Организация психогигиены и психопрофилактики военнослужащих срочной службы в войсках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:45, реферат

Описание

Целью данной работы является: Определение эффективных методов психогигиены и психопрофилактики военнослужащих срочной службы.
Цель исследования определила его задачи:
1.Определить понятия психогигиены и психопрофилактики в войсках.
2.Изучить задачи, структуру, виды психогигиены и психопрофилактики.
3. Ознакомиться с мерами психопрофилактики, применяемыми в Вооруженных Силах.
4. Провести подборку методик для выявления лиц с нервно-психической неустойчивостью.
5. Провести констатирующий эксперимент.
6. Осуществить анализ полученных результатов и сформулировать выводы.
7. Предложить рекомендации, направленные на психопрофилактику НПН военнослужащих.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Проблемы организации психогигиены и психопрофилактики в войсках среди военнослужащих срочной службы в трудах отечественных авторов……................................................................................................................7
1.1. Основные критерии психического здоровья военнослужащих…………7
1.2. Понятия психогигиены и психопрофилактики в войсках. Задачи, структура, виды и меры психогигиены и психопрофилактики……………….16
1.3. Организация психогигиенической и психопрофилактической работы в частях с военнослужащими срочной службы……………………………………25
Глава 2. Эмпирическое исследование методов психогигиены и психопрофилактики, влияющих на качество службы солдат – срочников…….57
2.1 Методы и методики исследования…………………………………………..57
2.2. Анализ результатов исследования. ………………………………………….59
Глава 3. Заключительая часть……………………………………………………70
Список литературы………………………………………………………............73

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа Мельниковой ларисы Александровны.doc

— 454.00 Кб (Скачать документ)

       Под психогигиеной понимается профилактическая охрана психического здоровья человека путем создания оптимальных условий для полного развития психических свойств личности и ее оптимального функционирования, путем улучшения условий труда и жизни, установление адекватных межличностных отношений, а также путем повышения сопротивляемости психики человека вредоносным воздействиям окружающей среды. Её цель – сохранение и укрепление психического здоровья и работоспособности человека.

      Психопрофилактика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предупреждение развития психических расстройств, путем предотвращения действия на организм болезнетворных, прежде всего психотравмирующих факторов, выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивостью, раннего распознавания психических расстройств, предупреждения формирования и хронизации психических заболеваний путем проведения лечебно-оздоровительных мероприятий нуждающимся в этом военнослужащим. [28;43;]

      Задачи психогигиены и психопрофилактики в войсках таковы:

         - изучение причин и условий возникновения психических расстройств среди личного состава, разработка конкретных рекомендаций по предупреждению развития у военнослужащих психических расстройств в процессе военной службы;

        - обследование пребывающего в войсковую часть пополнения с целью раннего выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости, психическими отклонениями и патологией;

       - Учет, наблюдение и амбулаторное лечение военнослужащих, имеющих Нерезко выраженные расстройства психики;

        - разработка рекомендаций командованию по использованию военнослужащих с учетом состояния их психического здоровья и характерологических особенностей;

       - подготовка рекомендаций по планомерному распределению физических и психических нагрузок, по повышению психической трудо- и боеспособности;

       - предупреждение чрезмерного психоэмоционального напряжения в процессе профессиональной деятельности;

       - проведение общегигиенических мероприятий, имеющих непосредственное психопрофилактическое значение (соблюдение условий военного труда и быта, режима отдыха, питания и т. д.);

       - психологическая коррекция и медико-психологическая реабилитация военнослужащих с посттравматическими стрессовыми расстройствами;

       - санитарное просвещение военнослужащих (офицеров, прапорщиков, сержантов) по вопросам психогигиены, психопрофилактики и некоторым разделам военной и медицинской психологии;

       - научная разработка актуальных проблем психогигиены и психопрофилактики. [35]

       Структуру психопрофилактики в армии состовляют:

       а) виды – первичная, вторичная. Третичная;

       б) меры – социально-экономические, медицинские;

       в) уровни – государственный, общественный, индивидуальный;

       г) силы – командование, медицинская служба, военные и медицинские психологи, психофизиологии, офицеры по работе с личным составом, службы тыла, прокуратура, общественные организации.

       Виды психопрофилактики.

Различают три вида психопрофилактики: первичную – предупреждение нервно-психических болезней; вторичную – система лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий по предотвращению рецидивов болезни; тртичную – предупреждение хронизации болезни и инвалидности пациента.

