Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 17:12, дипломная работа
Стремительные изменения общества в экономической сфере, в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся сущностными характеристиками жизни в современном мире. Степень и скорость этих перемен приводят к тому, что человек переживает растерянность, страх, затруднения в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни; многие люди испытывают чувство безысходности, незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Психолог-консультант в системе практической психологии……………………………………………………………………….7
Актуальные проблемы и требования современной практической психологии………………………………………………………………...7
Особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Теоретический анализ модели «идеального» психолога-консультанта………………………………………………………………33
Профессионально-личностные требования, предъявляемые к психологам- консультантам……………………………………………...39
Выводы по первой главе…………………………………………………45
Глава 2. Проблемы личностного и профессионального становления психолога-консультанта………………………………………………………48
2.1. Этапы профессионального становления психолога-консультанта……..48
2.2.Проблемы и трудности личностного становления и развития психолога-консультанта……………………………………………………………………..54
2.3. Анализ динамика развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.………………………………………..56
2.3.1. Развитие профессионально важных качеств личности специалиста в области психологии………………………………………………………….....60
Выводы по второй главе…………………………………………………...65
Заключение……………………………………………………………………..67
Библиографический список:……………………………………………….....69
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени М.А.
ШОЛОХОВА
Факультет психологии
Кафедра
общей и практической
психологии
Малей Игорь
Степанович
«
Личностные особенности
психолога-консультанта»
Выпускная квалификационная работа
Москва
2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Психолог-консультант
в системе практической
психологии……………………………………………………
Выводы по первой главе…………………………………………………45
Глава
2. Проблемы личностного
и профессионального
становления психолога-
2.1. Этапы профессионального становления психолога-консультанта……..48
2.2.Проблемы и трудности
личностного становления и развития психолога-консультанта……………………
2.3. Анализ динамика развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.………………………………………..56
В связи с расширением сферы услуг в области практической психологии актуальной является проблема качества профессиональной подготовки практического психолога. Работа посвящена профессиональной деятельности психолога-консультанта, личностным особенностям психолога-консультанта, изучению его коммуникативных способностей, поскольку именно процессы коммуникации, общения являются ведущими и во многом определяют успешность психологической консультативной деятельности.
Широкое внедрение психологии
в практику закономерно
Для
того, чтобы лучше понять требования которые
современная жизнь предъявляет к профессии
психолога, к его личностным качествам,
необходимо понять условия в котором приходиться
работать современным специалистам. Все
происходящие в современных условиях
можно подразделить следующим образом:
Развитие психологии до недавнего
времени зависело напрямую от большевистской
идеологии.
Отказ от анализа психологии
человека в тоталитарном обществе, чтобы
не обозначать реальные проблемы общественной
жизни.
Неподготовленность психологов
для решения современных задач - проблемы
личности бывшего "советского человека".
Подмена истинных научных знаний
провозглашенными рецептами различные
панацеи от общественных болезней.
Подрыв доверия к науке в
результате взаимодействия "невежественного
заказчика" и недобросовестного исполнителя.
Подмена психологов профессионалов
представителями оккультных наук.
Безответственность средств
массовой информации ( колдуны и гадалки
в качестве психологов).
Снижение уровня профессиональной
подготовки, появление специалистов не
имеющих базового образования ( кратковременные
курсы психологов ).
Учитывая все выше перечисленное
жизнь заставляет по новому относиться
к профессии, и выдвигает новые требования:
1.Функциональная востребованность в современных
условиях.
2.Богатство методических средств и приемов,
используемых в тренинговых группах, психологическое
консультирование, новые методы работы
(нейролингвистическое программирование,
трансакционный анализ и т.д.), только в
последнее время включены в инструменты
российской психологии, хотя они давно
широко используются на Западе.
3.Участие психологов в современном бизнесе
- изучение влияния рекламы на потребителя,
изучение политического имиджа и пути
его конструирования, вместе с психологами
.
Таким образом, актуальность темы дипломной работы связана не только с профессионально-личностными требованиями предъявляемые к психологам – консультантам и проблеме качества профессиональной подготовки практического психолога, но и с вопросами личностного развития студента и формирование его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии , который как раз и приходится на время обучения в ВУЗе, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируется его жизненная и мировоззренческие позиции , осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности , поведения и общения. При этом одной из ведущих проблем является построение такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста.
Объектом исследования является влияние процессов развития личности на формирование личных и профессиональных качеств специалиста.
Предметом исследования является проблема выявления взаимосвязи и взаимообусловленности двух процессов: развития личности и становление профессионала в процессе обучения в ВУЗе.
Целью данной работы является описание и анализ личностных и профессиональных качеств практического психолога (психолога-консультанта) , а также выявление особенностей и динамики личностного развития и профессионального становления студентов .
В процессе подготовки работы использовались все необходимые источники информации, в том учебные и научные пособия, монографии, статьи в периодической печати и глобальной информационной сети INTERNET.
Дипломная работа состоит из введения,
глав основной части, заключения, библиографического
списка и приложения. Общий объем работы
составляет 66 страниц.
Глава
1. Психолог-консультант
в системе практической
психологии.
Известные психологи Ю.М.Забродин и В.В.Новиков отмечают, что различие теоретической (научно-исследовательской) и научно-практической психологии состоит прежде всего в предмете и объекте изучения. Научно-практическая психология всегда имеет дело с реальным объектом, в котором есть все: и личностная структура, и система психических процессов, свойств, функций, и система функциональных и прочих психических состояний со своей динамикой.
Понимание
природы реального объекта при
работе практического
Следовательно,
в центре внимания
Задача психологии и психологов - помочь человеку разобраться в себе, в своих сложных проблемах и найти рациональный выход из сложившихся ситуаций без значительных нервно-психических напряжений.
В
этом суть практической
В
соответствии с этим
Практическая психология состоит из четырех частей:
1) психология индивидуальности;
2) психология
взаимоотношений и
3) психология профессиональной деятельности;
4) психология личной и обыденной жизни.
Логика такого разделения заключается в том, что в центре стоит человек с его неповторимой индивидуальностью, который должен знать и понимать другого человека. Но человек редко бывает один, обычно он включен в групповые отношения. Последние могут быть очень различными, но вместе с тем имеются определенные закономерности взаимоотношений и взаимодействия в группе, знание которых помогает человеку рационально строить свое поведение. Две остальных части практической психологии раскрывают возможности и способности поведения человека в основных сферах его жизнедеятельности: профессиональной, личной и обыденной жизни. В целом, мы подходим к пониманию того, что такое внутренняя гармония человека, как сам человек может способствовать ее развитию и укреплению психического здоровья.
Рассмотрим основные
направления в психологий:
Арт-терапия
Как направление психотерапии арт-терапия, или художественная терапия, используется для выявления эмоциональных и психологических проблем пациента и освобождения от них. Люди интуитивно чувствуют, что самовыражение - это способ исцеления, а творчество - один из наиболее эффективных путей лечения. В этом случае не нужны какие бы то ни было специальные навыки и умения, но через творческий процесс могут быть разрешены многие проблемы, включая депрессию, низкую самооценку и трудности в отношениях с окружающими. Арт-терапия особенно действенна в случаях с тяжелобольными людьми, которые не в состоянии сформулировать свои переживания.
Информация о работе Личностные особенности психолога-консультанта