Личностные особенности психолога-консультанта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 17:12, дипломная работа

Описание

Стремительные изменения общества в экономической сфере, в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся сущностными характеристиками жизни в современном мире. Степень и скорость этих перемен приводят к тому, что человек переживает растерянность, страх, затруднения в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни; многие люди испытывают чувство безысходности, незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Психолог-консультант в системе практической психологии……………………………………………………………………….7


Актуальные проблемы и требования современной практической психологии………………………………………………………………...7
Особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Теоретический анализ модели «идеального» психолога-консультанта………………………………………………………………33
Профессионально-личностные требования, предъявляемые к психологам- консультантам……………………………………………...39
Выводы по первой главе…………………………………………………45

Глава 2. Проблемы личностного и профессионального становления психолога-консультанта………………………………………………………48

2.1. Этапы профессионального становления психолога-консультанта……..48

2.2.Проблемы и трудности личностного становления и развития психолога-консультанта……………………………………………………………………..54

2.3. Анализ динамика развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.………………………………………..56

2.3.1. Развитие профессионально важных качеств личности специалиста в области психологии………………………………………………………….....60
Выводы по второй главе…………………………………………………...65
Заключение……………………………………………………………………..67
Библиографический список:……………………………………………….....69

Работа состоит из  1 файл

Диплом готов!.doc

— 317.00 Кб (Скачать документ)

     Несомненно, что коммуникативная компетентность психолога-консультанта находится в прямой зависимости то личностных качеств специалиста, личность психолога оказывает влияние на выбор стиля и способов воздействия.

  Качества, необходимые психологу-консультанту, условно можно разделить на 3 сферы:

1. Коммуникативная  сфера.

2. Эмоционально-волевая  сфера.

3. Познавательная  сфера.

Перейдем к  рассмотрению качеств, составляющих эти  сферы.

1. Коммуникативная  сфера.

Эта сфера, по моему мнению, является основной, т.к. психологу-консультанту постоянно приходится иметь коммуникативные связи с другими людьми (клиентами) и умение устанавливать раппорт и поддерживать контакт является необходимым для подобного специалиста.

    Необходимой базой для развития этой сферы является такое качество, как потребность в общении с другими людьми. То есть изначальное желание быть включенным в межличностное общение, ориентация на совместную деятельность. Известно, что общительность обеспечивает успех в профессиях, главной особенностью которых является межличностный контакт. Однако в исследовании М.Р. Битяновой (1991), также как и исследовании Е.И.Рогова (1995), указывается на нежелательность аффектотимии (высокие показатели по фактору общительность), т.к. личность с высокими оценками по данному фактору подвержена аффективным переживаниям, характеризуется сильными колебаниями настроения в течение дня. Излишнюю общительность Е.И. Рогов относит к деформированности личности, вызванной спецификой профессиональной деятельности (1995). Вышеперечисленные факты относятся к профессии педагога, учитывая смежность с профессией психолога, и были приведены эти данные, однако важно помнить о специфике работы психолога.

     Следующее важное качество – способность к эмпатии. "Так, одним из важнейших качеств психолога-консультанта некоторые исследователи называют эмпатию (Н.А. Аминов, М.В. Молоканов, 1992; К. Роджерс, 1994). В качестве особых форм эмпатии выделяют: сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через чувствование и отождествление с ним; сочувствие – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний по поводу чувств другого, способность понимать аффективные ориентации; когнитивную эмпатию, бизирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и анализ); предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого; эмпатия как социальный инсайт, субъект как бы реконструирует внутренний мир другого человека; эмпатия может рассматриваться как эмоциональное состояние, возникающее при виде переживаний другого; эмпатия рассматривается (школа психоанализа) как свойство врача при взаимодействии с больным, как рефлексивная эмпатия, как способность понять человека при деформации его защитных механизмов и т.д." (55).

      Второй уровень коммуникаций, который также необходимо учитывать специалисту, работающему с людьми – это невербальные коммуникации.

