Личностные особенности психолога-консультанта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 17:12, дипломная работа

Описание

Стремительные изменения общества в экономической сфере, в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся сущностными характеристиками жизни в современном мире. Степень и скорость этих перемен приводят к тому, что человек переживает растерянность, страх, затруднения в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни; многие люди испытывают чувство безысходности, незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Психолог-консультант в системе практической психологии……………………………………………………………………….7


Актуальные проблемы и требования современной практической психологии………………………………………………………………...7
Особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Теоретический анализ модели «идеального» психолога-консультанта………………………………………………………………33
Профессионально-личностные требования, предъявляемые к психологам- консультантам……………………………………………...39
Выводы по первой главе…………………………………………………45

Глава 2. Проблемы личностного и профессионального становления психолога-консультанта………………………………………………………48

2.1. Этапы профессионального становления психолога-консультанта……..48

2.2.Проблемы и трудности личностного становления и развития психолога-консультанта……………………………………………………………………..54

2.3. Анализ динамика развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.………………………………………..56

2.3.1. Развитие профессионально важных качеств личности специалиста в области психологии………………………………………………………….....60
Выводы по второй главе…………………………………………………...65
Заключение……………………………………………………………………..67
Библиографический список:……………………………………………….....69

Работа состоит из  1 файл

Диплом готов!.doc

— 317.00 Кб (Скачать документ)

    Общее  отношение к жизни и деятельности  проявляется в таких значимых  для психолога личностных качествах  как ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность, наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний.

     Для  психолога важны такие эмоциональные  проявления личности как непринужденность, естественность и искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.

     К  необходимым волевым качествам  психолога относятся настойчивость,  терпеливость, самообладание.

    К  числу необходимых личностных  свойств практического психолога относят способность  к эмпатии (сопереживанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.

     Необходимое  качество практического психолога  – уверенность в поведении  с клиентом. В противном случае  он не заслужит доверия клиента.

     В  то же время важным оказывается  отсутствие чрезмерной самоуверенности  и веры в непогрешимость своих  психологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в его склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивает клиента.

    Профессиональному  психологу важно иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных личностных недостатков.

     В  профессиональной деятельности  психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу важно формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей.

    Перечисленные  выше характеристики отражают  мнения авторитетных ученых и  практиков о том, какими личностными  свойствами должен обладать профессиональный  психолог. Эмпирических исследований, посвященных этой теме, еще очень мало.

Вывод по первой главе.

     На основании результатов теоретического и эмпирического исследования критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта, а также выявления профессионально важных качеств психолога- консультанта можно сделать следующие выводы:

    Были выявлены профессионально важные качества психолога-консультанта, наличие и степень развития которых позволяют оценивать уровень продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Они были проранжированы в порядке убывания:

      1.умение активно слушать

      2.умение понятно говорить

    3.профессионализм

    4.понимать последствия своего влияния

    5.здравый смысл

      6.самообразование

    7.личная ответственность

    8.уверенность в себе

    9.заинтересованность в общении

     10.тактичность

     11.внимательность

     12.понимание себя

     13.саморегуляция

     14.увлеченность профессией

     15.интеллектуальность

     16.эмоциональная устойчивость

     17.самоуважение

     18.доброжелательность

     19.не давать нравственных оценок

     20.владение теорией

     21.стрессоустойчивость

     22.практика с супервизором

     23.эмпатийность

     24.рефлексия

     25.внимание к деталям

     26.позитивный настрой 

     Отсюда видно, что ведущими критериями оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта являются умение активно слушать и понятно говорить. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Проблемы личностного и профессионального становления психолога-консультанта. 

2.1. Этапы профессионального  становления психолога-консультанта. 

     Профессионально-личностное становление  психолога-консультанта связано  с поиском собственной, подчас  уникальной картины психотерапевтического процесса. Основываясь на наблюдениях за студентами и уже работающими специалистами, можно условно выделить следующие этапы профессионального развития психологов.

     Восторженно-романтический этап, когда до серьезных «разочарований» психолог еще просто не «дорос». Это по-своему прекрасный и даже необходимый для последующего развития период — это своеобразная база, эмоциональный тыл, который создает особую, незабываемую атмосферу первого знакомства с психологией. А «атмосферы» в нашей жизни, как известно, дорогого стоят.

  Этап  самоутверждения. Поскорее хочется «узнать что-нибудь этакое» или овладеть какой-нибудь «экзотической методикой». Тоже очень важный и необходимый этап — это основа будущей профессиональной гордости и чувства собственного профессионального достоинства.