       Первичная психопрофилактика включает систему мероприятий, предусматривающих изучение вредных воздействий на организм человека, его психического состояния и возможностей предупреждения психических и психогенно обусловленных болезней. Указанные меры имеют целью повышения сопротивляемости психики к негативным факторам среды и предупреждение самого факта возникновения болезни. На данном уровне профилактики решающее значение в охране здоровья военнослужащих имеет совокупность социально-экономических условий, рациональная организация их служебной деятельности, быта, отдыха и т.д. При этом медицинская служба занимает не основные, а рекомендательные (консультативные) позиции.

       Особое значение имеет оценка и прогнозирование психического здоровья. Речь идет, во-первых, об определении вероятности развития психического расстройства и, во-вторых, об оценке качества психического функционирования и перспектив поведения военнослужащих в различных условиях их жизни и деятельности. Несомненно значимым для решения вопроса о первичной психопрофилактике, предупреждения самого факта заболевания, является знание военными врачами и военными психологами клинических проявлений пограничных состояний, что позволит им проводить обоснованные, целенаправленные, индивидуальные профилактические мероприятия.

       Вторичная психопрофилактика -  совокупность мер, направленных на предупреждение неблагоприятных последствий уже развившейся психической болезни или психосоматического заболевания. Имеется ввиду активное выявление военнослужащих с начальными проявлениями болезненных состояний, раннее начало лечения с использованием комплексной, как правило, патогенетической терапии, что способствует благоприятному течению болезни, более быстрому выздоровлению, препятствует хронизации болезненного процесса.

       Важное место во вторичной психопрофилактике отводится мероприятиям по предупреждению рецидивов и достижению наиболее полной ремиссии болезни. В случае затяжного течения заболевания предусматривается поддерживающая терапия, которая проводится в амбулаторных условиях.

       Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности больных и снижение неблагоприятных социальных последствий психических заболеваний.

       Таким образом, последние два вида психопрофилактики направлены на недопущение осложнений, хронического течения болезни, инвалидизации и изменения (снижения) служебного (социального) статуса военнослужащих. Успешное решение этих задач во многом зависит от эффективной работы военных и медицинских учреждений.

       Меры профилактики. Исследуя теоретические данные и методические пособия, находим, что:

Профессиональное долголетие военнослужащих тесно связано с социально-экономическими мерами и состоянием психического здоровья. Социально-экономические должны быть четко оформлены в организационно-правовом отношении и регламентироваться законами, уставами, соответствующими приказами.

        Медицинские меры, прежде всего, должны направляться на психогигиеническое воспитание личного состава, совершенствование санитарно-эпидемиологического надзора, раннее выявление военнослужащих с признаками донозологических психических нарушений, а также на разработку способов их эффективной коррекции.

       Мероприятия по психогигиене и психопрофилактике в войсках должны носить преемственный характер и проводиться в допризывной период, при призыве и в период прохождения военной службы. В допризывной период определенную психопрофилактическую роль выполняют мероприятия начальной военной подготовки юношей. Лицам, перенесшим черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, имеющим пограничную нервно-психическую патологию назначают лечебно-профилактические мероприятия. При призыве психоневрологические диспансеры представляют в военкоматы необходимые медицинские сведения на лиц, находящихся под наблюдением диспансера, лечившихся в психиатрических клиниках. Призывные комиссии военкоматов направляют в армию и на флот, как правило, здоровых лиц. Однако в отдельных случаях некоторые заболевания и болезненные состояния во время призыва остаются нераспознанными.

       Во-первых, врачи призывных комиссий нередко встречаются со стертыми, слабо выраженными болезненными болезненными состояниями, которые трудно выявить при однократном осмотре; во-вторых, встречаются призывники, которые по тем или иным причинам скрывают свою болезнь; в-третьих, не во всех случаях на призывников предоставляется медицинская и характеризующая документация.

       Большое значение в системе психопрофилактических мероприятий в войсках имеет выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью, их учет и организация медицинского наблюдения за ними. Своевременное выявление таких может быть осуществлено только при совместных усилиях командиров, воспитателей, военных психологов и врачей. [34]

       При этом квалифицированная оценка болезненных проявлений психики возможно в результате тщательного изучения личности военнослужащего в процессе его обучения и выполнения служебных обязанностей. В некоторых случаях для уточнения диагноза могут потребоваться дополнительные сведения из райвоенкомата, школы, места работы, от родителей и из лечебных учреждений.

