Лекции по психофизиологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:35, курс лекций

Описание

В современных условиях социально-экономического и технического развития рациональное использование человеческих ресурсов является важным фактором развития различных видов экономической деятельности (производства, торговли, сферы услуг и др.). Общеизвестно, что профессиональный труд должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.

В феномене профессии скрыты психофизиологические, общепсихологические и социально-психологические события. Понятие «профессия» трактуется в современной науке как род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовленности и являющихся источником существования; как социально фиксированный трудовой пост (могущий быть вакантным и предполагающий, в частности, некоторую психологическую пригодность человека к делу); как система выполняемых человеком трудовых функций, как определенная квалификация, опытность специалиста и, наконец, как общность людей, занятых определенным родом деятельности (Е.А. Климов и др.). Общим у всех этих определений является представление профессии как особого рода деятельности – профессиональной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Лекции по психофизиологии гот1.doc

— 444.00 Кб (Скачать документ)
 
 

 

Лекция 5. Психофизиология профессионального отбора и профессиональной пригодности

Сущность  и задачи профессионального  отбора

 

      Вопросы профессионального отбора и экспертизы профпригодности к той или иной профессии являются весьма актуальными и позволяют обеспечивать надежность человеческого фактора в процессе труда. В нашей стране профессиональный отбор получил распространение пока лишь при укомплектовании должностей и профессий, которые предъявляют очень высокие требования к психофизиологическим качествам работника и к его здоровью.

      Однако задача  профессионального  отбора – определение пригодности человека к выполнению конкретной работы и подбор наиболее эффективных исполнителей и руководителей если не для всех, то для большинства рабочих мест и должностей – становится актуальной в системе рыночных отношений. В интересах дела предпочтение при трудоустройстве должны иметь специалисты, обладающие более высоким уровнем развития профессионально важных качеств и свойств, то есть профессионально компетентные. Следует учесть и то, что обучение (зачастую достаточно дорогое) целесообразно проводить лишь при наличии некоторых психо-физиологических качеств. В связи с этим возникает проблема профессионально-психологического отбора претендентов на обучение или переобучение по направлениям службы занятости. 
Для этого необходимо подобрать объективные  критерии оценки, что возможно только в рамках грамотно организованного профессионально-психологического отбора.

      Профессиональный  отбор  включает: определение годности кандидата по состоянию здоровья и определение профпригодности на основе социально-психологического изучения кандидатов, их психологического и психофизиологического обследования.

 
 

      Конкретизировать  задачи профессионального психоло-гического  отбора можно следующим образом:

  • выявление среди кандидатов на трудоустройство, учебу, сотрудников с нервно-психической неустойчивостью и находящихся в состоянии дезадаптации;
  • оценка психологической пригодности к тем или иным видам деятельности кандидатов на трудоустройство и прогноз успешности профессионального обучения кандидатов на учебу;
  • оценка уровня профессиональной адаптации кандидатов на трудоустройство после прохождения испытательного срока (первоначальной подготовки);
  • выявление лиц с асоциальными установками, корыстно-утилитарной мотивацией, а также имеющих вредные привычки, несовместимые с профессиональной деятельностью.

      Профессиональная  пригодность, как правило, устанавливается путем проведения необходимой диспансеризации работника,  определения некоторых его  психофизиологических параметров, необходимых для избранной им профессии (А.К. Маркова,          В.А. Бодров Е.А. Климов и др.).

      При этом могут использоваться тестовый и другие методы. При профессиональном отборе обращается особое внимание на наличие или отсутствие тех свойств личности, которые не поддаются изменению, тренировке, формированию и которые определяются генотипом человека. Отметим, что фенотип здесь не столь важен, т.к. он определяет совокупности свойств человека, которые можно формировать или изменять. Перечень необходимых для конкретной профессии личных качеств человека отражается в профессиограммах – документах, в которых формулируются требования к предполагаемым исполнителям или работникам вообще.

  Психофизиологические методы профессионального отбора

 

      Применение  психофизиологических методов в  психологии труда было вызвано необходимостью разработки объективных и количественных критериев психофизиологического  отбора в связи с развитием  техники и ее усложнением, а также  появлением профессий, предъявляющих к психическим качествам и психофизиологическим возможностям работающего человека все более жесткие требования.

