Особенности детско-родительских отношений в зависимости от характера психологического климата в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:43, дипломная работа

Описание

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Это свидетельствует о том, что данная тема весьма актуальна.
Цель работы: Изучение особенностей детско-родительских отношений детей дошкольного возраста.

Работа состоит из  1 файл

особенности детско-родительских отношений в зависимости от характера психологического климата в семье..docx

— 107.70 Кб (Скачать документ)

 

Введение

        Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность.

     Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

      Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование личности ребенка. Влияние семьи на растущего ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. Именно семья определенным образом влияет на процесс и результаты формирования личности. Только в семье вырабатываются многие качества личности, которые нигде, кроме родительского дома, не могут быть воспитаны. Из сказанного вытекает, что отец и мать должны правильно, на научно-педагогической основе организовать воспитание детей в своем доме.

     Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Это свидетельствует о том, что данная тема весьма актуальна.

      Цель работы: Изучение особенностей детско-родительских отношений   детей дошкольного  возраста.

      Объект исследования: детско-родительские отношения

      Предмет: особенности детско-родительских отношений  детей дошкольного возраста (на примере  старшей группы дошкольного образовательного учреждения).

Гипотеза: предполагается, что существуют особенности детско-родительских отношений в зависимости от характера психологического климата в семье.

 Для достижения цели  дипломной работы поставлены  следующие задачи: 

1.рассмотреть теоретические   аспекты изучения психологического  климата в семье  и процесса  социализации детей в дошкольном  образовательном учреждении.

2.провести исследовательскую работу по изучению психологического климата в семье ребенка-дошкольника          

3.разработать рекомендации для педагогов ДОУ при взаимодействии с родителями в процессе воспитания и развития ребенка-дошкольника

В работе использованы следующие  методы исследования:

1.анализ справочной  психолого-педагогической  литературы

2. рисуночная  методика  «Кинетический  рисунок  семьи»  Р.Бернса  и           С. Кауфмана

3.методика диагностики  родительского отношения А.Я.Варга  и В.В. Столина

Исследования проводились  на базе МБДОУ детский сад №44 города Белово.

    Для проверки  выдвинутой гипотезы  были выбраны  десять семей, дети которых  посещают   старшую  группу  данного детского сада.

      Теоретические основы по теме исследования выдвинуты в трудах ведущих отечественных психологов: В.С. Мухиной, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. А также в исследованиях ряда работ авторов, которые изучали семью и семейные отношения: Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев и другие.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты изучения особенностей детско-родительских отношений в семье ребенка дошкольника.

1.1. Подходы к  изучению  психологического климата семьи в зарубежной и отечественной психологии

        Одним из  пионеров исследования особенностей детско-родительских отношений в семье по праву можно считать австрийского психолога Альфреда Адлера. Основными понятиями А. Адлера в области детско-родительских отношений являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними связаны два центральных принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка. А. Адлер подчеркивает равенство между родителями и детьми, как в области прав, так и в области ответственности. Основным принципом семейного воспитания, по А. Адлеру, является взаимоуважение членов семьи. Самосознание ребенка он ставит в прямую зависимость от того, насколько его любят и уважают в семье. Таким образом, А. Адлер подчеркивает необходимость научить родителей уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность детей с самого раннего возраста.

      Несомненный интерес  представляет подход К. Хорни, который считает, что отклонение в психическом развитии является следствием неблагополучного психологического климата в семье, нарушенных отношений к другим и к себе, а также следствием противоречивых потребностей, установок, которые стоят на пути роста индивида, мешают его самореализации.

     Проблема влияния  психологического климата в семье  на психическое благополучие  личности рассматривается также  в рамках гуманистической психологии. В западной психологии данное  направление существует в русле  концепции А. Маслоу, Г. Оллпорта, К. Роджерса и других.

      Специфика детско-родительских  отношений в зарубежной психологии  традиционно исследуется в рамках  психоаналитического (З. Фрейд, Э. Эриксон, Э. Фромм, Д. Винникот, Э. Берн и др.), бихевиористского (Дж. Уотсон, Б. Скиннер, Р. Сирс, А. Бандура и др.) и гуманистического (Т. Гордон, К. Роджерс, Дж. Байярд, В. Сатир и др.) направлений.

         Психоанализ,  стал определяющим направлением  развития основных концепций  детского развития, в которых  ключевая роль отводится проблеме  отношений между детьми и родителями. Наибольшую популярность завоевала  теория привязанности. Центральным  понятием в теории привязанности  является «внутренняя рабочая  модель», которая представляет  собой неразрывное и взаимообусловленное  единство себя и другого. Ребенок  познает себя через отношение  к нему матери, а мать воспринимает  как источник отношения к себе. Эта сложная взаимосвязь в  первоначальном варианте, понималась  как отношение к себе и к  близкому взрослому, которое дает  чувство защищенности и безопасности.

