Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 17:12, дипломная работа
Стремительные изменения общества в экономической сфере, в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся сущностными характеристиками жизни в современном мире. Степень и скорость этих перемен приводят к тому, что человек переживает растерянность, страх, затруднения в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни; многие люди испытывают чувство безысходности, незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Психолог-консультант в системе практической психологии……………………………………………………………………….7
Актуальные проблемы и требования современной практической психологии………………………………………………………………...7
Особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Теоретический анализ модели «идеального» психолога-консультанта………………………………………………………………33
Профессионально-личностные требования, предъявляемые к психологам- консультантам……………………………………………...39
Выводы по первой главе…………………………………………………45
Глава 2. Проблемы личностного и профессионального становления психолога-консультанта………………………………………………………48
2.1. Этапы профессионального становления психолога-консультанта……..48
2.2.Проблемы и трудности личностного становления и развития психолога-консультанта……………………………………………………………………..54
2.3. Анализ динамика развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.………………………………………..56
2.3.1. Развитие профессионально важных качеств личности специалиста в области психологии………………………………………………………….....60
Выводы по второй главе…………………………………………………...65
Заключение……………………………………………………………………..67
Библиографический список:……………………………………………….....69
Терапевт, специализирующийся в этой сфере, изучая творчество пациента, может раскрыть проблемы, которые, возможно, были глубоко скрыты и которые при других методах лечения могли потребовать для их выявления длительного наблюдения. Врач надеется понять пациента и таким образом помочь процессу самоосознания или самопостижения, а также переоценке жизненных явлений. Процесс созидания через визуальные средства может помочь людям абстрагироваться от чувств или проблем, которые им было трудно или невозможно выразить иначе, так как они слишком тяжело повлияли на психику, чтобы о них рассказать прямо.
Лечение методом арт-терапии заключается в предложении пациенту создать что-либо при помощи карандашей, мелков, красок и любых других изобразительных средств, чтобы привести подсознательное к визуальному выражению. Коллажи, скульптура, картины и рисунки могут выразить все нюансы переживаний автора самым непосредственным способом, и благодаря этому методу нередко провоцируется процесс самокоррекции чувств и мыслей.
Гуманистическая психология
Гуманистическая психология оформилась, как самостоятельное течение в 50-60-х годах и представляет собой скорее совокупность сходных философских воззрений на человека, что дает практическим психологам возможность строить обоснованный терапевтический процесс. Основу гуманистической психологии заложили такие всемирно известные мыслители, как Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт. и др. Согласно представлениям гуманистической психологии, человек наделен врожденным и неодолимым стремлением к самореализации и самоактуализации, причем важен, как внутренний сокровенный уровень сознания так и уровень самосознания в пространстве социума. В определенной степени, самоактуализация не может протекать бесконфликтно: свобода и социальность, творчество и ответственность, любовь и долг – коллизии, которые нуждаются в глубоком философском осмыслении для каждого человека. Особое внимание придается тому, что реальность, воспринимаемая человеком согласно стереотипных представлений большинства, имеет условный характер, в то время, как истинной реальностью являются только внутренние переживания самого человека.
Одно из базовых убеждений гуманистически-
Когнитивная психология
Когнитивная психология направление в психологии, изучающее процессы познания (лат. cognitio – познание), работу памяти и роль познания в мотивации и поведении. В своей практической части, построена на принципах терапии разработанной А. Беком. В качестве основы данного метода принят, доказанный многочисленными экспериментами факт, что познание (имеется в виду построение картины мира) является главной детерминантой возникновения тех или иных эмоций, которые в свою очередь определяют смысл целостного поведения. При этом возникновение психических нарушений (неврозы, депрессии, конфликты и др. негативные состояния) объясняется прежде всего за счет неправильно построенного описания своей личности. Ответы на вопросы - Каким я вижу себя?, Какое будущее меня ожидает?, Каков окружающий мир?, безусловно, не имеющие стандартных решений, тем не менее, могут быть, как адекватными, так и неадекватными реальности. Неадекватные ответы приводят человека к ошибочным действиям и соответственно к «катастрофе». В соответствии с этим в рамках когнитивной психотерапии перед клиентом ставится цель понять, что именно используемые им обычно суждения („автоматические мысли“) определяют его болезненное состояние, и научиться правильным способам познания, отработав их на практике. Процедура данного метода включает в себя три этапа. На первом этапе (логического анализа) пациент вырабатывает критерии обнаружения ошибок собственных суждений, возникающих в критических ситуациях; на втором этапе (эмпирического анализа) отрабатывает приемы соотнесения суждений объективной ситуации; на третьем этапе (прагматического анализа) строит оптимальное осознание себя самого и своих действий.