      В отечественной психологии можно  отметить разработку методических приемов  отбора, основанных на знании психофизиологической природы применяемых испытаний и определенных теоретических концепциях (Майзель и др., 1964; Геллерштейн, 1968).

      В процессе профотбора процедура выявления  статической картины наличных  знаний, навыков и умений человека была заменена системой проверки и  измерения у данного индивида его способностей к приобретению новых, специфических для данной деятельности,  функций и навыков к обучению. Кроме того, в систему профотбора стали включать испытания, оценивающие индивидуально-психологические и личностные качества человека, одни из которых поддаются целенаправленному воздействию или воспитанию, а другие являются более стойкими и практически не меняются под влиянием жизненного опыта человека. Последние находятся в более тесной связи с нейрофизиологическими особенностями субъекта и  поэтому были охарактеризованы как «психофизиологические качества индивидуальности». К ним можно отнести такие качества субъекта, как эмоциональная уравновешенность, самообладание, выдержка, способность к сосредоточению, психическая выносливость, переключаемость, объем и распределение внимания и т. д. Особенностью этих качеств «психофизиологической группы» является то, что они сами свойства нервной системы (НС), их определяющие, поддаются экспериментальному изучению и качественной оценке (Небылицын, 1976; Гуревич, 1978). Врожденные свойства нервной системы имеют  решающее значение для экстремальных ситуаций, вызывающих состояния стресса или напряженности.

      В число методов, используемых в задачах  профотбора и определения профпригодности, принято включать методы определения основных и частных (парциальных свойств НС и особенностей вегетативной регуляции по параметрам пульса, дыхания и КГР). Использование системы психофизиологических методов профессионального отбора позволяет получить достаточно полный «ансамбль» качеств индивида, обеспечивающих его профессиональную пригодность.

      При разработке системы психофизиологического  отбора необходимо руководствоваться  следующими методологическими принципами:

  • обоснованность – должна быть обоснована сама необходимость психофизиологического отбора, т.е. отбор проводится только для тех специальностей, для которых установлена явная зависимость успешности обучения и последующей профессиональной деятельности от уровня развития у кандидата определенных психологических и психофизиологических свойств и способностей;
  • комплексность означает всестороннее изучение и оценку профессионально важных свойств и возможностей кандидата для правильного определения его пригодности к обучению и последующей профессиональной деятельности по специальности;
  • динамичность предполагает пролонгированное наблюдение за претендентами как в обычных условиях, так и в стрессовых ситуациях, экстремальных условиях;
  • этапность отбора – выделяют социальный (образование, профессия, направленность первичной профессиональной   подготовки), медицинский (состояние здоровья, уровень физического развития), психофизиологический этапы отбора (соответствие психофизиологических качеств требованиям профессии), а также заключительный этап (оценка эффективности отдельных этапов отбора и всех мероприятий в целом);
  • активность – возможность выявить дополнительные резервы повышения надежности военных специалистов, например, за счет совершенствования системы подготовки, улучшения режима деятельности;
  • группировка специальностей (дифференцированное прогнозирование) – разрабатываются комплексы методик обследования не для каждой военной специальности, а для групп специальностей;
  • практичность психофизиологического отбора означает проведение таких мероприятий по прогнозированию профессиональной пригодности, которые были бы оправданы в отношении материальных, временных и финансовых затрат на их осуществление.

Основные  факторы профессиональной пригодности

 

      В основу психофизиологической системы  профотбора вошли такие представления  о факторах профессиональной пригодности, как: связь силы НС с порогами ощущения, с концентрацией внимания, со спонтанной отвлекаемостью и помехоустойчивостью, зависимость скорости переключения с одной деятельности на другую от подвижности нервных процессов в микроинтервалы времени, влияние на пропускную способность оператора и реакцию на предвиденные стимулы (появление периода «психической рефрактерности  и принятие логических решений) уравновешен-ности нервных процессов и отношения силы НС по отношению к возбуждению, связь силы НС по отношению к процессу возбуждения или к процессу торможения и таких особенностей НС, как: подвижность и «уравновешенность нервных процессов»    (К.М. Гуревич, В.С. Мерлин, Е.А. Климов и др.).

