Лекции по психофизиологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:35, курс лекций

Описание

В современных условиях социально-экономического и технического развития рациональное использование человеческих ресурсов является важным фактором развития различных видов экономической деятельности (производства, торговли, сферы услуг и др.). Общеизвестно, что профессиональный труд должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.

В феномене профессии скрыты психофизиологические, общепсихологические и социально-психологические события. Понятие «профессия» трактуется в современной науке как род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовленности и являющихся источником существования; как социально фиксированный трудовой пост (могущий быть вакантным и предполагающий, в частности, некоторую психологическую пригодность человека к делу); как система выполняемых человеком трудовых функций, как определенная квалификация, опытность специалиста и, наконец, как общность людей, занятых определенным родом деятельности (Е.А. Климов и др.). Общим у всех этих определений является представление профессии как особого рода деятельности – профессиональной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Лекции по психофизиологии гот1.doc

— 444.00 Кб (Скачать документ)

      Наиболее  известными являются три основных подхода  к определению функциональных состояний: комплексный, эргономи-ческий и  психофизиологический.

      Комплексный подход опирается  на множественную  регистрацию психофизиологических индикаторов, что привело к пониманию ФС как комплекса поведенческих проявлений, сопровождающих различные аспекты человеческой деятельности и поведения. ФС – это системный ответ организма, обеспечивающий его адекватность требованиям деятельности. Изменение ФС представляет собой смену одного комплекса реакций другим, обеспечивающим более или менее адекватное поведение организма в окружающей среде. Согласно этой логике диагностика ФС связана с задачей распознавания многомерного вектора, компонентами которого являются различные физиологические показатели и реакции.

      Эргономический  подход определяет ФС как  состояние  организма человека, оцениваемое по результатам трудовой и профессиональной деятельности. Результаты подобной деятельности рассматриваются как наиболее интегральный показатель ФС. При этом снижение результативности деятельности рассматривается как признак ухудшения ФС.

      Согласно  этой логике здесь выделяют два класса ФС:

  • состояние адекватной мобилизации, когда все системы организма работают оптимально и в соответствии с требованиями деятельности;
  • состояние динамического рассогласования, при котором различные системы организма или не полностью обеспечивают его деятельность, или работают на излишне высоком уровне траты энергетических ресурсов.

      Психофизиологический  подход к определению ФС опирается  на представление о существовании модулирующих систем мозга. Согласно этому подходу акцент делается на функциональной специализации двух систем организма. В их число входят:

  • ретикулярная формация ствола мозга, способная оказывать как возбуждающее, так и тормозное влияние на вышележащие отделы мозга;
  • лимбическая система, ответственная за эмоциональные состояния человека.

      Обе модулирующие системы будучи тесно  связаны с высшими отделами коры больших полушарий образуют особую функциональную систему, имеющую несколько  уровней реагирования: физиологический, поведенческий, психологический (субъективный). Соответственно ФС можно рассматривать как результат активности объединенной функциональной системы.

Роль  и место функционального  состояния в поведении человека

 

      Необходимость изучения психофизиологических функцио-нальных  состояний (ПФС) определяется их вкладом  в обеспечение эффективности деятельности и надежности человека, а также увеличением количества профессий и изменением условий труда, при которых психофизиологические возможности человека становятся определяющими в развитии различных ПФС. В настоящее время ПФС выделены в психофизиологии профессиональной деятельности  в отдельный предмет изучения.

      В качестве предмета исследования  ПФС  – это системная реакция (от организменного до личностно-психологического уровня), обеспечивающая необходимый уровень ресурсного обеспечения деятельности и компенсации возникающих затруднений. Поскольку основным критерием изменения состояния является изменение характера ресурсного обеспечения, именно этот аспект является базовым в исследованиях ПФС и обусловливает применение электрофизиологических методов для их объективной оценки (полиэффекторный метод).

