Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 17:12, дипломная работа
Стремительные изменения общества в экономической сфере, в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся сущностными характеристиками жизни в современном мире. Степень и скорость этих перемен приводят к тому, что человек переживает растерянность, страх, затруднения в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни; многие люди испытывают чувство безысходности, незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Психолог-консультант в системе практической психологии……………………………………………………………………….7
Актуальные проблемы и требования современной практической психологии………………………………………………………………...7
Особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Теоретический анализ модели «идеального» психолога-консультанта………………………………………………………………33
Профессионально-личностные требования, предъявляемые к психологам- консультантам……………………………………………...39
Выводы по первой главе…………………………………………………45
Глава 2. Проблемы личностного и профессионального становления психолога-консультанта………………………………………………………48
2.1. Этапы профессионального становления психолога-консультанта……..48
2.2.Проблемы и трудности личностного становления и развития психолога-консультанта……………………………………………………………………..54
2.3. Анализ динамика развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.………………………………………..56
2.3.1. Развитие профессионально важных качеств личности специалиста в области психологии………………………………………………………….....60
Выводы по второй главе…………………………………………………...65
Заключение……………………………………………………………………..67
Библиографический список:……………………………………………….....69
Несомненно, что коммуникативная компетентность психолога-консультанта находится в прямой зависимости то личностных качеств специалиста, личность психолога оказывает влияние на выбор стиля и способов воздействия.
Качества, необходимые психологу-консультанту, условно можно разделить на 3 сферы:
1. Коммуникативная сфера.
2. Эмоционально-волевая сфера.
3. Познавательная сфера.
Перейдем к рассмотрению качеств, составляющих эти сферы.
1. Коммуникативная сфера.
Эта сфера, по моему мнению, является основной, т.к. психологу-консультанту постоянно приходится иметь коммуникативные связи с другими людьми (клиентами) и умение устанавливать раппорт и поддерживать контакт является необходимым для подобного специалиста.
Необходимой базой для развития этой сферы является такое качество, как потребность в общении с другими людьми. То есть изначальное желание быть включенным в межличностное общение, ориентация на совместную деятельность. Известно, что общительность обеспечивает успех в профессиях, главной особенностью которых является межличностный контакт. Однако в исследовании М.Р. Битяновой (1991), также как и исследовании Е.И.Рогова (1995), указывается на нежелательность аффектотимии (высокие показатели по фактору общительность), т.к. личность с высокими оценками по данному фактору подвержена аффективным переживаниям, характеризуется сильными колебаниями настроения в течение дня. Излишнюю общительность Е.И. Рогов относит к деформированности личности, вызванной спецификой профессиональной деятельности (1995). Вышеперечисленные факты относятся к профессии педагога, учитывая смежность с профессией психолога, и были приведены эти данные, однако важно помнить о специфике работы психолога.
Следующее важное качество – способность к эмпатии. "Так, одним из важнейших качеств психолога-консультанта некоторые исследователи называют эмпатию (Н.А. Аминов, М.В. Молоканов, 1992; К. Роджерс, 1994). В качестве особых форм эмпатии выделяют: сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через чувствование и отождествление с ним; сочувствие – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний по поводу чувств другого, способность понимать аффективные ориентации; когнитивную эмпатию, бизирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и анализ); предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого; эмпатия как социальный инсайт, субъект как бы реконструирует внутренний мир другого человека; эмпатия может рассматриваться как эмоциональное состояние, возникающее при виде переживаний другого; эмпатия рассматривается (школа психоанализа) как свойство врача при взаимодействии с больным, как рефлексивная эмпатия, как способность понять человека при деформации его защитных механизмов и т.д." (55).
Второй уровень коммуникаций, который также необходимо учитывать специалисту, работающему с людьми – это невербальные коммуникации.
