПС=5-9 бит/с информационная нагрузка несколько завышена, но поскольку она соответствует объему оперативной памяти (7±2), то вполне допустима. Зоной перегрузки является 10-100 бит/с, хотя для некоторых видов деятельности может достигать 50-70 бит/с; например, человек опознает буквы, цифры со скоростью 20-60 бит/с, читает про себя – 40-50 бит/с.

      Конструкция и расположение органов управления, траектории их движения должны проектироваться  с учетом особенностей антропометрии, биомеханики движений человека и анатомического строения конечностей. Форма и размеры органа управления должны обеспечивать удобный захват его рукой с тем, чтобы оператор мог длительное время работать с наименьшими затратами мускульной силы. И конечно, конструкция органа управления должна гарантировать безопасность оператора от поражения электрическим током, от различных механических повреждений рук, ног.

      Время выполнения оператором отдельных действий складывается из приема информации, ее анализа и переработки, осуществления управляющих воздействий, а также времени срабатывания технических звеньев, например, время считывания показаний цифрового средства отображения информации (СОИ) на базе газоразрядных ламп – 0,73 с, восприятие семизначного числа – 1,2 с, чтение слова из букв – 22 + 0,9 п (миллисекунд), набор на клавиатуре дисплея одного знака – 0,6 с, простейшее арифметическое вычисление – 1 с, решение комбинарной логической задачи при числе условий n = 2, t = 4 с, при n = 5, t = 20 с при n = 8, t = 60 с.

      Согласно  психофизиологии труда при операторской деятельности 25% рабочего времени должно быть предоставлено оператору для отдыха. Появление напряженности в работе вызывается наличием очереди в обработке информации, т. е. когда новая информация поступает до окончания обработки ранее поступившей. Если длина очереди сигналов превышает объем оперативной памяти человека, то возможны случаи пропуска сигналов, возникновение ошибок. Должно быть не более трех сигналов одновременно.

      Время пребывания информации на обработке  должно быть меньше времени одного цикла регулирования управляемого объекта. Скорость поступления информации V = 1-5 бит/с.

      Скорость  и точность приема и переработки  информации зависят от следующих  факторов:

      1) яркости сигналов: от 16 до 180 нит;

      2)  контраста сигналов;

      3) угловых размеров изображения,  цифр индикаторов.

      Проектные решения по эстетической проработке рабочего места должны обеспечивать благоприятные психофизиологические условия труда.

      Цветовое  оформление, или «цветовой климат», должно соответствовать характеру  производственного процесса и конкретным условиям труда. Для этого рекомендуется:

      • оргоснастку, как и оборудование, окрашивать по группам в соответствии с типом технологического оборудования или выполняемых операций;

      • оборудование и оргоснастку, занимающие значительные площади, окрашивать в оттенки цветов, создающих единый фон с производственным помещением:

      • при ограниченных размерах производственных помещений, большом нагромождении оборудования использовать многоцветовую окраску, которая создает иллюзию большого помещения;

      •  крупногабаритные предметы окрашивать в светлые тона, а небольшие – в более насыщенные;

      • несущие части (основание, опоры, каркас) окрашивать в более темные цвета, чем остальные поверхности;

      • большие по площади поверхности  окрашивать в основные цвета, которые оказывают положительное воздействие на психику и снимают зрительное напряжение работающих, а малые по площади поверхности – во вспомогательные цвета;

      • применять ограниченное количество цветов, так как многоцветность приводит к рассеиванию внимания, а одноцветность утомляет работника;

      • при физическом труде, интенсивность которого регулируется самими работающими, в рабочей зоне применять теплые цвета (оранжевый, желтый);

      • при умственной или физической работе, требующей большой сосредоточенности, применять, в основном, малонасыщенные оттенки холодного цвета (голубой, зеленый);

      • при выборе фона оптимальной контрастности  применять лакокрасочные материалы, дающие полуглянцевые и матовые поверхности;

      • в качестве фона для обрабатываемых деталей использовать оптимальные цвета;

      • в рабочей зоне с высоким уровнем шума или большим световым излучением применять голубой или серебристый цвета;

      • при выборе цветового фона учитывать  психологическое воздействие различных цветов на человека.

