Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:43, дипломная работа
Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Это свидетельствует о том, что данная тема весьма актуальна.
Цель работы: Изучение особенностей детско-родительских отношений детей дошкольного возраста.
Введение
Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность.
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.
Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование личности ребенка. Влияние семьи на растущего ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. Именно семья определенным образом влияет на процесс и результаты формирования личности. Только в семье вырабатываются многие качества личности, которые нигде, кроме родительского дома, не могут быть воспитаны. Из сказанного вытекает, что отец и мать должны правильно, на научно-педагогической основе организовать воспитание детей в своем доме.
Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Это свидетельствует о том, что данная тема весьма актуальна.
Цель работы: Изучение особенностей детско-родительских отношений детей дошкольного возраста.
Объект исследования: детско-родительские отношения
Предмет: особенности детско-родительских отношений детей дошкольного возраста (на примере старшей группы дошкольного образовательного учреждения).
Гипотеза: предполагается, что существуют особенности детско-родительских отношений в зависимости от характера психологического климата в семье.
Для достижения цели дипломной работы поставлены следующие задачи:
1.рассмотреть теоретические
аспекты изучения
2.провести исследовательскую работу по изучению психологического климата в семье ребенка-дошкольника
3.разработать рекомендации для педагогов ДОУ при взаимодействии с родителями в процессе воспитания и развития ребенка-дошкольника
В работе использованы следующие методы исследования:
1.анализ справочной психолого-педагогической литературы
2. рисуночная методика
«Кинетический рисунок семьи»
3.методика диагностики
родительского отношения А.Я.
Исследования проводились на базе МБДОУ детский сад №44 города Белово.
Для проверки выдвинутой гипотезы были выбраны десять семей, дети которых посещают старшую группу данного детского сада.
Теоретические основы по теме исследования выдвинуты в трудах ведущих отечественных психологов: В.С. Мухиной, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. А также в исследованиях ряда работ авторов, которые изучали семью и семейные отношения: Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев и другие.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей детско-родительских отношений в семье ребенка дошкольника.
1.1. Подходы к изучению психологического климата семьи в зарубежной и отечественной психологии
Одним из пионеров исследования особенностей детско-родительских отношений в семье по праву можно считать австрийского психолога Альфреда Адлера. Основными понятиями А. Адлера в области детско-родительских отношений являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними связаны два центральных принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка. А. Адлер подчеркивает равенство между родителями и детьми, как в области прав, так и в области ответственности. Основным принципом семейного воспитания, по А. Адлеру, является взаимоуважение членов семьи. Самосознание ребенка он ставит в прямую зависимость от того, насколько его любят и уважают в семье. Таким образом, А. Адлер подчеркивает необходимость научить родителей уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность детей с самого раннего возраста.
Несомненный интерес представляет подход К. Хорни, который считает, что отклонение в психическом развитии является следствием неблагополучного психологического климата в семье, нарушенных отношений к другим и к себе, а также следствием противоречивых потребностей, установок, которые стоят на пути роста индивида, мешают его самореализации.
Проблема влияния
психологического климата в
Специфика детско-родительских
отношений в зарубежной
Психоанализ,
стал определяющим
Важность данной
проблемы подтверждается
Проблемами социально-
психологического климата
В настоящее время в социальной
психологии признано, что категория
«отношения» является исходной в
определении понятия социально-
Понятие «социально-
Социально-психологический
климат семьи может быть
Решающую
роль отношений с близким
Спиваковская А.С. выделила четыре обобщённые установки детей по отношению к родителям и к себе [40, С. 68]:
«Я нужен и любим, и я люблю Вас тоже» – эта установка выгодно выделяет детей с высокой самооценкой и доверием к окружающим людям.
«Я нужен и любим, а Вы существуете ради меня» – ребёнок рано начинает понимать, как значим он для взрослых.
«Я нелюбим, но от всей души желаю приблизиться к Вам» – таким детям не хватает понимания и эмоционального тепла.
«Я не нужен и нелюбим, оставьте меня в покое» – ребёнок теряет чувство собственной значимости, стремиться отгородиться от общения.
Еще
одной важной составляющей
В научной литературе
отмечены следующие факторы
Когда
члены семьи испытывают