Личностные особенности психолога-консультанта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 17:12, дипломная работа

Описание

Стремительные изменения общества в экономической сфере, в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся сущностными характеристиками жизни в современном мире. Степень и скорость этих перемен приводят к тому, что человек переживает растерянность, страх, затруднения в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни; многие люди испытывают чувство безысходности, незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Психолог-консультант в системе практической психологии……………………………………………………………………….7


Актуальные проблемы и требования современной практической психологии………………………………………………………………...7
Особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Теоретический анализ модели «идеального» психолога-консультанта………………………………………………………………33
Профессионально-личностные требования, предъявляемые к психологам- консультантам……………………………………………...39
Выводы по первой главе…………………………………………………45

Глава 2. Проблемы личностного и профессионального становления психолога-консультанта………………………………………………………48

2.1. Этапы профессионального становления психолога-консультанта……..48

2.2.Проблемы и трудности личностного становления и развития психолога-консультанта……………………………………………………………………..54

2.3. Анализ динамика развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.………………………………………..56

2.3.1. Развитие профессионально важных качеств личности специалиста в области психологии………………………………………………………….....60
Выводы по второй главе…………………………………………………...65
Заключение……………………………………………………………………..67
Библиографический список:……………………………………………….....69

Работа состоит из  1 файл

Диплом готов!.doc

— 317.00 Кб (Скачать документ)

    Гештальт-терапия  традиционно рассматривается как  наиболее эффективный метод коррекции  чрезмерно нормативных, социально  скованных, сдержанных индивидов (то есть тревожных, фобических, депрессивных) ограниченное функционирование которых связано с наличием "внутренних блоков". Гештальт-терапия с успехом применяется при лечении многих "психосоматических" расстройств, включая мигрень, язвенный колит, спазмы шеи и спины. Эта терапия становится эффективным методом воспитательной работы, помогающим здоровым людям в личностном росте и в реализации их потенциальных возможностей. Этим Гештальт-терапия обязана в значительной мере своей популярностью вне клинической среды и включением ее методов и идей в течение гуманистической психологии и "движения за актуализацию человеческого потенциала". В настоящее время гештальт-подход вышел за рамки терапии и занял свое место в разных областях практики. Он оказался эффективным как в индивидуальной, так и групповой работе, а также в работе с семьями и организациями как целостными структурами.

     Юнгианский анализ

       Кроме индивидуального бессознательного - продукта личной истории, К.  Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного», то есть субстанции разума, которая принадлежит всему человечеству в целом. В таком «коллективном», или «социальном», бессознательном действуют особые мотивационные факторы, названные «архетипами» - изначальными образами. Не стоит считать, что коллективное бессознательное представляет собой, лишь некую негативную сферу, от которой необходимо отстроится. На самом деле коллективное бессознательное скорее выступает, как общая информационная база, которую можно и нужно использовать во благо себе. Негативное влияние проявляется лишь там, где присутствует слепое следование системе. Все знания, таланты и способности, все лучшее, что накоплено человечеством за его долгую историю, предназначены для того, чтобы реально помогать каждому человеку. Задача юнгианского аналитика — уметь синтезировать все это в своей практике, непрестанно совершенствуя и творчески видоизменяя для каждого конкретного случая и в соответствии с требованиями времени. В отличие от психоанализа Фрейда, стремящегося к точным научно обоснованным интерпретациям, которые, к сожалению могут порой носить разоблачительный характер и вызвать у клиента отторжение, юнгианские аналитики проводят сессии исходя из того, что верно лишь то, что верно для самого клиента. Они будут стараться не только обсудить проблему со всех возможных точек зрения, но и способствовать пробуждению любых творческих начинаний у клиента, которые могут проявиться в любви к рисованию, лепке из глины, в сочинении сказок, ведении дневника и т.п.

     Психодрама.

     Направление психологии начало свою историю в 20-х XX столетия благодаря таланту выдающегося врача, психолога и философа Я. Л. Морено. История свидетельствует о встрече Я. Морено и З. Фрейда, во время которой, молодой Морено заявил – «Вы разрешили людям говорить, я разрешу им действовать». Впервые психотерапевтические сеансы из индивидуальных трансформировались в групповые, переносясь из замкнутого психоаналитического кабинета в реальную людскую среду. Таким образом, Я. Морено решил задачу проявления внутренней реальности человека непосредственно в ситуации социального окружения, собственно того окружения,  в столкновении с которым и продуцируется психологический конфликт.

