Личностные особенности психолога-консультанта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2011 в 17:12, дипломная работа

Описание

Стремительные изменения общества в экономической сфере, в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся сущностными характеристиками жизни в современном мире. Степень и скорость этих перемен приводят к тому, что человек переживает растерянность, страх, затруднения в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни; многие люди испытывают чувство безысходности, незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Психолог-консультант в системе практической психологии……………………………………………………………………….7


Актуальные проблемы и требования современной практической психологии………………………………………………………………...7
Особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Теоретический анализ модели «идеального» психолога-консультанта………………………………………………………………33
Профессионально-личностные требования, предъявляемые к психологам- консультантам……………………………………………...39
Выводы по первой главе…………………………………………………45

Глава 2. Проблемы личностного и профессионального становления психолога-консультанта………………………………………………………48

2.1. Этапы профессионального становления психолога-консультанта……..48

2.2.Проблемы и трудности личностного становления и развития психолога-консультанта……………………………………………………………………..54

2.3. Анализ динамика развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.………………………………………..56

2.3.1. Развитие профессионально важных качеств личности специалиста в области психологии………………………………………………………….....60
Выводы по второй главе…………………………………………………...65
Заключение……………………………………………………………………..67
Библиографический список:……………………………………………….....69

Работа состоит из  1 файл

Диплом готов!.doc

— 317.00 Кб (Скачать документ)

      * корпоративность деятельности, которая может быть причиной возникновения    психологической изоляции сотрудников органов правопорядка и отчуждения их от общества;

      * повышенная ответственность за  результаты своей деятельности;

      * психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком  работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления  затраченных сил;

      *  экстремальность деятельности (необходимость выполнения профессиональных  задач в опасных для жизни и здоровья ситуациях, риск, непредсказуемость  развития событий, неопределенность информации о деятельности криминальных  элементов, угрозы со стороны преступников и др.);

      * необходимость в процессе выполнения  служебных задач вступать в  контакт с правонарушителями,  что может приводить к усвоению  элементов криминальной субкультуры (использование уголовного жаргона, обращение по кличкам и  т.п.).      

        К факторам социально-психологического  характера относятся: 

      * неадекватный и грубый стиль  руководства подчиненными;

      * неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне службы       (например, семьи, друзей и др.);

      * низкая общественная оценка деятельности  органов правопорядка, что порой  ведет к безысходности в деятельности сотрудников органов внутренних дел, возникновению профессионального бессилия и неуверенности в необходимости  своей профессии.

      Таким образом, профессиональная деформация развивается под влиянием  факторов, относящихся к внешней среде деятельности (решение задач применения к ним мер профилактики и пресечения и т.д.), а также факторов внутрисистемного взаимодействия (отношение с руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т.д.).

      Для профилактики профессиональной деформации сотрудников, прежде всего, требуется  проведение серьезных научных исследований с целью разработки комплекса предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений столь нежелательного и социально опасного явления. 
 
 

2.2. Проблемы и трудности  личностного становления  и развития психолога-консультанта.

     Профессиональное  и личностное в деятельности  психолога очень часто бывают  тесно связаны. Трудно быть  в личностном плане одним, а  в профессиональной деятельности  совершенно другим. Поэтому личностные  качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога. Это для меня идеальная ситуация – чтобы все, что я делаю как профессионал, становилось частью моего духовного поиска.

   Трудно найти личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как научная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований.

    Как считает К.А. Рамуль, для каждого ученого, в том числе и психолога необходимы следующие черты личности:

  1. энтузиазм по отношению к работе и ее задачам,
  2. прилежание – способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду,
  3. дисциплинированность,
  4. способность к критике и самокритике,
  5. беспристрастие,
  6. умение ладить с людьми.

    Важными  нравственными качествами психолога считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.

    Большое  знание для практического психолога  имеют коммуникативные качества  его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют «талантом общения».

    Общее  отношение к жизни и деятельности проявляется в таких значимых для психолога личностных качествах как ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность, наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний.

     Для  психолога важны такие эмоциональные  проявления личности как непринужденность, естественность и искренность  в общении, устойчивость к стрессу,  эмоциональная стабильность, способность  к сопереживанию.

     К  необходимым волевым качествам психолога относятся настойчивость, терпеливость, самообладание.

    К  числу необходимых личностных  свойств практического психолога  относят способность  к эмпатии  (сопереживанию), умение понять состояние  клиента. Однако важно и умение  сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.

     Необходимое  качество практического психолога  – уверенность в поведении  с клиентом. В противном случае он не заслужит доверия клиента.

     В  то же время важным оказывается  отсутствие чрезмерной самоуверенности  и веры в непогрешимость своих  психологических выводов. Нетактичность  психолога проявляется в его  склонности приписывать своей  профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивает клиента.

    Профессиональному  психологу важно иметь адекватную  самооценку, понимать индивидуальные  особенности своей личности, свои  способности, сильные и слабые стороны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных личностных недостатков.

