Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:45, реферат
Целью данной работы является: Определение эффективных методов психогигиены и психопрофилактики военнослужащих срочной службы.
Цель исследования определила его задачи:
1.Определить понятия психогигиены и психопрофилактики в войсках.
2.Изучить задачи, структуру, виды психогигиены и психопрофилактики.
3. Ознакомиться с мерами психопрофилактики, применяемыми в Вооруженных Силах.
4. Провести подборку методик для выявления лиц с нервно-психической неустойчивостью.
5. Провести констатирующий эксперимент.
6. Осуществить анализ полученных результатов и сформулировать выводы.
7. Предложить рекомендации, направленные на психопрофилактику НПН военнослужащих.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Проблемы организации психогигиены и психопрофилактики в войсках среди военнослужащих срочной службы в трудах отечественных авторов……................................................................................................................7
1.1. Основные критерии психического здоровья военнослужащих…………7
1.2. Понятия психогигиены и психопрофилактики в войсках. Задачи, структура, виды и меры психогигиены и психопрофилактики……………….16
1.3. Организация психогигиенической и психопрофилактической работы в частях с военнослужащими срочной службы……………………………………25
Глава 2. Эмпирическое исследование методов психогигиены и психопрофилактики, влияющих на качество службы солдат – срочников…….57
2.1 Методы и методики исследования…………………………………………..57
2.2. Анализ результатов исследования. ………………………………………….59
Глава 3. Заключительая часть……………………………………………………70
Список литературы………………………………………………………............73
- конфликты с сослуживцами и командирами (особенно с младшими);
- извращения дисциплинарной практики и другие недостатки учебно-воспитательной работы;
- дефекты здоровья, не препятствующие прохождению службы, но требующие индивидуального подхода и рационального трудоустройства;
- неблагополучие в личной жизни – болезнь родителей, их тяжелое материальное положение, конфликты в семье, разрыв с любимой девушкой и др.
Ситуационные трудности могут приводить к переходу психологических реакций в патологические. В каждом конкретном случае разрешить трудную ситуацию можно только при строго индивидуальном подходе к военнослужащему. При этом необходимо использовать все три психопрофилактических подхода: 1) личностный; 2) межличностный; 3) ситуационный.
1.3. Организация психогигиенической и психопрофилактической работы в частях военнослужащими срочной службы.
а) Организация работы в воинских частях по выявлению лиц с психическими расстройствами.
Выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью является составной частью работы командиров, их заместителей по воспитательной работе, военных психологов и врачей по изучению индивидуально-психологических особенностей личного состава, сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих.
Мероприятия по выявлению лиц с нервно-психической неустойчивостью проводятся на протяжении всего периода пребывания военнослужащих срочной службы в части. При этом, опыт показывает, что основная часть военнослужащих с НПН и психическими расстройствами (до 80%) выявляется в первые 1 – 3 месяца их службы после призыва, а остальные 20% - в процессе дальнейшего прохождения службы. Все выявленные военнослужащие должны находиться под динамическим врачебным наблюдением. Ориентировочно, в учтенной группе около 80 – 85% составляют лица с НПН, а 15 – 20% - лица с непсихотическими формами психических расстройств. [35]
На этапе мероприятий по подготовке к прибытию молодого пополнения начальником медицинской службы части составляется «План мероприятий по проведению углубленного обследования молодого пополнения», в котором предусматривается и проведение психопрофилактического обследования прибывших военнослужащих. Этот план должен быть утвержден командиром части.
Обеспечение возможности проведения перечисленных психопрофилактических мероприятий возлагается на Председателя Комиссии по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих (командира части).
Все офицеры и прапорщики (мичманы), направляемые на сборные пункты военкоматов за молодым пополнением, перед отъездом должны пройти инструктаж по методике выявления призывников с психическими расстройствами, признаками нервно-психической неустойчивости. Основное внимание по пути следования призывников уделяется наблюдению за их поведением.
Уже здесь достаточно отчетливо могут выступить общительность или замкнутость, живой веселый нрав или склонность к унынию, тревожная озабоченность или нарочитая бравада, подчеркнутая деликатность или быстро утрачиваемое чувство дистанции, сдержанность в проявлении чувств или эмоциональная неуравновешенность. Можно увидеть, кто в подразделении становится неформальным лидером, кто занимает положение изгоя, кто стремится доминировать над остальными, кто стал объектом эмоционального отвержения, кто постоянно уединяется.
