Определение инженерной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:13, реферат

Описание

Известно, что XX век называют веком научно-технической революции. Бурное развитие техники приводит к тому, что деятельность человека в автоматизированных системах управления (АСУ) играет все большую роль как в развитии современного производства, повышения его эффективности, так и в безопасности людей. Автоматизированные системы управления – это совокупность экономико-математических методов, технических средств и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом (процессом) в соответствии с заданной целью.

Работа состоит из  1 файл

инж псих.docx

— 129.11 Кб (Скачать документ)

- соотношение изменений  индикационных элементов и движений  органов управления;

- соответствие характеристик  сигналов представлениям человека  о реальной ситуации, об объекте;

- размещение индикаторов  и органов управления в соответствии  с их значимостью и очередностью  использования;

- полнота информационного  представления объекта.

Важным вопросом согласования характеристик человека и техники, как указывалось выше, является приспособление человека к  технике. Оно включает в себя профессиональную ориентацию, профотбор и профессиональную подготовку.

Исходя из потребностей в определенной профессиональной деятельности, требований, предъявляемых той или  иной профессией к человеку, и качеств, которыми должен обладать человек для  успешного выполнения данной деятельности, проводится профессиональная ориентация. Целью ее является обеспечение оптимального распределения людей по различным  профессиям, которое достигается, во-первых, профориентацией и профпросвещением, направленными на формирование знаний о профессии, необходимых для  обоснованного ее выбора, устойчивой мотивации и методов самоподготовки и развития профессионально важных качеств; во-вторых, профконсультацией, предполагающей предварительное психологическое (и обычно медицинское) обследование с последующей рекомендацией  по поводу выбора профессии.

Профессиональный  отбор (профотбор) имеет целью определение  пригодности людей к обучению и последующей профессиональной деятельности. Профотбор проводится на основании оценки различных психологических  и других (медицинских, социальных) показателей, полученных в результате обследования, изучения документов, собеседования, наблюдения за поведением, конкурсных экзаменов и т.п. Из психологических  показателей наиболее часто оцениваются  показатели внимания,  мышления,  памяти, произвольных реакций, интеллектуальных способностей, тревожности, эмоциональной устойчивости, целеустремленности, дисциплинированности, честности, общительности, идейной убежденности, принципиальности и т. п.

В результате профотбора для обучения профессиональной деятельности (с учетом прогнозов успешной работы после обучения) должны быть рекомендованы  прежде всего люди, имеющие высокий  уровень индивидуально-психологических  качеств, необходимых в данной профессиональной деятельности. Далее, должны быть отведены все лица, имеющие явные противопоказания к данной деятельности или столь  низкий уровень исходной подготовки, который не позволяет надеяться  на успешность обучения в заданные сроки. В процессе обучения результаты профотбора уточняются (методом исключения лиц, заключение о профпригодности  которых оказалось ошибочным).

Профессиональная  подготовка является одним из существенных моментов приспособления человека к  технике. Это прежде всего профессиональное обучение, направленное на приобретение знаний, умений и навыков. Обучение сначала осуществляется преимущественно  в рамках тренировки, причем начальный этап тренировок  может быть связан лишь с развитием профессионально важных качеств (внимания, быстроты действий и т. п.).

Согласование человека и техники как элементов единой системы связано с необходимостью решения вопросов распределения  функций между человеком и  машиной (автоматом). При решении  этих вопросов устанавливается, какие  функции целесообразнее оставить человеку, а какие должны выполняться автоматическими  устройствами. Следовательно, и трудовая деятельность человека по своей форме  и содержанию, и политика автоматизации  в отношении различных видов  технических систем будут существенно  зависеть от распределения функций. Распределение функций между  человеком и автоматом осуществляется обычно по принципу преимущественных возможностей.

Основными преимуществами техники можно считать следующие:

- стабильность выполнения  однообразных действий;

- быстрота  выполнения  вычислительных операций,  просчета многочисленных вариантов с целью нахождения наилучшего по заданным критериям;

- большой объем  памяти и быстрота извлечения  необходимых данных;

- быстрота и точность  классификации относительно простых  сигналов при малых уровнях  помех;

- использование  для передачи информации форм  энергии, к которым рецепторы  человека не имеют специфической  чувствительности (например, электромагнитных  колебаний в диапазоне радиоволн);

- выполнение операций  строго по заданным программам  и алгоритмам;

- нечувствительность  к влиянию социальной среды;

- относительная  простота создания защитных (от  внешней среды) устройств.