Психоанализ.
Направление в современной психологии, основанное З. Фрейдом в начале XX века. Акцент данного направления направлен на исследование динамики либидо (Зачастую либидо сводят только к сфере сексуального. Это не так. Либидо по Фрейду является универсальной формой психической энергии, несущей в себе потенциал возможностей для любых действий несущих наслаждение – это может быть творчество, эстетика, работа, спорт, секс). Наиболее важен детский период жизни во время которого закладываются стереотипы сексуального поведения, являющиеся областью наиболее цензурируемых отношений. Именно в детском периоде сознание каждого человека сталкивается с неразрешимыми противоречиями между нормами морали и инстинктивными побуждениями в результате чего «запретное» вытесняется, отдавая предпочтение социальной, семейной, религиозной морали, то есть, уступая свое природное естество авторитету взрослых. Подобно айсбергу большая часть психической деятельности скрыта под поверхностью сознания и подвержена воздействию неконтролируемых сил – это было известно до Фрейда, также как существовал и термин бессознательное. Фрейд детально исследовал структуру осознаваемого и бессознательного и описал механизмы протекающих в них процессов. То, что существовало в дофрейдовской психологии в качестве наметок или проектов приобрело вид законченной теории человеческой личности. Психоанализ исследует такие процессы психики, как вытеснение, реактивные формации, сублимация, замещение, проекции, инстинкты, агрессия – все то, что скрыто в глубинах бессознательного, в той подводной части «айсберга», которая не подлежит контролю разума, но при этом является подлинным правителем человека. Осознание «скрытой информации» позволяет добиваться выраженного терапевтического эффекта в борьбе с неврозами, депрессиями, психотическими состояниями, болезнями.
Одной из фундаментальных работ З. Фрейда является «Толкование сновидений». Сновидения в психоанализе рассматриваются, как свидетельства нереализованных желаний и страхов.
Психоанализ обычно проводиться в форме одночасовых сессий. Это длительный процесс, состоящий из десятков или даже сотен сессий, которые проводятся в течение многих месяцев или даже лет.
Несмотря на то, что сегодня по прошествии века психология пересматривает некоторые позиции учения Фрейда, без его концепций не обходится ни одна современная школа.
Самый известный из последователей Фрейда, швейцарский психиатр, психолог и философ К. Г. Юнг расширил концепцию бессознательного и основал, по сути, новую школу, которая сегодня известна, как
Бихевиористическая терапия
Это одно из четырех главных направлений психотерапии (наряду с психоаналитической, гуманистической и когнитивной). По-другому данный метод называют 'психологией стимула/реакции ответа'. Бихевиористический подход основан на 'теории научения', которая выросла из опытов над животными. Опираясь на ранние исследования Павлова, связанные с изучением условных рефлексов, американский психолог Б. Ф. Скиннер (родился в 1904 году) продолжил изучение поведения животных, а первым результатом стало открытие им 'законов научения', или теории укрепления при создании оптимальных условий.
Бихевиористы подчеркивают, что окружающая среда создает 'условия', которые провоцируют нас вести себя по-разному, и что мы изменяем наше поведение, чтобы соответствовать этим условиям. В принципе, абсолютно все, что мы делаем, подкрепляется наградой или наказанием. Мы рассказываем что-нибудь смешное - в награду звучит смех окружающих, и это заставляет нас шутить снова и снова. Мы болтаем в театре во время представления - окружающие смотрят на нас хмуро и сердито, поэтому мы тут же умолкаем. Бихевиористическая терапия использует эти простые факты, чтобы поощрить правильное поведение и препятствовать плохому поведению. Хороший пример этому - капризный ребенок, который научился привлекать внимание своих родителей истериками. Если родитель проигнорирует капризы ребенка, т. е. поведение малыша окажется оставленным без внимания (что равнозначно отсутствию награды), поведение ребенка изменится.
Так
как любому поведению можно научить, бихевиористы
доказывают, что нежелательное поведение
вполне возможно исключить из схем 'научения'
и заменить более желательным поведением.
