Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:45, реферат
Целью данной работы является: Определение эффективных методов психогигиены и психопрофилактики военнослужащих срочной службы.
Цель исследования определила его задачи:
1.Определить понятия психогигиены и психопрофилактики в войсках.
2.Изучить задачи, структуру, виды психогигиены и психопрофилактики.
3. Ознакомиться с мерами психопрофилактики, применяемыми в Вооруженных Силах.
4. Провести подборку методик для выявления лиц с нервно-психической неустойчивостью.
5. Провести констатирующий эксперимент.
6. Осуществить анализ полученных результатов и сформулировать выводы.
7. Предложить рекомендации, направленные на психопрофилактику НПН военнослужащих.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Проблемы организации психогигиены и психопрофилактики в войсках среди военнослужащих срочной службы в трудах отечественных авторов……................................................................................................................7
1.1. Основные критерии психического здоровья военнослужащих…………7
1.2. Понятия психогигиены и психопрофилактики в войсках. Задачи, структура, виды и меры психогигиены и психопрофилактики……………….16
1.3. Организация психогигиенической и психопрофилактической работы в частях с военнослужащими срочной службы……………………………………25
Глава 2. Эмпирическое исследование методов психогигиены и психопрофилактики, влияющих на качество службы солдат – срочников…….57
2.1 Методы и методики исследования…………………………………………..57
2.2. Анализ результатов исследования. ………………………………………….59
Глава 3. Заключительая часть……………………………………………………70
Список литературы………………………………………………………............73
Индивидуально-личностные факторы обусловливают позицию воина по отношению к конкретному товарищу по службе или к группе сослуживцев. В ситуации неуставных взаимоотношений позиция воина реализуется в психологической готовности строить свои взаимоотношения и поведение с другими воинами определенным образом. [14]
Типология такой готовности следующая:
- «Активные приспособленцы», т. е. настроенные на приспособление к диктату старших военнослужащих. Эти воины сознательно идут на удовлетворение различных нужд и запросов старших по службе военнослужащих (например, покупают им продукты питания, по собственной инициативе стирают белье и т. п.), а также информируют их о поведении молодых воинов;
- «Пассивные приспособленцы» т. е. эгоистически ориентированные военнослужащие, которые равнодушно относятся к вопросам укрепления воинской дисциплины, сторонятся общественной работы, избегают конфликтов, молчаливо сносят оскорбления в свой адрес, не проявляют активности в учебной и повседневной деятельности;
- Воины конфликтного типа, у которых с первых месяцев службы складываются неблагоприятные отношения с товарищами, прежде всего с сослуживцами более ранних призывов. Среди них могут быть военнослужащие как положительной направленности (позиция отличается активностью и осознанной целенапрвленностью в пртиводействии неуставным взаимоотношениям), так и отрицательной направленности (поведение характеризуется крайним индивидуализмом, стремлением решить все проблемы самостоятельно, часто на основе противоправного, асоциального опыта допризывной жизни);
- Воины, на поведение которых оказывает существенное влияние болезненная, навязчивая тоска по дому. Это, как правило, ранимые, психологически неуравновешенные натуры, обычно замыкающиеся в себе и крайне эмоциональны.
Вследствие устойчивой фиксации той или иной типологии поведения, в ситуациях неуставных взаимоотношений происходит сознательное неформальное разделение старослужащих молодого пополнения на «приближенных» и «отверженных». Соответственно, во взаимоотношениях действует принцип «разделяй и властвуй»: умышленное ограничение коммуникаций молодого пополнения в личное и служебное время; сокращение поступления значимой для них социальной и культурной информации, насаждение в процессе общения идеологии «дедовщины».
Воины, заканчивающие службу, обычно выполняют при этом «контрольные функции» по поддержанию негативных традиций. Активными генераторами различных способов принуждения и подавления молодых воинов выступают те из старослужащих, кто ранее в наибольшей мере испытывал негативное воздействие неуставных взаимоотношений.