     Психодраматическая  сессия начинается с разогрева, - это может быть двигательное или медитативное упражнение, призванное поднять уровень энергии в группе и настроить участников на определенные темы. Затем происходит выбор протагониста (актер, играющий главную роль), то есть того участника, на которого в течение данной сессии будет работать вся группа. Выбор происходит так - ведущий и участники, желающие разобраться со своей темой, выдвигаются из общего круга вперед и рассказывают, с чем они хотел бы поработать, а люди, сидящие во внешнем круге, внимательно слушают. Когда темы понятны всем, представители внешнего круга делают свой выбор по критерию «какая тема для меня сейчас наиболее актуальна». Выбирается именно тема, а не человек, который ее представляет, поскольку только в этом случае выбранная для работы тема будет групповой.

     После того, как выбор сделан, начинается этап действия. Сцену за сценой протагонист, с помощью участников группы, драматически проигрывает волнующую его ситуацию. Сначала протагонист выбирает из участников группы того, кто будет играть его самого в тех случаях, когда он сам будет в другой роли. Затем выбираются участники на роли важных для его жизненной ситуации персонажей (это могут быть как реальные люди, так и его фантазии, мысли и чувства и даже сновидения). Формы разыгрывания варьируются от буквального воспроизведения реальных событий до постановки символических сцен, никогда не имевших места в реальности. Психодраматическая сцена заканчивается, когда протогонист находит решение проблемной ситуации или почувствует, что получил достаточно информации о ситуации. После этапа действия проходит шеринг – обмен впечатлениями между «участниками действия» и «зрителями». Сначала участники, игравшие роли, делятся своими переживаниями «из роли», то есть рассказывают о том, какого им было быть, например, мамой протагониста. Затем уже вся группа делится чувствами «из жизни», то есть участники рассказывают о похожих ситуациях, происходивших в их жизни, о чувствах, которые у них были во время действия или наблюдения за ним. На шеринге категорически запрещено все, что может ранить протагониста или участников группы – мысли, оценки, советы по поводу ситуаций. Говорить можно только о своих чувствах и о событиях своей жизни.

     Психодрама сегодня в оригинальном виде распространена мало, однако, ее элементы широко используются во всех направлениях психологии.

     Логотерапия.

       Логотерапия-психотерапевтическая стратегия, разработанная В. Франклом в 40-х годах XX столетия, основанная на убеждении, что развитие личности невозможно без поиска и реализации смысла жизни. Если у человека нет смысла жизни или он таков, что реально недостижим, то возникает экзистенциальная фрустрация (жизненный застой), приводящая к неврозам и психическим заболеваниям. В процессе логотерапии ставится задача помощи клиенту в обретении смысла его жизни, который не может быть просто заимствован у других, каким бы привлекательным он не был. Для ее решения был разработан метод сократического диалога, в котором происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, в которых может быть найден индивидуальный смысл жизни. Это: творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на которые нельзя повлиять. Одной из основных областей, в которой индивид может получить поддержку в поисках смысла, является религиозная вера. Логотерапия имеет собственные уникальные терапевтические методики, такие как метод парадоксальной интенции, дерефлексия и др.

Логотерапия эффективна для психологической помощи в различных ситуациях: неврозы, фобии, страхи, сложности во взаимоотношениях, депрессии, проблемы в области сексуальности, преодоление психологических травм и насилия и др.

    Экзистенциальная психология.

Экзистенциальная  психология  – (лат. existentia – существование) сформировалось на основе трудов таких исследователей, как Л.Бинсвангер, М.Босс, Е.Минковски, Р.Мэй и др.. Психологическое направление, изучает: 1). Проблемы времени, бытия и небытия; 2) Высшие ценности. Проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) Личная миссия. Проблемы общения, любви и одиночества; 4) Сущность Бога. Экзистенциальная психология исходит из первичности бытия человека, с которым органически связаны его базовые жизненные потребности забвение которых приводит к состоянию стресса, тревоги или депрессии.

Целью экзистенциальной психологии является решение задачи восстановления аутентичности конкретной личности — соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе.