Бихевиористическая терапия особенно
полезна при лечении фобий, борьбе с вредными
привычками, истериками и даже энурезом.
Наиболее успешными и широко используемыми
формами терапии считаются гипосенсибилизация
и метод 'затопления' для определенных
фобий: в первом случае легкий гипноз -
и пациент глубоко расслабляется и воображает
все усиливающийся ряд пугающих его стимулов;
во втором - пациент 'устраивает очную
ставку' наиболее пугающему его стимулу
либо в действительности, либо в воображении
в течение 20 минут или около того.
Клиент-центрированная терапия: принять себя и других
Цель: cоздать условия для позитивных изменений человека, более полной реализации его потенциала.
Самая популярная в мире (после психоанализа) система психотерапевтической и консультационной работы разработана в середине прошлого века американским психологом Карлом Роджерсом (Carl Rogers). Он был убежден, что сущность каждого человека позитивна, конструктивна и социальна. Но этот внутренний потенциал проявляется лишь в атмосфере безусловного позитивного принятия, эмпатического понимания и открытости своим чувствам.
Для лучшего понимания другого человека Карл Роджерс использовал эмпатию - эмоциональное состояние, позволяющее точно воспринимать чувства других людей, понимать и принимать их, ощущать боль и удовольствие другого так, как чувствует их он сам, и точно так же относиться к причинам, их породившим.
Как это происходит. Терапия проходит в форме диалога между клиентом и терапевтом. Самое важное в нем - психологическая атмосфера доверия, уважения и безусловного принятия терапевтом личности клиента. Она позволяет клиенту чувствовать, что его воспринимают таким, какой он есть. Он может говорить обо всем, не опасаясь осуждения или неодобрения. В поддерживающей атмосфере человек, который обратился за помощью, обнаруживает в самом себе средства и способы решения своих проблем. В результате терапии клиент начинает более свободно выражать свои чувства, у него складывается устойчивая положительная самооценка, позволяющая с большим доверием относиться к миру. Он становится более реалистичным и объективным, а также менее ранимым - больше доверяет себе и лучше понимает других.
Услышав
слово 'психолог', многие представляют
человека говорящего или слушающего, но
никак не пишущего. Традиционно мы считаем
устное, 'разговорное' общение психолога
с клиентом наиболее продуктивным: есть
возможность быстро оценить реакцию собеседника,
поменять тактику, дозировать информацию
и т.д. - эти достоинства очевидны. Но поскольку
письменная речь существует, и она может
быть превосходным инструментом для работы
практического психолога.
Письменное общение
психолога с клиентом
имеет ряд достоинств:
1. Написанная информация почти всегда
'отфильтрована' гораздо больше, чем устная
- человек пишет то, что считает нужным
написать. Это очень значимая для него
информация, или наоборот, незначительная
(хочет 'спрятаться'). Психолог, анализируя
текст клиента, имеет возможность уделить
внимание стилю, почерку, подумать над
явным и скрытым смыслом написанного,
и, в свою очередь, адресуя клиенту текст,
может 'слепить' такое письмо, которое
соответствует личностным особенностям
адресата и цели написания.
Психолог, использующий письменное
общение с клиентом, должен свободно владеть
речью и 'чувствовать' ее, ибо нелегко сопереживать
человеку, не находясь в непосредственном
контакте с ним. К тому же написанное может
быть воспринято клиентом как документ,
диагноз или что-то подобное, следовательно,
психолог несет высокую ответственность
за каждое написанное им слово. Следует
предупредить клиента о том, что эта информация
- не справка, не документ, а скорее письмо.
2. Письменный текст воспринимается зачастую
клиентом, как более интимный, чем устный.
Особенно игра в переписку захватывает
подростков, которых манит все новое, необычное,
окутанное тайной.
Бывает, что им (подросткам) гораздо легче
прийти на консультацию к психологу с
подругой или другом, чем в одиночку. В
таких случаях беседа часто не получается
откровенной, даже если подруга находится
за дверью - смущает ее незримое присутствие.
Видя подобные затруднения, можно предложить
клиенту воспользоваться бумагой для
передачи своих мыслей.
3. Написанный текст можно хранить и распоряжаться
им по своему желанию. Известны случаи,
когда клиент годами хранит текст, написанный
ему психологом, если эта информация для
него значима, аналогично тому, как хранят
письма дорогих людей.
