Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:45, реферат
Целью данной работы является: Определение эффективных методов психогигиены и психопрофилактики военнослужащих срочной службы.
Цель исследования определила его задачи:
1.Определить понятия психогигиены и психопрофилактики в войсках.
2.Изучить задачи, структуру, виды психогигиены и психопрофилактики.
3. Ознакомиться с мерами психопрофилактики, применяемыми в Вооруженных Силах.
4. Провести подборку методик для выявления лиц с нервно-психической неустойчивостью.
5. Провести констатирующий эксперимент.
6. Осуществить анализ полученных результатов и сформулировать выводы.
7. Предложить рекомендации, направленные на психопрофилактику НПН военнослужащих.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Проблемы организации психогигиены и психопрофилактики в войсках среди военнослужащих срочной службы в трудах отечественных авторов……................................................................................................................7
1.1. Основные критерии психического здоровья военнослужащих…………7
1.2. Понятия психогигиены и психопрофилактики в войсках. Задачи, структура, виды и меры психогигиены и психопрофилактики……………….16
1.3. Организация психогигиенической и психопрофилактической работы в частях с военнослужащими срочной службы……………………………………25
Глава 2. Эмпирическое исследование методов психогигиены и психопрофилактики, влияющих на качество службы солдат – срочников…….57
2.1 Методы и методики исследования…………………………………………..57
2.2. Анализ результатов исследования. ………………………………………….59
Глава 3. Заключительая часть……………………………………………………70
Список литературы………………………………………………………............73
Потребность в самоутверждении, вместе с тем скромен арсенал форм, методов и средств самовыражения личности, недостаточен жизненный опыт. Зачастую он заставляет прибегать к нравственно ущербным, а иногда и юридически незаконным приемам.
В оценках, высказываниях и отношениях проявляется стремление к определенности, четкости, однозначности. Эти качества объясняются юношеским максимализмом, стремлением любыми способами отстоять свое мнение (часто ошибочное или спорное). Однако это соседствует с непостоянством, непрочностью убеждений, скудностью аргументации, недостаточной настойчивостью и последовательностью в достижении цели.
Острая восприимчивость, сильная впечатлительность и высокая эмоциональность, что влечет за собой повышенную конфликтность, возбудимость, поспешность в решениях и действиях.
К 18 годам у молодого человека уже сформированы некоторые черты характера, выработаны определенные динамические стереотипы поведения и взаимоотношения с окружающими. Условия военной службы требуют пересмотра многих сформированных черт, а это достаточно сложный и болезненный процесс психологической перестройки и ломки характера.
18 – 20 лет – это период бурного формирования потребностей человека, в частности, он совпадает с кульминационным периодом половой активности у мужчин. Невозможность в армейских условиях удовлетворить многие возникающие потребности ведет к фрустрации, порождает психологическую напряженность и может толкнуть военнослужащих на поиск аморальных и даже незаконных средств для удовлетворения потребностей.
Многое воспринимается в романтическом свете, в том числе юношей притягивает романтика военной службы. Однако при столкновении с прозой и обыденностью армейских будней у молодого человека может возникнуть реакция протеста, формы проявления которой многообразны: от ухода «в себя» до демонстративного агрессивного поведения или бурного выражения других негативных эмоций.
Кроме того, в настоящее время в молодежной среде получили распространение наркомания, пьянство, сексуальная распущенность, цинизм, снижение ценностей человеческой жизни, неверие в идеалы, а также и другие социальные болезни и беды, обострившиеся в последние годы, которые молодежь приносит в армию. [7]
Учет социально-психологических особенностей различных категорий военнослужащих позволяет более осмысленно, с учетом практической целесообразности проанализировать взаимосвязь тех явлений, которые характеризуют психологическую структуру военного коллектива.
Изучение психического здоровья военнослужащих показало, что их нельзя разделить только на психически здоровых и больных. Между этими группами располагаются лица, психическое состояние которых не может быть однозначно квалифицировано, как состояние здоровья или болезни. Поэтому при обследовании военнослужащих необходимо выделение 5 групп (уровней) психического здоровья;( Тарас А. Е. «Проблемы военной психологии» )
- здоровые (I группа);
- практически здоровые с благоприятными прогностическими признаками (II группа);
- практически здоровые с неблагоприятными прогностическими признаками (III группа);
- лица с явлениями непатологической психической дезадаптации (IV группа);
- лица с явлениями патологической психической дезадаптации (V группа).
Военнослужащие, отнесенные к III,IV и V группам здоровья, которые по данным командования недостаточно успешно справляются со своими служебными обязанностями или плохо адаптированы к военной службе, должны находиться под динамическим медицинским наблюдением врача части, как лица с явлениями нервно-психической неустойчивости.