Основными преимуществами человека можно считать:

- способность к  обнаружению и опознанию сигналов  в условиях высоких уровней  шумов, при наличии специальных  мер маскировки и т. п.;

- возможность принимать  решения на основе обобщения  данных и знаний, относящихся  к различным областям науки,  техники, производства;

- способность вырабатывать  индивидуальный стиль деятельности  как эффектную адаптационную  меру;

- способность находить  новые решения, новые способы  выполнения рабочих (технологических)  операций;

- способность принимать  информацию по различным сенсорным  каналам, легко переходить от  одной модальности сигналов к  другой;

- способность накапливать  информацию и использовать накопленный  опыт для совершенствования способов  работы;

- возможность использовать  для взаимодействия с техническими  устройствами различные индикаторы  и органы управления;

- возможность усиливать  интерес к работе за счет  наличия в трудовом процессе  творческого, поискового компонента;

- способность сохранять  готовность к действию в неожиданных  ситуациях;

- способность находить  новые пути в неожиданных (экстренных) ситуациях.

Конечно, человек  может поддерживать относительно высокий  и стабильный уровень работоспособности  лишь в пределах какого-то ограниченного  времени. В процессе работы человек может отвлекаться, он утомляется и, следовательно, скорость и точность его действий могут значительно снижаться. Работоспособность – характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. В отношении длительной стабильности однообразной работы машина бесспорно превосходит человека, она способна при этом выполнять десятки тысяч счетных операций. Однако человек имеет неоспоримые преимущества при работе в сложных условиях, он обладает также колоссальными возможностями компенсации, то есть возмещением недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций, может в течение короткого времени не только полностью восстанавливать работоспособность, но и выполнять работу на более высоком уровне.

Очевидно, что в  любой системе управления функции  между человеком и автоматическими  устройствами должны распределяться таким  образом, чтобы обеспечить возможность  проявления всех тех качеств, которые  аккумулированы в современном человеке как результат трудовой деятельности предшествующих поколений. В этом отношении  автоматические устройства, от простейших до самых  сложных,   призваны   в   первую   очередь  обеспечить высокопроизводительную и надежную работу систем (система – это структура, рассматриваемая в отношении определенной функции), при этом освободить человека от тех функций, к которым он наименее приспособлен, и максимально представить в рабочем процессе функции, наиболее отвечающие качествам человека как личности, как субъекта деятельности.

Постановка проблемы инженерно-психологического проектирования деятельности

Инженерная психология как самостоятельная психологическая  научная дисциплина существует уже  более 50 лет. За этот период углубленное  изучение человека как звена сложных  технических систем, прогрессирующее  накопление эмпирического материала, успехи в разработке аналитических  методов научного познания привели  к разветвлению, дифференциации инженерной психологии, к возникновению специальных  областей исследования. В каждой из этих областей углубленно изучается  какой-либо один аспект деятельности человека-оператора  и условий ее протекания. На этом пути инженерная психология накопила массу данных, характеризующих зависимость  отдельных характеристик человека от условий протекания его трудовой деятельности. Но при этом, как правило, характеристики рассматривались независимо друг от друга.

До определенного  момента, пока в качестве основных перед  инженерной психологией ставились  задачи тактические, связанные с  совершенствованием отдельных видов  оборудования в целях повышения  эффективности выполнения отдельных  операций человеком-оператором, такое  положение дел удовлетворяло  разработчиков систем, а наличие  значительного числа справочных руководств и рекомендаций создавало  видимость благополучия. Этот период развития инженерной психологии обычно определяют как период коррективной инженерной психологии.

Однако в последние  годы в инженерной психологии наметились существенные перемены. Наряду с прогрессирующей  дифференциацией первостепенное значение стало придаваться и противоположной  тенденции – интеграции инженерно-психологического знания. Стремление к интеграции было обусловлено одновременным воздействием нескольких факторов.