        Важность данной  проблемы подтверждается исследованиями  таких ученых как Э. Эриксон, А. Фрейд, М. Клейн, Д. Винникотт, Э. Бронфенбреннер, Дж. Боулби, М. Эйнсворт, П. Криттенден, которые выявили, что основа социальной адаптации формируется с появлением у ребенка в первый год жизни чувства привязанности к близким взрослым. При этом выделенные авторами типы привязанности ребенка к родителям (взрослым) рассматриваются в качестве условий его социальной адаптации. Они рассматривают семью как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении. Семья, по мнению ученых, может представлять собой как фактор, влияющий на успешность социальной адаптации ребенка-дошкольника, так и одну из причин социальной дезадаптации личности. При этом  благоприятная атмосфера в семье выделяется в качестве основного условия социальной адаптации ребенка-дошкольника.

       Проблемами социально-  психологического климата занимались  Андреева Г.М., Добрынина О.А., Ольшанский  В.Б., Кузьмин Е.С. и другие. Анализ  работ названных авторов позволяет  сказать, что история изучения  социально-психологического климата традиционно связана с социально-психологическими исследованиями в коллективах. Это обстоятельство наложило своеобразный отпечаток на понимание этого феномена в психологии. Значительно расширил содержание понятия социально-психологический климат Кузьмин Е.С.. По его мнению, «понятие психологического климата емкое, оно отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения»[36].

В настоящее время в социальной психологии признано, что категория  «отношения» является исходной в  определении понятия социально-психологического климата.

     Понятие «социально-психологический  климат семьи» постепенно получило  распространение в научной литературе. Было отмечено, что все социально-психологические  явления в семье характеризуются  уровнем удовлетворенности супружескими  отношениями. В этих явлениях  отражаются условия семейной  жизни, обычаи, традиции, привычки, что  и создает определенный психологический  климат. Ощепкова А.П. выделяет  некоторые составляющие социально-психологического  климата семьи - это социально-психологическая  совместимость супругов и эмоциональный контакт[38]. Добрынина О.А. определяет социально- психологический климат семьи, как степень удовлетворенности супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения[25].

      Социально-психологический  климат семьи может быть представлен  как система, включающая в себя  пять компонентов: материальный, психофизиологический, психологический  (родительская и бытовая сфера)  и качество оценки брака. Взаимосвязь  этих компонентов выступает в  качестве показателя характера  социально-психологического климата  семьи- благоприятного или неблагоприятного [25].

         Решающую  роль отношений с близким взрослым  для развития ребёнка подчёркивают  и ведущие отечественные теоретические  подходы, но сами эти отношения  не являются предметом исследования, ни в деятельностном, ни в культурно-историческом подходе (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.). Наряду с этим, клиническими психологами (А.Я. Варга, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и др.) накоплен огромный опыт работы в сфере детско-родительских отношений. В детском возрасте эта взаимосвязь как никогда прочна и актуальна.

Спиваковская А.С. выделила четыре обобщённые установки детей по отношению к родителям и к себе [40, С. 68]:

«Я нужен и любим, и  я люблю Вас тоже» – эта установка выгодно выделяет детей с высокой самооценкой и доверием к окружающим людям.

«Я нужен и любим, а  Вы существуете ради меня» – ребёнок рано начинает понимать, как значим он для взрослых.

«Я нелюбим, но от всей души желаю приблизиться к Вам» – таким детям не хватает понимания и эмоционального тепла.

«Я не нужен и нелюбим, оставьте меня в покое» – ребёнок теряет чувство собственной значимости, стремиться отгородиться от общения.

          Еще  одной важной составляющей социально-  психологических особенностей семьи,  влияющей на эмоциональный климат  является стиль семейного воспитания. Данная категория близка категории  «тип семейного воспитания». Классификация  и типологизация стилей семейного  воспитания - это особое направление  научных исследований в российской  и зарубежной науке. Изучением  стилей семейного воспитания  занимались Варга А.Я., Захаров  А.И., Личко А.Е., Эйдемиллер Э.Г. и др.[13,32,13,26]. Было показано, что стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов, что на выбор родителями стиля семейного воспитания оказывают влияние в первую очередь социально-психологический климат и традиции, в которых воспитывались сами родители.

       В научной литературе  отмечены следующие факторы благоприятного  эмоционального климата семьи:  сплоченность, возможность всестороннего  развития личности каждого ее  члена, доброжелательность, чувство  защищенности и эмоциональной удовлетворенности, ответственность. В семье с благоприятным эмоциональным климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышении оценки собственной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата являются супружеские отношения.

          Когда  члены семьи испытывают тревожность,  эмоциональный дискомфорт, отчуждение, это говорит о неблагоприятном  эмоциональном климате в семье.  Все это препятствует выполнению  семьей одной из главных функций-  психотерапевтической, снятия стресса  и усталости, а также ведет  к депрессиям, ссорам, психической  напряженности, дефициту в положительных  эмоциях. Если члены семьи не  стремятся изменить такое положение  к лучшему, то само существование  семьи становится проблематичным.

Информация о работе Особенности детско-родительских отношений в зависимости от характера психологического климата в семье