Лица, отнесенные к V группе здоровья, подлежат углубленному осмотру врачом части и, в случае выявления у них ранних проявлений психических расстройств, направлению на консультацию и лечение в психоневрологическое отделение госпиталя. В случае работы в части специалистов группы психического здоровья или кабинета медико-психологической коррекции консультативную помощь осуществляет психиатр указанных медицинских подразделений. [43]
а) Нервно-психическая неустойчивость (НПН)
Анализируя результаты исследований, мы выяснили, что под нервно-психической неустойчивостью (НПН) понимаются состояния психической дезадаптации, которые характеризуются склонностью к срыву оптимального функционирования и адекватного личностного (либо поведенческого) реагирования в условиях эмоционального напряжения. Предупреждение и раннее распознавание НПН являются главными звеньями в практической психопрофилактической работе военных психологов и врачей части (корабля).
Среди контингентов, призванных для прохождения действительной военной службы, лица с нервно-психической неустойчивостью составляют до 30%. Как правило, нервно-психическая неустойчивость у военнослужащих срочной службы проявляется в первые месяцы прохождения службы, особенно в периоде адаптации. Последняя сопряжена с перестройкой всего уклада жизни и деятельности молодого человека и, обычно, сопровождается эмоциональным напряжением. [ 14; 28]
К новым факторам, воздействующим на молодого воина, относятся: другой ритм жизни, строгий уставной распорядок дня, требования воинской дисциплины, соблюдение субординации, значительные физические и психические нагрузки, необходимость приобретения специальных военных знаний и навыков, освоение нового круга обязанностей, изменение характера и режима питания, определенные бытовые неудобства, иногда – смена временного пояса, непривычные климатические условия, географическое местоположение (высокогорье, тундра, море и т.д.).
Кроме того, необходимо адаптироваться и к специфическим условиям военной службы (например, пребывание на корабле, в танке, прыжкам с парашютом, несению караульной службы). Поведение военнослужащего определяется не его склонностями и желаниями, а требованиями и приказами командиров. Он должен привыкнуть к жизни в новом коллективе, имеющем сложившиеся традиции и определенный психологический климат. [29]
В формировании явлений НПН ведущее значение имеют внешние причинные факторы, характеризующие «психологический климат», в котором находился до призыва или находится во время службы военнослужащий. Как правило, это конфликтные взаимоотношения родителей, неправильные методы воспитания в семье, её распад, неполная семья, конфликты в школе, на производстве, в воинском коллективе и т.п. Особенно негативное воздействие на психику молодого воина оказывают конфликты со старослужащими, допускающими грубость, словесные и физические оскорбления. К числу причин развития НПН у военнослужащих в период адаптации относятся также слабая предшествующая психологическая подготовка к военной службе и негативное отношение к ней, грубость и педагогические ошибки командиров. Исследуя работы таких авторов, как Макарова В.М., Мальцева Л.С., Прилепина В.П. и других, мы приходим к выводу, что:
В целом, прогнозирование возникновения НПН у военнослужащих молодого возраста в каждом конкретном случае возможно по следующим признакам: наличие в анамнезе проявлений НПН, психических травм и конфликтов, перенесенных травм головного мозга, тяжелых инфекционных заболеваний и интоксикаций, отягощение наследственности психическими заболеваниями.
Ведущее значение в распознавании НПН в момент осмотра имеет выявление эмоциональных расстройств и вегетативно-сосудистых нарушений. Эмоциональная лабильность разной степени выраженности отмечается у большинства военнослужащих с НПН. У таких лиц нередко выявляются неустойчивость настроения со склонностью к депрессивным аффективным реакциям, эксплозивность («взрывчатость»), слезливость, тахикардия и лабильность пульса при нагрузках, неустойчивость артериального давления, гипергидроз, выраженные кожные вазомоторные реакции. При сборе анамнеза необходимо обращать внимание на наличие периодов безразличного отношения к окружающему, чувства разочарования в жизни, ощущения особенности и непонятности для окружающих, раздражительности, нарушений памяти при волнении, устрашающих сновидений и нарушений сна.
Лица с НПН испытывают затруднения при адаптации к новым условиям деятельности (перевод в другую школу, поступление в ПТУ или техникум, устройство на работу и т.д.). Нередко в анамнезе отмечаются нарушения поведения: уходы из дома после конфликтов с родственниками, пропуски занятий в школе и снижение оценок за поведение, употребление алкоголя и других психоактивных веществ, приводы в милицию. Кроме того, среди военнослужащих с НПН чаще выявляются лица, перенесшие туберкулез, инфекционный гепатит, повторные пневмонии, другие тяжело и длительно протекавшие инфекционные заболевания. [30; 17]
При проведении диагностики с НПН и прогнозировании вероятности её формирования следует учитывать особенности характера и поведения военнослужащего, его отношения к военной службе, уровень развития интеллекта. К особенностям личности, увеличивающим риск развития НПН, относятся чрезмерная обидчивость, прямолинейность, вспыльчивость, неуверенность, впечатлительность, упрямство, мнительность.
