Организация психогигиены и психопрофилактики военнослужащих срочной службы в войсках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:45, реферат

Описание

Целью данной работы является: Определение эффективных методов психогигиены и психопрофилактики военнослужащих срочной службы.
Цель исследования определила его задачи:
1.Определить понятия психогигиены и психопрофилактики в войсках.
2.Изучить задачи, структуру, виды психогигиены и психопрофилактики.
3. Ознакомиться с мерами психопрофилактики, применяемыми в Вооруженных Силах.
4. Провести подборку методик для выявления лиц с нервно-психической неустойчивостью.
5. Провести констатирующий эксперимент.
6. Осуществить анализ полученных результатов и сформулировать выводы.
7. Предложить рекомендации, направленные на психопрофилактику НПН военнослужащих.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Проблемы организации психогигиены и психопрофилактики в войсках среди военнослужащих срочной службы в трудах отечественных авторов……................................................................................................................7
1.1. Основные критерии психического здоровья военнослужащих…………7
1.2. Понятия психогигиены и психопрофилактики в войсках. Задачи, структура, виды и меры психогигиены и психопрофилактики……………….16
1.3. Организация психогигиенической и психопрофилактической работы в частях с военнослужащими срочной службы……………………………………25
Глава 2. Эмпирическое исследование методов психогигиены и психопрофилактики, влияющих на качество службы солдат – срочников…….57
2.1 Методы и методики исследования…………………………………………..57
2.2. Анализ результатов исследования. ………………………………………….59
Глава 3. Заключительая часть……………………………………………………70
Список литературы………………………………………………………............73

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа Мельниковой ларисы Александровны.doc

— 454.00 Кб (Скачать документ)

     Надо отметить, что приведенные результаты не могут быть исчерпывающими, поскольку приведенные в исследовании методики не являются единственно правильными, а данное исследование является всего одним из возможных вариантов, затрагивающих данную тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Заключительная часть

      

       Из вышеизложенного материала становится очевидна актуальность рассмотренной проблемы в рамках военной службы.

              Для решения данной проблемы был произведен анализ теоретических данных по заданной теме. В ходе исследования нами была выдвинута цель исследования : определение эффективных методов психогигиены и психопрофилактики.

       Гипотеза исследования заключалачсь в том, что с помощью отобранных нами методик возможно эффективное выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью, что позволило бы обеспечить четкую организацию профессиональной деятельности военнослужащих срочной службы и повысить их уровень психического здоровья.

       В ходе проведенного теоретического исследования были раскрыты поставленные задачи.

       Мы выяснили, что различные негативные процессы и явления, которые происходят сегодня в армейской жизни, привели к назреванию проблемы эффективной психогигиены и психопрофилактики в войсках.

     Высокий уровень психической заболеваемости среди военнослужащих кроется и в несовершенной законодательной базе. Военно-профессиональная пригодность должна предполагать не только формальное отсутствие психиатрического диагноза, но и четко определять уровень военно-профессиональной пригодности по уровням психического здоровья. Это намного снизило бы психические декомпенсации у многих молодых солдат, тем сократив чрезвычайные происшествия, травматизм и суицидальные действия.   

       Идеальное психическое здоровье предполагает не только отсутствие психических заболеваний, но и полное отсутствие каких-либо предпосылок к нему. Между состоянием идеального психического здоровья и состоянием психической болезни существует целый ряд промежуточных состояний –уровней здоровья, характеризующихся различной степенью риска возникновения психической патологии. Всего выделяют пять групп психического здоровья.

       К ряду психических патологий, часто встречающихся у военнослужащих срочной службы относятся нервно-психическая неустойчивость, которая составляет до 30% контингента военнослужащих. Также встречаются различные психогении (неврозы), токсикомании и наркомании. Реже встречаются военнослужащие с признаками расстройств личности и поведения (психопатии) и олигофрении. Среди прочих психических расстройств иногда отмечаются шизофрения, маниакально-депрессивный синдром, эпилепсии.