      Накоплено большое количество  данных о различных типах ПФС, а также разработаны методы и критерии их диагностики (А.Б. Леонова и др.). Определены и типичные для профессио-нальной деятельности состояния: монотония, утомление и напряженность. Характеристики функционирования обеспечивающих деятельность физиологических и психологических систем организма позволили выделить системные основания для дифференциации состояний напряженности. Преобладание когнитивного или эмоционально-активационного компонентов определяет развитие эмоциональной, или операциональной, напряженности. Принцип, основанный на анализе изменения психофизиологической цены деятельности (Чайнова, 1986), позволяет различать продуктивную и непродуктивную формы напряженности. Обобщенный и количественный показатель цены деятельности стал широко использоваться в эргономических исследованиях для оптимизации условий, содержания и режимов трудовой деятельности, оценки и прогнозирования работоспо-собности. В отличие от тех, кто фактически отождествляет ПФС человека с ФС мозга, представители субъектно-деятельностного направления при анализе ПФС основываются на психологических традициях, выдвигая на первый план активность субъекта труда, и рассматривают физиологические изменения ПФС как вторичные по отношению к мотивам и целям деятельности (К.К. Платонов).

      Еще одной из проблем ПФС, имеющей  практическое значение, является проблема саморегуляции состояний, основная цель которой – гармонизация взаимоотношений  с окружающим миром и с самим  собой. Эта цель может быть достигнута с помощью активизации механизмов непроизвольной и произвольной саморегуляции, обучения способам и приемам произвольной саморегуляции (аутотренинг, йога и др.). Подход к саморегуляции ПФС как определенному виду психической деятельности позволил показать, что ее успешность определяется индивидуальным стилем саморегуляции (Дикая, 1990), (Щедров, 1994).

      Стиль саморегуляции является результатом  взаимодействия двух механизмов: на психодинамическом уровне – механизма экстраверсии-интроверсии, обеспечивающего поведенческую и эмоциональную вариативность, и на физиологическом – определен-ного типа вегетативной регуляции (эрготрофотропного), ответственного за энергетическое обеспечение психической деятельности.

      У лиц с гармоничным стилем (экстравертов с высокой энергетикой) оба механизма работают согласованно, у них достаточно жизненных сил, чтобы активно взаимодействовать с окружающим миром. Другая тактика – у лиц с экономным стилем саморегуляции (интровертов с низкой энергетикой). Эти испытуемые, имея слабые энергетические ресурсы, осторожны, стараются не тратить свои эмоции понапрасну, и если им приходится работать в условиях, требующих больших энергетических затрат, то у них быстро развиваются состояния   утомления, депрессии и психического истощения. Однако в комфортных условиях этот стиль саморегуляции может быть для них оптимальным. Другая картина наблюдается в группе интровертов с эрготропным реагированием. Будучи не очень активными в поведении и имея большие резервы, они как бы накапливают ресурсы и поэтому в напряженных условиях могут позволить себе выплеснуть эмоции наружу, не ухудшая своего состояния. Их стиль саморегуляции (определен исследователями как накопительный) также приближается к оптимальному. В наиболее сложной ситуации оказываются экстраверты с трофотропным реагированием, представители затратного стиля. Обладая низкими энергетическими ресурсами, в своем поведении они затрачивают массу энергии, что делает их стиль саморегуляции наиболее неэффективным, неоптимальным. Знание индивидуаль-ного стиля позволяет более успешно осуществлять регуляцию ПФС и разрабатывать индивидуально ориентированные системы обучения методам саморегуляции.

 
 

  Влияние эмоций на деятельность человека

      Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – это особый класс процессов и состояний, связанных с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающихся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Они служат одним из главных механизмов регуляции деятельности и сопровождают практически любые проявления активности человека. Базовой формой эмоций выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые. Другой формой эмоций являются аффекты, представляющие очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным ситуациям, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без действия актуальной ситуации их образования, в этом аспекте они выступают ориентирами деятельности. Главная особенность человеческих эмоций состоит в том, что в общественно-исторической практике был выработан особый эмоциональный язык (язык образов), который может передаваться как некоторое общепринятое описание.

