Организация психогигиены и психопрофилактики военнослужащих срочной службы в войсках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:45, реферат

Описание

Целью данной работы является: Определение эффективных методов психогигиены и психопрофилактики военнослужащих срочной службы.
Цель исследования определила его задачи:
1.Определить понятия психогигиены и психопрофилактики в войсках.
2.Изучить задачи, структуру, виды психогигиены и психопрофилактики.
3. Ознакомиться с мерами психопрофилактики, применяемыми в Вооруженных Силах.
4. Провести подборку методик для выявления лиц с нервно-психической неустойчивостью.
5. Провести констатирующий эксперимент.
6. Осуществить анализ полученных результатов и сформулировать выводы.
7. Предложить рекомендации, направленные на психопрофилактику НПН военнослужащих.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Проблемы организации психогигиены и психопрофилактики в войсках среди военнослужащих срочной службы в трудах отечественных авторов……................................................................................................................7
1.1. Основные критерии психического здоровья военнослужащих…………7
1.2. Понятия психогигиены и психопрофилактики в войсках. Задачи, структура, виды и меры психогигиены и психопрофилактики……………….16
1.3. Организация психогигиенической и психопрофилактической работы в частях с военнослужащими срочной службы……………………………………25
Глава 2. Эмпирическое исследование методов психогигиены и психопрофилактики, влияющих на качество службы солдат – срочников…….57
2.1 Методы и методики исследования…………………………………………..57
2.2. Анализ результатов исследования. ………………………………………….59
Глава 3. Заключительая часть……………………………………………………70
Список литературы………………………………………………………............73

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа Мельниковой ларисы Александровны.doc

— 454.00 Кб (Скачать документ)


СРЕДНЕРУССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (Гуманитарный институт)

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

             (выпускная квалификационная работа бакалавра)

 

Тема: «Организация психогигиены и психопрофилактики военнослужащих срочной службы в войсках».

 

 

 

 

 

                                                Выполнила: студентка V курса,                                                  

                                                Направления психология 

                                                Заочной формы обучения 

                                                Мельникова Лариса Александровна

                                               Научный руководитель: к. пс.н., доц. Иванова И.В.               

                                              

 

 

                                                 Рецензент: психолог реабилитационного центра в/ч     

                                                 «Гвардеец», г. Козельск

                                                 Тарасенко Т.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Обнинск 2010

                                Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………3

 

Глава 1. Проблемы организации психогигиены и психопрофилактики в войсках среди военнослужащих срочной службы в трудах отечественных авторов……................................................................................................................7

 

     1.1. Основные критерии психического здоровья военнослужащих…………7

 

      1.2. Понятия психогигиены и психопрофилактики в войсках. Задачи, структура, виды и меры психогигиены и психопрофилактики……………….16

 

     1.3. Организация психогигиенической и психопрофилактической работы в частях с военнослужащими срочной службы……………………………………25

 

Глава 2. Эмпирическое исследование методов психогигиены и психопрофилактики, влияющих на качество службы солдат – срочников…….57

 

2.1 Методы и методики иисследования…………………………………………..57

2.2. Анализ результатов исследования. ………………………………………….59

 

Глава 3. Заключительая часть……………………………………………………70

 

Список литературы………………………………………………………............73

 

Приложения

 

 

                                           ВВЕДЕНИЕ

 

        Актуальность. Военная служба неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками. Особенно нелегко приходится военнослужащим срочной службы. Изменение ритма жизни, разлука с домом и родными, уставной распорядок дня, регламентированный режим поведения, необходимость подчиняться, повышенная ответственность, определенные бытовые неудобства, различные профессиональные вредности, сопровождающие тот или иной вид военного труда (ограниченное замкнутое пространство, шум, вибрация, температурные нагрузки. Электромагнитное излучение, компоненты ракетного топлива, операторская деятельность, аварийные ситуации и т. п.) – все это предъявляет повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья военнослужащих. 

       В настоящее время имеет много других объективных и субъективных факторов, неблагоприятно отражающихся на состоянии психического здоровья военнослужащих срочной службы.   

       Наиболее отрицательно на человека, особенно в период становления личности (а именно он и является призывным), действует отрыв от предшествующего поколения, развенчивание идеалов и нравственных устоев. На фоне глобальных потрясений происходит рост агрессивности, усиление депрессивных проявлений, увеличение частоты алкоголизации, наркотизации, самоубийств и других форм саморазрушающего поведения.