      Мы также определили, что:

     Важно учитывать и социально-психологическую характеристику военнослужащих срочной службы, учитывать психологическую картину данной возрастной категории, чтобы уметь различать патологические состояния от психологических особенностей здорового человека.

       В результате проведенной практической части, были апробированы методики, направленные на эффективное выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью. Таким образом, предположение, что качество профессиональной деятельности военнослужащих находится в прямой зависимости от уровня их психического здоровья подтвердились.

     Выявлено, что мероприятия по психогигиене и психопрофилактике в войсках должны иметь преемственный характер иначинаться еще в допризывной период, при призыве и в период прохождения военной службы.

     Большое значение в системе психопрофилактических мероприятий в войсках имеет выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью, их учет и организация медицинского наблюдения за ними. Своевременное выявление таких может быть осуществлено только при совместных усилиях командиров, воспитателей, военных психологов и врачей.

     Психопрофилактическая работа в адаптационном периоде имеет также важное значение, т. к. в первые месяцы службы наряду с декомпенсацией ранее возникших заболеваний, могут возникать дезадаптационные расстройства, проявляющиеся астенической, невротической симптоматикой, эмоциональными и вегетативными нарушениями.

     На психическое состояние военнослужащих отрицательно влияют и неправильное взаимоотношение в подразделении между старослужащими и молодыми солдатами. Поэтому борьба с неуставными отношениями. Нарушениями дисциплины и так называемой «дедовщиной» в армии также являются основными проблемами, на которые направлена психогигиена и психопрофилактика в частях.

     Одной из главных решаемых психопрофилактических задач была и остается на сегодняшний день и борьба с суицидальным поведением. К сожалению на сегодняшний день, тенденция к их снижению не наблюдается.

     Для военного психолога – практика проблема профилактики суицидального поведения военнослужащих является одной из наиболее значимых сфер профессиональной деятельности.

     Актуальность и острота проблемы суицидального поведения военнослужащих требует от военных психологов  и всех должностных лиц понимания сущности этого явления, владения основными методами его диагностики и организации профилактической работы.

     Таким образом, организация и проведение систематической работы среди военнослужащих по пропаганде психогигиенических знаний и навыков является очень важной на сегодняшний день.

     Из анализа вышеизложенного, следует вывод, что только предельно грамотная и согласованная работа военного психолога, всех военных структур и привлечение мед. Работников могут дать положительные результаты  в проведении психогигиенических и психопрофилактических работах в частях среди военнослужащих срочной службы, позволит решать остро встающие выше перечисленные психопрофилактические задачи.

 

 

Список литературы:

 

1.Барабанщиков А.В., Феденко Н.Ф. История советской военной психологии.   М.: Военно-политическая академия, 1983.

2. Анисимов В.М., А.В. Боенко. Введение в профессию (Учебно-методическое пособие для войсковых психологов и социологов).М.,1998.

3. Барабанщиков. А.В. Военная педагогика и психология. М.: Военный университет. 1995.

4. Корчемный. П.А. Военная психология и педагогика (Учебное пособие). М.: «Совершенство», 1998.

5. Корчемный П.А. Военная психология: Методология, теория, практика (Учебное пособие). М.: Военный университет, 1998.

6.Военно-психологические взгляды русских военных деятелей 18-19 вв. М.: Военно-политическая академия 1998.

7. Бородин Н.И., В.М. Чепурнов. Военно-социологическое исследование (Методическое пособие по организации и проведению) 1990.

8.Волковицкий Г.А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования. М.: 1995.

9. Липской. И.А. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации (Учебно-методическое пособие). М.: Военный университет, 2000.

10.Давыдов В.П. Альбом схем и основных  положений военной педагогики. М.: 2000.

11.Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л., Урбанович А.А., шабуневич Б.Б. Военная психология и педагогика (Учебник). Минск, Военная академия, 2000.

12.Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Минск 1985.

13.Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. Минск-Москва: Харвест-АСТ, 2001.

14.Коупленд Н. Психология и солдат. М.: Воениздат, 1991.

15.Крысько В.Г. Психологическая война: Цели, задачи, методы, формы, опыт. Минск: «Харвест» 2000.

