Психологическое консультирование - относительно
новая область практической деятельности
психолога, несомненно, требует специальной,
довольно основательной профессиональной
подготовки. Кроме знаний и умений, психолог
консультант (практический психолог) должен
обладать рядом специальных личностных
особенностей.
В заключение подведем некоторые итоги.
Непосредственными факторами, предопределяющими
эффективность или неэффективность коммуникативной
деятельности психолога-консультанта
являются личные качества психолога-консультанта
и его профессиональные умения, корректные
действия в процессе психологического
консультирования. Что подтверждает мнение
Р.Кочюнаса (1999 г.) о том, что "личность
консультанта выделяется почти во всех
теоретических системах как важнейшее
целительное средство в процессе консультирования".
Гармония, преложенных критериев оценки
уровня продуктивности коммуникативной
деятельности психолога-консультанта,
определяется разделением личностных
качеств эффективного специалиста, определяющих
успешность его коммуникативной деятельности,
на три сферы:
1.ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВУЮ
2.КОММУНИКАТИВНУЮ
3.ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ
В результате анализа научных источников
и эмпирической проверки нами выявлены
два основных качества, наличие которых
является одним из критериев оценки уровня
продуктивности коммуникативной деятельности
психолога-консультанта:
- умение активно
слушать
- умение понятно
говорить..
Результаты
исследования развитии профессионально
важных качеств личности специалиста
в области психологии показывают ,что
психолог должен владеть целым рядом углубленных
знаний и практический умений.
Выпускник высшего учебного заведения
по специальности «психология» должен
удовлетворять этим требованиям. Помимо
этого для успешной работы психолог должен
постоянно повышать уровень своей профессиональной
компетентности, участвовать в курсах
повышения квалификации, специализированных
семинарах по отдельным проблемам психологии.
Самоанализ опыта работы и самосовершенствование
профессиональных умений помогают психологу
достигать более высоких результатов
в своей деятельности.
Вместе с тем, несмотря на значимость и
результативность проведенных исследований,
ряд проблем личностного развития и профессионального
становления студента-психолога все еще
остается малоизученным.
Подводя итог, очевидно, что для
получения наилучших специалистов
в области консультативной психологии
необходимо увеличить количество
часов отводимых для практических
занятии по профилирующим предметам.
Все задачи и цели, поставленные
в начале работы, выполнены и
достигнуты.
Библиографический
список:
- Абрамова
Г.С. Практическая психология: Учебник
для судентов вузов. Изд. 6-е, перераб. и
доп. - М.: Академический проект, 2001. - 480
с.
- Анастази
А. Психологическое тестирование: Книга
1; Пер. с англ. / Под ред. К.М. Гуревича, В.И.
Лубовского. - М.: Педагогика, 1982. - 320 с.
- Браун Дж.
Кристенсен Д. Теория и практика семейной
психотерапии. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.
- Бьюдженталь
Дж. Искусство психотерапевта. - СПб.:
Питер, 2001. - 304 с.
- Хьелл Л.
Зиглер Д. Теории личности (основные
положения, исследования и применение).
- СПб.: Питер Ком, 1998. - 608 с.
- Алешина Ю.Е.
Специфика психологического консультирования
/Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной
работы, №1, 1994
- Общая психология.
Учебник для студентов пед. институтов
/ Под ред. проф. А.В.Петровского. изд.
2-е, доп. и перераб. - М.: "Просвещение",
1976.
- Бойко В. В.
Энергия эмоций в общении: взгляд на себя
и на других. М., 1996.- 469С
- Залевский
Г. В. Супервизия: основания классификации,
концепции
и модели. Сибирский психологический журнал.
№ 13, 2000.
- Психология
профессионального здоровья. /под ред.
Г. С. Никифорова. – Саб: Речь, 2006. – 480с.
- Абрамова,
Г.С. Практикум по психологическому
консультированию Г. С, Абрамова.
Екатеринбург: Деловая книга, 1995. 123 с.
- К.М.Гуревич,
В.И.Лубовская. Психодиагностика, ее проблемы
и методы. 1994 г.
- Немов Р.С.
Основы психологического консультирования.
- М. Ролло
Искусство психологического консультирования.
1999 г.
- Н.Ф. Талызина.
Психодиагностика теория и практика.
Сборник статей 1999 г.
- Психология
формирования и развития личности./Под
ред. Л.И. Анцыферовой М., 1991 г.
- Таланов
В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического
психолога. - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2005. - 928
с.: ил.
- Шнейдер
Л.Б. Пособие по психологическому консультированию:
Учебное пособие. - М.: Ось-89, 2003. - 272 с.
- Мастеров
Б.М. Психологические условия самоизменения
человека в практике консультирования.
