Организация психогигиены и психопрофилактики военнослужащих срочной службы в войсках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:45, реферат

Описание

Целью данной работы является: Определение эффективных методов психогигиены и психопрофилактики военнослужащих срочной службы.
Цель исследования определила его задачи:
1.Определить понятия психогигиены и психопрофилактики в войсках.
2.Изучить задачи, структуру, виды психогигиены и психопрофилактики.
3. Ознакомиться с мерами психопрофилактики, применяемыми в Вооруженных Силах.
4. Провести подборку методик для выявления лиц с нервно-психической неустойчивостью.
5. Провести констатирующий эксперимент.
6. Осуществить анализ полученных результатов и сформулировать выводы.
7. Предложить рекомендации, направленные на психопрофилактику НПН военнослужащих.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Проблемы организации психогигиены и психопрофилактики в войсках среди военнослужащих срочной службы в трудах отечественных авторов……................................................................................................................7
1.1. Основные критерии психического здоровья военнослужащих…………7
1.2. Понятия психогигиены и психопрофилактики в войсках. Задачи, структура, виды и меры психогигиены и психопрофилактики……………….16
1.3. Организация психогигиенической и психопрофилактической работы в частях с военнослужащими срочной службы……………………………………25
Глава 2. Эмпирическое исследование методов психогигиены и психопрофилактики, влияющих на качество службы солдат – срочников…….57
2.1 Методы и методики исследования…………………………………………..57
2.2. Анализ результатов исследования. ………………………………………….59
Глава 3. Заключительая часть……………………………………………………70
Список литературы………………………………………………………............73

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа Мельниковой ларисы Александровны.doc

— 454.00 Кб (Скачать документ)

       К ряду психических патологий, часто встречающихся у военнослужащих срочной службы относятся нервно-психическая неустойчивость, которая составляет до 30% контингента военнослужащих. Также встречаются различные психогении (неврозы), токсикомании и наркомании. Реже встречаются военнослужащие с признаками расстройств личности и поведения (психопатии) и олигофрении. Среди прочих психических расстройств иногда отмечаются шизофрения, маниакально-депрессивный синдром, эпилепсии.

     Мы также определили, что:

     Важно учитывать и социально-психологическую характеристику военнослужащих срочной службы, учитывать психологическую картину данной возрастной категории, чтобы уметь различать патологические состояния от психологических особенностей здорового человека.

     Таким образом, качество профессиональной деятельности военнослужащих находится в прямой зависимости от уровня их психического здоровья, сохранением и укреплением которого и занимаются психологические службы.                              Для этого были приняты и разработаны различные психогигиенические и психопрофилактические мероприятия. Выделены основные задачи психогигиены ипсихопрофилактики, которые включают изучение причин возникновения патологий, обследования молодого пополнения на наличие признаков НПН, учет, наблюдение и при необходимости, направление в мед.учреждения. В задачи психопрофилактики также входит подготовка рекомендаций по планомерному распределению психофизических нагрузок военнослужащих, проведение общегигиенических мероприятий.

       Выявлено, что мероприятия по психогигиене и психопрофилактике в войсках должны иметь преемственный характер иначинаться еще в допризывной период, при призыве и в период прохождения военной службы.

     Большое значение в системе психопрофилактических мероприятий в войсках имеет выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью, их учет и организация медицинского наблюдения за ними. Своевременное выявление таких может быть осуществлено только при совместных усилиях командиров, воспитателей, военных психологов и врачей.

     Психопрофилактическая работа в адаптационном периоде имеет также важное значение, т. к. в первые месяцы службы наряду с декомпенсацией ранее возникших заболеваний, могут возникать дезадаптационные расстройства, проявляющиеся астенической, невротической симптоматикой, эмоциональными и вегетативными нарушениями.

     На психическое состояние военнослужащих отрицательно влияют и неправильное взаимоотношение в подразделении между старослужащими и молодыми солдатами. Поэтому борьба с неуставными отношениями, нарушениями дисциплины и так называемой «дедовщиной» в армии также являются основными проблемами, на которые направлена психогигиена и психопрофилактика в частях.

       Психологическое обеспечение процесса поддержания и укрепления дисциплины – это важная и сравнительно новая область профессиональной деятельности войсковых психологов, поддерживаемая и доводимая до конца всем офицерским составом, всеми должностными лицами подразделений и частей.

     Её реальная значимость зависит от умения психолога проникать в тонкие личностные и межличностные механизмы дисциплины, способности улавливать едва заметные, только назревающие проблемы задолго до того, как они станут очевидными, изобретательности в поиске способов решения разнообразных задач.

     Одной из главных решаемых психопрофилактических задач была и остается на сегодняшний день и борьба с суицидальным поведением. К сожалению, на сегодняшний день, тенденция к их снижению не наблюдается.

     Для военного психолога – практика проблема профилактики суицидального поведения военнослужащих является одной из наиболее значимых сфер профессиональной деятельности.

     Актуальность и острота проблемы суицидального поведения военнослужащих требует от военных психологов  и всех должностных лиц понимания сущности этого явления, владения основными методами его диагностики и организации профилактической работы.

     Таким образом, организация и проведение систематической работы среди военнослужащих по пропаганде психогигиенических знаний и навыков является очень важной на сегодняшний день.

     Из анализа вышеизложенного, следует вывод, что только предельно грамотная и согласованная работа военного психолога, всех военных структур и привлечение мед. Работников могут дать положительные результаты  в проведении психогигиенических и психопрофилактических работах в частях среди военнослужащих срочной службы, позволит решать остро встающие выше перечисленные психопрофилактические задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния психического здоровья военнослужащих на качество несения военной службы и военно-профессиональной деятельности.