16.Лаптев Л.Г., Маркитан Р.В., Саркисян А.Е. Воинский труд: Наука, искусство, призвание. М.: ИТАР – ТАСС, 1998.

17.Макаров В.М. Консциентальные войны и актуальные проблемы морально-психологического обеспечения жизнедеятельности войск. Минск, 2000.

18.Макнаб К. Психологическая подготовка подразделений специального назначения. М.: Фаир-пресс, 2001.

19.Мальцев Л.С. Деятельность органов военного управления по поддержанию и укреплению воинской дисциплины. Минск 2002.

20.Мисюра В.Ф. Управление психологическими состояниями военнослужащих в условиях боевой деятельности. Учебно-методическое пособие. М.:ВАФ 1994.

21.Морозов А.М. Психологическая война. Львов: «Логос», 1996.

22.Овсянников В.Г. Методология и методика в прикладном военно-социологическом исследовании. Л.: ЛГУ, 1995.

23.Останкович А.Е. Психология в вооруженных силах США. М.: 1995.

24.Перевалов В.Ф. Подготовка офицеров к управленческой деятельности (Вопросы теории и методологии). М.: Военно-политическая академия. 1992.

25.Подоляк Я.В. Личность и коллектив: Психология военного управления. М.: Воениздат, 1993.

26.Прилепин В.П., Фомин Ю.А. Применение психодиагностических методик в практической деятельности военного психолога (Учебно-методическое пособие). Минск 1998.

27.Сельченок К.В. Проблемы военной психологии (Хрестоматия). Минск 2003.

28.Профилактика самоубийств(Методическое пособие для команиров, офицеров штабов и органов воспитательной работы) М.2005.

29.Психогигиена и психопрофилактика в Вооруженных Силах Российской Федерации(Методическое пособие) 2000.

30.Психологическая консультация, профилактика и коррекция в работе войскового психолога. М.: МО РФ. 2005.

31.Харитонов А.Н., П.А.Корчемный. Психологическая терапия в условиях воинской деятельности (Учебник). М.: Военный университет. 2005.

32.Михайловский В.Г., Л.Н.Уваров. Рабочая книга войскового психолога (Модель, алгоритм, технология эффективной профессиональной деятельности). 1995.

33.Серебрянников В.В., Дерюгин Ю.И. Социология армии. М.: 1996.

34.Съедин С.И., Абдурахманов Р.А. Психологические последствия воздействия боевой обстановки (Учебное пособие). М.: Военный университет. 1992.

35.Сыромятников И.В., Чайка В.Г. Психология девиантного поведения военнослужащих и его профилактика (Учебное пособие). М.: Военный университет. 2003.

36.Тарасов А.Е. Современная военная психология (Библиотека практической психологии). Минск «Харвест» 2005.

37.Тарасов А.Е. Проблемы военной психологии (Хрестоматия) 2004.

38.Урбанович А.А. Психология управления (Учебное пособие). Минск: «Харвест» 2001.

39.Урбанович А.А. Теория и практика управленческой деятельности. Минск: Военная академия. 1998.

40. Утлик Э.П. Психологические основы дисциплины (Учебное пособие). М.: Минобороны РФ 2006.

41. Чечеба В.Е. Социально-психологические аспекты отклоняющегося поведения и нервно-психической неустойчивости у военнослужащих. Методы анализа воинского коллектива и личности. Минск: Политуправление БВО.1995.

42. В.П. Шапарь. Рабочий словарь психолога-консультанта. Ростов-на-Дону «Феникс» 2005.

43. Шалимов П.М. Функциональные резервы организма в экстремальных условиях. М.: Воениздат. 1993.

44. Шведин Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками (Учебное пособие) М.: Военно-политическая академия.1992.

45. Методические пособия по организации и методике работы центров психологической помощи и реабилитации в воинских частях. (Управление социально-психологической работы и воинской дисциплины). 2005.

 

 

 

3

 



Информация о работе Организация психогигиены и психопрофилактики военнослужащих срочной службы в войсках