       Трансперсональная  психология

   Трансперсональная  психология -сформировалась в 60-е годы XX столетия на основе исследований многих известных психологов и психиатров, но несомненным лидером данного направления является С. Грофф. Трансперсональная психология, впервые, открыто проводит масштабные исследования психологии человека, учитывая доперсональный период жизни, то есть внутриутробный и предшествующий ему цикл духовного существования вне телесной формы. Все три периода представляются, как единый цикл бытия данного индивида, что позволяет рассматривать позитивные или негативные коллизии земного человека с гораздо более высокой точки, чем это было прежде. Трансперсональная психология изучает сознание в более широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания в многомерном бытии, высшие состояния сознания, парапсихологические феномены, метапотребности и метаценности. Соответственно, в качестве терапевтических методов используются, ранее неприемлемые с точки зрения науки: медитация, холотропное дыхание, активное воображение, религиозный и мистический опыт, измененные состояния сознания. Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в тренингах личностного роста, лечении наркомании, алкоголизма, суицидальных тенденций, психозов и неврозов, как разновидностей духовного кризиса. 

     Онтопсихология и Онтопсихолог

     Направление онтопсихология создано в 70-х годах XX века доктором психологии, социологии, теологии и философии профессором А. Менегетти.

     Онтопсихология переводится, как Учение о бытии Души (греч). Абсолютная новизна и  сложность онтопсихологии, как научной дисциплины заключается в том, что данная область знания касается именно того, что в значительной мере утрачено современным человеком в результате его исторического развития.

     Чтобы понять особенности и место онтопсихологии среди других направлений психологии необходимо провести краткий анализ. Каждое направление современной психологии изучает один из модусов того безгранично сложного, что представляет собой человек. Психоанализ – соотношение структур Эго и Сверх Я; Юнгианский анализ – взаимовлияния Эго, Коллективного бессознательного и его основных архетипов; Гуманистическая психология - высшие ценности, самоактуализация личности; Бихевиаризм – стимулоориентированные аспекты сознания; Экзистенциализм – модусы интенциональности и иерархии личности; Когнитивная психология – субъективность и биокомпьютерные функции; Психодрама – спонтанные механизмы и креативность и т.д. Онтопсихология также как и другие современные направления исследует психологию человека в одном из аспектов, а именно в аспекте первичной причинности психической деятельности, разворачивающейся в различных социо-исторических условиях.

     Сегодня большинство людей не сомневается  в  том, что есть нечто, что существует в нас, рожденное прежде нас и продолжающее свое существование после. Точно так же представляется, что человек не есть ограниченное размерами тела и пространством индивидуального ума существо, а открытая многомерная мыслящая субстанция. С подобной точки зрения примерно до 1970 г. поле современной психологии было по сути однородно в том плане, что все школы изучали психологию человека начиная с момента рождения и до окончания жизни, считая при этом сознание изначально «чистым листом бумаги» с врожденными инстинктами, а коммуникации ограничивающимися пятью органами чувств. Область знаний о личностных, рациональных объективно-обусловленных психологических процессах. Однозначным выводом всех психологических школ без исключения явилось признание того, что проблемы психологического характера возникают только в пространстве столкновения индивидуальности с социумом.

     Общим для всех направлений данной группы является ориентация на социальную успешность, что само по себе возражений вызвать  не может. Проблематично то, что критериями становления принимаются ценности и дирекции того же самого социума, который и привел человека к неблагополучию. Итогом психотерапевтической работы становиться адаптация, пусть даже очень высокая адаптация к социо-культурной среде, но все-таки не более чем адаптация. Собственно, индивидуальность, которая наиболее ценна для человека, которая является как раз противоположной центробежным процессам общества, оставалась без внимания. Душа, как сущность не принималась к рассмотрению.

     После 1970 года одновременно образуются две  принципиально отличные от существующих школы – онтопсихология и трансперсональная психология, которые исследуют человека на его глубинном уровне первичных базовых принципов, предшествующих любым детерминантам постнатальной жизни. Однако, и онтопсихология и трансперсональная психология не ограничиваются рубежом рождения, а прослеживают действие базовых жизненных принципов на всю жизнь человека, что до сих пор вообще не принималось в расчет.  Между самими этими школами есть существенная разница. Трансперсональная психология предлагает в качестве главного метода постижения сути и нахождения точек опоры для человека (речь идет о терапевтической, философской и когнитивной стратегии) традицию живой практики соучастия через непосредственное проживание контакта со сверх ординарным, как вне пространства Я, так и внутри его. То есть освоение высших моральных принципов и универсальных законов бытия и как следствие становление и восстановление поврежденных психологических структур через практику медитаций, религиозного опыта, трансовых и инсайтных состояний, холодинамических техник. Если еще раз уточнить картографические зоны, то трансперсональная психология тяготеет к личностным и надличностным аспектам, а онтопсихология к личностным и доличностным.

Информация о работе Личностные особенности психолога-консультанта