Во-первых, интенсивное  внедрение и эксплуатация автоматизированных систем управления (АСУ) поставили перед  инженерной психологией новые задачи, которые были направлены, в первую очередь, на исследование и оптимизацию  целостной деятельности человека и  лишь в меньшей степени – на оптимизацию отдельных операций и действий. Постановка этих задач  актуализировала ряд вопросов, ответы на которые было трудно, а иногда и вообще невозможно найти при  опоре на уже сложившиеся методы и формы инженерно-психологического знания. Стала очевидной необходимость  выхода за пределы прежней области  исследования и обращения к познавательным средствам и методам, сложившимся  и отточенным в других областях знания.

Во-вторых, интеграция инженерно-психологических знаний оказалась необходимой и в  связи с наметившимся изменением в стратегии проектирования систем “человек – машина” (СЧМ), или эргатических систем (ЭС). Если до недавнего времени  в процессе проектирования исходили преимущественно из ограниченности возможностей человека, то в настоящее  время все большее понимание  находит идея о том, что при  разработке СЧМ следует принимать  во внимание прежде всего позитивные возможности человека как действительного  субъекта труда, т. е. учитывать не недостатки его, а преимущества по сравнению  с машиной.

Изменение в стратегии  проектирования СЧМ, в свою очередь, привело к новой концепции  технических средств; технические  средства стали рассматриваться  не только как объекты, но и как  сигналы управления. Поэтому возникла необходимость проектировать технические  средства как средства, обеспечивающие возможность развертывания в  нужной форме психических процессов  человека-оператора, осуществляющего  необходимые функции для достижения заданных целей. “Создавая техническое  устройство, с которым должен взаимодействовать  человек, – пишет в этой связи  Б. Ф. Ломов, – инженер... хочет он того или нет, предопределяет деятельность человека”. Реализация сигнальной функции  технических средств также потребовала  выхода за пределы прежней области  исследований.

Таким образом, новый  период развития инженерной психологии оказался тесно связанным с требованием  ее методологического (методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности) перевооружения. Это перевооружение осуществлялось в основном при опоре на фундаментальные идеи и положения системного икибернетического подходов. Системный подход – направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Кибернетический подход – методология, разрабатывающая общие принципы создания систем управления и систем для автоматизации умственного труда. Главный сдвиг, привносимый этими подходами в инженерную психологию, состоит в том, что на первый план выдвинулись понятия и проблемы, носящие синтетический системно-структурный характер и помогающие изучать общие закономерности функционирования человека и использования им технических средств.

Осознанная смена  методологических позиций позволила  в качестве одной из важнейших  проблем современной инженерной психологии выдвинуть проблему проектирования деятельности (ППД), выразив ее как  задачу комплексного проектирования внешних  средств деятельности человека-оператора  и формирования соответствующих  интериоризированных средств –  специализированных функциональных систем. При этом к числу внешних средств  относятся информационные модели и  органы управления.  К числу интериоризированных средств относятся образно-концептуальные модели, программы, схемы поведения и навыки оператора и т. д.

Сформулированная  в общем виде в конце 60-х годов  ППД стала центральной для  современной инженерной психологии. “Главная задача инженерной психологии на современном этапе, – пишет  Б. Ф. Ломов, – заключается не в  том, чтобы рационально „вписать»  человека в контур созданной технической  системы, а в том, чтобы, исходя из задач системы „человек – машина», разработатьпроект (то есть совокупность документов, расчетов, чертежей, схем и др.) деятельности и на основе этого проекта определить требования к техническим устройствам, необходимым для ее осуществления. Проектирование деятельности открывает огромные резервы для повышения эффективности и надежности системы „человек – машина». Именно поэтому современный период развития инженерной психологии определяют обычно как период проективной инженерной психологии.

Практически почти  все авторы подтверждают необходимость  и важность исследований по ППД или, более широко, по проблеме инженерно-психологического проектирования (ИПП). Поток работ, в  которых ИПП исследуется в  различных аспектах, постоянно нарастает. Вместе с тем для большинства  исследований характерна разноплановость, само понятие ИПП до настоящего времени  еще расплывчато и имеет множество  оттенков. Более того, частные результаты и выводы конкретных исследований по проблеме ИПП не только весьма многообразны, но и противоречивы.

Информация о работе Определение инженерной психологии