       В первую очередь объектом внимания врачей, командиров и психологов становятся военнослужащие, перенесшие в прошлом черепно-мозговые травмы, склонные к употреблению алкоголя и наркотиков, высказывающие суицидальные мысли, инфантильные личности, отстающие в учебе, недисциплинированные, часто предъявляющие жалобы на здоровье. По отношению к таким военнослужащим проводятся необходимые исследования, консультации специалистов, направление на обследование и лечение в психиатрическое отделение военных госпиталей.

       Особенно болезненно переносят адаптацию к условиям военной службы молодые солдаты, имеющие недостаточную физическую подготовку. Эти военнослужащие тяжело переносят насмешки и пренебрежительное отношение сослуживцев, стремятся к уединению, фиксируются на своих недостатках. У них могут развиваться острые аффективные реакции с суицидальными тенденциями.

      Психически здоровые лица, эпизодически или периодически употребляющие алкоголь или наркотики, нуждаются в мерах воспитательного характера, тогда как обнаруживающие признаки сформировавшейся наркомании или алкоголизма, подлежат направлению на лечение в психиатрический стационар. (Сельченко К.В. Проблемы военной психологии)

       Немаловажное значение имеет также своевременное выявление лиц, страдающих соматогенными астениями. Речь идет об астенических состояниях, обусловленных Нерезко выраженными, но длительно протекающими соматическими заболеваниями (функциональное расстройство желудка, гастрит, холецистит, гайморит, тонзиллит, нейроциркуляторная астения и др.). Такие военнослужащие нуждаются в обследовании и лечении у соответствующих специалистов, что, в противном случае, может способствовать развитию психогенных реакций и астено-невротических состояний.

       Следует обращать внимание и на лиц, подвергающихся опасности воздействия профессиональных вредностей (СВЧ-поле, компоненты ракетного топлива, технические жидкости и др.). В данных случаях необходим постоянный контроль за соблюдением военнослужащими правил техники безопасности.

      Психопрофилактическая работа в адаптационном периоде имеет важное значение, т.к. в первые месяцы службы наряду с декомпенсацией ранее возникших заболеваний, могут возникать дезадаптационные расстройства, проявляющиеся астенической, невротической симптоматикой, эмоциональными и вегетативными нарушениями. Затруднению адаптации могут способствовать хронические соматические заболевания, а также нарушения распорядка дня, регламента труда и отдыха, рационального питания, уставных положений караульной службы, боевых дежурств, неравномерное распределение или резкое повышение физических нагрузок.

       На психическое состояние военнослужащих отрицательно влияют и неправильные взаимоотношения в подразделении между старослужащими и молодыми солдатами. Старослужащие в непозволительной форме иногда демонстрируют свое превосходство, заставляют выполнять за них какую-либо работу, морально или физически оскорбляют молодых солдат, что приводит к возникновению у последних болезненных реакций, совершению ими суицидных действий, чрезвычайных происшествий.

      Поскольку подавляющий контингент суицидентов (90%) среди военнослужащих, составляют практически здоровые лица, а причинами самоубийств у них являются неблагоприятные социальные факторы (неподготовленность и трудности военной службы, бытовые неурядицы, неуставные взаимоотношения, боязнь наказания и т.д.), то психологическое состояние подчиненных и морально-психологический климат в коллективе должны постоянно находиться в центре внимания командиров, воспитателей и психологов части.

       Трудная адаптация к военной службе ещё не означает плохого прохождения её в дальнейшем. При своевременном проведении психопрофилактических мероприятий удаётся купировать адаптационные реакции большинства военнослужащих.

       В период адаптации при некоторых видах военного труда и учебно-боевой деятельности может отмечаться психо-эмоциональное напряжение, которое вызывает тревожность, неуверенность, различные опасения, ожидания неудач, что в конечном счете, ведёт к снижению бое- и работоспособности. Профилактика такого рода состояний предполагает рационально построенную систему учебных тренировок, полноту информации о предполагаемом объеме и содержании заданий, воспитание уверенности в технике, своевременном получении необходимой медицинской помощи. В ряде случаев целесообразно предоставление отдыха, назначение витаминов, общеукрепляющих средств, реже – медикаментозной терапии.

       Таким образом, в условиях военной службы чрезвычайно важна профилактика психогенных заболеваний, обусловленных ситуационными трудностями. Причинами этих трудностей чаще всего являются следующие:

Информация о работе Организация психогигиены и психопрофилактики военнослужащих срочной службы в войсках