Личностные особенности психолога-консультанта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 17:12, дипломная работа

Описание

Стремительные изменения общества в экономической сфере, в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся сущностными характеристиками жизни в современном мире. Степень и скорость этих перемен приводят к тому, что человек переживает растерянность, страх, затруднения в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни; многие люди испытывают чувство безысходности, незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Психолог-консультант в системе практической психологии……………………………………………………………………….7


Актуальные проблемы и требования современной практической психологии………………………………………………………………...7
Особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Теоретический анализ модели «идеального» психолога-консультанта………………………………………………………………33
Профессионально-личностные требования, предъявляемые к психологам- консультантам……………………………………………...39
Выводы по первой главе…………………………………………………45

Глава 2. Проблемы личностного и профессионального становления психолога-консультанта………………………………………………………48

2.1. Этапы профессионального становления психолога-консультанта……..48

2.2.Проблемы и трудности личностного становления и развития психолога-консультанта……………………………………………………………………..54

2.3. Анализ динамика развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.………………………………………..56

2.3.1. Развитие профессионально важных качеств личности специалиста в области психологии………………………………………………………….....60
Выводы по второй главе…………………………………………………...65
Заключение……………………………………………………………………..67
Библиографический список:……………………………………………….....69

Работа состоит из  1 файл

Диплом готов!.doc

— 317.00 Кб (Скачать документ)
 

     Из всего вышеизложенного можно сказать, что в целом первокурсники уже имеют определенное представление о ПВК психолога , но четкой картины нет. Вместе с этим, с каждым годом они все лучше ориентируются в проблемах и задачах психологической науки, которыми они должны обладать и которые необходимо развивать в процессе обучения в ВУЗе . Вероятно , этому способствуют усиливающиеся пропаганда и популяризация психологических знаний в современном обществе, а также система подготовки студентов на факультете. В результате молодые люди делают все более осознанный выбор своей будущей деятельности, достаточно адекватно представляя цели , задачи и трудности , связанные с профессией психолога.

 

  2.3.1.Развитие профессионально важных качеств личности специалиста в области психологии.

   В процессе обучения динамика представлений студентов о профессионально важных качествах современных специалистов по психологии различных видов деятельности представлена следующим образом. Поступая на первый курс, студенты имеют в основном представления о работе психолога- практика, отождествляя его ПВК с ПВК деятельности психолога вообще. При этом преувеличивается уровень значимости профессиональных качеств: важными считается большинство предъявленных качеств. Студенты имеют слабое представление о ПВК психолога в исследовательской сфере. Практически все качества признаются одинаково необходимыми. В процессе обучения уточняются представления о ПВК практического психолога, происходит знакомство с исследовательской деятельностью в области психологической науки при помощи курсовых и дипломных работ.

    На втором курсе происходит  сопоставление профессионально  важных качеств с представлениями  о себе, с ощущениями ценности  собственной личности, своего «Я»  для других. Наибольший средний  балл получили группы аттенционных (5,43) , имажинитивных (5,56) и мыслительных (5,28) качеств личности.

    Третий год обучения характеризуется  адекватными представлениями о будущей профессиональной деятельности и ПВК. Студенты проходят производственную практику, позволяющую им лучше представить и оценить будущую профессиональную деятельность. В связи с этим у них формируется более четкое представление о профессиональных качествах , которые им пригодятся для будущей работы. Повышается роль сенсорных свойств( 5,06).

  Отличительные  черты выборок подтверждены в ходе дисперсионного анализа: с каждым годом значения средних баллов по переменным приближаются к оценкам экспертной группы. Из этого следует, что студенты, обучаясь на факультете психологии Психолого-социального института, получают достаточные знания , чтобы сделать правильные выводы в оценку ПВК психолога.

   В таблице 2 представлены пять  профессиональных качеств, получивший  наибольший удельный вес при  ответах на вопрос авторской  анкеты «Каковы, по вашему мнению  профессионально важные качества психолога?»