      Умение наблюдать порождает профессиональное важное качество психолога-консультанта – наблюдательность. Это элемент сложной системы и имеет многообразные многоуровневые связи с различными сторонами психической жизни человека. Специфическая особенность наблюдательности в профессиях типа "человек-человек" состоит в том, что:

1) нужно во  внешнем поведении или в самой  внешности человека увидеть его  внутренние, психические состояния  или свойства;

2) необходимо  дифференцировать признаки;

3) связывать  с интересом именно к человеку  как объекту наблюдения;

4) содержание  деятельности в этих профессиях  предполагает взаимодействие людей

     Бодалев А.А. говорит, что "тонкая наблюдательность" человека является важным качеством восприятия. "Мы очень отличаемся друг от друга по умению быть наблюдательным. по способности фиксировать мельчайшие колебания в их внешнем поведении и заключать об истинном характере изменений в их настроении, отмечать мало заметные в нас особенности поведения или внешнего облика и за ними видеть существенное в личности." (18, с. 101) Также автор в своей книге "Психология общения" выделяет следующие умения, необходимые для успешного общения:

1)Умение учитывать  индивидуальное своеобразие каждого  человека;

2)умение ставить  себя на место другого и  видеть мир, работы, нас, все  происходящее его глазами;

3)умение выбирать  по отношению к другому человеку  наиболее подходящий способ поведения,  способ обращения с ним.

      Наблюдательность предполагает не только персептивные и понятийные качества наблюдателя, но и эмпатийные умения. Возникновение эмпатии предполагает развитую наблюдательность и ее связь с мышлением и чувствами. Умение становиться на точку зрения другого человека, имитировать его состояния, понимать то, что не высказано вслух, идентифицироваться с его эмоциональным состоянием, предвосхищать развитие поведения и психических состояний – вот то конкретное содержание эмпатии, которое проявляется в процессах взаимодействия между людьми.

      Кроме вербальных средств консультант должен владеть набором невербальных средств, среди которых и контакт глаз, и характеристики голоса, и поза. Объектом наблюдения при этом могут быть следующие особенности речи: содержание, темп, ритм, интонации, паузы, скорость, экспрессия, характер голосовых реакций, характеристики голоса. Данные характеристики относятся к умению психолога консультанта устанавливать и поддерживать контакт с клиентом.

      По данным А. Пиза информация в процессе коммуникаций передается словами лишь на 7%, характером звучания и интонацией – на 38% и остальные 55% информации передаются невербальными средствами – жестами, мимикой, внешним видом (32, с.6).

     Основными характеристиками для невербальных средств общения являются движение, пространство и время. В процессе личных коммуникаций важное значение имеют коммуникативно-дистанционные зоны. Это расстояние, на котором люди привыкли общаться. Нарушение привычной дистанции вызывает дискомфорт у участников (Ю.Б. Алешина, 2000). Занятия по физиогномики помогают "читать по лицу" собеседника.

     Возвращаясь к консультативному процессу, необходимо отметить, что на всех этапах психологи применяют различные приемы ведения беседы. К ним относится, как уже отмечалось, эмпатическое слушание, принятие клиента, а также приемы на каждом этапе психологического консультирования: присоединение, структурирование, задавание вопросов, уточнение, молчание, отражение чувств.

1.3.Профессионально-личностные  требования, предъявляемые  к психологам-консультантам.

     Важнейшее  качество психолога — профессиональная  компетентность. Она включает в  себя профессиональные знания, умения, навыки и способности. К числу характеристик профессиональной компетентности также относят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.

     Психолог  должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Для успешной работы в сфере научной психологии необходимы соответствующие способности. Развитие компетентности и личности психологов как специалистов начинается в студенческие годы и продолжается в течение многих лет. Профессиональное становление психологов имеет свою специфичность в области научно-исследовательской и практической психологической деятельности.

