Организация психогигиены и психопрофилактики военнослужащих срочной службы в войсках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:45, реферат

Описание

Целью данной работы является: Определение эффективных методов психогигиены и психопрофилактики военнослужащих срочной службы.
Цель исследования определила его задачи:
1.Определить понятия психогигиены и психопрофилактики в войсках.
2.Изучить задачи, структуру, виды психогигиены и психопрофилактики.
3. Ознакомиться с мерами психопрофилактики, применяемыми в Вооруженных Силах.
4. Провести подборку методик для выявления лиц с нервно-психической неустойчивостью.
5. Провести констатирующий эксперимент.
6. Осуществить анализ полученных результатов и сформулировать выводы.
7. Предложить рекомендации, направленные на психопрофилактику НПН военнослужащих.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Проблемы организации психогигиены и психопрофилактики в войсках среди военнослужащих срочной службы в трудах отечественных авторов……................................................................................................................7
1.1. Основные критерии психического здоровья военнослужащих…………7
1.2. Понятия психогигиены и психопрофилактики в войсках. Задачи, структура, виды и меры психогигиены и психопрофилактики……………….16
1.3. Организация психогигиенической и психопрофилактической работы в частях с военнослужащими срочной службы……………………………………25
Глава 2. Эмпирическое исследование методов психогигиены и психопрофилактики, влияющих на качество службы солдат – срочников…….57
2.1 Методы и методики исследования…………………………………………..57
2.2. Анализ результатов исследования. ………………………………………….59
Глава 3. Заключительая часть……………………………………………………70
Список литературы………………………………………………………............73

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа Мельниковой ларисы Александровны.doc

— 454.00 Кб (Скачать документ)

     Вероятность попытки повторного суицида довольно велика. Считается, что у прибегавших к суицидальной попытке риск завершенного суицида на ближайший год увеличивается в 100 раз.

     Таков процесс развития истинного суицидального поведения.

     Кроме того, к типологически своеобразным формам суицидальных действий могут быть отнесены аффективные и демонстративно-шантажные.

     В отличие от истинного суицида, при котором психотравма, осознанная и переработанная военнослужащим, вызывает определенный тип целенаправленного, хотя и неадаптивного поведения, при аффективных суицидальных действиях психотравмирующая ситуация не успевает подвергнуться сознательной личностной переработке. Такие суициды обусловлены необычайно сильным аффектом, возникшим в результате внезапного острого психотравмирующего события или под влиянием аккумуляции хронических психотравм.

     Личностный смысл демонстративно-шантажных попыток состоит в оказании психологического давления на окружающих значимых лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную для себя сторону (вызвать к себе жалость, сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей и т. п.). При демонстративно-шантажных попытках военнослужащий понимает, что его действия не должны повлечь за собой смерть, и для этого предпринимает все меры предосторожности.

     Из вышеизложенного можно предположить следующие выводы:

     Таким образом, в основе суицидального поведения (независимо от его типологического своеобразия), лежит конфликт. В любом конфликте существуют:

       - Во-первых, объективные требования, предъявляемые военнослужащему ситуацией;

       - Во-вторых, субъективное осознание значимости, осмысление этих требований и степени их сложности для личности;

       - В-третьих, оценка личностью своих возможностей для преодоления, снятия фрустрирующей ситуации;

       В-четвертых, реальные действия личности в такой ситуации.

       Конфликтная ситуация приобретает характер суицидоопасной, когда военнослужащий осознает её как высоко значимую, предельно сложную, а свои возможности разрешения данной ситуации – как недостаточные, переживая при этом острую фрустрацию ведущих потребностей и выбирая суицидальные действия как единственно возможный для себя выход.

     Суицидоопасная ситуация включает, как правило, взаимодействие конфликтов различных типов. Начавшийся как внешний, конфликт может приобрести внутренний характер и привести к самоубийству. Однако то, что суицидальное поведение строится на основе конфликта, не означает, что всякий конфликт ведет к суициду. Суицидоопасные реакции, снижение или утрата ценностей жизни не могут появиться вне связи с личностными особенностями.

     Необходимо подчеркнуть, что какой-либо единой личностной структуры, специфичной для суицидального поведения и достаточно определенно указывающей на вероятность его возникновения, обнаружить не удалось.