Умение наблюдать порождает профессиональное важное качество психолога-консультанта – наблюдательность. Это элемент сложной системы и имеет многообразные многоуровневые связи с различными сторонами психической жизни человека. Специфическая особенность наблюдательности в профессиях типа "человек-человек" состоит в том, что:
1) нужно во
внешнем поведении или в самой
внешности человека увидеть
2) необходимо дифференцировать признаки;
3) связывать с интересом именно к человеку как объекту наблюдения;
4) содержание
деятельности в этих
Бодалев А.А. говорит, что "тонкая наблюдательность" человека является важным качеством восприятия. "Мы очень отличаемся друг от друга по умению быть наблюдательным. по способности фиксировать мельчайшие колебания в их внешнем поведении и заключать об истинном характере изменений в их настроении, отмечать мало заметные в нас особенности поведения или внешнего облика и за ними видеть существенное в личности." (18, с. 101) Также автор в своей книге "Психология общения" выделяет следующие умения, необходимые для успешного общения:
1)Умение учитывать
индивидуальное своеобразие
2)умение ставить себя на место другого и видеть мир, работы, нас, все происходящее его глазами;
3)умение выбирать
по отношению к другому
Наблюдательность предполагает не только персептивные и понятийные качества наблюдателя, но и эмпатийные умения. Возникновение эмпатии предполагает развитую наблюдательность и ее связь с мышлением и чувствами. Умение становиться на точку зрения другого человека, имитировать его состояния, понимать то, что не высказано вслух, идентифицироваться с его эмоциональным состоянием, предвосхищать развитие поведения и психических состояний – вот то конкретное содержание эмпатии, которое проявляется в процессах взаимодействия между людьми.
Кроме вербальных средств консультант должен владеть набором невербальных средств, среди которых и контакт глаз, и характеристики голоса, и поза. Объектом наблюдения при этом могут быть следующие особенности речи: содержание, темп, ритм, интонации, паузы, скорость, экспрессия, характер голосовых реакций, характеристики голоса. Данные характеристики относятся к умению психолога консультанта устанавливать и поддерживать контакт с клиентом.
По данным А. Пиза информация в процессе коммуникаций передается словами лишь на 7%, характером звучания и интонацией – на 38% и остальные 55% информации передаются невербальными средствами – жестами, мимикой, внешним видом (32, с.6).
Основными характеристиками для невербальных средств общения являются движение, пространство и время. В процессе личных коммуникаций важное значение имеют коммуникативно-дистанционные зоны. Это расстояние, на котором люди привыкли общаться. Нарушение привычной дистанции вызывает дискомфорт у участников (Ю.Б. Алешина, 2000). Занятия по физиогномики помогают "читать по лицу" собеседника.
Возвращаясь к консультативному процессу, необходимо отметить, что на всех этапах психологи применяют различные приемы ведения беседы. К ним относится, как уже отмечалось, эмпатическое слушание, принятие клиента, а также приемы на каждом этапе психологического консультирования: присоединение, структурирование, задавание вопросов, уточнение, молчание, отражение чувств.
1.3.Профессионально-
Важнейшее
качество психолога —
Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Для успешной работы в сфере научной психологии необходимы соответствующие способности. Развитие компетентности и личности психологов как специалистов начинается в студенческие годы и продолжается в течение многих лет. Профессиональное становление психологов имеет свою специфичность в области научно-исследовательской и практической психологической деятельности.
В
деятельности любой
1. Профессиональная
деятельность психолога-
2. Практическая
деятельность психолога-
3. Деятельность
психолога-консультанта
4. Свою работу
психолог-консультант строит
5. В работе
с клиентами психолог-
6. Психолог-консультант обязан ставить в известность коллег, членов своих профессиональных объединений о замечаемых им нарушениях прав клиента, о случаях негуманного отношения к клиентам.
7. Психолог-консультант имеет право оказывать лишь такие услуги клиентам, для которых он имеет необходимое образование, квалификацию, знания и умения.
8. В своей
работе психолог-консультант
9. Обязательной
составной частью работы
10. В случае
вынужденного применения
11. Психолог-консультант не имеет права разглашать или передавать третьим лицам данные о своих клиентах или о результатах консультирования.
12. Психолог-консультант
обязан препятствовать
13. Психолог-консультант
не имеет права передавать
некомпетентным лицам методы
психологической работы с
14. Психологу-консультанту следует соблюдать осторожность, чтобы не вызывать необоснованных надежд и ожиданий со стороны клиента, не давать ему обещаний, советов и рекомендаций, которые нельзя будет выполнить.
15. Психолог-консультант
несет личную ответственность
за хранение в тайне
Соблюдение
всех этих правил или
Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога. Это для меня идеальная ситуация – чтобы все, что я делаю как профессионал, становилось частью моего духовного поиска.
Трудно найти
личностные качества, одинаково важные
для таких разных сфер деятельности
психолога как научная
Как считает К.А. Рамуль, для каждого ученого, в том числе и психолога необходимы следующие черты личности:
Важными
нравственными качествами
Большое
знание для практического
Информация о работе Личностные особенности психолога-консультанта