 

2.1 Методы  и методики исследования.

 

       Цель нашего исследования состоит в отборе методик для изучения психического здоровья военнослужащих срочной службы и раннее обнаружение нервно-психических отклонений в рамках психопрофилактики и психогигиены.

     Эмпирическая база данного исследования: г.Козельск, в/ч 54055 ракетных войск РФ. «Центр психологической помощи и реабилитации военнослужащих»

     Эмпирическое исследование по изучению влияния психического здоровья военнослужащих на качество несения ими военной службы проводилось с помощью следующих методов:

     1.Метод анкетирования. Цель данного метода: выявление «психологического климата», в котором находился военнослужащий до призыва в армию.

     2. Метод тестирования. Тест «НПА» (Нервно-психическая адаптация).

Цель методики – диагностика уровня нервно-психической адаптации военнослужащих.

     Методика предназначена для распределения военнослужащих по группам психического здоровья.

     3. Данные «Анкеты динамического наблюдения»

   Следует отметить, что данная анкета заполняется командирами подразделений (заместителями командиров по воспитательной части).

     Анкета предназначена для выявления военнослужащих, плохо справляющихся со своими служебными обязанностями.

     4. Анкета «Прогноз – 2». Цель применения в работе данной методики – определение уровня нервно-психической устойчивости (НПУ) у военнослужащих.

     Методика позволяет выявить отдельные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность возникновения нервно-психических срывов. Качественный анализ ответов позволяет уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности человека в различных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Результаты эмпирического исследования.

 

       В ходе проведенного нами исследования, были выбраны для эксперимента 20 военнослужащих срочной службы одного года призыва.

      Эксперимент производился групповым методом. Группа из 20 человек. Следует отметить. Что данный эксперимент допускает возможное проведение тестирования в количестве до 25 человек одновременно.

     Первичным методом эксперимента было использовано биографическое анкетирование, которое проходило в непринужденной обстановке.

     При анализе и обработки анкетных данных выяснилось:

      - Отношение к службе положительное у 12 солдат-срочников, что соответствует 65% обследуемых;

      - Отношение к службе удовлетворительное  у 8 человек, что соответствует 35% обследуемых.

      - Военнослужащий до призыва в армии воспитывался в полной семье 8 человек, что соответствует всего 35%;

     Военнослужащий воспитывался в неполной семье (один родитель или родители находятся в разводе) 12 человек, что соответствует 65%;

      - Образование среднее и неполное среднее имеют 7 человек. Что соответствует 30% испытуемых;

      - Образование средне-специальное или высшее имеют 13 испытуемых. Что соответствует 70% испытуемых;

      - Испытуемые употребляли спиртные напитки до призыва 14 человек, что соответствует 75% испытуемых;

      - Не употребляли или редко употребляли 6 человек, что соответствует всего 30% испытуемых.

Кроме этого состояли на учете, приводы в милицию перед армией имеются у 4 человек, что соответствует 15% военнослужащих.

     Из анализа анкетирования можно сделать предварительный вывод, что приблизительно 50% военнослужащих имеют неблагоприятный биографический анамнез до призыва в Вооруженные Силы, что в дальнейшем можно предположить у них трудную психическую адаптацию к условиям службы. В ходе дальнейшего исследования эти предположения будут подвергнуты подтверждению или опровержению.

                                                                                                                       Таблица 1.

  Сравнительный анализ автобиографических данных военнослужащих.

Наименование

Положительный

%

Отрицательный

%

Отношение к службе

12 человек

65%

8 человек

35%

Воспитывался в

полной семье 8

35 %

неполное 12 чел.

65%

Образование

специальное 13 чел.

70%

среднее 7 чел.

3о%

Вредные привычки

Не употребляют 6 чел.

25%

употребляют 14

75%

Приводы и учет в милиции

не имели 16 чел.

85%

имели 4 чел.

15%

 

   Из анализа анкетирования можно сделать предварительный вывод, что приблизительно 50% военнослужащих имеют неблагоприятный биографический анамнез до призыва в Вооруженные Силы, что в дальнейшем можно предположить: у  военнослужащих с неблагоприятными результатами анкетирования будут выявлены признаки психической неустойчивости. В ходе дальнейшего исследования мы попытаемся подтвердить или опровергнуть данную гипотезу.

       Таким образом, в ходе второго этапа исследования мы попытаемся определить: действительно ли неблагоприятные условия до военной службы играют роль на формирование нервно-психической неустойчивости.

      Исследование нами проводилось с помощью анкетирования «Прогноз 2».

В результате группового исследования в количестве тех же 20 человек получаем данные, указанные в таблице 2.

 

                                                                                                        Таблица 2.

       Итоговый анализ результатов тестирования НПУ «Прогноз -2»

№ п/п

Результаты тестирования

1.

33 - низкий уровень НПУ

2.

37 - низкий уровень НПУ

3.

28 средний уровень НПУ

4.

21 средний уровень НПУ

5.

18 высокий уровень НПУ

6.

20 средний уровень НПУ

7.

29 средний уровень НПУ

8.

11 высокий уровень НПУ

9.

31 средний уровень НПУ

10.

13 высокий уровень НПУ

11.

19 средний уровень НПУ

12.

23 средний уровень НПУ

13.

22 средний уровень НПУ

14.

35 низкий уровень НПУ.

15.

29 средний уровень НПУ

16.

9 высокий уровень НПУ

17.

30 средний уровень НПУ

18.

22 средний уровень НПУ

19.

28 средний уровень НПУ

20.

19 средний уровень НПУ

Информация о работе Организация психогигиены и психопрофилактики военнослужащих срочной службы в войсках