Социально-психологические факторы, обуславливающие становление и развитие неуставных взаимоотношений следующие:
- устойчивая внутригрупповая дифференциация ролей и позиций в сочетании с негативным лидерством, жесткой иеархией микросоциальных объединений, их прав и обязанностей;
- наличие гибких форм принуждения и санкций к тем военнослужащим, которые уклоняются от выполнения предписаний «дедовщины»; существование неофициального контроля и мер воздействия на молодых воинов; [26]
- передача искаженных привычек, традиций, ритуалов от одного призыва к другому, от старших к младшим, сопровождающаяся сокрытием и маскировкой неуставных взаимоотношений в условиях круговой поруки.
- Практикам важно иметь представление о социально-психологических показателях неуставных взаимоотношений в воинском коллективе. К ним относятся:
- существование и постоянное воспроизводство микросоциальных объединений отрицательной направленности по региональному или национальному принципу;
- наличие негласных норм и правил, регламентирующих поведение военнослужащих различных периодов службы в повседневной жизни;
- насаждение искаженных традиций и ритуалов военнослужащими старших сроков службы;
- перерастание неуставных отношений в полукриминальные действия и в правонарушения;
- слабая общественная активность военнослужащих;
- стремление маскировать неуставные взаимоотношения путем акцентирования внимания командования на недостатках и упущениях молодого пополнения, либо путем выпячивания организационных и технологических недостатков в служебной деятельности;
- наличие привилегий у отдельных военнослужащих;
- выявление среди военнослужащих негативных лидеров, «контролеров», и «исполнителей», генерирующих неуставные взаимоотношения.
Из вышеизложенного напрашивается вывод:
Действие указанных социально-психологических факторов, сочетающихся с индивидуально-личностными факторами, приводит к тому, что взаимоотношения военнослужащих в подразделении не просто нарушают определенные нравственные и правовые нормы поведения, а создают специфическую подсистему отношений.
Эта подсистема действует таким образом, что определяет субъективную значимость отдельных видов воинской деятельности в противоречии с требованиями воинских уставов и официальных традиций. Она снижает степень опосредования межличностных отношений содержанием совместной общественно ценной деятельности. Тем самым резко ослабляется процесс становления взаимоотношений между воинами на нравственной основе.
В конечном счете, происходит дестабилизация всей системы отношений ответственной зависимости и взаимной требовательности военнослужащих в данном коллективе.
Иначе говоря, социально-психологическая суть неуставных отношений заключается в становлении, развитии и закреплении тех негативных деловых, нравственных и эмоциональных отношений воинов различных призывов, которые обеспечивают им возможность самореализации и самовыражения, психологически компенсируют состояние неудовлетворенности их групповым и личным положением.
Так, принадлежность военнослужащего к тому или иному периоду службы коррелирует с изменением общего стиля поведения и отношений, а также ценностными ориентациями на оставшийся период службы в соответствии с их новым статусом и ролью в подразделении. «Пограничной» зоной изменений значимых ценностных ориентаций является середина службы.
Замечено также, что по мере стабилизации функционально-ролевых ценностей, обогащение опытом службы и ростом профессионального мастерства, эмоциональный характер отношений внутри призыва все более дополняется содержательной оценкой деловых возможностей друг друга. С приближением времени увольнения в запас наблюдается обратный процесс. В результате взаимоотношения ряда воинов одного срока призыва по своему содержательному и динамическому развитию приобретают замкнутый, обособленный характер, что способствует образованию микросоциальных объединений (микрогрупп) негативной направленности.
Замкнутый, обособленный характер внутрипризывных эмоционально-личностных отношений негативной направленности детерминирует стереотипность в восприятии воинами друг друга, проявляющуюся в жестких ролевых предписаниях и в жаргоне «дедовщины». При этом образуется устойчивая система традиционной оценки военнослужащими друг друга, которая обретает самостоятельную функцию, определяя характер межличностных отношений в целом.
Таким образом, действие дестабилизирующих факторов в ситуации неуставных взаимоотношений характеризуется:
- постоянным воспроизводством социальной установки на временный характер взаимодействия рядового состава и, как следствие, усиление психологических барьеров между воинами различного срока службы;
- неопределенностью психологической ситуации по установлению, укреплению и использованию эмоционально-личностных связей (товарищества, дружбы и т. п.) в начальный период службы;
- проявлением конформных реакций на негативное поведение отдельных членов коллектива, приспособленчество среди молодых воинов, что объективно влечет за собой появление групповых привилегий и выделение ролей лидера, контролера и исполнителей.