       Перечисленные негативные процессы и явления, к которым следует добавить деморализующее влияние антиармейской пропаганды, плохих условий быта личного состава, самым непосредственным образом сказываются на положении дел в Вооруженных Силах, на состоянии психического здоровья граждан, подлежащих призыву и проходящих срочную военную службу.

      Военные комиссариаты, пытаясь в этих условиях решить сложную задачу комплектования войск, зачастую призывают лиц, имеющих те или иные  отклонения и нравственные дефекты, что, в конечном счете, действует не в интересах армии и флота.

       Другая причина высокого уровня психической заболеваемости среди военнослужащих кроется в несовершенной законодательной базе. Военно-профессиональная пригодность должна предполагать не только формальное отсутствие психиатрического диагноза. Однако в соответствии с действующим положением, решение вопроса о степени годности призывников и военнослужащих к военной службе зависит только от факта отсутствия или наличия у них психического заболевания.

       Определение военно-профессиональной пригодности по уровням психического здоровья (т.е. прогностической вероятности возникновения психических расстройств в условиях повышенных нагрузок) названное положение не предусматривает. Отсюда – психические декомпенсации у многих молодых солдат уже в первые месяцы прохождения военной службы, которые нередко сопровождаются различными чрезвычайными происшествиями, травматизмом, суицидальными действиями.

       Огромную роль в организации и проведении психопрофилактики и психогигиены у военнослужащих срочной службы принадлежит военным психологам. Эффективное выявление лиц с различными психическими расстройствами является актуальной задачей для военных психологов на сегодняшний день.

       Тесная работа с военнослужащими срочной службы и все выше перечисленные особенности военной службы определили выбор темы дипломной работы.

       Объект данного исследования - психогигиена и психопрофилактика у военнослужащих срочной службы в войсках.

       Предметом исследования: являются Организация психогигиены и психопрофилактики в Вооруженных Силах.

       Целью данной работы является: Определение эффективных методов психогигиены и психопрофилактики военнослужащих срочной службы.

       Гипотеза исследования заключается в том, что с помощью пакета отобранных нами методик возможно эффективное выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью, что позволит обеспечить четкую организацию профессиональной деятельности военнослужащих срочной службы и повысить уровень их психического здоровья.

Цель исследования определила его задачи:

1.Определить понятия психогигиены и психопрофилактики в войсках.

2.Изучить задачи, структуру, виды  психогигиены и психопрофилактики.

3. Ознакомиться с мерами психопрофилактики, применяемыми в Вооруженных Силах.

4. Провести подборку методик для выявления лиц с нервно-психической неустойчивостью.

5. Провести констатирующий эксперимент.

6. Осуществить анализ полученных результатов и сформулировать выводы.

7. Предложить рекомендации, направленные на психопрофилактику НПН военнослужащих.

       В качестве методов исследования были использованы:

       1. «Анкета динамического наблюдения».

       2. Анкета биографических данных.

       3. Тест  «НПУ» (Нервно-психическая устойчивость), разработанный В.Ю. Рыбниковым.

       4. Тест «НПА» (Нервно-психическая адаптация).

       Теоретическая основа исследования: Работа опирается на труды таких исследователей, как Н.Ф. Феденко, А.А. Урбанович, А.Е. Тарас, А.Г. Караяни, А.В. Лопань, Съедина.

       Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось в войсковой части 54055 ракетных войск. г.Козельск. Центр психологической помощи и реабилитации военнослужащих. В эксперименте принимали участие 20 солдат срочной службы.

       Научная и практическая значимость данной работы:

       Систематизация и полученные знания о психогигиене и психопрофилактике, позволят более качественно строить организационные работы по психогигиене и психопрофилактике солдат-срочников в частях. Это позволит в свою очередь  эффективнее решать одну из основных актуальных задач на сегодняшний день в армии – сохранение и укрепление психологического и физического здоровья наиболее «уязвимого» контингента в армии – солдат срочной службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Проблемы организации психогигиены и психопрофилактики в войсках среди военнослужащих срочной службы в трудах отечественных авторов.

 

1.1.Основные критерии психического здоровья военнослужащих.

 

       Исследуя материалы различных источников и данные авторов Коупленд Н., Мисюра В.Ф., Тарас А.Е. и другие методические источники, мы выяснили, что

психически здоровым считается военнослужащий достаточно зрелый, умственно развитый, внутренне уравновешенный, способный освоить воинскую специальность, влиться в воинский коллектив и преодолеть специфические для военной службы психофизические нагрузки, не получив при этом длительного расстройства здоровья.

