Мышление и речь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 10:48, реферат

Описание

Цель данной работы – исследование вопроса о мышлении и речи.
Задачи речи:
1) генетический анализ отношений между мыслью и словом;
2) раскрыть проблему мышления и речи как узловую проблему всей психологии человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЫШЛЕНИЕ 5
2. РЕЧЬ 8
3. ЕДИНСТВО МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13

Работа состоит из  1 файл

Мышление и речь.doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Проблема  взаимоотношения мышления и речи, мышления и языка, несмотря на чрезвычайную ее актуальность в настоящее время, далека от окончательного решения.

     Проблема  мышления и речи, мышления и языка  может решаться только в широком контексте философских и психологических доктрин, которые для лингвистики и психолингвистики, где в последнее время наиболее интенсивно разрабатывается эта проблематика, выступает в качестве методологической основы [Ахутина, с. 8].

     Исследования  речевого мышления, как уже указывалось, ведутся в рамках различных подходов многими научными дисциплинами: философией, где мышление трактуется как высшая форма отражения объективной действительности, а речевое мышление как высшая, наиболее развитая форма мышления; психологией, которая в качестве специальной научной дисциплины стремится дать более детальную картину исследуемого объекта и поэтому в отличие от философии как науки методологической дифференцирует собственно мышление и от познания, и от сознания; лингвистикой, которая в силу специфики своего объекта — языка — исследование мышления сводит к исследованию речевого мышления, формируя свой предмет в этом чрезвычайно сложном объекте исследования в виде проблемы «язык и мышление»; кибернетикой, где исследуется и моделируется только один аспект мышления — процесс переработки информации при решении мыслительных задач; психолингвистикой, в которой речевое мышление становится объектом анализа в силу того, что «процессы речевого мышления оказываются тесно связанными с отдельными этапами порождения и восприятия речи» [Ахутина, с. 12].

     Очевидно, что каждая дисциплина, развивая свой подход к исследованию мышления, или  охватывает весь объект целиком, но не дает детальной картины, или, достигая большой детализации, вычленяет и гипертрофирует только один из аспектов этого сложного объекта, и, пожалуй, только психология претендует на то, чтобы дать достаточно полную картину исследуемого объекта при высокой степени ее детализации.

     Только  философия и психология формируют представление о мышлении, достаточно полно «схватывающее» все явление, различие между представлениями, складывающимися в этих науках, только в степени детализации.

     На  протяжении всей истории психологических  исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекала к себе повышенное внимание.

     Проблема  мышления и речи принадлежит к  кругу тех психологических проблем, в которых на первый план выступает  вопрос об отношении различных психических  функций, различных видов деятельности сознания.

     Значительный  вклад в решение этой проблемы внес Л.С. Выготский. Слово, писал он, так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом.

     Центральным моментом всей этой проблемы является, конечно, «вопрос об отношении мысли к слову» [Выготский, с. 264]. Все остальные вопросы, связанные с этой проблемой, как бы вторичны и логически подчинены этому первому и основному вопросу, без разрешения которого невозможна даже правильная постановка каждого из дальнейших и более частных вопросов.

     Проблема мышления и речи — столь же древняя, как и сама наука психология.

     Цель  данной работы – исследование вопроса  о мышлении и речи.

     Задачи  речи:

     1) генетический анализ отношений  между мыслью и словом;

     2) раскрыть проблему мышления и речи как узловую проблему всей психологии человека.

1. МЫШЛЕНИЕ

 

     Познавательная  деятельность человека начинается с  ощущений и восприятия. Отражая действительность на чувственном уровне, человек получает разнообразную информацию о внешних свойствах и признаках предметов, которые фиксируются в его сознании в форме звуковых, пространственных, временных, вкусовых, тактильных и иных образов.

     Однако  такой информации об объективном мире человеку недостаточно для удовлетворения разнообразных потребностей практической деятельности, которая требует глубокого и всестороннего знания предметов, с которыми приходится иметь дело.

     Исчерпывающие знания о предметах действительности, их внутренней, непосредственно не данной в ощущениях и восприятии сущности, человек может постичь мышлением — высшей, абстрактной формой познания [Максименко, с. 219].

     Мышление  как форма отражения действительности характеризуется рядом особенностей.

     Первая особенность выражается в опосредованном характере мысленного отражения действительности. Так, нельзя непосредственно увидеть строение атомного ядра, химическую реакцию, физиологические процессы, которые происходят в живой клетке, ультрафиолетовое излучение и т.п. Чтобы раскрыть все эти свойства, непосредственно не данные, но важные для понимания объектов, человек размышляет, привлекает вычисления, эксперименты, сопоставляет фактов и т.д.

     Опосредование может иметь разную сложность  «в зависимости от особенностей познавательной задачи и предмета познания»

     К опосредованному познанию человек  приступает в тех случаях, когда непосредственное познание становится невозможным из-за несовершенства наших органов чувств или из-за сложности процесса познания.

     Опосредованность мышления проявляется в ряде его свойств.

     Первое  — акты мышления осуществляются при  посредстве слов и предыдущего опыта, который сохраняется в памяти человека.

