Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 17:12, дипломная работа
Стремительные изменения общества в экономической сфере, в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся сущностными характеристиками жизни в современном мире. Степень и скорость этих перемен приводят к тому, что человек переживает растерянность, страх, затруднения в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни; многие люди испытывают чувство безысходности, незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Психолог-консультант в системе практической психологии……………………………………………………………………….7
Актуальные проблемы и требования современной практической психологии………………………………………………………………...7
Особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Теоретический анализ модели «идеального» психолога-консультанта………………………………………………………………33
Профессионально-личностные требования, предъявляемые к психологам- консультантам……………………………………………...39
Выводы по первой главе…………………………………………………45
Глава 2. Проблемы личностного и профессионального становления психолога-консультанта………………………………………………………48
2.1. Этапы профессионального становления психолога-консультанта……..48
2.2.Проблемы и трудности личностного становления и развития психолога-консультанта……………………………………………………………………..54
2.3. Анализ динамика развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.………………………………………..56
2.3.1. Развитие профессионально важных качеств личности специалиста в области психологии………………………………………………………….....60
Выводы по второй главе…………………………………………………...65
Заключение……………………………………………………………………..67
Библиографический список:……………………………………………….....69
Из всего вышеизложенного можно сказать, что в целом первокурсники уже имеют определенное представление о ПВК психолога , но четкой картины нет. Вместе с этим, с каждым годом они все лучше ориентируются в проблемах и задачах психологической науки, которыми они должны обладать и которые необходимо развивать в процессе обучения в ВУЗе . Вероятно , этому способствуют усиливающиеся пропаганда и популяризация психологических знаний в современном обществе, а также система подготовки студентов на факультете. В результате молодые люди делают все более осознанный выбор своей будущей деятельности, достаточно адекватно представляя цели , задачи и трудности , связанные с профессией психолога.
В процессе обучения динамика представлений студентов о профессионально важных качествах современных специалистов по психологии различных видов деятельности представлена следующим образом. Поступая на первый курс, студенты имеют в основном представления о работе психолога- практика, отождествляя его ПВК с ПВК деятельности психолога вообще. При этом преувеличивается уровень значимости профессиональных качеств: важными считается большинство предъявленных качеств. Студенты имеют слабое представление о ПВК психолога в исследовательской сфере. Практически все качества признаются одинаково необходимыми. В процессе обучения уточняются представления о ПВК практического психолога, происходит знакомство с исследовательской деятельностью в области психологической науки при помощи курсовых и дипломных работ.
На втором курсе происходит
сопоставление профессионально
важных качеств с
Третий год обучения
Отличительные черты выборок подтверждены в ходе дисперсионного анализа: с каждым годом значения средних баллов по переменным приближаются к оценкам экспертной группы. Из этого следует, что студенты, обучаясь на факультете психологии Психолого-социального института, получают достаточные знания , чтобы сделать правильные выводы в оценку ПВК психолога.
В таблице 2 представлены пять
профессиональных качеств,
Таблица 2- Профессионально качества,
получившие наибольший
№ | Качество | I
курс |
II
курс |
III
курс |
1 | Профессиональные подготовка и знания, компетентность | 90,0 | 90,0 | 82,5 |
2 | Умение слушать(слышать), понимать других людей | 87,5 | 65,0 | 75,0 |
3 | Доброта, любовь к людям | 67,5 | 37,5 | 75,0 |
4 | Коммуникативные способности (умение общаться , вести интересную беседу) | 50,0 | 40,0 | 40,0 |
5 | интеллект | 45,5 | 30,0 | 47,5 |
Первое место занимает профессионализм, включающий в себя успешность профессиональной подготовки , набор определенных знаний и умений,
а также высокую компетентность психолога. Значение данного качества остается высоким в течение всего периода обучения. Следовательно, основная часть студентов заинтересована в качестве получаемых знаний , стремится стать хорошими профессионалами и осознает ответственность своего обучения в ВУЗе . К группе значимых также относятся умение слушать и понимать других людей , коммуникативные способности, интеллект, доброта, любовь к людям. Таким образом, можно сказать, что студенты факультета психологии имеют относительно адекватное представление о ПВК , по сравнению с мнением экспертов. Однако, эти представления в большей степени совпадают с ПВК психолога- практика. Отмечается недооценка качеств, значимых для успешной деятельности психолога- исследователя. Очевидно, образ будущей профессии у студентов психологического факультета ассоциируется, в первую очередь, с моделью деятельности психолога , работающего именно в практической сфере. Вместе с тем, учитывая, что многие студенты после окончания ВУЗа поступают в аспирантуру и занимаются исследовательской деятельностью, следует обратить внимание на более полное их знакомство в процессе обучения с ПВК и психолога – исследователя.
Все вышеизложенное, позволяет сказать
о том, что в целом успешность
обучения студентов не связана
с адекватностью и полнотой
их представлений о
Таким образом:
Факторная структура
I-«эмоциональная устойчивость»
II-«сила нервной системы»
III-«открытость к социальным контактам»
IV- «практичность»
V-«экстернальность в области семейных отношении»
VI-«наблюдательность»
VII-«независимость»
VIII-«непосредственность поведения»
Выбирая
профессию психолога-
Вывод по второй главе:
Подводя итоги по второй главе, можно сделать следующие выводы:
Успешность обучения студента на факультете психологии Психолого-социального института связана с типом нервной системы, степенью эмоциональной устойчивости, с его внутренним психическим состоянием. Типичный успешный первокурсник имеет хорошую саморегуляцию, высокий уровень эмоционального контроля , терпим и лоялен по отношению к окружающим, доброжелателен к людям даже в состоянии внутреннего возбуждения.
Помимо успешного обучения
В рамках соответствующей специализации психолог должен владеть целым рядом углубленных знаний и практический умений. К основным сферам специализации относятся:
Данные
дисциплины развивают такие важные
профессиональные качества, как эмпатия,
коммуникативные способности, дисциплинированность,
умение ладить с людьми, осознание свойства
личности как субъекта общения, характеристики
целостно-смысловой сферы личности; благодаря
их изучению повышается профессиональные
знания и подготовка студента, его профессиональная
компетентность.
Информация о работе Личностные особенности психолога-консультанта