Личностные особенности психолога-консультанта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 17:12, дипломная работа

Описание

Стремительные изменения общества в экономической сфере, в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся сущностными характеристиками жизни в современном мире. Степень и скорость этих перемен приводят к тому, что человек переживает растерянность, страх, затруднения в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни; многие люди испытывают чувство безысходности, незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Психолог-консультант в системе практической психологии……………………………………………………………………….7


Актуальные проблемы и требования современной практической психологии………………………………………………………………...7
Особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Теоретический анализ модели «идеального» психолога-консультанта………………………………………………………………33
Профессионально-личностные требования, предъявляемые к психологам- консультантам……………………………………………...39
Выводы по первой главе…………………………………………………45

Глава 2. Проблемы личностного и профессионального становления психолога-консультанта………………………………………………………48

2.1. Этапы профессионального становления психолога-консультанта……..48

2.2.Проблемы и трудности личностного становления и развития психолога-консультанта……………………………………………………………………..54

2.3. Анализ динамика развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.………………………………………..56

2.3.1. Развитие профессионально важных качеств личности специалиста в области психологии………………………………………………………….....60
Выводы по второй главе…………………………………………………...65
Заключение……………………………………………………………………..67
Библиографический список:……………………………………………….....69

Работа состоит из  1 файл

Диплом готов!.doc

— 317.00 Кб (Скачать документ)

      МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.А. ШОЛОХОВА 

Факультет психологии

Кафедра общей и практической психологии 
 

Малей Игорь  Степанович 
 
 

    « Личностные особенности  психолога-консультанта» 

Выпускная квалификационная работа

                                                                        
 

                            

                                             

                                                                              

                                                                                      Научный руководитель:

                                                                                 

                                                                        М.И. Розенова 
 

                                                                             

                                                       
 
 

Москва

2011 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Психолог-консультант  в системе практической психологии……………………………………………………………………….7 

    1. Актуальные  проблемы и требования современной практической психологии………………………………………………………………...7
    2. Особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Теоретический анализ модели «идеального» психолога-консультанта………………………………………………………………33
    3. Профессионально-личностные требования, предъявляемые к   психологам- консультантам……………………………………………...39

    Выводы  по первой главе…………………………………………………45

Глава 2. Проблемы личностного  и профессионального  становления психолога-консультанта………………………………………………………48

2.1. Этапы  профессионального становления психолога-консультанта……..48

2.2.Проблемы и трудности личностного становления и развития психолога-консультанта……………………………………………………………………..54

2.3. Анализ динамика развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.………………………………………..56

2.3.1. Развитие профессионально важных качеств личности специалиста в области психологии………………………………………………………….....60

       Выводы по второй главе…………………………………………………...65

Заключение……………………………………………………………………..67

Библиографический список:……………………………………………….....69

Приложение

Введение 

     В связи с расширением сферы услуг в области практической психологии актуальной является проблема качества профессиональной подготовки практического психолога. Работа посвящена профессиональной деятельности психолога-консультанта, личностным особенностям психолога-консультанта, изучению его коммуникативных способностей, поскольку именно процессы коммуникации, общения являются ведущими и во многом определяют успешность психологической консультативной деятельности.

     Стремительные изменения общества в экономической сфере, в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся сущностными характеристиками жизни в современном мире. Степень и скорость этих перемен приводят к тому, что человек переживает растерянность, страх, затруднения в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни; многие люди испытывают чувство безысходности, незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне. В результате большое число людей нуждается в помощи психологических служб.

      Широкое внедрение психологии  в практику закономерно приводит  к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются  как методы психологического  воздействия. Среди них одно  из важнейших мест несомненно принадлежит психологическому консультированию.   Психологическое консультирование - это относительно новая область профессиональной деятельности психолога, которая сравнительно недавно выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с традиционными формами работы. Психологическое консультирование - непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях. Несомненно, это требует специальной, довольно основательной личностной и профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями, хотя для психолога - консультанта и они необходимы.

      Для того, чтобы лучше понять требования которые современная жизнь предъявляет к профессии психолога, к его личностным качествам, необходимо понять условия в котором приходиться работать современным специалистам. Все происходящие в современных условиях можно подразделить следующим образом: 
    Развитие психологии до недавнего времени зависело напрямую от большевистской идеологии. 
    Отказ от анализа психологии человека в тоталитарном обществе, чтобы не обозначать реальные проблемы общественной жизни. 
   Неподготовленность психологов для решения современных задач - проблемы личности бывшего "советского человека". 
    Подмена истинных научных знаний провозглашенными рецептами различные панацеи от общественных болезней. 
     Подрыв доверия к науке в результате взаимодействия "невежественного заказчика" и недобросовестного исполнителя. 
     Подмена психологов профессионалов представителями оккультных наук.  
     Безответственность средств массовой информации ( колдуны и гадалки в качестве психологов). 
     Снижение уровня профессиональной подготовки, появление специалистов не имеющих базового образования ( кратковременные курсы психологов ). 
     Учитывая все выше перечисленное жизнь заставляет по новому относиться к профессии, и выдвигает новые требования: 
1.Функциональная востребованность в современных условиях. 
2.Богатство методических средств и приемов, используемых в тренинговых группах, психологическое консультирование, новые методы работы (нейролингвистическое программирование, трансакционный анализ и т.д.), только в последнее время включены в инструменты российской психологии, хотя они давно широко используются на Западе. 
3.Участие психологов в современном бизнесе - изучение влияния рекламы на потребителя, изучение политического имиджа и пути его конструирования, вместе с психологами .

