Особенности детско-родительских отношений в зависимости от характера психологического климата в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:43, дипломная работа

Описание

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Это свидетельствует о том, что данная тема весьма актуальна.
Цель работы: Изучение особенностей детско-родительских отношений детей дошкольного возраста.

Работа состоит из  1 файл

особенности детско-родительских отношений в зависимости от характера психологического климата в семье..docx

— 107.70 Кб (Скачать документ)

Около 20 % детей, семьи которых  исследовались (01, 05), испытывают тревожность  в семье, а взаимоотношения носят  негативный характер.

В двух семьях (02, 07), что составляет 20 % от общего количества исследуемых, взаимоотношения носят неустойчивый характер, дети испытывают тревожность  в семье, что оказывает влияние  не только на психическое развитие ребенка, но и на его общение со сверстниками.

В двух семьях (03, 08) – 20 % - взаимоотношения  родителей и детей носят негативный характер, а семейная ситуация воспринимается ребенком резко тревожной. Такая  домашняя обстановка, в которой воспитывается  ребенок, не может не повлиять на развитие личности в целом, а также на развитие его способностей, как в семье, так и в детском саду.

Выводы по второй главе     

     В результате эмпирического изучения детско-родительских отношений в семье сделаны следующие выводы:

1. Неадекватное отношение  родителей к ребенку обуславливает  его тревожное состояние, эмоциональный  психологический дискомфорт.

2. Позитивные взаимоотношения  между взрослыми и детьми формируются  при благоприятном климате в  семье.

В исследованных семьях родители в основном проявляют неадекватное отношение к детям, их позиции играют немаловажную роль в психическом благополучии ребенка. Домашняя обстановка, в которой воспитывается ребенок, влияет на развитие личности в целом, а также на развитие его способностей, как в семье, так и в детском саду.

 Таким образом, можно заключить, что дети наиболее проявляют тревожность, связанную с семейным микроклиматом, взаимоотношениями в семье, т.е. с родителями.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Основываясь на работах отечественных  и зарубежных исследователей, детско-родительские отношения можно определить как  избирательную в эмоциональном  и оценочном плане психологическую  связь ребенка с каждым из родителей, выражающуюся в переживаниях, действиях, реакциях, связанную с возрастно-психологическими особенностями детей, культурными  моделями поведения, собственной жизненной  историей, и определяющую особенности  восприятия ребенком родителей и  способ общения с ними. То есть, детско-родительские отношения рассматриваются как  субъективное осознание человеком  любого возраста характера отношений  со своими матерью и отцом.

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных  со здоровьем, трудностей с обучением  в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение  детско-родительских отношений ведет  к формированию различных психологических  проблем и комплексов.

Анализ психолого-педагогической литературы, а также результаты исследования показали, что основными условиями  успеха в воспитании детей в семье  можно считать наличие нормальной семейной атмосферы.

Нормальная семейная атмосфера  – это

- осознание родителями  своего долга и чувства ответственности  за воспитание детей, основанного  на взаимном уважении отца  и матери, постоянном внимании  к учебной, трудовой и общественной  жизни, помощь и поддержка в  больших и малых делах, в  бережном отношении к достоинству  каждого члена семьи, постоянном  взаимном проявлении такта;

- организация жизни и  быта семьи, в основе которой  лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению  хозяйственных вопросов жизни  семьи, ведению хозяйства, к  посильному труду;

- в разумной организации  отдыха: в участии в спортивных  и туристских походах, в совместных  прогулках, чтении, прослушивании  музыки, посещении театра и кино;

- взаимная принципиальная  требовательность, доброжелательный  тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в  семье.

Итак, если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью. Семья  – важнейший институт социализации, т.к. является средой существования, развития человека от самого рождения и до смерти. Семья – сложная система взаимосвязанных  процессов. Внутрисемейные взаимоотношения  – один из компонентов этой системы, которые в свою очередь, имеют  тоже сложную структуру.

Взаимоотношения детей и  родителей складываются под влиянием ряда факторов: психологический микроклимат  в семье, личностные свойства и качества самих детей.

В результате исследования сделаны следующие выводы:

1. Неадекватное отношение  родителей к ребенку обуславливает  его тревожное состояние, эмоциональный  психологический дискомфорт.

