Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:13, реферат
Известно, что XX век называют веком научно-технической революции. Бурное развитие техники приводит к тому, что деятельность человека в автоматизированных системах управления (АСУ) играет все большую роль как в развитии современного производства, повышения его эффективности, так и в безопасности людей. Автоматизированные системы управления – это совокупность экономико-математических методов, технических средств и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом (процессом) в соответствии с заданной целью.
- соотношение изменений
индикационных элементов и
- соответствие характеристик
сигналов представлениям
- размещение индикаторов
и органов управления в
- полнота информационного представления объекта.
Важным вопросом согласования характеристик человека и техники, как указывалось выше, является приспособление человека к технике. Оно включает в себя профессиональную ориентацию, профотбор и профессиональную подготовку.
Исходя из потребностей
в определенной профессиональной деятельности,
требований, предъявляемых той или
иной профессией к человеку, и качеств,
которыми должен обладать человек для
успешного выполнения данной деятельности,
проводится профессиональная ориентация.
Целью ее является обеспечение оптимального
распределения людей по различным
профессиям, которое достигается, во-первых,
профориентацией и
Профессиональный отбор (профотбор) имеет целью определение пригодности людей к обучению и последующей профессиональной деятельности. Профотбор проводится на основании оценки различных психологических и других (медицинских, социальных) показателей, полученных в результате обследования, изучения документов, собеседования, наблюдения за поведением, конкурсных экзаменов и т.п. Из психологических показателей наиболее часто оцениваются показатели внимания, мышления, памяти, произвольных реакций, интеллектуальных способностей, тревожности, эмоциональной устойчивости, целеустремленности, дисциплинированности, честности, общительности, идейной убежденности, принципиальности и т. п.
В результате профотбора
для обучения профессиональной деятельности
(с учетом прогнозов успешной работы
после обучения) должны быть рекомендованы
прежде всего люди, имеющие высокий
уровень индивидуально-
Профессиональная подготовка является одним из существенных моментов приспособления человека к технике. Это прежде всего профессиональное обучение, направленное на приобретение знаний, умений и навыков. Обучение сначала осуществляется преимущественно в рамках тренировки, причем начальный этап тренировок может быть связан лишь с развитием профессионально важных качеств (внимания, быстроты действий и т. п.).
Согласование человека
и техники как элементов единой
системы связано с
Основными преимуществами техники можно считать следующие:
- стабильность выполнения однообразных действий;
- быстрота выполнения вычислительных операций, просчета многочисленных вариантов с целью нахождения наилучшего по заданным критериям;
- большой объем памяти и быстрота извлечения необходимых данных;
- быстрота и точность
классификации относительно
- использование
для передачи информации форм
энергии, к которым рецепторы
человека не имеют
- выполнение операций строго по заданным программам и алгоритмам;
- нечувствительность к влиянию социальной среды;
- относительная простота создания защитных (от внешней среды) устройств.
Основными преимуществами человека можно считать:
- способность к
обнаружению и опознанию
- возможность принимать решения на основе обобщения данных и знаний, относящихся к различным областям науки, техники, производства;
- способность вырабатывать
индивидуальный стиль
- способность находить
новые решения, новые способы
выполнения рабочих (
- способность принимать
информацию по различным
- способность накапливать
информацию и использовать
- возможность использовать
для взаимодействия с
- возможность усиливать
интерес к работе за счет
наличия в трудовом процессе
творческого, поискового
- способность сохранять
готовность к действию в
- способность находить
новые пути в неожиданных (
Конечно, человек может поддерживать относительно высокий и стабильный уровень работоспособности лишь в пределах какого-то ограниченного времени. В процессе работы человек может отвлекаться, он утомляется и, следовательно, скорость и точность его действий могут значительно снижаться. Работоспособность – характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. В отношении длительной стабильности однообразной работы машина бесспорно превосходит человека, она способна при этом выполнять десятки тысяч счетных операций. Однако человек имеет неоспоримые преимущества при работе в сложных условиях, он обладает также колоссальными возможностями компенсации, то есть возмещением недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций, может в течение короткого времени не только полностью восстанавливать работоспособность, но и выполнять работу на более высоком уровне.
Очевидно, что в
любой системе управления функции
между человеком и
Постановка проблемы инженерно-психологического проектирования деятельности
Инженерная психология
как самостоятельная
До определенного момента, пока в качестве основных перед инженерной психологией ставились задачи тактические, связанные с совершенствованием отдельных видов оборудования в целях повышения эффективности выполнения отдельных операций человеком-оператором, такое положение дел удовлетворяло разработчиков систем, а наличие значительного числа справочных руководств и рекомендаций создавало видимость благополучия. Этот период развития инженерной психологии обычно определяют как период коррективной инженерной психологии.
Однако в последние
годы в инженерной психологии наметились
существенные перемены. Наряду с прогрессирующей
дифференциацией первостепенное значение
стало придаваться и
Во-первых, интенсивное
внедрение и эксплуатация автоматизированных
систем управления (АСУ) поставили перед
инженерной психологией новые задачи,
которые были направлены, в первую
очередь, на исследование и оптимизацию
целостной деятельности человека и
лишь в меньшей степени – на
оптимизацию отдельных операций
и действий. Постановка этих задач
актуализировала ряд вопросов, ответы
на которые было трудно, а иногда
и вообще невозможно найти при
опоре на уже сложившиеся методы
и формы инженерно-
Во-вторых, интеграция
инженерно-психологических
Изменение в стратегии
проектирования СЧМ, в свою очередь,
привело к новой концепции
технических средств; технические
средства стали рассматриваться
не только как объекты, но и как
сигналы управления. Поэтому возникла
необходимость проектировать
Таким образом, новый
период развития инженерной психологии
оказался тесно связанным с требованием
ее методологического (методология – учение о структуре,
логической организации, методах и средствах
деятельности) перевооружения. Это перевооружение
осуществлялось в основном при опоре на
фундаментальные идеи и положения системного икибернет
Осознанная смена методологических позиций позволила в качестве одной из важнейших проблем современной инженерной психологии выдвинуть проблему проектирования деятельности (ППД), выразив ее как задачу комплексного проектирования внешних средств деятельности человека-оператора и формирования соответствующих интериоризированных средств – специализированных функциональных систем. При этом к числу внешних средств относятся информационные модели и органы управления. К числу интериоризированных средств относятся образно-концептуальные модели, программы, схемы поведения и навыки оператора и т. д.
Сформулированная в общем виде в конце 60-х годов ППД стала центральной для современной инженерной психологии. “Главная задача инженерной психологии на современном этапе, – пишет Б. Ф. Ломов, – заключается не в том, чтобы рационально „вписать» человека в контур созданной технической системы, а в том, чтобы, исходя из задач системы „человек – машина», разработатьпроект (то есть совокупность документов, расчетов, чертежей, схем и др.) деятельности и на основе этого проекта определить требования к техническим устройствам, необходимым для ее осуществления. Проектирование деятельности открывает огромные резервы для повышения эффективности и надежности системы „человек – машина». Именно поэтому современный период развития инженерной психологии определяют обычно как период проективной инженерной психологии.
Практически почти
все авторы подтверждают необходимость
и важность исследований по ППД или,
более широко, по проблеме инженерно-психологического
проектирования (ИПП). Поток работ, в
которых ИПП исследуется в
различных аспектах, постоянно нарастает.
Вместе с тем для большинства
исследований характерна разноплановость,
само понятие ИПП до настоящего времени
еще расплывчато и имеет