     Таким образом, актуальность темы дипломной работы связана не только с профессионально-личностными требованиями предъявляемые к психологам – консультантам и проблеме качества профессиональной подготовки практического психолога, но и с вопросами личностного развития студента и формирование его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии , который как раз и приходится на время обучения в ВУЗе, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируется его жизненная и мировоззренческие позиции , осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности , поведения и общения. При этом одной из ведущих проблем является построение  такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста.

    Объектом  исследования является влияние процессов развития личности на формирование личных и профессиональных  качеств специалиста.

    Предметом исследования является проблема выявления взаимосвязи и взаимообусловленности двух процессов: развития личности и становление профессионала в процессе обучения в ВУЗе.

    Целью данной работы является описание и анализ личностных и профессиональных качеств практического психолога (психолога-консультанта) , а также выявление особенностей и динамики личностного развития и профессионального становления студентов .

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- Рассмотреть  актуальные проблемы и требования современной практической психологии

-Определить  профессионально-личностные требования, предъявляемые к психологам-консультантам

-Выявить проблемы и трудности личностного становления и развития психолога-консультанта

-Проанализировать  динамику развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.

     В процессе подготовки работы использовались все необходимые источники информации, в том учебные и научные пособия, монографии, статьи в периодической печати и глобальной информационной сети INTERNET.

   Дипломная работа состоит из введения, глав основной части, заключения, библиографического списка и приложения. Общий объем работы составляет 66 страниц. 
 
 
 
 

Глава 1. Психолог-консультант  в системе практической психологии. 

    1. Актуальные  проблемы и требования современной практической психологии.

      Известные психологи Ю.М.Забродин и В.В.Новиков отмечают, что различие теоретической (научно-исследовательской) и научно-практической психологии состоит прежде всего в предмете и объекте изучения. Научно-практическая психология всегда имеет дело с реальным объектом, в котором есть все: и личностная структура, и система психических процессов, свойств, функций, и система функциональных и прочих психических состояний со своей динамикой.

    Понимание  природы реального объекта при  работе практического психолога  должно опираться не только  на отдельное предметное представление, которое есть в психологической науке (или ее области), но и на ту реальность, в которую включен этот реальный объект - человек.

    Следовательно,  в центре внимания практической  психологии должен стоять реальный  живой человек со всеми его особенностями, включенный в реальную сферу жизнедеятельности (профессиональную, бытовую и личную) и наполненный различными жизненными проблемами, которые могут его радовать и мучить.

    Задача  психологии и психологов - помочь  человеку разобраться в себе, в своих сложных проблемах и найти рациональный выход из сложившихся ситуаций без значительных нервно-психических напряжений.

    В  этом суть практической психологии, которая понимается нами как  интеграция знаний и методов  из различных областей психологии с целью решения проблем, возникающих у человека в различных сферах его жизнедеятельности.

    В  соответствии с этим пониманием  мы рассматриваем структуру, методы  практической психологии и результат,  к которому можно прийти, используя  рекомендации практической психологии.

Практическая  психология состоит из четырех частей:

1) психология  индивидуальности;

2) психология  взаимоотношений и взаимодействия  в группе;

3) психология  профессиональной деятельности;

4) психология  личной и обыденной жизни.

     Логика  такого разделения заключается в том, что в центре стоит человек с его неповторимой индивидуальностью, который должен знать и понимать другого человека. Но человек редко бывает один, обычно он включен в групповые отношения. Последние могут быть очень различными, но вместе с тем имеются определенные закономерности взаимоотношений и взаимодействия в группе, знание которых помогает человеку рационально строить свое поведение. Две остальных части практической психологии раскрывают возможности и способности поведения человека в основных сферах его жизнедеятельности: профессиональной, личной и обыденной жизни. В целом, мы подходим к пониманию того, что такое внутренняя гармония человека, как сам человек может способствовать ее развитию и укреплению психического здоровья.

Рассмотрим основные направления  в психологий: 
 
 

Арт-терапия

       Как направление психотерапии арт-терапия, или художественная терапия, используется для выявления эмоциональных и психологических проблем пациента и освобождения от них. Люди интуитивно чувствуют, что самовыражение - это способ исцеления, а творчество - один из наиболее эффективных путей лечения. В этом случае не нужны какие бы то ни было специальные навыки и умения, но через творческий процесс могут быть разрешены многие проблемы, включая депрессию, низкую самооценку и трудности в отношениях с окружающими. Арт-терапия особенно действенна в случаях с тяжелобольными людьми, которые не в состоянии сформулировать свои переживания.

Информация о работе Личностные особенности психолога-консультанта