- М.: ЭКСМО- Пресс, 1998. - 342с.
-
Обозов Н.Н. Психологическое консультирование
(методическое пособие). - СПб.: Центр прикладной
психологии, 1993. - 203с.
- Бельская
Е.Г. Основы психологического консультирования
и психотерапии: Учеб. пособие. Обнинск:
ИАТЭ, 2000. - 194с.
-
Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь:
теория и практика. - М.: «Изд-во институт
психотерапии», 2000. - 353 с.
-
Бондаренко О.Р. Умное незнание психолога-консультанта:
Из опыта подготовки психологов-консультантов//
Журнал практического психолога. 1998. -
№7.
- Ирвин
Д. Ялом. Экзистенциальная
психотерапия. М., 1999
- Мэй
Р. Терапия сегодня (Эволюция психотерапии:
Сборник статей. Т. 3. “Let it be...”: Экзистенциально-гуманистическая
психотерапия)
- Куликов
Л.В. Практическая психология: Советы и
рекомендации. СПб., 1994. – 293с.
- Леви В.Л.
Искусство быть собой. М., 1990. – 223с.
- Н. С. Пряжников,
Е. Ю. Пряжникова Психология труда и
человеческого достоинства Издательство:
Академия, 2005 г. 480 стр.
- Мастеров
Б.М. Психологические условия самоизменения
человека в практике консультирования.
– М.: ЭКСМО- Пресс, 1998. – 342с.
- Меновщиков
В.Ю. Введение в психологическое
консультирование . М.: Смысл, 1998. – 109 с.
- Немов Р.С.
Психологическое консультирование:
Учеб. для студ.вузов.- М.: ВЛАДОС, 2001.
– 528 с.
- Обозов
Н.Н., Щекин Г.В. Психология работы с
людьми, Киев, 1999.- 193с.
- Тайгер
Б. Читать человека как книгу / П. Тайгер;
Б.Баррон – Тайгер; Пер. с англ. А.В.Сверчкова.
– М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001. – 284с. –
(Библиотека практической психологии).
- Таланов
В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического
психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2005.
– 928 с.: ил.
- Фуколова
Ю. Персональный тренер // Секрет фирмы.
- 2003. - №01
- Шнейдер
Л.Б. Пособие по психологическому консультированию:
Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2003. –
272 с.
- Индивидуально-психологические
особенности профессионального становления
студентов-психологов// Психологическая
наука: традиции, современное состояние
и перспективы/ Тезисы докладов юбилейной
международной научной конференции института
психологии. -М.: Изд-во «Институт психологии
РАН», 2004.-с 97-98
- Личностные
особенности как основа профессионального
становления студентов- психологов// Формирование
и развитие личности: Материалы VI психолого-
педагогических чтений молодых ученых,
аспирантов, слушателей и студентов. 21
марта 2005г.- Питер.: Изд-во «Гуманитарный
институт»,-2005г. –с 218-220
- К проблеме
личностных особенностей развития
студентов// Обновление содержание
и инновационные методы преподования
гуманитарных наук в высшей
школе/ Тезисы докладов Международной
научно-методической конференции, -
Тула: Тульский гос. пед. ун-т им. Толстого,
2005. – С. 420.
- К проблеме
профессионального становления
личности// Проблемы развития и
формирования личности в современных
условиях: Сборник статей и тезисов.
– М.: Изд-во «Гуманитарный институт»,
- 2005. –С.150
- Профессионально-личностные
особенности студентов-психологов// Проблемы
развития и формирования личности в современных
условиях. Сборник статей и тезисов. –
М.: Изд-во «Гуманитарный институт», - 2004.
–С.145
- Проблемы
профессионального становления
личности в период учебной деятельности
в вузе// Профессиональное и духовное становление
специалиста: Сборник статей по материалам
научно-практической конференции студентов
и преподавателей факультета экономики
и управления, февраль 1997 г. – М.: Изд-во
«Институт молодежи», -2004 г. С. 43
- Якунин
В.А. Педагогическая психология.:
Учеб. Пособие – 2-е изд. –СПб.: Изд-во В.А.
Михайлова, 2000.-329 с.
- Самоукин
А.И. , Самоукина Н.Б., Шишов А.П.
Психология бизнеса. М: Ассоциация
авторов и издателей ,,Тандем,,:
Изд-во Экмос.1997.272с.
- Психология.
Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского,
М.Г. Ярошевского. М: Политиздат. 1990.494 с.
- Абрамова
Г.С. Практическая психология – М., 1997.
– 368 с.
- Алешина
Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое
консультирование – М., 2000.
- Аминов Н.А.,
Молоканов М.В. О компонентах специальных
способностей будущих школьных психологов
// Психологический журнал –1992.-Т.13, №5.-с.104-110.
