Лекции по психофизиологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:35, курс лекций

Описание

В современных условиях социально-экономического и технического развития рациональное использование человеческих ресурсов является важным фактором развития различных видов экономической деятельности (производства, торговли, сферы услуг и др.). Общеизвестно, что профессиональный труд должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.

В феномене профессии скрыты психофизиологические, общепсихологические и социально-психологические события. Понятие «профессия» трактуется в современной науке как род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовленности и являющихся источником существования; как социально фиксированный трудовой пост (могущий быть вакантным и предполагающий, в частности, некоторую психологическую пригодность человека к делу); как система выполняемых человеком трудовых функций, как определенная квалификация, опытность специалиста и, наконец, как общность людей, занятых определенным родом деятельности (Е.А. Климов и др.). Общим у всех этих определений является представление профессии как особого рода деятельности – профессиональной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Лекции по психофизиологии гот1.doc

— 444.00 Кб (Скачать документ)

      Таким образом, профессиональное самосознание строится на базе общего самосознания личности. Профессиональное самосознание – это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу          (А.К. Маркова).

      Профессиональное  самосознание включает:

  • осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств;
  • осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактным или конкретным коллегой;
  • учет оценки себя как профессионала со стороны коллег;
  • самооценивание человеком своих отдельных сторон – понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя;
  • положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что приводит к позитивной «Я-концепции».

      Большую роль в становлении профессионального  самосознания имеет отнесение себя к общности других людей, прежде всего  к профессиональной общности. Вместе с тем профессиональное самосознание становится еще более зрелым, если человек видит себя еще в более широком контексте, и если он обладает более глобальными видами сознания.

      Отмечается, что профессиональное сознание всегда существует в динамическом соотношении  с подсознанием, с неосознаваемым, что проявляется, например, в импульсивных действиях профессионала. Возможны противоречия между профессиональным сознанием, осознаваемыми профессиональными ценностями и неосознаваемыми установками.

      Профессиональное  сознание требует специальной работы по его развитию, формированию, но между  тем оно зачастую складывается стихийно.

Лекция 9. Психофизиологический анализ содержания профессиональной  деятельности

 

Содержание профессиональной  деятельности

 

      Трудовая  деятельность предполагает получение  какого-либо общественно значимого продукта, результата, создание так называемых потребительных стоимостей.

      Знание  психологических  и физиологических  закономерностей трудовой деятельности, возможностей и ограничений человека в реализации трудовых задач, законов  взаимной адаптации человека и средств, содержания, условий труда позволяют повысить ее эффективность, надежность, безопасность, а также привлекательность труда и удовлетворенность им.

      В общем виде деятельность – это  индивидуальная форма существования  общественных отношений, она характеризует способ включения личности в существующую систему разделения труда (философское определение). Деятельность – это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта (психологическое определение).

      С позиций определения деятельности как своеобразной формы отношения (в понимании деятельности общей  категорией, с помощью которой  определяется деятельность, выступает общепсихологическое понятие отношения) А.В. Карпов выделяет ее два основных специфических признака:

      1) это отношение продуктивного  типа, по определению предполагающее  получение некоторого результата (какой-либо продукт, освоение  тех или иных знаний, умений и т.д.);

      2) это отношение, которое регулируется  осознаваемой целью как идеальным  образом будущего результата (цель  – главный критерий определения  содержания, структуры и динамики  деятельности).

      Содержание  деятельности определяется целью, а  не потребностями человека. То, почему человек действует определенным образом, не совпадает с тем, для чего он действует. Возникает важнейший деятельностный феномен – явление расхождения потребностей, мотивов человека с непосредственными целями его деятельности.

      Указанные специфические признаки, через которые  определяется деятельность, позволяют  раскрыть основные общепсихологические  свойства деятельности (В.Д. Шадриков,  А.В. Карпов и др.): свойства активности, продуктивности (результативности), осознаваемости, социальной обусловленности, предметности, адаптивности, системности.

      А.В. Карпов отмечает, что деятельность является одной из наиболее сложных  среди известных в настоящее  время систем, в силу чего и ее познание, и ее изучение должны осуществляться на основе принципов системного подхода. Системность деятельности обусловливает существование двух ее основных планов: внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (психологического). Существует важная проблема – проблема пропорции внешней (объективированной) характеристики деятельности и ее внутреннего (психологического) содержания. Такая пропорция устанавливается на основе соблюдения двух важнейших общепсихологических принципов:

      1) принципа единства психики и  деятельности, согласно которому  внешние и внутренние компоненты деятельности представляют собой нерасторжимую целостность и должны взаимообъясняться друг через друга;

       2) принципа двухэтапности психологического  изучения деятельности, согласно  которому анализ деятельности  должен включать два сменяющих  друг друга этапа: анализ ее содержания (связан  с характеристикой объективного содержания деятельности) и анализ ее психологических механизмов (связан с характеристикой субъективного, собственно психологического содержания деятельности).

      Внешняя характеристика деятельности (прежде всего профессиональной) осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, условий и средств деятельности. Предмет труда – совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в ходе деятельности практически или мысленно взаимодействует. Средства труда – совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него. Условия труда – система социальных, психологических санитарно-гигиенических и физических характеристик деятельности.

      Внутренняя  характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры  и содержания, а также операционных средств ее реализации.

