Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:35, курс лекций
В современных условиях социально-экономического и технического развития рациональное использование человеческих ресурсов является важным фактором развития различных видов экономической деятельности (производства, торговли, сферы услуг и др.). Общеизвестно, что профессиональный труд должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.
В феномене профессии скрыты психофизиологические, общепсихологические и социально-психологические события. Понятие «профессия» трактуется в современной науке как род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовленности и являющихся источником существования; как социально фиксированный трудовой пост (могущий быть вакантным и предполагающий, в частности, некоторую психологическую пригодность человека к делу); как система выполняемых человеком трудовых функций, как определенная квалификация, опытность специалиста и, наконец, как общность людей, занятых определенным родом деятельности (Е.А. Климов и др.). Общим у всех этих определений является представление профессии как особого рода деятельности – профессиональной деятельности.
Таким образом, профессиональное самосознание строится на базе общего самосознания личности. Профессиональное самосознание – это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу (А.К. Маркова).
Профессиональное самосознание включает:
Большую
роль в становлении
Отмечается, что профессиональное сознание всегда существует в динамическом соотношении с подсознанием, с неосознаваемым, что проявляется, например, в импульсивных действиях профессионала. Возможны противоречия между профессиональным сознанием, осознаваемыми профессиональными ценностями и неосознаваемыми установками.
Профессиональное сознание требует специальной работы по его развитию, формированию, но между тем оно зачастую складывается стихийно.
Содержание профессиональной деятельности
Трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата, создание так называемых потребительных стоимостей.
Знание психологических и физиологических закономерностей трудовой деятельности, возможностей и ограничений человека в реализации трудовых задач, законов взаимной адаптации человека и средств, содержания, условий труда позволяют повысить ее эффективность, надежность, безопасность, а также привлекательность труда и удовлетворенность им.
В общем виде деятельность – это индивидуальная форма существования общественных отношений, она характеризует способ включения личности в существующую систему разделения труда (философское определение). Деятельность – это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта (психологическое определение).
С
позиций определения
1)
это отношение продуктивного
типа, по определению предполагающее
получение некоторого
2)
это отношение, которое
Содержание деятельности определяется целью, а не потребностями человека. То, почему человек действует определенным образом, не совпадает с тем, для чего он действует. Возникает важнейший деятельностный феномен – явление расхождения потребностей, мотивов человека с непосредственными целями его деятельности.
Указанные специфические признаки, через которые определяется деятельность, позволяют раскрыть основные общепсихологические свойства деятельности (В.Д. Шадриков, А.В. Карпов и др.): свойства активности, продуктивности (результативности), осознаваемости, социальной обусловленности, предметности, адаптивности, системности.
А.В. Карпов отмечает, что деятельность является одной из наиболее сложных среди известных в настоящее время систем, в силу чего и ее познание, и ее изучение должны осуществляться на основе принципов системного подхода. Системность деятельности обусловливает существование двух ее основных планов: внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (психологического). Существует важная проблема – проблема пропорции внешней (объективированной) характеристики деятельности и ее внутреннего (психологического) содержания. Такая пропорция устанавливается на основе соблюдения двух важнейших общепсихологических принципов:
1)
принципа единства психики и
деятельности, согласно которому
внешние и внутренние
2) принципа двухэтапности
Внешняя характеристика деятельности (прежде всего профессиональной) осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, условий и средств деятельности. Предмет труда – совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в ходе деятельности практически или мысленно взаимодействует. Средства труда – совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него. Условия труда – система социальных, психологических санитарно-гигиенических и физических характеристик деятельности.
Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, а также операционных средств ее реализации.
Психологами выделено девять обобщенных психологических признаков, которые характеризуют любой профессиональный труд достаточно полно и всесторонне (см. подраздел 4.2. темы 4). К ним относятся:
Физиологические функции человека в течение суток меняются в строго определенном порядке. Большинство из них (температура тела, деятельность нервной системы, активность, лабильность зрительного анализатора, работа сердца и др.) в дневные часы суток повышаются, а в ночные – понижаются.
