Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 17:12, дипломная работа
Стремительные изменения общества в экономической сфере, в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся сущностными характеристиками жизни в современном мире. Степень и скорость этих перемен приводят к тому, что человек переживает растерянность, страх, затруднения в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни; многие люди испытывают чувство безысходности, незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Психолог-консультант в системе практической психологии……………………………………………………………………….7
Актуальные проблемы и требования современной практической психологии………………………………………………………………...7
Особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Теоретический анализ модели «идеального» психолога-консультанта………………………………………………………………33
Профессионально-личностные требования, предъявляемые к психологам- консультантам……………………………………………...39
Выводы по первой главе…………………………………………………45
Глава 2. Проблемы личностного и профессионального становления психолога-консультанта………………………………………………………48
2.1. Этапы профессионального становления психолога-консультанта……..48
2.2.Проблемы и трудности личностного становления и развития психолога-консультанта……………………………………………………………………..54
2.3. Анализ динамика развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.………………………………………..56
2.3.1. Развитие профессионально важных качеств личности специалиста в области психологии………………………………………………………….....60
Выводы по второй главе…………………………………………………...65
Заключение……………………………………………………………………..67
Библиографический список:……………………………………………….....69
* корпоративность деятельности, которая может быть причиной возникновения психологической изоляции сотрудников органов правопорядка и отчуждения их от общества;
* повышенная ответственность за результаты своей деятельности;
*
психические и физические
* экстремальность деятельности (необходимость выполнения профессиональных задач в опасных для жизни и здоровья ситуациях, риск, непредсказуемость развития событий, неопределенность информации о деятельности криминальных элементов, угрозы со стороны преступников и др.);
*
необходимость в процессе
К факторам социально-
* неадекватный и грубый стиль руководства подчиненными;
*
неблагоприятное влияние
*
низкая общественная оценка
Таким образом, профессиональная деформация развивается под влиянием факторов, относящихся к внешней среде деятельности (решение задач применения к ним мер профилактики и пресечения и т.д.), а также факторов внутрисистемного взаимодействия (отношение с руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т.д.).
Для
профилактики профессиональной деформации
сотрудников, прежде всего, требуется
проведение серьезных научных исследований
с целью разработки комплекса предупредительных
мероприятий, ориентированных на снижение
вероятности развития предпосылок и проявлений
столь нежелательного и социально опасного
явления.
2.2.
Проблемы и трудности
личностного становления
и развития психолога-
Профессиональное
и личностное в деятельности
психолога очень часто бывают
тесно связаны. Трудно быть
в личностном плане одним, а
в профессиональной
Трудно найти личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как научная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований.
Как считает К.А. Рамуль, для каждого ученого, в том числе и психолога необходимы следующие черты личности:
Важными нравственными качествами психолога считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.
Большое
знание для практического
Общее отношение к жизни и деятельности проявляется в таких значимых для психолога личностных качествах как ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность, наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний.
Для
психолога важны такие
К необходимым волевым качествам психолога относятся настойчивость, терпеливость, самообладание.
К
числу необходимых личностных
свойств практического
Необходимое
качество практического
В
то же время важным
Профессиональному
психологу важно иметь
В
профессиональной деятельности
психолог не может быть
Перечисленные
выше характеристики отражают
мнения авторитетных ученых и практиков
о том, какими личностными свойствами
должен обладать профессиональный психолог.
Эмпирических исследований, посвященных
этой теме, еще очень мало.
2.3. Анализ динамика развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.
В современной отечественной
психологии выполнено много
Эти вопросы рассматривались в контексте:
Специфика студенческого возраста как важного этапа личностного развития (Б.Г.Ананьев, П.И.Бабочкин, М.Д.Дворяшина, А.И. Курпнов и др. )
Выявление сущности , этапов и детерминирующих факторов процесса становления профессионала и субъекта деятельности (К.А. Абульханова- Славская, В.А.Бодров, Г.М.Зараковский, Е.А.Климов и др.)
Определение роли и места способностей , интересов, мотивов и личностно-индивидных особенностей студентов в формировании профессионально важных качеств специалиста, а также оптимизации профессиональной подготовки и условий осуществления успешной профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Г.Асмолов, В.А.Бодров, К.К.Платонов, Б.М.Тюшев, В.С.Мерлин и др.)
Вместе с тем, несмотря на значимость и результативность проведенных исследований, ряд проблем личностного развития и профессионального становления студента , еще остается малоизученным. В частности , недостаточно исследованы такие вопросы как : особенности процесса формирования адекватного образа будущей профессии и представлений о целях , задачах и трудностях профессиональной деятельности ; динамика личностных изменений на различных курсах обучения ; соотношение личностного и профессионального развития в ходе обучения в ВУЗе; профессионально важные качества (ПВК) специалиста.
Профессиональное становление и развитие личности преследует цель «обеспечения достаточно надежного поведения индивида в конкретных и типичных жизненных и профессиональных условиях, что определяет формирование устойчивых черт личности, характерных в частности, для будущего вида деятельности» (В.А.Бодров). Следовательно , деятельность задает требования к личности, выступает как стимул ее развития и условием формирования ее черт и качеств , наиболее адекватных конкретным формам поведения и деятельности.
Ф.Б.Каганов
представляет профессиональное
становление студентов в виде
последовательного прохождения
трех этапов – переходного(1-3
семестры) ; накопительного (4-7 семестры);определяющего(8-10
семестры).Проходя через все
Каждая профессиональная деятельность требует от специалиста определенного набора личностных качеств и способностей, в структуре которых отдельные качества под влиянием специфики деятельности начинают выступать как профессионально значимые (В.В.Богословский, В.А. Маркелова ). Становятся очевидными , что проблема адекватного выбора профессии в соответствии со своими склонностями и способностями должна решаться как комплексная проблема в контексте общей теории способностей, концепций профессионализаций и социализаций. (Б.Г. Ананьев, А.А.Бодалев, В.И. Киреенко и др. )
Изучение динамики личностно
–индивидных особенностей
В период обучения у студентов значительно понижается уровень субъективного контроля: на первом курсе он высокий- 14,18 балла; на втором курсе он составляет уже 9,29, а на третьем – 8.38 баллов. То же самое происходит со знанием других шкал, то есть наблюдается тенденция к росту экстернальности студентов.
Динамику
общего уровня эмпатии
Первокурсники
2002г. имеют более широкое
Таблица 1- Профессиональные качества
специалиста, получившие
№ пп | Качество | Удельный вес,% |
1 | Умение слушать(слышать), |
59,2 |
2 | Профессиональная подготовка, профессиональные знания, компетентность | 52,8 |
3 | Доброта, любовь к людям | 52,0 |
4 | Коммуникативные способности (умение общаться, вести интересную беседу ) | 44,5 |
5 | Интеллект | 41,7 |
Информация о работе Личностные особенности психолога-консультанта