- Амосов Н.М.
Модельный подход к исследованию личности
в процессе ее развития // Эвристические
модели в психологии и социологии. - Киев,
1976.-с.4-32.
- Ануфриев
А.Ф., Бусарова О.Р. Случаи из школьной консультативной
практики. - М., 1994.-с.74.
- Ануфриев
А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности
в обучении детей. М., 1998.
- Берн Э. Игры,
в которые играют люди. Люди, которые играют
в игры. М., 1992.
- Битянова
М.Р. Личностные особенности классного
руководителя и эффективность руководства
коллективом старшеклассников: Автореф.
дис.-М., 1991.-с.28
- Битянова
М.Р. Организация психологической работы
в школе – М., 1998.
- Бурменская
Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое
консультирование. – М., 1990.
- Василюк
Ф.Е. Уровни построения переживания и методы
психологической помощи. // Вопросы психологии,
1988. №5.
- Вербицкий
А.А. Активное обучение в высшей школе:
Контекстный подход. - М.: Изд-во Высшая
школа, 1991, с.182.
- Гиппенрейтор
Ю.Б. и др. Феномен конгруэнтной эмпатии
// Вопросы психологии.-1993,-№4-с.61-68.
- Гримак Л.П.
Общение с собой. - М.,1991.
- Емельянов
Ю.В. Активные групповые методы социально-психологической
подготовки специалистов // Вопросы психологии.-1993.-№4.-с.69-73.
- Емельянов
Ю.В. Дисс., 1990, с.70
- Жуков Ю.М.,
Петровская Л.А. Диагностика и развитие
компетентности в общении. - М., 1991.
- Забродин
Ю.М. "Модель личности" в психодиагностике;
для практических психологов. – Кн.1.М.,
1994.
- Захарова
Л.Н. Психологическая подготовка педагога.
Н. Новгород, 1993.
- Игры - обучение,
тренинг, досуг / Под. ред. В.В. Петрусинского.
- М.,1994.-с.28, 36, 38.
- Кан-Калик
В.А. Учителю о педагогическом общении.
- М.,1987.-с.180.
- Костромина
С.Н. Исследование процесса решения диагностических
задач практическим психологом при работе
с мл. шк. : Дисс., - М., 1997.
- Кочюнас
Р. Основы психологического консультирования.
- М., 1999.-с.20-24.
- Лабунская
В.А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный
подход. – Ростов н/Д., 1986
- Леонтьев
А.А. Психология общения. - М.,1997.-с.365.
- Леонгард
К. Акцентуированные личности. Киев, 1980.
- Личность
в педагогической деятельности. – Ростов-на/Д.,
1994.
- Митина Л.М.
Учитель как личность и профессионал.
- М., 1994.
- Мэй Р. Искусство
психологического консультирования. -
М., 2000.
- Молоканов
М.В. Личностные компоненты успешности
практического психолога: Дисс. - М., 1994.
- Мясищев
В.Н. Психология отношений. Избр. псих.
тр. - М., Воронеж, 1996.
- Немов Р.С.
Психологическое консультирование. - М.,
2000.
- Петровская
Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический
тренинг. – М., 1989
- Пиз А. Язык
жестов. Увлекательное пособие для деловых
людей. - Воронеж, 1992, с.6.
- Практическая
психология образования / под. ред. И.В.
Дубровиной - М., 1997.
- Психология
профессиональной подготовки. - СПб., 1993.
- Попова Л.В.,
Дьяконов Г.В. Идентификация как механизм
общения и развития личности: Методологические
рекомендации. – М., 1988.
- Психологический
словарь, под ред. проф. А. Петровского
и проф. М. Ярошевского.
- Рогов Е.И.
Настольная книга практического психолога.
- М., 1999.
- Роджерс
К. Взгляд на психотерапию. Становление
человека.- М.,1994.
- Рудестам
К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные
группы: теория и практика.- М., 1990.
- Самоукина
Н.Б. Практическая психология в школе.-
М., 1997.
- Самоукин
А.И., Самоукина Н.Б., Шишов А.П. Психология
бизнеса. - М., 1997.
- Ситников
А.П. Современные прикладные психотехнологии:
процесс и язык коммуникации. – М., 1992.
- Словарь
практического психолога. - Минск, 1998.
- Смирнова
Е.Э. Пути формирования модели специалиста
с высшим образованием. - Л., 1977.
- Собчик Л.Н.
Введение в психологию индивидуальности.
- М., 1997.
- Фейдимен
Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост.
Вып. 1, 2, 3. - М., 1992.
- Юдина Е.В.
Дисс. – М., 2000.