    Таблица 2- Профессионально качества, получившие наибольший удельный  вес при обследовании студентов  на первом, втором и третьем  курсах 

Качество I

курс

II

курс

III

курс

1 Профессиональные  подготовка и знания, компетентность 90,0 90,0 82,5
2 Умение слушать(слышать), понимать других людей 87,5 65,0 75,0
3 Доброта, любовь к людям 67,5 37,5 75,0
4 Коммуникативные способности (умение общаться , вести  интересную беседу) 50,0 40,0 40,0
5 интеллект 45,5 30,0 47,5
 

     Первое место занимает профессионализм, включающий в себя успешность  профессиональной подготовки , набор определенных знаний и умений,

а также  высокую компетентность психолога. Значение данного качества остается высоким  в течение всего периода  обучения. Следовательно, основная часть студентов заинтересована в качестве получаемых знаний , стремится стать хорошими профессионалами и осознает ответственность своего обучения в ВУЗе . К группе значимых также относятся умение слушать и понимать других людей , коммуникативные способности, интеллект, доброта, любовь к людям. Таким образом, можно сказать, что студенты факультета психологии имеют относительно адекватное представление о ПВК , по сравнению с мнением экспертов. Однако, эти представления в большей степени совпадают с ПВК психолога- практика. Отмечается недооценка качеств, значимых для успешной деятельности психолога- исследователя. Очевидно, образ будущей профессии у студентов  психологического факультета ассоциируется, в первую очередь, с моделью деятельности психолога , работающего именно в практической сфере. Вместе с тем, учитывая, что многие студенты после окончания ВУЗа поступают в аспирантуру и занимаются исследовательской деятельностью, следует обратить внимание на более полное их знакомство  в процессе обучения с ПВК и психолога – исследователя.

   Все вышеизложенное, позволяет сказать  о том, что в целом успешность  обучения студентов не связана  с адекватностью и полнотой  их представлений о профессиональных  особенностях деятельности психолога.  Возможно именно в силу этого, успешность обучения не всегда тождественна успешности освоения профессии.

Таким образом:

  1. Анализ показал ,что выделяются как личностно- индивидуальные  особенности, необходимые как для успешной профессиональной деятельности психолога в целом (наблюдательность , общая интеллектуальность , аналитическое мышление , творческий склад ума, соблюдение моральных и правовых норм поведения, четкая и ясная речь, развитая интуиция ), так и для конкретного направления его деятельности : психологу – исследователю необходимы такие ПВК как сдержанность, эмоциональная устойчивость, рационализм, а для психолога - практика- готовность к установлению контактов, умение вызвать доверие, быстрая ориентация в ситуации, умение слушать и слышать, эмпатичность и способность понимать внутренний мир людей, выраженные проективные умения, рефлексия, эмоционально- волевая стабильность.
  2. Первокурсники факультета психологии Гуманитарного института отличаются рядом инвариантных личностно-индивидуальных особенностей, что позволяет представить обобщенный психологический портрет типичного студента первого курса. Это общительный и активный человек, стремящийся к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при достаточно высоком уровне самокритичности, не испытывающий трудностей в установлении социальных контактов. Его отличают наличие средне - слабого типа нервной системы, развитое воображение и хорошая концентрация внимания, конкретность и некоторая ригидность мышления, эмоциональные зрелость и устойчивость, эмпатичность, ориентация на соблюдение общественных правил поведения и моральных норм. Он настойчив в достижении цели, активен в повышении своего статуса, ориентирован на успех, несколько прямолинеен в поведении и скептичен в оценках,  склонен к инновациям в жизни и соперничеству во взаимодействии, имеет высокий уровень общей интернальности при низком уровне субъективного контроля в области семейных отношении , склонен к самоутверждению и независимости.