Проведение инструктивно-методического занятия с командирами подразделений по методике изучения индивидуально-психологических особенностей личного состава, организации психологического тестирования осуществляют заместитель командира полка (бригады) по воспитательной работе и военный психолог. Наряду с ними к проведению занятий могут привлекаться врач части, личный состав группы психического здоровья соединения, а при необходимости – другие офицеры части.
На этом занятии разъясняется необходимость проведения тестирования, доводится график его проведения по подразделениям, указывается на персональную ответственность командиров подразделений за своевременность прибытия личного состава и поддержание порядка во время обследования. Кроме того, объясняются правила заполнения командирами подразделений «Анкет динамического наблюдения» и отмечается необходимость их своевременного представления в медицинскую службу части. Ответственным за тиражирование бланков опросников, необходимых для проведения психологического тестирования, и «Анкет динамического наблюдения» назначается психолог полка (бригады). [43]
Таким образом, основными мероприятиями после прибытия молодого пополнения в часть, являются контроль за соблюдением уставных норм жизнедеятельности военнослужащих и выявление лиц с признаками нервно-психической неустойчивости.
Выделяют три группы военнослужащих с признаками НПН: [35]
лица, у которых при врачебном осмотре выявлены признаки НПН;
лица с неблагоприятными анамнестическими факторами (длительный энурез, перенесенные черепно-мозговые травмы, не приведшие к формированию психоневрологических расстройств; эпизодическое употребление психоактивных веществ и т. п.);
Военнослужащие, плохо справляющиеся со своими служебными обязанностями и отнесенные по данным психологического тестирования к III, IV и V группам здоровья.
Для выявления военнослужащих, плохо справляющихся со своими служебными обязанностями (военнослужащие с низким качеством военно-профессиональной адаптации), используется «Анкета динамического наблюдения».
Эта анкета заполняется командирами подразделений и предоставляется в медицинскую службу не позднее, чем через 2 недели после прибытия молодого пополнения в часть. В ней предусмотрена оценка качества военно-профессиональной адаптации по следующим основным сферам жизнедеятельности военнослужащих: дисциплина, учеба (боевая и физическая подготовка), взаимоотношения с командованием, взаимоотношения с сослуживцами, психологическая устойчивость, профессиональная пригодность.
По каждому из перечисленных параметров в соответствии с указанными критериями военнослужащим выставляется оценка по 5-ти балльной системе. Общая оценка прохождения службы рассчитывается, как средняя арифметическая величина выставленных оценок, и заносится командиром подразделения в соответствующую графу анкеты.
Командиры подразделений, их заместители по воспитательной работе, военные психологи отвечают за:
- выделение помещения (учебного класса) для проведения тестирования;
- своевременное прибытие личного состава (одновременно возможно тестирование не более 20-25 человек);
- соблюдение дисциплины во время проведения тестирования;
- наличие необходимых для тестирования принадлежностей (бланки, карандаши).
- обработку и анализ данного тестирования.
Бланки теста «Нервно-психическая адаптация» («НПА») заполняются обследуемыми в течение 10-15 минут и вдальнейшем обрабатываются психологом или другим специально проинструктирванным лицом. Обработка данного бланка занимает, при наличии навыков, не более одной минуты.
Распределение военнослужащих по группам психического здоровья осуществляется следующим образом:
I группа: сумма баллов менее 10;
II группа: сумма баллов менее 15, но более 9;
III группа: сумма баллов менее 20, но более 14;
IV группа: сумма баллов менее 24, но более 19;
V группа: сумма баллов более 23.
В группу лиц с явлениями нервно-психической неустойчивости включаются военнослужащие, отнесенные по данным применения теста «НПА» к III, IV, или V группам психического здоровья, при условии(!), что по данным «Анкеты динамического наблюдения» у них был выявлен низкий уровень военно-профессиональной адаптации (общая оценка прохождения службы составила менее 2.8 баллов).
Кроме того, лица, отнесённые к V группе здоровья, подлежат осмотру психиатром. При направлении на консультацию должны быть представлены, наряду с медицинской и служебной характеристикой, также бланки «Анкеты динамического наблюдения» и теста «Нервно-психическая адаптация».