      Подводя итог вышеизложенному, отметим следующие  некоторые общие методы улучшения психофизиологического состояния работников, обусловленного неблагоприятными производственными факторами:

  1. оптимизация режимов труда и отдыха;
  2. эргономическая оптимизация оборудования, рабочего места, информационной нагрузки в соответствии с психологическими возможностями людей по приему и обработке информации, принятию решения и реализации действий;
  3. устранение несоответствия структуры деятельности психофизиологическому состоянию человека:

      а)профилактика зрительных и психоэмоциональных перенапряжений;

    б) профилактика переутомлений;

      в) профилактика монотонии.

 

Лекция  8. Психофизиология памяти, внимания и сознания

Характеристика  процессов памяти и внимания

 

      В своей профессиональной деятельности человек опирается на знания, которые содержит его память. Изучению вопросов психофизиологии памяти и внимания посвящены работы             Т.М. Марютиной, О.Ю. Ермолаева и др.

      Одним из основных свойств нервной системы  является способность к длительному  хранению информации о внешних событиях. По определению память – это особая форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации в живой системе.

      По  современным представлениям в памяти закрепляются не отдельные информационные элементы, а целостные системы знаний, позволяющие всему живому приобретать, хранить и использовать обширный запас сведений в целях эффективного приспособления к окружающему миру.

      Можно выделить следующие специфические  виды памяти.

  1. Модально-специфические виды. Мнестические процессы могут быть связаны с деятельностью разных анализаторов, поэтому существуют специфические виды памяти соответственно органам чувств: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, двигательная. Уровень развития этих видов памяти у разных людей различен. Хорошо развитая модально-специфическая память нередко является профессионально важным качеством: например, слуховая память музыкантов, вкусовая и обонятельная дегустаторов, двигательная гимнастов и т.д.
  2. Образная память. Запечатление и воспроизведение картин окружающего мира связаны с синтезом модально-специфических впечатлений. В этом случае фиксируются сложные образы, объединяющие зрительные, слуховые и другие модально-специфические сигналы. Такую память называют образной. Образная память гибка, спонтанна и обеспечивает длительное хранение следа.
  3. Эмоциональная память. Эмоциональная память связана с запоминанием и воспроизведением эмоциональных переживаний. Эмоционально окрашенные воспоминания могут возникать как при повторном воздействии раздражителей, обусловивших это состояние, так и в отсутствии последних. Эмоционально окрашенное впечатление фиксируется практически мгновенно и непроизвольно, обеспечивая пополнение подсознательной сферы человеческой психики.
  4. Словесно-логическая память. Словесно-логическая память – это память на словесные сигналы и символы, обозначающие как внешние объекты, так и внутренние действия и переживания.

      Рассмотрим  временную организацию памяти. Итак, другим основанием для классификации памяти является продолжительность закрепления и сохранения материала. Принято подразделять память на три вида: иконическую, кратковременную и долговременную память. Во всех этих видах памяти имеет место фиксация информации, включающая в себя три этапа:

  • формирование следа, оставляемого в мозге тем или иным событием;
  • сортировка и выделение новой информации;
  • долговременное хранение значимой информации.

      Существует  ряд профессий с высокой степенью ответственности, которая требует  от человека умения находиться постоянно  в состоянии готовности к действию, и соответственно, устойчивости внимания на протяжении всего рабочего дня.

      В психологии внимание определяется как процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Направленность и сосредоточенность психической деятельности при внимании обеспечивает более эффективное восприятие информации. В общем плане выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Оба вида внимания имеют разные функции, по-разному формируются в онтогенезе, и в их основе лежат различные физиологические механизмы (Т.М. Марютина, О.Ю. Ермолаев).

      С психологической точки зрения различают  три вида внимания:

  1. непроизвольное (навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями);
  2. произвольное (если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений субъекта и требует с его стороны волевых усилий);
  3. послепроизвольное (когда внимание остается целенаправлен-ным, но не требует волевых усилий).

      Эти три вида внимания в трудовой деятельности человека тесно переплетаются.

Значение  памяти и внимания в профессиональной деятельности человека

 

      Память  удерживает объективную информацию, положенную в основу профессиональных знаний, умений, навыков, в фундамент  профессионального опыта и мастерства.

      Память  характеризуется объемом, то есть количеством  предметов или фактов, которые  способен запоминать человек за определенное время. Ее нужно постоянно тренировать, развивать. Лучше запоминается то, что  связано с целью деятельности, ее содержанием. При запоминании большую роль играет интерес к тому, что надо запомнить. Увлеченный своей работой человек запоминает лучше все, что связано с его профессией, значительно прочнее и быстрее человека, который тяготится своей работой.

Информация о работе Лекции по психофизиологии