        Факторная структура инвариантных  личностно-индивидуальных особенностей  типичного первокурсника включает  восемь факторов:

    I-«эмоциональная устойчивость»

    II-«сила нервной системы»

    III-«открытость к социальным контактам»

    IV- «практичность»

    V-«экстернальность в области семейных отношении»

    VI-«наблюдательность»

    VII-«независимость»

    VIII-«непосредственность поведения»

  1. Установлена динамика индивидно - личностных особенностей студентов в период их обучения на младших курсах в ВУЗе. Второй год обучения является важным этапом в личностном самоопределении студента : изменяется его отношение к себе , формируется более реалистичное , а не идеализированное представление о себе. Получаемые в ходе изучения психологических дисциплин знания о многообразии психологических проявлении личности и о самоценности индивидуальности каждого человека позволяют второкурснику осознать необходимость принятия себя таким , какой он есть на самом деле (на первом курсе студент ориентируется на некоторое идеальное «Я»). Ко второму курсу у студентов вырабатывается психологическая устойчивость к трудностям студенческой жизни, более четко осознаются морально- нравственные установки , происходит кристаллизация доминирующих стереотипов, которые активно защищаются от изменений. Наблюдается тенденция к переносу ответственности в межличностных отношениях на других людей. К третьему курсу все эти тенденции усиливаются: проявляется большая устойчивость к традиционным трудностям  обучения в ВУЗе , укрепляются жизненные идеалы (студент все более четко осознает то , во что он должен верить), кристаллизируются собственные предпочтения и стереотипы, усиливается тенденция  к реалистичному восприятию окружающего мира и себя в нем, все более сказывается проблема связи поколений: студент становится более независим в отношениях с родителями и стремится выйти из – под их опеки, не всегда понимает своих родителей ( или не желает понять их), активно отстаивает свое «Я». Происходит все большая концентрация на себе , на своем внутреннем мире.
  2. Первокурсники выделяют такие ПВК психолога - исследователя как имажитивные, мыслительные свойства и наблюдательность ; незначимыми признаются моторные , речевые, сенсорные качества. Для психолога-практика подчеркивается важность почти всех свойств личности, хотя наиболее значимыми вступают эмоциональные , мыслительные и сенсорные качества. Особо отмечается умение психолога- практика контролировать свою эмоциональную сферу.

 Выбирая  профессию психолога-консультанта, первокурсники ориентируются на  две задачи: во- первых, решение своих  личностных проблем, познание самого себя, самосовершенствование и т.д.; во- вторых, получение определенных знаний и умений , способствующих становлению конкурентоспособного специалиста в данной сфере. 

    Вывод по второй главе:

     Подводя итоги по второй главе, можно сделать следующие выводы:

         Успешность обучения студента на факультете психологии Психолого-социального института связана с типом нервной системы, степенью эмоциональной устойчивости, с его внутренним психическим состоянием. Типичный успешный первокурсник имеет хорошую саморегуляцию, высокий уровень эмоционального контроля , терпим и лоялен по отношению к окружающим, доброжелателен к людям даже в состоянии внутреннего возбуждения.

   Помимо успешного обучения нельзя  не отметить общие гуманитарные дисциплины, которые преподают студентам на протяжении всего времени обучения.

    В  рамках соответствующей специализации психолог должен владеть целым рядом углубленных знаний и практический умений. К основным сферам специализации относятся:

  1. общая психология,
  2. психология личности,
  3. социальная психология,
  4. политическая психология,
  5. психология менеджмента,
  6. психология труда и организационная психология,
  7. клиническая психология,
  8. психофизиология,
  9. специальная психология,
  10. психология развития и возрастная психология,
  11. педагогическая психология,
  12. психологическое консультирование,
  13. психология социальной работы,
  14. юридическая психология,
  15. спортивная психология.

     Данные дисциплины  развивают такие важные профессиональные качества, как эмпатия, коммуникативные способности, дисциплинированность, умение ладить с людьми, осознание свойства личности как субъекта общения, характеристики целостно-смысловой сферы личности; благодаря их изучению повышается профессиональные знания и подготовка студента, его профессиональная компетентность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Личностные особенности психолога-консультанта