Нередко выявляются болезненные реакции на «несправедливое» к ним отношение. Необходимо обращать внимание на наличие признаков психического инфантилизма, когда на первый план выступают психическая незрелость личности, «детские» особенности поведения.
У этих военнослужащих часто отмечаются слабое физическое развитие, обидчивость, недостаточная самостоятельность. Наивное понимание романтики военной жизни, эгоистические тенденции, повышенная внушаемость, отсутствие глубокого интереса к овладению специальностью ограничивают профессиональную пригодность таких лиц. Определенное значение для диагностики НПН имеет оценка моторики обследуемых: нередко выявляются неловкость, угловатость и вялость движений, тики, подергивание отдельных мышц.
Из результатов исследования выяснилось, что:
В условиях военной службы у лиц с НПН часто диагностируются функциональные соматические расстройства: нейроциркуляторные дистонии, дискинезии желудочно-кишечного тракта и т. п. [33]
Под динамическим наблюдением врача и психолога части должны находиться не только военнослужащие с явлениями НПН, но и лица с высоким риском развития этих состояний.
Следует еще раз подчеркнуть, что ведущую роль в генезе НПН у военнослужащих срочной службы играют внешние причинные условия и прежде всего – психотравмирующие конфликты в воинских коллективах. Именно поэтому предотвращение, а также своевременное и правильное разрешение таких конфликтов является важнейшим разделом психодиагностической работы в части. [40]
Ранние проявления психических расстройств у военнослужащих.
Лица с психическими расстройствами среди военнослужащих срочной службы встречаются значительно реже, чем лица с НПН. Условно выделяют две качественно различных формы психических нарушений: непсихотические и психотические (психозы). [29]
Для первых характерны относительно неглубокие расстройства, не лишающие человека возможности понимать происходящее, руководить своими действиями, не сопровождающимися выраженными нарушениями мышления, сознания и других психических функций. При психозах же развиваются такие расстройства психической деятельности, при которых грубо нарушается отражение реального мира, неправильно воспринимается и оценивается окружающая обстановка, а поведение и высказывания больных обусловлены болезненными переживаниями и противоречат объективной действительности. Военнослужащие с психотическими формами подлежат немедленной госпитализации в психоневрологическое отделение военного госпиталя. Из анализа теоретического материала, находим, что:
В условиях военной службы основным видом психической патологии (около 90% общего числа военнослужащих с психическими расстройствами) являются непсихотические формы психических расстройств. К ним относятся психогении, токсикомании и наркомании, расстройства личности и поведения (психопатии), олигофрении и некоторые другие психические нарушения.
Таким образом, из вышеизложенного мы можем сделать вывод, что идеально психическое здоровье предполагает не только отсутствие психического заболевания, а также каких-либо предпосылок к нему.
Между состоянием идеального психического здоровья и состоянием психической болезни существует целый ряд промежуточных состояний (уровней здоровья).
Одним из наиболее часто встречающихся среди военнослужащих срочной службы промежуточных состояний является Нервно-психическая неустойчивость.
1.2. Понятия психогигиены и психопрофилактики в войсках. Задачи, структура, виды и меры психогигиены и психопрофилактики.
Качество профессиональной деятельности военнослужащих находится в прямой зависимости от уровня их психического здоровья, сохранение и укрепление которого является главным направлением в работе военно-психологической службы. Психогигиена и психопрофилактика в армии составляют часть системы общих гигиенических и профилактических мероприятий, проводимых в государстве. При этом роль социальных, биологических и экологических факторов в возникновении и распространении психической патологии нельзя рассматривать в отрыве от социально-экономического положения в стране. Из исследований Методических пособий и авторов Тарас, Утлик, кандыбович и других источников, приходим к выводу, что:
Психогигиена и психопрофилактика в ВС имеет ряд особенностей, обусловленных специфическими условиями военной службы, возрастными параметрами, тенденцией к нарастанию пограничных и психосоматических расстройств, а также увеличением донозологических форм психических нарушений. Указанная тенденция характерна как для мирного времени, так и для периода боевых действий и экстремальных ситуаций.
Психогигиена и психопрофилактика в условиях военной службы представляют собой комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья личного состава, создание наиболее благоприятных условий для психической деятельности военнослужащих в мирное и военное время, предупреждение возникновения и развития психических заболеваний.