     Вместе с тем, наибольшей уязвимостью, склонностью к ригидному, неадаптивному поведению обладают военнослужащие с акцентуированными и психопатическими чертами характера. В одних случаях речь идет о практически здоровых людях, отличающихся гипертрофированной заостренностью каких-либо характерологических черт, а в других – о тех, у кого пограничные расстройства могут в привычных для них условиях жизни быть стертыми, компенсированы адаптивными эталонами поведения.

     В трудных же условиях, на фоне возрастных особенностей военнослужащих срочной службы, недостаточной социальной и физической зрелости личности, компенсаторные механизмы расстраиваются, что и приводит к дезадаптации.

     К характерным личностным особенностям суицидентов можно отнести:

     - низкий или заниженный уровень самооценки;

     - неуверенность в себе;

     - высокую потребность в самореализации;

     - высокую значимость для них теплых, эмоциональных связей, искренности взаимоотношений, наличие эмпатии, понимания и поддержки со стороны окружающих;

     - трудности в волевых усилиях при принятии решений;

     - снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднений;

     - тенденцию к самообвинению, преувеличение своей вины;

     - несамостоятельность;

     - высокий уровень тревожности;

     - недостаточная социализация, инфантильность и незрелость личности.

Знание характера конфликтной ситуации, которая создала предпосылки для возникновения психологического кризиса, а также личностных характеристик военнослужащего, дают психологу некоторые основания для определения суицидального потенциала личности.

       Профилактика суицидального поведения.

     Анализируя данные различных источников, мы выяснили, что:

     Определение риска возможного суицида – задача чрезвычайно трудная. Вопросы о том, кого следует считать потенциальным суицидентом, с какого момента и при каких условиях военнослужащий может быть включен в «группу риска», не имеют однозначного решения, поскольку само понятие «суицидального риска» подразумевает несколько значений.

     Сложившийся в превентивной суицидологи подход, в это понятие включает:

       - во-первых, вероятность возникновения любой формы суицидального поведения, т. е. общий суицидальный риск;

       - во-вторых, вероятность реализации имеющихся суицидальных тенденций, т. е. риск суицидальных действий – покушений на самоубийство;

       - в-третьих, вероятность рецидива суицидальных актов, т. е. риск повторных суицидов.

Использование психологического подхода к определению суицидального риска позволяет установить групповые и индивидуально-психологические факторы риска. К числу групповых факторов, определяющих повышенную вероятность возникновения суицидального поведения. Исходя из вышеизложенного, приходим к выводу, что:

При оценки суицидоопасности психологу в каждом конкретном случае необходимо учитывать совокупность личностных и ситуационных факторов. При этом для определения степени суицидального риска необходимо выявлять и сопостовлять как про- так и антисуицидальные предпосылки.

     На индивидуальном уровне – это устойчивое позитивное отношение к жизни и негативное – к смерти, широта диапазона знаемых и субъективно приемлемых путей разрешения конфликтных ситуаций, эффективность механизмов психологической защиты, высокий уровень социализации личности. Конкретными формами выражения антисуицидальных личностных факторов могут быть, например, эмоциональная привязанность к значимым близким; родительские обязанности; выраженное чувство долга; боязнь причинить себе физическое страдание; представление о позорности и греховности суицида; представления о неиспользованных жизненных возможностях и т. д. Чем больше отмечено антисуицидальных факторов в отношении к данному военнослужащему, тем прочнее его антисуицидальный барьер, тем менее вероятны суицидальные действия, и наоборот.

     Серьезность угрозы суицидальных действий можно оценивать по 4-балльной системе:

       0 баллов – отсутствие угрозы суицидальной попытки:

       в ходе беседы не выявлены суицидальные тенденции;

       военнослужащий не имеет индивидуально-личностных факторов риска, более того, обнаруживает активные и прочные антисуицидальные установки;

      уверенно предлагает варианты разрешения конфликта, планирует будущее;

1 балл – возможность суицидальной попытки:

       имеются суицидальные представления неглубокой степени, выступающие в пассивной форме;

       острые переживания трудноразрешимой конфликтной ситуации хотя и без оформленных суицидальных тенденций;

       пессимистическая оценка будущего;

(Иными словами, военнослужащий думает о попытке, но не представляет себе её способ).

       2 балла – опасность суицидальной попытки:

       имеются суицидальные тенденции, в структуре которых выражены суицидальные представления и переживания;

       выбран способ суицида;

       3 балла – суицидальная попытка совершена, при этом наблюдается сохранение суицидальных мыслей и намерений.

     Безусловно, эффективность превенции зависит прежде всего от полноты и своевременности выявления потенциальных суицидентов.