     В  профессиональной деятельности  психолог не может быть успешным  во всем. Не все методы и  приемы работы получаются одинаково  хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу важно формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей.

    Перечисленные  выше характеристики отражают  мнения авторитетных ученых и практиков о том, какими личностными свойствами должен обладать профессиональный психолог. Эмпирических исследований, посвященных этой теме, еще очень мало. 

2.3. Анализ динамика развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.

      В современной отечественной  психологии выполнено много исследований, посвященных различным психологическим  аспектам личностного развития  студентов, профессиональной деятельности  и профессионализации личности.

     Эти вопросы рассматривались в контексте:

Специфика студенческого возраста как важного этапа личностного развития (Б.Г.Ананьев, П.И.Бабочкин, М.Д.Дворяшина, А.И. Курпнов и др. )

 Выявление  сущности , этапов и детерминирующих  факторов процесса становления  профессионала и субъекта деятельности (К.А. Абульханова- Славская, В.А.Бодров, Г.М.Зараковский, Е.А.Климов и др.)

Определение роли  и места способностей , интересов, мотивов и личностно-индивидных особенностей студентов в формировании профессионально важных качеств  специалиста, а также оптимизации профессиональной подготовки и условий осуществления успешной профессиональной деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Г.Асмолов, В.А.Бодров, К.К.Платонов, Б.М.Тюшев, В.С.Мерлин и др.)

   Вместе с тем, несмотря на  значимость и результативность  проведенных исследований, ряд проблем личностного развития и профессионального становления студента , еще остается малоизученным. В частности , недостаточно исследованы такие вопросы как : особенности процесса формирования адекватного образа будущей профессии и представлений о целях , задачах и трудностях профессиональной деятельности ; динамика личностных изменений на различных курсах обучения ; соотношение личностного и профессионального развития в ходе обучения в ВУЗе; профессионально важные качества (ПВК) специалиста.  

  Профессиональное становление и развитие личности преследует цель «обеспечения достаточно надежного поведения индивида в конкретных и типичных жизненных и профессиональных условиях, что определяет формирование устойчивых черт личности, характерных в частности, для будущего вида деятельности» (В.А.Бодров). Следовательно , деятельность задает требования  к личности, выступает как стимул ее развития и условием формирования ее черт и качеств , наиболее адекватных конкретным формам поведения и деятельности.

  Ф.Б.Каганов  представляет профессиональное  становление студентов в виде  последовательного прохождения  трех этапов – переходного(1-3 семестры) ; накопительного (4-7 семестры);определяющего(8-10 семестры).Проходя через все эти  этапы , студент постепенно становится специалистом.

   Каждая профессиональная деятельность требует от специалиста определенного набора личностных качеств и способностей, в структуре которых отдельные качества под влиянием специфики деятельности начинают выступать как профессионально значимые (В.В.Богословский, В.А. Маркелова ). Становятся очевидными , что проблема адекватного выбора профессии в соответствии со своими склонностями и способностями должна решаться как комплексная проблема в контексте общей теории способностей, концепций профессионализаций и социализаций. (Б.Г. Ананьев, А.А.Бодалев, В.И. Киреенко и др. )

    Изучение динамики личностно  –индивидных особенностей студентов  в процессе обучения в ВУЗе  показали , что студенты становятся  более консервативными, с сомнением относятся к новым идеям, противятся переменам. Следовательно, необходимо развивать их творческое мышление, повышать их интеллектуальный интерес. К третьему курсу у студентов повышается актуальность межличностного взаимодействия.

   В период обучения у студентов значительно понижается уровень субъективного контроля: на первом курсе он высокий- 14,18 балла; на втором курсе он составляет уже 9,29, а на третьем – 8.38 баллов. То же самое происходит со знанием других шкал, то есть наблюдается тенденция к росту экстернальности студентов.

  Динамику  общего уровня эмпатии студентов  характеризует то, что к третьему  курсу он снижается на 9 ,8%: на  первом курсе он составляет 52,82 балла; на втором -51,97 баллов; на  третьем -47,62 % балла. Следовательно,  необходимо обратить внимание на развитие у студентов в процессе обучения на факультете психологии института такого значимого профессионально важного качества как эмпатия.

  Первокурсники  2002г. имеют более широкое представление  о профессионально важных качествах  современного специалиста. Всего ими названо 54 качества. Студенты2004г. и 2005г. предлагают 36-38 качеств соответственно. Это подтверждает вывод о их большей когнитивной согласованности . В таблице 1 приводятся качества , вошедшие в пятерку наиболее важных по общей выборке первокурсников.

   Таблица 1- Профессиональные качества  специалиста, получившие наиболее  удельный вес в общей выборке  первокурсников Психолого-социального института.

                         
 
№ пп Качество Удельный вес,%
1 Умение слушать(слышать),понимать других людей 59,2
2 Профессиональная  подготовка, профессиональные знания, компетентность 52,8
3 Доброта, любовь к людям 52,0
4 Коммуникативные способности (умение общаться, вести  интересную беседу ) 44,5
5 Интеллект 41,7

Информация о работе Личностные особенности психолога-консультанта