Характеристика  профессиональной деятельности

 

      Психологами выделено девять обобщенных психологических признаков, которые характеризуют любой профессиональный труд достаточно полно и всесторонне (см. подраздел 4.2. темы 4). К ним относятся:

    1. предмет труда – это то, на что направлен труд человека;
    2. цель труда – осознанный образ конечного результата (к чему человек стремится в процессе своей целесообразной деятельности);
    3. средства труда – орудия, с помощью которых человек воздействует на предмет труда;
    4. проблемность трудовых ситуаций – набор решаемых профессиональных задач (проблем) и их сложность в каждой конкретной трудовой деятельности;
    5. коллективность трудового процесса – особенности выполнения работы (коллективно или самостоятельно);
    6. самостоятельность в труде – самоорганизация труда или организация и стимулирование труда других людей;
    7. особенности деловых контактов – трудовое взаимодействие людей;
    8. ответственность в профессиональной деятельности – внутренняя необходимость отвечать за свои поступки;
    9. условия труда – факторы окружающей среды.

Биологические ритмы, их значение для трудовой деятельности

 

      Физиологические функции человека в течение суток меняются в строго определенном порядке. Большинство из них (температура тела, деятельность нервной системы, активность, лабильность зрительного анализатора, работа сердца и др.) в дневные часы суток повышаются, а в ночные – понижаются.

      Исследованием суточных режимов труда и отдыха занимались Б.В. Бычин, С.В. Малинин, Е.В. Шубенкова и др. В связи с установившейся суточной периодикой жизнедеятельности в различные отрезки времени организм человека неодинаково реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку, а его работоспособность и производительность труда в течение суток подвержены определенным колебаниям. В соответствии с суточным циклом наивысший уровень работоспособности отмечается в утренние и дневные часы. Если время работы будет совпадать с периодами наивысшей работоспособности, то человек сможет выполнить максимум работы при минимальном расходовании энергии и минимальном утомлении. Поэтому с учетом указанных закономерностей развития суточной периодики работоспособности человека следует определять сменность работы предприятий, начало и окончание работы в сменах, перерывы на отдых и сон.

      При прочих равных условиях утренние и  дневные часы предпочтительнее для работы, так как в этом случае она начинается после полноценного ночного отдыха и совпадает со временем наибольшей биологической активности, когда работоспособность человека находится на высоком уровне. Человек в этот период суток обладает большими потенциальными возможностями, чтобы обеспечить высокую производственную эффективность при минимальном утомлении.

      Работа  в вечерние часы начинается при определенном наслоении утомления, вызванном  предшествующим бодрствованием и бытовой  нагрузкой человека. Кроме того, к этому времени начинается некоторое снижение активности физиологических функций. Ночная работа, нарушая биологический ритм, не соответствует физиологическим закономерностям человека. Она требует от организма перестройки прочного суточного стереотипа, что связано с большим напряжением нервной деятельности. При работе в ночные смены утомление наступает быстрее, так как многовековая привычка спать ночью обусловливает снижение в ночные часы возбудимости и лабильности нервных процессов. В результате снижается точность и удлиняется время трудовых операций, отмечается большее число ошибок, приводящих к браку и травматизму, а часовая выработка при прочих равных условиях, как правило, понижается.

      Учитывая  неблагоприятное воздействие ночных смен на здоровье работников и их производственные показатели, необходимо использовать возможности сокращения работы в ночное время за счет применения наиболее рациональных графиков сменности, максимально сокращающих работу в ночные часы.

      Процесс восстановления нормального уровня физиоло-гических функций после работы в ночные часы замедлен и организм требует более длительного отдыха. Поэтому с физиологической точки зрения, вполне оправдано сокращение ночной работы по сравнению с дневной. Эта мера позволяет в установленном законом порядке увеличить время отдыха для работающих в ночные смены.

При работе в ночные смены обязательно должны предоставляться перерывы на обед и регламентированный отдых. Во время последних целесообразно проводить производственную гимнастику. Как дополнительный фактор, стимулирующий работоспособность человека в ночные смены, следует использовать периодическую трансляцию музыки, если к этому нет противопоказаний.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Лекция 10. Измерение и анализ физиологических и психологических рабочих нагрузок

  Понятие рабочей нагрузки

 

      Рабочую нагрузку можно определить как воздействие на субъекта совокупности факторов трудовой деятельности, отражающих содержание (сложность) и условия выполнения конкретных задач, соотнесенное с возможностями (способностями) субъекта деятельности реализовать предъявленные ему требования          (В.А. Бодров).

      Рабочая нагрузка прежде всего отражает процесс  взаимодействия человека с рабочей  задачей. Величина работы, которую он должен выполнить, определяется в некоторой степени тем, сколько он хочет сделать и какими ресурсами для этого располагает. Объективно поставленная задача может вызвать низкий или высокий уровень нагрузки в зависимости от того, какой у субъекта уровень профессиональных способностей и подготовки, характер функционального состояния и мотивации на выполнение задачи.

  Психофизиологические компоненты работоспособности

 

        В исследованиях Г.Б. Суворова, В.А. Бодрова и др. работоспособность  человека рассматривается как  одно из основных понятий физиологии и психологии труда. Важность данного понятия определяется значимостью практических задач приведения условий труда в соответствие с психофизиологическими возможностями работающего человека. Вместе с тем, многообразие видов труда и психофизиологических систем человека, обеспечивающих его выполнение, обусловливает отсутствие общепризнанного понимания работоспособности.

Информация о работе Лекции по психофизиологии