     Первые разочарования, а потом будут и последующие, о чем уже много писалось выше. Это наиболее ответственные этапы. Поскольку здесь решается основной вопрос: научится ли студент-психолог преодолевать эти кризисы разочарования или они сломают его. Напомним, что важнейшим условием преодоления таких кризисов является поиск новых личностных смыслов в обучении и в последующей работе. Заметим также, что эти смыслы могут быть найдены только самостоятельно, ведь только тогда они могут стать личностными.

  Начало  самостоятельного решения некоторых психологических проблем (теоретических или практических) с использованием уже известных технологий и методов. Заканчивается этот этап постепенным накоплением отрицательного опыта использования этих технологий и попытками работать как-то иначе (начало настоящего профессионального творчества и формирование своего индивидуального стиля деятельности).

  Первые  серьезные попытки работать по-новому. Часто эти попытки также заканчиваются «разочарованием в себе» и стремлением все-таки довести свои идеи до совершенства. Нередко на этом этапе наступает интересное «прозрение»: студент вдруг «понимает» (наконец-то), что для творческой работы и импровизации в своем труде, оказывается, нужно хорошее знание психологической теории и методологии.

  Обращение к теоретическим и методологическим основам психологии, т. е. ко всему тому, что на этапе обучения в вузе у многих студентов обычно вызывает откровенную «аллергию».

  Импровизация  и профессиональное творчество уже на основе обновленной теоретической и методологической базы, где органично соединяются теория и практика, наука и искусство.

  Естественно, далеко не все психологи проходят «полный цикл»  такого развития, многие «застревают» на каких-то этапах, т. е. попросту останавливаются в своем профессиональном развитии. Например, психолог «застрял» на восторженно-романтическом этапе (в каком-то смысле таким психологам даже можно позавидовать, поскольку все им видится в «розовом свете» и... никаких «разочарований»). От таких психологов может быть даже определенная польза: они всюду будут утверждать веру во всесилие психологической науки и практики. С такими психологами легко.    «Я»  уверенно чувствуют себя разные клиенты, заказчики и даже те психологи, которые мучительно преодолевают свои кризисы профессионального развития, поскольку восторженно-рамантическое . настроение — это, прежде всего, настроение оптимизма и легкости, которого многим так не хватает (в том числе и серьезным психологам-профессионалам). 

       Нельзя осуждать таких «застрявших» в своем развитии психологов: значит, они обнаружили для себя определенный смысл в своей работе и им просто незачем искать какие-то более сложные и рискованные смыслы. Быть может, со временем они продолжат свой творческий поиск, а может, и не продолжат — это их право выбора!

        Но для тех, кто закончил  свой творческий поиск и определился   с направлением своей работы, может возникнуть другая проблема. Человек может состояться в  своей профессии, развиваться благодаря своей работе и приносить пользу людям своей деятельностью. Однако нередко многолетнее (более 5 лет)  выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости. В какой-то момент у человека возникает ощущение, что что-то в его жизни складывается не так. Ключом к разгадке может служить выбранная им специальность, которая, как говорят, иногда способна "калечить" человека, а также отсутствие карьерного роста и иные причины.

     Специалисты утверждают, что зачастую так или иначе профессия накладывает отпечаток на  личность человека, меняет его поведение в целом. Бывают случаи, когда особенности профессиональной деятельности не только не помогают человеку развиваться, но и способствуют деградации его как специалиста, изменяя характерные для данной профессии профессионально важные качества (ПВК) в противоположную сторону. Это способно приводить к малоэффективному и даже социально опасному исполнению профессиональных обязанностей.

      Рассматривая профессиональные деформации в общем плане, Э.Ф. Зеер отмечает: "...Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности...

      Профессиональная  деформация - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры  деятельности и личности, негативно  сказывающиеся на продуктивности труда  и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности"

      Профессиональная  деформация наблюдается у большинства  профессий в схеме "человек-человек" (врачей, педагогов, психологов, сотрудников  милиции и др.) 

      При отсутствии у сотрудника достаточного уровня психологической и нравственной  устойчивости часто наблюдается развитие его профессиональной деформации. При этом профессиональная деформация негативно влияет на деловое общение работника и эффективность его служебной деятельности, нарушает целостность личности, снижает её адаптивность, устойчивость.  

      Одна  из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение  специалист-профессионал, а также  специфика его деятельности.

      Другой  не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда  и все более узкая специализация  профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых  задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения .

      В психологической литературе выделяют три группы факторов, ведущих к  возникновению профессиональной деформации: факторы,  обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, факторы  личностного свойства, факторы социально-психологического характера.

      К факторам, обусловленным спецификой деятельности, следует отнести:

      * детальную правовую регламентацию  деятельности, что наряду с позитивным   эффектом может приводить к излишней формализации деятельности, элементам бюрократизма;

      * наличие властных полномочий  по отношению к гражданам, что  порой проявляется в злоупотреблении  и необоснованном их использовании  сотрудниками;

Информация о работе Личностные особенности психолога-консультанта