Бывает, клиент берет
листок с опаской - не видел ли его еще
кто-либо, кроме психолога? Как правило,
это не значит, что текст будет спрятан
навечно. Прочитав значимую информацию,
человек стремится показать его кому-то,
обсудить. Разумеется, чаще всего показывают
друзьям, родственникам и знакомым письмо
психолога подростки, реже - младшие школьники,
взрослые же охотнее рассказывают 'об
этом', чем показывают сам лист.
Психолог по характеру обращения
с информацией может судить о ее значимости
- хранит ли ее клиент, теряет, рвет, выбрасывает,
если показывает, то кому, и т.д.
Также и психолог может хранить
образцы письменного творчества клиентов,
сравнивать и анализировать их.
4. Для человека текст, написанный именно
ДЛЯ НЕГО является значимым. Поэтому люди
так радуются письмам, поэтому поздравления
пишут на открытках, поэтому врач в поликлинике,
пишущий ДЛЯ НАС название лекарства на
бумажке, кажется нам очень внимательным.
Человек, добровольно обратившийся
за помощью к психологу, нередко имеет
заниженную самооценку, и вещественное
подтверждение .того, что именно его проблема
интересна для психолога, очень важно.
Письменную форму общения
психологу приходится применять в тех
случаях, когда личный контакт невозможен
(например, ввиду дальности расстояния).
Это неудобно, но иногда необходимо.
Экзистенциальная терапия: осознать свою уникальность
Цель: помочь человеку понять, как устроена его жизнь, какие факторы оказывают на нее влияние, какие в ней встречаются парадоксы и дилеммы и каким образом он может обрести цель и смысл в своем существовании.
В основе этого психотерапевтического направления лежат идеи философии экзистенциализма. Исходное понятие 'экзистенция' впервые употребил датский религиозный философ Серен Кьеркегор (Seren Kierkegaard). Он понимал его как индивидуальный опыт человека, его истинное внутреннее существование. Эти базовые идеи развиваются в рамках нескольких направлений экзистенциальной психотерапии, главные представители которой - швейцарский психолог Людвиг Бинсвангер (Ludwig Binswanger), американские психотерапевты Ролло Мэй (Rollo May), Джеймс Бьюдженталь(James Bugental), Ирвин Ялом (Irvin Yalom), австрийский психолог Альфрид Лэнгле (Alfried Langle).
Внутренняя сущность человека может вступать в конфликт с внешними обстоятельствами, и тогда главным источником проблем становится неприятие собственной жизни и тех ее аспектов, которые невозможно изменить. Экзистенциальная терапия не настраивает человека на перемены - она направлена на глубокое понимание существования как такового, решение проблем времени, жизни и смерти; свободы, ответственности и выбора; проблемы общения, любви и одиночества; смысла и бессмысленности существования.
Как это происходит. Основа работы экзистенциального терапевта - открытый диалог с клиентом. Стиль общения, глубина обсуждаемых тем и вопросов оставляют у клиента ощущение, что он понят. В процессе терапии, слушая себя и думая о себе, человек находит баланс между собой и миром и приходит к гармонии между своим существованием и собственной внутренней природой.
О Гештальт - терапии
Я делаю свое дело, а ты делаешь свое дело. Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Ты это ты. А я эта я. И если нам случилось встретить друг друга - это прекрасно. А если нет - этому нельзя помочь.
Фриц Перлз
В настоящее время гештальт-подход является одним из основных направлений в психологической и психотерапевтической практике, уступая в популярности только психоанализу и поведенческой терапии.
Создатель гештальт-терапии - Фриц Перлз - начинал свою практику как психоаналитик, и появление гештальт-терапии было связано с его неудовлетворенностью жесткими психоаналитическими рамками, стремлением преодолеть эти ограничения. Гештальт-терапия удачно интегрирует в себе идеи экзистенциализма, концепции телесной терапии В. Райха о связи тела и разума, восточной философии и психоанализа. Поэтому важным достоинством гештальт - подхода является целостное видение человека в единстве его телесных, эмоциональных, социальных и духовных проявлений. Основная идея гештальт-терапии - развитие креативности во взаимодействии с окружающим миром, восстановление способности к саморегуляции.
Информация о работе Личностные особенности психолога-консультанта