Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:40, доклад
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Каждой форме общественного сознания:науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образцовую основу[1].
Педагогика и психология
1.Многообразие форм человеческого знания
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Каждой форме общественного сознания:науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образцовую основу[1].
К исторически первым формам человеческого знания относят игровое познание (строится на основе условно принимаемых правил и целей, позволяет возвыситься над повседневным бытиём, не заботиться о выгоде, вести себя в соответствии со свободно принятыми игровыми нормами). Возможен обман партнёра и сокрытие истины. Носит обучающе-развивающий характер, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения[1].
Выделяют различные виды знания: научное, вненаучное, обыденно-практическое (обыденное, здравый смысл), интуитивное, религиозное и др.
Обыденно-практическое — знание, существовавшее ещё на ранних этапах человеческой истории и доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности (т. н. здравый смысл, приметы, назидания, рецепты, личный опыт, традиции и т. п.). Носит несистемный, бездоказательный, бесписьменный характер[1]. Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки, противоречия.
Научное — знание, основанное на рациональности. Характеризуется объективностью, универсальностью, претендует на общезначимость. Научное познание — процесс получения объективного, истинного знания. Его задача — описать, объяснить и предсказать процесс и явление действительности. Научные революции, происходящие в ходе развития научного познания и приводящие к смене теорий и принципов, сменяются периодами нормального развития науки (углубление и детализация знаний)[1].
Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий.
Форма научного знания младше многих форм вненаучного знания[1].
Вненаучное знание не является чьей-то выдумкой, продуцируется определённым интеллектуальным сообществом по отличным от рационалистических нормам, эталонам, имеют свои источники и средства познания. В истории культуры формы знания, отнесённые к «ведомству» вненаучного знания объединяются общим понятием — эзотеризм[1].
По природе
Знания могут быть
Декларативные знания содержат в себе лишь представление о структуре неких понятий. Эти знания приближены к данным, фактам. Например: высшее учебное заведение есть совокупность факультетов, а каждый факультет в свою очередь есть совокупность кафедр.
Процедурные
же знания имеют активную природу. Они
определяют представления о средствах
и путях получения новых
[править]По степени научности
Знания могут быть научными и вненаучными.
Научные знания могут быть
Научные знания в любом случае должны быть обоснованными на эмпирической или теоретической доказательной основе.
Теоретические
знания — абстракции, аналогии, схемы,
отображающие структуру и природу процессов,
протекающих в предметной области. Эти
знания объясняют явления и могут использоваться
для прогнозирования поведения
Вненаучные знания могут быть[1]:
Народная наука — особая форма вненаучного и внерационального знания. Прежде была привилегией шаманов, жрецов, старейшин рода, ныне стала делом отдельных групп или субъектов (знахарей, целителей, экстрасенсов)[1].
[править]По местонахождению
Выделяют : личностные (неявные, скрытые, пока не формализованные) знания и формализованные (явные) знания;
Неявные знания:
Формализованные на некотором языке (явные) знания:
[править]Отличительные характеристики знания
2. Мировозренческие картины
мира, уровни научного познания
объективной и субхективной
В соответствии с выделенными формами мировоззрения (религиозным, научным, философским) можно говорить и о трех разных картинах мира:
Картина мира,
понятие очень близкое к философскому
понятию мировоззрения, помогает человеку
обрести чувство близости к миру, делает
его жизнь более осмысленной.
И хотя в картине мира каждого человека
присутствуют представления обыденного,
религиозного, философского и эстетического
сознания, благодаря чему возникает полифонический
образ мира, каждый из людей старается
увидеть свой, особый фундаментальный
вселенский образ, который в большей степени
соответствует его потребностям в смысле
жизни. Для верующего мир - воплощение
божественной гармонии, для ученого - система
логически взаимосвязанных законов, для
философа - первосущее.
Особенно значимой картиной мира является
научная картина мира, в основу которой
положено научное мировоззрение. Формирование
научного мировоззрения у подрастающего
поколения представляется многим педагогам
одной из важнейших задач воспитания и
образования.
Однако существует важная проблема соотношения
рационального, понимаемого многими философами
и учеными как научного, понятийного, на
основе научных представлений, гипотез
и теории, познания человеком мира и познания
мира с помощью органов чувств, чувственного
познания, частью которого является и
эмоциональное познание окружающей действительности,
нередко трактуемого как иррациональное
познание.