       Идеальное психическое здоровье предполагает не только отсутствие психического заболевания, но и полное отсутствие каких-либо предпосылок (предрасположения) к нему (нулевую вероятность болезни). Между состоянием идеального психического здоровья и состоянием психической болезни существует целый ряд промежуточных состояний (уровней здоровья), характеризующихся различной степенью риска возникновения психической патологии. [ 40; 35] ; [ 14; 20]

       В этом ряду находятся лица с так называемой нервно-психической неустойчивостью (НПН). Под этим термином понимаются состояния психической дезадаптации, которые характеризуются склонностью к срыву оптимального функционирования и адекватного личностного (либо поведенческого) реагирования в условиях эмоционального напряжения. Предупреждение и раннее распознавание НПН являются главными звеньями практической психопрофилактической работы в части.

       Уровень (качество) психического здоровья, определяется совокупностью индивидуальных особенностей личности и состояния внутренней среды организма, складывающейся в результате взаимодействия биологических, психологических и социально-средовых факторов (наследственность, возраст, условия воспитания, качество подготовки, сформировавшийся тип характера, приобретенные навыки в преодолении стрессовых ситуаций, перенесенные болезни, травмы, ранения, интоксикации, психическая травматизация и т.д.).

       Многие из признаков, характеризующих качество психического здоровья, являются относительно устойчивыми. Например, наличие психического заболевания у кого-либо из родственников, жестокое обращение в детстве или перенесенная травма головного мозга в ряде случаев являются почвой, в течение всей жизни предрасполагающей (хотя и необязательно приводящей) к возникновению заболевания. Свойственные здоровой психике черты характера – к примеру, ранимость, изменчивость настроения, лидерские наклонности. Стремление к успеху и др. – под влиянием социальной среды могут оказаться чрезмерно усиленными, обусловливая дисгармонию личности и ее уязвимость в отношении определенных психических травм. [28]

      Вместе с тем, психическое здоровье весьма динамично. Его качество непрерывно изменяется под влиянием многочисленных внешних факторов: психотравмирующих, социально-экономических, экологических, физических, токсических и др. Людей, абсолютно невосприимчивых к стрессу, не существует. Каждому человеку присущ строго индивидуальный предел сопротивляемости, по достижении которого психоэмоциональное напряжение, переутомление или нарушение функций организма приводит к срыву психической деятельности.

       Из исследований Сыромятникова И. В., Съедина и других авторов, приходим к выводу, что:

      При значительной личностной предрасположенности для возникновения психической патологии достаточно очень незначительной внешней вредности. У лиц с высоким уровнем психического здоровья расстройство может развиться только при чрезвычайно интенсивном или весьма продолжительном неблагоприятном внешнем воздействии. Большую роль, кроме того, играют субъективная значимость события для конкретной личности, эмоционально-смысловой контекст переживаний, способность найти конструктивный способ преодоления стрессовой ситуации. Столь же важное значение имеет общее состояние организма, степень истощения его функциональных систем.

       Военная служба неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками. Главными детерминантами психического здоровья военнослужащих являются политическая стабильность, экономическое благосостояние и нравственное здоровье общества.

       Человек способен перенести самые тяжелые страдания и лишения лишь в том случае, если он способен придать им смысл, если он ощущает свою нужность и защищенность, находит внимание и уважение со стороны окружающих, их понимание и моральную поддержку. [34; 33]

       В социально-психологической характеристике военнослужащих срочной службы наиболее важным является усеет специфических проявлений и противоречий, свойственных юношескому возрасту на стадии перехода к зрелости. В связи с интенсивностью физического развития, а также недостаточностью опыта управления собой, у молодого человека процессы возбуждения обычно превалируют над процессами торможения. В целом этому возрасту присущи такие противоречия:

       С одной стороны, широкий кругозор, любознательность, энергия, чувство нового, стремление проявить себя, а с другой – это соседствует с пессимизмом, апатией, политическим и правовым нигилизмом, бравадой, непоследовательностью, распыленностью интересов.

       Стремление к самостоятельности, независимости суждений и действий, в то же время сильна приверженность групповому влиянию, поддержке авторитетными лицами своих взглядов, проявляется устойчивая зависимость от мнения компании сверстников, ближайшего окружения, которые играют роль референтной группы.

Информация о работе Организация психогигиены и психопрофилактики военнослужащих срочной службы в войсках