Поэтому профилактика неуставных взаимоотношений в подразделениях должна строиться на основе:
1) учета субъективной значимости общественно ценной совместной воинской деятельности для большинства членов данного коллектива воинов;
2) учета степени устойчивости подсистемы неуставных взаимоотношений;
3) знание индивидуально-личностных особенностей поведения подчиненных;
4) в сочетании с регуляцией эмоционально-личностных отношений непосредственно в контактных группах.
Профилактика неуставных взаимоотношений в самом общем виде представляет собой комплекс научно обоснованных и практически апробированных целенаправленных социальных, организационно-правовых, нравственно-воспитательных и собственно психологических мероприятий, направленных на оптимизацию и регулирование межличностных отношений воинов.
Успешность проводимых мероприятий и становление нравственных взаимоотношений военнослужащих во многом определяется психологической восприимчивостью рядового состава к регулятивным воздействиям со стороны командного состава.
В свою очередь, психологическая восприимчивость военнослужащих к регулятивным воздействиям командования зависит, прежде всего, от уровня развития подразделения как коллектива, от характера организации совместной деятельности воинов, от их нравственной зрелости, от эффективности управленческих решений.
Обобщение опыта работы в войсках позволяет говорить об организации противодействия неуставным взаимоотношениям, с одной стороны, за счет психологического обеспечения субъективной значимости для каждого воина совместной воинской деятельности непосредственно в контактных группах, а с другой – путем нейтрализации действия дестабилизирующих факторов развития межличностных отношений на основе группового самодисциплинирования и самоуправления.
То и другое отражено в целевой программе деятельностно-группового регулирования и противодействия неуставным взаимоотношениям. Она разделена на два этапа: организационной и практической работы.
Этап организационной работы включает:
- диагностику личностных особенностей воинов;
- исследование внутригрупповых и межгрупповых отношений;
- разработку организационно-методических документов;
- разработку текущей документации в форме социально-психологических карт личности и дневников групповых мероприятий.
На этапе практической работой проводятся:
- лекции, семинары, социально-психологические тренинги с офицерами, прапорщиками и сержантами по обучению их психологическим приемам и методам работы с подчиненными;
- ознакомление офицеров и прапорщиков с методами и возможностями социально-психологического изучения солдат срочной службы в целях выработки оптимальных путей регулирования взаимоотношений между ними;
- формирование и организация работы групп боевого наставничества для молодых воинов;
- создание тренинговых групп социально-психологической поддержки воинов;
- индивидуальное психологическое консультирование;
- систематическое изучение и обобщение информации о динамике изменений неуставных взаимоотношений в подразделениях.
Из анализа полученных данных, можно сделать вывод, что
Социально-психологическая профилактика неуставных отношений требует от военного психолога глубоких профессиональных знаний, немалого житейского, служебного и профессионального опыта, умения правильно строить отношения с вышестоящим командованием, с командным составом среднего звена и техническими специалистами, с личным составом срочной службы.
г) Психологические особенности суицидального поведения военнослужащих и его профилактика.
По данным различных источников,
самоубийство находится в ряду основных причин смертности военнослужащих срочной службы в мирное время. На протяжении последних 30 лет «небоевые потери» по этой причине составляют 20-30% от общего числа потерь. Тенденция к их снижению отсутствует.
Серьезной проблемой являются и покушения на самоубийство, число которых значительно превышает количество случаев завершенных самоубийств. Они влекут за собой необратимые нарушения здоровья военнослужащих, неспособность выполнять служебные обязанности и в более чем 50% случаев приводят к увольнению из ВС. [12]
Необходимость борьбы с суицидальными происшествиями вытекает прежде всего из абсолютной ценности человеческой жизни, трагической бессмысленности гибели молодых людей. Вместе с тем самоубийства и покушения на самоубийство деморализующее влияют на личный состав, снижают уровень боевой готовности подразделений.
Длительное замалчивание проблемы породило в среде офицеров различные мифы и предубеждения. Существует упрощенное отношение к фактам самоубийств, стремление объяснить их исключительно влиянием психических расстройств. Между тем, изучение обстоятельств суицидальных происшествий в ряде округов показало, что более 80% воинов из числа лишивших себя жизни – это практически здоровые лица, попавшие в острые психотравмирующие ситуации. [9]