     Но совершенно очевидно, что профилактика суицидального поведения военнослужащих не может ограничиваться только этим. Она должна представлять собой многоуровневую систему, объединяющую меры социального, психологического, медицинского, правового и педагогического характера.

       Эти предпосылки к настоящему времени созданы далеко не в полной мере, отсюда и ограниченность реальных профилактических возможностей.

     Направлениями деятельности психолога части, связанными с суицидологической превенцией являются:

       - изучение социально-психологических процессов в воинских коллективах, психологических характеристик различных категорий военнослужащих в ходе боевой, и морально-психологической подготовки, несения боевого дежурства, караульной и внутренней службы;

       - активное содействие командованию в определении наиболее целесообразных путей воздействия на психику воинов, формирование морально-психологических качеств, отвечающих требованиям служебной деятельности;

       - выявление причин, условий и предпосылок, способствующих суицидальным происшествиям, своевременное информирование и выработка предложений командованию о необходимости проведения тех или иных организационных мероприятий по их устранению;

       - активное участие в создании в воинских коллективах атмосферы дружбы, товарищества, взаимопомощи, уважения личного достоинства каждого военнослужащего, недопущении случаев неуставных взаимоотношений, глумления и издевательства;

       - своевременная разработка рекомендаций по работе с военнослужащими срочной службы, имеющими признаки затруднений адаптации;

       - проведение психологических обследований с целью выявления военнослужащих с повышенным суицидальным риском. На основе полученной информации следует составлять и вести суицидологическую картотеку;

       - активное выявление и обследование военнослужащих с суицидоопасным состоянием и тенденциями, а также совершивших суицидальные попытки. В случаях экстренной необходимости обеспечивать их направление в госпиталь (кризисный стационар) или в ближайшее лечебное учреждение;

       - проведения психологического анализа каждого случая суицида, и участие в качестве специалиста-эксперта в расследовании дел, связанных с самоубийством военнослужащих;

       - участие совместно с врачом части в амбулаторном приеме военнослужащих;

       - проведение реабилитационных мероприятий с военнослужащими, совершившими суицидальную попытку, но признанных годными для дальнейшего прохождения службы;

       - проведение занятий с офицерами подразделений по мерам профилактики самоубийств и покушений на самоубийство, ознакомление их с принципами и методами оказания первой психологической помощи подчиненным, в разрешении кризисной ситуации, своевременном распознавании лиц с высокой вероятностью суицидального поступка;

       Организация и проведение систематической работы среди военнослужащих по пропаганде психогигиенических знаний и навыков.

     Таким образом, острота и актуальность проблемы суицидального поведения военнослужащих требует от военных психологов и всех должностных лиц понимания сущности этого явления, владения основными методами его диагностики и организации профилактической работы.

Из вышеизложенного материала становится очевидна актуальность рассмотренной проблемы в рамках военной службы.

    Таким образом, различные негативные процессы и явления, которые происходят сегодня в армейской жизни, привели к назреванию проблемы эффективной психогигиены и психопрофилактики в войсках.

     Высокий уровень психической заболеваемости среди военнослужащих кроется и в несовершенной законодательной базе. Военно-профессиональная пригодность должна предполагать не только формальное отсутствие психиатрического диагноза, но и четко определять уровень военно-профессиональной пригодности по уровням психического здоровья. Это намного снизило бы психические декомпенсации у многих молодых солдат, тем самым сократив чрезвычайные происшествия, травматизм и суицидальные действия.

      Поэтому на сегодняшний день немалую работу по организации психогигиены и психопрофилактике, чтобы организовать здоровую обстановку военной службы у молодого пополнения, берут на себя психологические службы в части.

     Часто от грамотной организации психопрофилактических работ зависит здоровая служебная обстановка, а зачастую здоровье и жизнь военнослужащих.

       В главе 1. мы поанализировали теоретический материал по вопросам психогигиены и психопрофилактики военнослужащих, где выяснили, что

идеальное психическое здоровье предполагает не только отсутствие психических заболеваний, но и полное отсутствие каких-либо предпосылок к нему. Между состоянием идеального психического здоровья и состоянием психической болезни существует целый ряд промежуточных состояний –уровней здоровья, характеризующихся различной степенью риска возникновения психической патологии. Всего выделяют пять групп психического здоровья.

Информация о работе Организация психогигиены и психопрофилактики военнослужащих срочной службы в войсках