     Второе  — благодаря мышлению в предметах отражаются не любые, а существенные их признаки и свойства, объективные отношения и закономерные связи, представленные в самих предметах и явлениях. Существенные признаки и отношения выражают суть предметов и явлений, их причинно-следственные зависимости, а их раскрытие дает возможность понять законы, которым подчинены процессы, происходящие в природе и обществе, влиять на них в своих интересах.

     Третья  особенность мышления — его обобщающий характер в отражении действительности. При помощи мышления человек познает существенные признаки, общие для родственных в том или ином отношении предметов. И человек мыслит их обобщено, оперируя понятиями. Так он познает общие свойства металлов, геометрических фигур, принципы функционирования технических систем, развития психических явлений и т.п.

     Перечисленные признаки мышления характеризуют его как специфическую форму абстрактного познания действительности, как сложную познавательную деятельность,

     Мышление  — это процесс опосредованного  и обобщенного отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях [Максименко, с. 220].

     Мышление  человека неразрывно связано с речью, которая является орудием формирования и способом существования мысли. В слове закрепляется накопленный  познавательный опыт, который человек по необходимости использует. Обобщая в слове свои знания о предметах и явлениях действительности, человек выходит за пределы того, что дано ему непосредственно в ощущениях и восприятии, значительно расширяет свои познавательные возможности, совершенствует свое мышление.

     Мышление  органически связано с практикой. Практика — источник мыслительной деятельности. Мышление, порожденное потребностями человеческой практики, развивается в процессе поиска путей их удовлетворения.

     Даже  научные теоретические проблемы, не связанные непосредственно с требованиями практики, имеют своим отдаленным источником практику. В свою очередь, практическая деятельность невозможна без мышления, она стимулирует его постоянное развитие, «способствуя внедрению достижений человеческой мысли в разные сферы жизни общества» [Максименко, с. 221].

     Все, что ни познал бы человек посредством  мышления, проверяется практикой, которая  дает ответ на вопрос, правильно  ли он познал то или иное явление, ту или иную закономерность или нет, сумел ли он в процессе мыслительной деятельности вскрыть то или иное научное или общежитейское положение, отражающее объективные связи, закономерности действительности, или нет. Являясь источником мыслительной деятельности, практика вместе с тем служит и главной областью применения результатов мышления. Человек может мыслить только в деятельности. В сущности, процесс мышления начинается тогда, когда перед человеком возникает необходимость ответить на тот или иной вопрос, решить конкретную задачу, найти тот или иной способ действия и т. д.

     Мышление  — «это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психологический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза» [Максименко, с. 232]. Оно возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. 
 
 

2. РЕЧЬ

 

     Мышление  органично связано с речью  и языком. Их возникновение и развитие знаменуют собой появление новой  особой формы отражения действительности и управления ею. Важно отличать язык от речи.

     Речь  относится к числу психических  функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного  мира. Многозначность речи выражается в неоднозначности ее определений. Речь возникла как средство общения, а затем и как средство мышления в практической деятельности человека. Речь можно определить «как процесс пользования системой знаков – языком» [Гамезо, с. 114].

     Речь  – 1) исторически сложившаяся форма  общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать ее из прошлого и передавать в будущее; 2) это специфически человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств; 3) процесс общения людей посредством языка; 4) система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации; 5) это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков; 6) процесс общения людей посредством языка; часто рассматривается как особый вид деятельности; 7) процесс пользования естественным языком.

     Язык  – это система знаков любой природы, служащая средством человеческого общения и мышления [Григорович, с. 326]. Таким образом, выделяются две основные функции языка (и речи) – передача информации (общение) и ее обобщение (мышление).

     Ясно, что язык более широкое понятие, чем речь, которая представляет собой  один из видов языка.

     Язык  един для всех людей, пользующихся им, речь — индивидуальна. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны; язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и предшествующих поколений. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением [Психология, с. 67].

     Связующим звеном между языком и речью выступает  значение слова, поскольку оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

     Речь  выполняет ряд функций:

     1.        выражает индивидуальное своеобразие психологии человека;

     2.        выступает носителем информации, памяти и сознания;

     3.        является средством мышления;

     4.        выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения;

     5.        является средством управления поведением других людей.

     Главная функция речи у человека состоит  в том, что она является инструментом мышления. В слове как понятии  заключено гораздо больше информации, чем может нести в себе простое сочетание звуков. Тот факт, что мышление человека неразрывно связано с речью, прежде всего доказывается психофизиологическими исследованиями участия голосового аппарата в решении умственных задач. В самые сложные и напряженные моменты мышления у человека наблюдается повышенная активность голосовых связок. Эмоционально-мыслительные вспышки, как правило, вызывают повышение речедвигательной активности. В этих случаях мыслительные операции и речедвигательные реакции выполняются в единстве и взаимозависимости. В речевом мышлении постоянно объединены слово и мысль.

3. ЕДИНСТВО МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

 

     Единство  речи и мышления обусловлено значением слова: отсутствие значения не может выразить мысль и не образует речь. Слово не табличка, навешенная на данный реальный объект. Оно обобщает большую «семью» аналогичных объектов и этим самым включено в мыслительные акты.

Информация о работе Мышление и речь