О проблеме соотношения рационального
и иррационального в человеческой жизнедеятельности
и такой ее существенной части как проблема
соотношения знания и веры речь пойдет
в следующем разделе.
3. Основные формы психики:
-Сенсорная. Отражение отдельных раздражителей: субъект реагирует только на биологически значимые раздражители (раздражимость).
-Перцептивная. Выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом: ориентирование начинается с совокупности признаков, наблюдается реагирование и на биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей (чувствительность).
-Интеллектуальная. Проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных отношений и связей.
5.Классификация методов психологического исследования:
6. Основные подходы к проблемме биологического и социального в психологии.
Одним из самых дискуссионных
вопросов, всегда возникающих в процессе
построения психологической реальности,
являлся и есть вопрос о соотношении
биологического и социального в психологии.
Первоначально вопрос о детерминации
развития человека был поставлен в философии.
Традиционно выделяют биологические и
социальные факторы развития человека
как вида (антропогенез) и индивида (онтогенез).
Действительно, с одной стороны, такие
процессы, как дыхание, питание, размножение,
ставят человека в один ряд с другими представителями
царства животных и являются биологическими
(природными, врожденными). С другой стороны,
речь, промышленность, сложные общественные
процессы, абстрактное мышление принципиальным
образом отличают нас от всех остальных
живых существ. Естественно, ученые давно
задумались над вопросом об отнесении
человека к какой-либо из существующих
категорий. Биолог скажет, что человек
- всего лишь один из представителей отряда
приматов. Философ возмутится такой постановкой
вопроса и потребует, чтобы биолог научил
самую умную обезьяну, например, разговаривать. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Примерно таким образом на протяжении
нескольких последних столетий спорили
друг с другом представители двух непримиримых
направлений в науке - "биологизаторы" и "социологизаторы".
У истоков этих двух направлений в науке
стояли, соответственно, французский философ
Рене Декарт (1596-1650) и его английский коллега
и оппонент Джон Локк. (1632-1704). Первый сформулировал
положение, в соответствии с которым человек
появляется на свет с врожденными идеями,
которые являются источником подлинного
знания. Второй стремился доказать, что
душа ребенка подобна "чистой доске",
следовательно, в развитии человека решающую
роль играет воспитание. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
На первый взгляд, может показаться, что
обсуждаемая проблема носит чисто умозрительный,
теоретический характер. Однако во все
времена в жизни любого человека биологические
особенности имели огромное значение.
Достаточно вспомнить хотя бы жесткий
отбор новорожденных в Древней Спарте.
Не меньшую роль играли биологические
особенности и в истории человечества
в целом - подавляющее большинство войн
носило национальный, а значит, в немалой
степени биологический характер. В основе
расовой дискриминации в Америке, ЮАР,
Австралии опять же лежали биологические
признаки. С развитием цивилизации более
важную роль начинают играть социальные
признаки. Это может проявляться, например,
в жесткой обусловленности жизненного
пути ребенка социальным статусом его
родителей.
Только в прошлом веке началось интенсивное
изучение индивидуальных особенностей
человека, что в основном было связано
с развитием промышленности и науки. Знания,
накопленные в этой области, стали использоваться
в общественной практике. Были разработаны
системы профессионального отбора, основанные
на индивидуальных особенностях. А в США
чрезмерное увлечение идеями измерения
интеллекта (IQ) привело к тому, что в 1924-1972
гг. по решению Верховного суда 7500 граждан
этой страны с низкими показателями IQ
были подвергнуты принудительной стерилизации.
Таким образом, вопрос о биологических
и социальных факторах формирования психики
имеет не только научное, но и практическое
значение.
Сама постановка проблемы "биологическое-социальное"
в науке основывается на очевидном сочетании
в каждом человеке большого количества
свойств, одни из которых традиционно изучаются
биологическими дисциплинами (генетика,
физиология, антропология и т. д.), другие
же описываются в терминах гуманитарных
наук (философия, психология, социология
и др.). При этом представители различных
областей знания используют для анализа
проблемы специфическую терминологию,
рассматривают основной объект - человека
- в разных аспектах.