      Наиболее  существенными характеристиками эмоций является их модальность (положительная и отрицательная) и интенсивность.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

      Одна  из наиболее заметных функций эмоций  – оценка того, что происходит во внешнем или внутреннем мире человека – хорошо это для человека или плохо, вредно или полезно, нравится ему или нет. В зависимости от модальности оценки ситуации человеком, он будет либо избегать ее, либо стараться в ней находиться, действовать. В основе такой оценки могут лежать субъективные  ожидания и цели. 

      Человеку  свойственно стремиться к определенности в интерпретации того, что происходит. В ситуации неопределенности возрастает тревожность, и человек может  иногда выбрать что угодно взамен продолжающейся неопределенности.

      Эмоции также сигнализируют  о значимости происходящего для  человека: более значимое вызывает более сильные эмоции. Обычно человек  живо реагирует на все, что происходит с близкими ему людьми, и, как правило,  достаточно безучастен к тому, что происходит со случайными прохожими.

      Эти функции эмоций хорошо отражает и объясняет предложенная П.В. Симоновым информационная теория эмоций.  Согласно ей "эмоция есть отражение мозгом человека или животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта". 

      В общем виде правило возникновения  эмоции представляется в виде структурной формулы:

      Э = f (П, (Ин – Ис) …),

где Э – эмоция, ее степень, качество и знак; П – сила и качество актуальной потребности; (Ин – Ис) – оценка вероятности (возмож-ности) удовлетворения потребности на основе врожденного и  при-обретенного опыта; Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.

      Под информацией понимают отражение  всей совокупности средств достижения цели: знания, которыми располагает субъект, совершенство его навыков, энергетические ресурсы организма, время, достаточное или недостаточное для организации соответствующих действий и т.д. Согласно указанной формуле, чем сильнее потребность, тем сильнее эмоция, которую она вызывает. Чем больше разница между необходимыми и достаточными средствами, тем также сильнее эмоция. Когда есть все необходимые средства (Ин = Ис), субъект спокойно удовлетворяет актуальную потребность, не испытывая особых эмоций по этому поводу. Если разница (Ин – Ис) меньше нуля, то есть мы узнаем, что у нас недостаточно возможностей для удовлетворения своих «хочу», мы расстраиваемся (Э < 0, то есть эмоции отрицательные), и чем больше эта разница, тем эмоции сильнее. 

 

 Нарастание  вероятности удовлетворения потребности побуждает человека  радоваться в предвкушении достижения цели. Так проявляется прогностическая  функция эмоций, позволяющая предвосхищать развитие событий. 

      Важнейшим моментом в процессе выполнения  профессио-нальных  функций является необходимость удержания конечной цели действий работника. Функция удержания сравнительно далекой цели выполняется посредством эмоционально-волевого действия.

      Воля  – это специфическая потребность  преодоления препятст-вий, которая  всегда приращена к какой-либо иной потребности, инициировавшей поведение и породившей необходимость преодоления. Волевое действие способствует трансформации потребности, устойчиво доминирующей в системе потребностей данной личности, во внешнее поведение, в поступок, в действие. При наличии потребности препятствие на пути к ее удовлетворению активирует два самостоятельных мозговых механизма: нервный аппарат эмоций и структуры реакции преодоления. Положительное значение эмоций заключается в гиперкомпенсаторной мобилизации энергетических ресурсов, а также в переходе к тем формам реагирования, которые ориентируются на широкий круг предположительно значимых сигналов.

      Одновременно  сосуществующие различные потребности  возбуждают разные эмоции, и обычно наиболее сильная эмоция определяет направление действий человека. При этом из-за того, что эмоция зависит не только от величины потребности, но и от вероятности ее удовлетворения, поведение человека иногда переориентируется на менее важную, но легче достижимую цель – человек выбирает «синицу в руке» вместо «журавля в небе».

Информация о работе Лекции по психофизиологии