Исследованием суточных режимов труда и отдыха занимались Б.В. Бычин, С.В. Малинин, Е.В. Шубенкова и др. В связи с установившейся суточной периодикой жизнедеятельности в различные отрезки времени организм человека неодинаково реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку, а его работоспособность и производительность труда в течение суток подвержены определенным колебаниям. В соответствии с суточным циклом наивысший уровень работоспособности отмечается в утренние и дневные часы. Если время работы будет совпадать с периодами наивысшей работоспособности, то человек сможет выполнить максимум работы при минимальном расходовании энергии и минимальном утомлении. Поэтому с учетом указанных закономерностей развития суточной периодики работоспособности человека следует определять сменность работы предприятий, начало и окончание работы в сменах, перерывы на отдых и сон.
При прочих равных условиях утренние и дневные часы предпочтительнее для работы, так как в этом случае она начинается после полноценного ночного отдыха и совпадает со временем наибольшей биологической активности, когда работоспособность человека находится на высоком уровне. Человек в этот период суток обладает большими потенциальными возможностями, чтобы обеспечить высокую производственную эффективность при минимальном утомлении.
Работа в вечерние часы начинается при определенном наслоении утомления, вызванном предшествующим бодрствованием и бытовой нагрузкой человека. Кроме того, к этому времени начинается некоторое снижение активности физиологических функций. Ночная работа, нарушая биологический ритм, не соответствует физиологическим закономерностям человека. Она требует от организма перестройки прочного суточного стереотипа, что связано с большим напряжением нервной деятельности. При работе в ночные смены утомление наступает быстрее, так как многовековая привычка спать ночью обусловливает снижение в ночные часы возбудимости и лабильности нервных процессов. В результате снижается точность и удлиняется время трудовых операций, отмечается большее число ошибок, приводящих к браку и травматизму, а часовая выработка при прочих равных условиях, как правило, понижается.
Учитывая
неблагоприятное воздействие
Процесс восстановления нормального уровня физиоло-гических функций после работы в ночные часы замедлен и организм требует более длительного отдыха. Поэтому с физиологической точки зрения, вполне оправдано сокращение ночной работы по сравнению с дневной. Эта мера позволяет в установленном законом порядке увеличить время отдыха для работающих в ночные смены.
При работе в ночные смены обязательно должны предоставляться перерывы на обед и регламентированный отдых. Во время последних целесообразно проводить производственную гимнастику. Как дополнительный фактор, стимулирующий работоспособность человека в ночные смены, следует использовать периодическую трансляцию музыки, если к этому нет противопоказаний.
Лекция 10. Измерение и анализ физиологических и психологических рабочих нагрузок
Рабочую нагрузку можно определить как воздействие на субъекта совокупности факторов трудовой деятельности, отражающих содержание (сложность) и условия выполнения конкретных задач, соотнесенное с возможностями (способностями) субъекта деятельности реализовать предъявленные ему требования (В.А. Бодров).
Рабочая нагрузка прежде всего отражает процесс взаимодействия человека с рабочей задачей. Величина работы, которую он должен выполнить, определяется в некоторой степени тем, сколько он хочет сделать и какими ресурсами для этого располагает. Объективно поставленная задача может вызвать низкий или высокий уровень нагрузки в зависимости от того, какой у субъекта уровень профессиональных способностей и подготовки, характер функционального состояния и мотивации на выполнение задачи.
В исследованиях Г.Б. Суворова, В.А. Бодрова и др. работоспособность человека рассматривается как одно из основных понятий физиологии и психологии труда. Важность данного понятия определяется значимостью практических задач приведения условий труда в соответствие с психофизиологическими возможностями работающего человека. Вместе с тем, многообразие видов труда и психофизиологических систем человека, обеспечивающих его выполнение, обусловливает отсутствие общепризнанного понимания работоспособности.