     В  деятельности любой профессиональной  группы вырабатываются свои нормы,  правила профессионального поведения,  которые в совокупности образуют  профессиональную этику. Система общих, профессиональных и морально-этических требований, предъявляемых к психологическому консультированию и к практической работе психолога-консультанта, лучше всего отражена в существующих кодексах профессиональной этики практических психологов. Многие положения этих кодексов непосредственно применимы к работе психолога-консультанта. Напомним об этих положениях, включив в их формулировки вместо слова «психолог» словосочетание «психолог-консультант».

    1. Профессиональная  деятельность психолога-консультанта  характеризуется его особой ответственностью  перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту.

    2. Практическая  деятельность психолога-консультанта  должна опираться на соответствующие  морально-этические и юридические  основы.

    3. Деятельность  психолога-консультанта направлена  на достижение исключительно  гуманных целей, предполагающих снятие каких бы то ни было ограничений на пути интеллектуального и персонального (личностного) развития клиента.

    4. Свою работу  психолог-консультант строит на  основе безусловного уважения  достоинства и неприкосновенности  личности клиента. Психолог-консультант уважает основополагающие человеческие права, определяемые всеобщей Декларацией прав человека.

    5. В работе  с клиентами психолог-консультант  руководствуется принципами честности  и открытости (искренности). Вместе  с тем он должен быть осмотрителен в советах и рекомендациях клиенту.

    6. Психолог-консультант  обязан ставить в известность  коллег, членов своих профессиональных  объединений о замечаемых им  нарушениях прав клиента, о  случаях негуманного отношения  к клиентам.

    7. Психолог-консультант имеет право оказывать лишь такие услуги клиентам, для которых он имеет необходимое образование, квалификацию, знания и умения.

    8. В своей  работе психолог-консультант должен  применять только апробированные  методики, отвечающие современным  общенаучным стандартам.

    9. Обязательной  составной частью работы психолога-консультанта  является постоянное поддержание  на высоком уровне своих профессиональных  знаний и умений.

    10. В случае  вынужденного применения психологических  методик и рекомендаций, не прошедших достаточной апробации, не полностью отвечающих научным требованиям, психолог-консультант должен об этом предупреждать своих клиентов и быть весьма осторожным в своих выводах.

  11. Психолог-консультант  не имеет права разглашать  или передавать третьим лицам данные о своих клиентах или о результатах консультирования.

  12. Психолог-консультант  обязан препятствовать использованию  методов психологического консультирования  и психологического воздействия  на людей некомпетентными лицами, профессионально не подготовленными людьми, а также предупреждать об этом тех, кто пользуется услугами таких «специалистов».

  13. Психолог-консультант  не имеет права передавать  некомпетентным лицам методы  психологической работы с клиентами.

  14. Психологу-консультанту  следует соблюдать осторожность, чтобы не вызывать необоснованных надежд и ожиданий со стороны клиента, не давать ему обещаний, советов и рекомендаций, которые нельзя будет выполнить.

15. Психолог-консультант  несет личную ответственность  за хранение в тайне информации, касающейся клиентов.

    Соблюдение  всех этих правил или этических  норм является обязательным в  практической работе психолога-консультанта.

     Профессиональное  и личностное в деятельности  психолога очень часто бывают  тесно связаны. Трудно быть  в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога. Это для меня идеальная ситуация – чтобы все, что я делаю как профессионал, становилось частью моего духовного поиска.

Трудно найти  личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как научная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет  к личности психолога целый ряд  специфических требований.

Как считает  К.А. Рамуль, для каждого ученого, в том числе и психолога  необходимы следующие черты личности:

  1. энтузиазм по отношению к работе и ее задачам,
  2. прилежание – способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду,
  3. дисциплинированность,
  4. способность к критике и самокритике,
  5. беспристрастие,
  6. умение ладить с людьми.

    Важными  нравственными качествами психолога  считаются доброжелательность, уважительное  отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.

    Большое  знание для практического психолога  имеют коммуникативные качества  его личности: умение понимать  других людей и психологически  корректно воздействовать на  них. Психолог должен уметь  работать с людьми, разбираться  в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют «талантом общения».

Информация о работе Личностные особенности психолога-консультанта