По окончанию проведения медицинского обследования заполненные бланки «Анкеты динамического наблюдения» и теста «Нервно-психическая адаптация» сдаются на хранение в Комиссию по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих (Психопрофилактическую комиссию). Они должны храниться на протяжении всего периода службы военнослужащего, а при его переводе в другую часть должны быть отправлены вместе с другой сопровождающей документацией.
При проведении углубленного обследования молодого пополнения могут быть выявлены военнослужащие с повышенным риском развития НПН (приводы до военной службы в милицию, отсутствие неполного среднего образования, антисоциальный образ жизни до призыва и т. д.) у которых, однако, при проведении психологического тестирования и врачебного осмотра признаков НПН не выявлено.
Список таких военнослужащих, которые нуждаются в проведении индивидуальных мероприятий педагогического и воспитательного (а не медицинского) характера представляется командиру части, его заместителю по воспитательной работе и психологу.
Проанализировав теоретический материал по данной теме, можно сделать вывод, что мероприятия по выявлению лиц с нервно-психической неустойчивостью проводятся на протяжении всего периода пребывания военнослужащих в части. Ориентировочно, в учтенной группе около 80-85% составляют лицас НПН, а 15-20% - лица с другими формами психических расстройств.
При выявлении лиц с НПН военнослужащих распределяют по группам психического здоровья. Всего выделяют пять групп психического здоровья.
б) Социально-психологическая профилактика неуставных взаимоотношений.
Прфилактика неуставных взаимоотношений является предметом постоянного внимания командиров всех уровней. В то же время она требует учета психологических аспектов как самого негативного явления, так и методов его нейтрализации.
Социально-психологическая сущность неустанных взаимоотношений:
В литературе можно встретить различные термины, обозначающие данное нарушение взаимоотношений военнослужащих: бесчинства, издевательства, казарменное хулиганство и другие.
В психологии негативные взаимоотношения военнослужащих получили наименование «неуставные взаимоотношения». Этот термин уловлетворил командный состав и правоохранительные органы, он официально вошел в обиход в ВС.
Наряду с официальной терминологией, существует своеобразный жаргон повседневного общения военнослужащих срочной службы.
Ключевым жаргонным словом является «дед» (т. е. военнослужащий последнего периода службы), от которого произошел широкий известный термин «дедовщина». Постепенно именно это наименование негативных отношений перекочевало на станицы периодических изданий и стало употрбляться повсеместно.
Исследования реального положения дел в частях и на кораблях показывают, что неуставные взаимоотношения возникают в результате взаимодействия социально-исторических, социально-психологических и индивидуально-личностных факторов. [14]
Социально-исторические факторы таковы: сложная социально-политическая и экономическая обстановка в обществе; нравственно-неблагополучная атмосфера в семьях; недостатки и ошибки в учебно-воспитательной деятельности учебных заведений; разрыв между уровнем образования и уровнем воспитания; общее падение нравов; алкоголизм и наркомания среди части молодежи; несовершенство системы обеспечения социальной справедливости. [2].
Выходя из вышеизложенного, приходим к мнению, что:
Все эти факторы создают предпосылки для возникновения напряженности в отношениях между различными категориями военнослужащих. В сочетании с противоречиями в области воинской деятельности, в сфере управления воинскими подразделениями, в процессе комплектования частей и подразделений, наконец, в воспитательной работе, они внесли существенную деформацию в систему боевой и повседневной жизни войск.
Деформации коснулись в первую очередь наиболее слабого звена внутриколлективных процессов – взаимоотношений военнослужащих срочной службы. В содержании и направленности этих взаимоотношений набрали силу процессы групповой и личной неудовлетворенности, искажающие нравственное поведение. Поэтому неуставные взаимоотношения можно считать побочным продуктом обострения социальных противоречий в обществе и негативных факторов жизнедеятельности воинских коллективов.
Вместе с тем, социальные, политические и экономические факторы и противоречия сами по себе не могут вызвать ту или иную форму поведения и отношений личности. Эти противоречия, со всеми своими обострениями, проявляются через конкретную деятельность и сознание людей, т. е. через индивидуально-личностную сферу поведения.