      Позже количество профессионально значимых психо-физиологических свойств НС было расширено за счет включения в систему профотбора такого параметра как «концентрируемость» нервных процессов, который определяет реакции индивида на некоторые особые ситуации, например аварийную сигнализацию («сверхсильные раздражители») при дежурстве у распределительных щитов электростанции (Гуревич, 1978).

      Еще одним практически важным для  профотбора и работы 
субъекта свойством НС является «прочность» однажды образованных связей, составляющая основу прочности запоминания. Без включения оценки этих свойств в систему профотбора нельзя объяснить и предвидеть особенности поведения человека в различных ситуациях, так как в каждой из них к нему предъявляется набор специфических требований. Так, для экстремальных ситуаций, вызывающих состояния стресса или напряженности, роль свойств НС существенно увеличивается: решающее значение начинают приобретать врожденные свойства НС.

      При изучении различных видов деятельности были обна-ружены такие виды, когда  свойства НС выступают преградой  на пути их выполнения, это привело к выводу о возможности    разделить профессии на: абсолютно профессионально пригодные и относительно профессионально пригодные.

      Абсолютно профессионально пригодные –  это профессии, где свойства НС могут  выступать препятствием в выполнение деятельности, например, летчики, космонавты. Слабая НС препятствует возможности человека выполнять такие виды деятельности. Возникновение внезапных, неожиданных ситуаций требует от человека умения собраться, не растеряться (реакция на аварийную ситуацию). Инертная НС – трудны задачи быстрого реагирования, быстрого перехода от одной деятельности к другой.

      Относительно  профессионально пригодные –  это профессии, где способны работать люди с различными свойствами НС, при  условии если они сформируют адекватный своим психофизиологическим особенностям стиль деятельности. Например, в труде токарей-наладчиков с инертной НС тип индивидуального стиля деятельности проявлялся в том, что в спокойной ситуации они предусматривали все возможные причины аварии и заранее проводили необходимые профилактические действия для устранения этих причин.

      Наладчики с подвижной НС использовали  другой стиль, который также был  эффективным – токарь-наладчик устанавливал  причины неполадки преимущественно  в процессе самой работы и тут же ее устранял.

      Оказывается если экстремальность условий не очень велика, то возможна компенсация  недостающих качеств  (Климов,   1969) для овладения  связанных с  экстремальностью  профессиями. Установлены  факты одинаково высокой профессиональной успешности лиц с различной силой НС, а данные о формировании специфических психофизиологических приспособительных меха-низмов сняли вопрос о пригодности лиц слабой НС даже для профессий водителя (Небылицын, 1976).

      Определение наличия необходимых в этих ситуациях качеств может помочь индивиду не только найти пути и способы компенсации недостающих у него качеств там, где эта компенсация необходима и возможна, но и профессинально сориентироваться. В этом авторы видели основной смысл изучения свойств НС у человека в практических целях.

      В целом можно сказать, что в  настоящее время исследования по психологическому отбору или профессиональной пригодности базируются на методологических принципах системно-структурного подхода к оценке функционального соответствия компонентов системы «человек-техника-профессиональная среда», разрабатываемого в отечественной психологии и означающего применительно к данным задачам необходимость целостного познания структурной взаимосвязи – индивидуального «ансамбля» профессионально значимых статистических и динамических свойств и качеств личности, параметров структуры и условий деятельности, показателей ее эффективности и надежности (Небылицын, 1976; Платонов, 1982; Ломов, 1984 и др.).

      Именно  результаты исследований по проблемам  индивидуальности, психофизиологии благодаря работам Б. М. Теп-лова (1961), В. Д. Небылицына (1976), В. М. Русалова (1979),          В. С. Мерлина (1986) и их учеников стали основой для дифференциальной психофизиологии профотбора и нашли широкое применение при решении основных задач психологии труда.

Информация о работе Лекции по психофизиологии