Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 17:12, дипломная работа
Стремительные изменения общества в экономической сфере, в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся сущностными характеристиками жизни в современном мире. Степень и скорость этих перемен приводят к тому, что человек переживает растерянность, страх, затруднения в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни; многие люди испытывают чувство безысходности, незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Психолог-консультант в системе практической психологии……………………………………………………………………….7
Актуальные проблемы и требования современной практической психологии………………………………………………………………...7
Особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Теоретический анализ модели «идеального» психолога-консультанта………………………………………………………………33
Профессионально-личностные требования, предъявляемые к психологам- консультантам……………………………………………...39
Выводы по первой главе…………………………………………………45
Глава 2. Проблемы личностного и профессионального становления психолога-консультанта………………………………………………………48
2.1. Этапы профессионального становления психолога-консультанта……..48
2.2.Проблемы и трудности личностного становления и развития психолога-консультанта……………………………………………………………………..54
2.3. Анализ динамика развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.………………………………………..56
2.3.1. Развитие профессионально важных качеств личности специалиста в области психологии………………………………………………………….....60
Выводы по второй главе…………………………………………………...65
Заключение……………………………………………………………………..67
Библиографический список:……………………………………………….....69
Общее
отношение к жизни и
Для
психолога важны такие
К
необходимым волевым качествам
психолога относятся
К
числу необходимых личностных
свойств практического
Необходимое
качество практического
В
то же время важным
Профессиональному психологу важно иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных личностных недостатков.
В профессиональной деятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу важно формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей.
Перечисленные
выше характеристики отражают
мнения авторитетных ученых и
практиков о том, какими
Вывод по первой главе.
На основании результатов теоретического и эмпирического исследования критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта, а также выявления профессионально важных качеств психолога- консультанта можно сделать следующие выводы:
Были выявлены профессионально важные качества психолога-консультанта, наличие и степень развития которых позволяют оценивать уровень продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Они были проранжированы в порядке убывания:
1.умение активно слушать
2.умение понятно говорить
3.профессионализм
4.понимать последствия своего влияния
5.здравый смысл
6.самообразование
7.личная ответственность
8.уверенность в себе
9.заинтересованность в общении
10.тактичность
11.внимательность
12.понимание себя
13.саморегуляция
14.увлеченность профессией
15.интеллектуальность
16.эмоциональная устойчивость
17.самоуважение
18.доброжелательность
19.не давать нравственных оценок
20.владение теорией
21.стрессоустойчивость
22.практика с супервизором
23.эмпатийность
24.рефлексия
25.внимание к деталям
26.позитивный
настрой
Отсюда
видно, что ведущими критериями оценки
уровня продуктивности коммуникативной
деятельности психолога-консультанта
являются умение активно
слушать и понятно говорить.
Глава
2. Проблемы личностного
и профессионального
становления психолога-консультанта.
2.1. Этапы профессионального
становления психолога-
Профессионально-личностное
Восторженно-романтический этап, когда до серьезных «разочарований» психолог еще просто не «дорос». Это по-своему прекрасный и даже необходимый для последующего развития период — это своеобразная база, эмоциональный тыл, который создает особую, незабываемую атмосферу первого знакомства с психологией. А «атмосферы» в нашей жизни, как известно, дорогого стоят.
Этап самоутверждения. Поскорее хочется «узнать что-нибудь этакое» или овладеть какой-нибудь «экзотической методикой». Тоже очень важный и необходимый этап — это основа будущей профессиональной гордости и чувства собственного профессионального достоинства.
Первые разочарования, а потом будут и последующие, о чем уже много писалось выше. Это наиболее ответственные этапы. Поскольку здесь решается основной вопрос: научится ли студент-психолог преодолевать эти кризисы разочарования или они сломают его. Напомним, что важнейшим условием преодоления таких кризисов является поиск новых личностных смыслов в обучении и в последующей работе. Заметим также, что эти смыслы могут быть найдены только самостоятельно, ведь только тогда они могут стать личностными.
Начало самостоятельного решения некоторых психологических проблем (теоретических или практических) с использованием уже известных технологий и методов. Заканчивается этот этап постепенным накоплением отрицательного опыта использования этих технологий и попытками работать как-то иначе (начало настоящего профессионального творчества и формирование своего индивидуального стиля деятельности).
Первые серьезные попытки работать по-новому. Часто эти попытки также заканчиваются «разочарованием в себе» и стремлением все-таки довести свои идеи до совершенства. Нередко на этом этапе наступает интересное «прозрение»: студент вдруг «понимает» (наконец-то), что для творческой работы и импровизации в своем труде, оказывается, нужно хорошее знание психологической теории и методологии.
Обращение
к теоретическим и
Импровизация и профессиональное творчество уже на основе обновленной теоретической и методологической базы, где органично соединяются теория и практика, наука и искусство.
Естественно, далеко не все психологи проходят «полный цикл» такого развития, многие «застревают» на каких-то этапах, т. е. попросту останавливаются в своем профессиональном развитии. Например, психолог «застрял» на восторженно-романтическом этапе (в каком-то смысле таким психологам даже можно позавидовать, поскольку все им видится в «розовом свете» и... никаких «разочарований»). От таких психологов может быть даже определенная польза: они всюду будут утверждать веру во всесилие психологической науки и практики. С такими психологами легко. «Я» уверенно чувствуют себя разные клиенты, заказчики и даже те психологи, которые мучительно преодолевают свои кризисы профессионального развития, поскольку восторженно-рамантическое . настроение — это, прежде всего, настроение оптимизма и легкости, которого многим так не хватает (в том числе и серьезным психологам-профессионалам).
Нельзя осуждать таких «застрявших» в своем развитии психологов: значит, они обнаружили для себя определенный смысл в своей работе и им просто незачем искать какие-то более сложные и рискованные смыслы. Быть может, со временем они продолжат свой творческий поиск, а может, и не продолжат — это их право выбора!
Но для тех, кто закончил
свой творческий поиск и
Специалисты утверждают, что зачастую так или иначе профессия накладывает отпечаток на личность человека, меняет его поведение в целом. Бывают случаи, когда особенности профессиональной деятельности не только не помогают человеку развиваться, но и способствуют деградации его как специалиста, изменяя характерные для данной профессии профессионально важные качества (ПВК) в противоположную сторону. Это способно приводить к малоэффективному и даже социально опасному исполнению профессиональных обязанностей.
Рассматривая профессиональные деформации в общем плане, Э.Ф. Зеер отмечает: "...Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности...
Профессиональная
деформация - это постепенно накопившиеся
изменения сложившейся
Профессиональная деформация наблюдается у большинства профессий в схеме "человек-человек" (врачей, педагогов, психологов, сотрудников милиции и др.)
При отсутствии у сотрудника достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости часто наблюдается развитие его профессиональной деформации. При этом профессиональная деформация негативно влияет на деловое общение работника и эффективность его служебной деятельности, нарушает целостность личности, снижает её адаптивность, устойчивость.
Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности.
Другой
не менее важной причиной профессиональной
деформации является разделение труда
и все более узкая
В психологической литературе выделяют три группы факторов, ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера.
К факторам, обусловленным спецификой деятельности, следует отнести:
*
детальную правовую
*
наличие властных полномочий
по отношению к гражданам, что
порой проявляется в
Информация о работе Личностные особенности психолога-консультанта