2. Позитивные взаимоотношения  между взрослыми и детьми формируются  при благоприятном климате в  семье.

3. Накопление знаний родителей  о психологических особенностях  детей соответствующего возраста, о формах и методах воспитания, способствует значительному улучшению  детско-родительских отношений, успешной социализации ребенка.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что существуют особенности детско-родительских отношений в зависимости от характера психологического климата в семье,  подтвердилась.

 

 

Список литературы

 

  1. Авдеева, Н.Н. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга / Н.Н.Авдеева. – Краснодар: Кубанск. ун-т., 1971.
  2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1996. – С. 276-392.
  3. Апарина, И.И. Детские проблемы Российской Федерации, на пороге третьего тысячелетия: краткий аналитический обзор / И.И. Апарина. – М.: НТЦ Развитие, 2000.
  4. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья / Е.П. Арнаутова. -М.:2001.
  5. Арутюнянц, Э. Педагогический потенциал семьи и проблемы социального инфантилизма молодежи// Отец в современной семье/ Э.Арутюнянц.- Вильнюс, 1988. – С.26-33.
  6. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г.Асмолов. – М.: МГУ. 1990. –С.289-311.
  7. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А.Беличева.– М.: 1993. –С.18-33.
  8. Бобнева, М.И. Социальная норма и регуляция поведения / М.И.Бобнева. – М.: Наука,1978.С.112-125.
  9. Бодалев, А.А. Социальная среда и формирование ребенка как личности и субъекта деятельности // Хрестоматия по педагогике/ Сост. Морозова О.П. –Б.: Изд-во БГПУ, 1997.-С.47-49.
  10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте  Л.И.Божович. – М.: Просвещение, 1968. С. 398-464.
  11. Брушлицский, А.В. Социальность субъекта и субъект социальности.// Субъект и социальная компетентность личности./Под.ред. Брушлицкого А.В. –М.: Инст-т психологии, 1995.
  12. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/ Авт.-сост.: Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: 2003.
  13. Варга, А.Я., Столин В.В. Работа психолога с родителями. Детский психолог; выпуск 5, 1998
  14. Варга, А.Я. Типы родительского отношения / А.Я.Варга.- Самара, 1997
  15. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: Книга для учителя / Л.С. Выготский. - М.: 1991
  16. Выготский ,Л.С. Собр. сочинений. В 6 т.- Т.4: Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984.-С.243-386
  17. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский - М: Педагогика-Пресс, 1996.
  18. Горлова, Е.А. Психологические основы преемственности и непрерывности дошкольного и младшего школьного периодов развития// Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психического развития детей /  Е.А. Горлова. – М. –Красноярск, 1999
  19. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте// Вопросы психологии. –1992. -№1-2. –С.22-33.
  20. Давыдов, В.В. Развитие обобщения у детей// Психологическая наука и образование. –1996. -№1. –С.20-30.
  21. Давыдова,О.И., Атемаскина, Ю.В. Защита прав детства: Метод.рек. для студентов и работников дошкольного образования/ Под ред. О.И. Давыдовой. Барнаул, 2003.
  22. Давыдова, О.И. Работа с родителями в ДОУ / О.И Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер.-М.: Педагогика –Пресс, 2005.
  23. Давыдова, О.И. Технология организации контакта и взаимопонимания между педагогами и родителями детей дошкольного возраста в новых социальных условиях// Психолого-педагогические проблемы современного образования: Сборник научных статей /  О.И. Давыдова. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001
  24. Данилина, Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. №1. С.41-48.
  25. Добрынина, О.А. Проблема благоприятного социально-психологического климата семьи / О.А. Добрынина.- Новокузнецк, 1992.
  26. Детский сад и семья/ Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение,1986
  27. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособ. для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2002
  28. Доронова, Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей// Дошкольное воспитание. 2000. №3. С.87-90.
  29. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Метод. рук. для работников дошкольных учреждений/ Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. -М., 2001.

30.Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. – Т. 1. Психическое развитие ребенка /  А.В. Запорожец – М.: Педагогика, 1986

31.Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие /  И.А. Зимняя. – Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 1997

32.Карабанова, О.А. Психологические особенности родительско-детских отношений в подростковом возрасте //Семейное консультирование и семейная терапия/ под редакцией Э.Г. Эйдемиллера.-М.,2002

33.Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев.- М., 1981

34.Кравцова, Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста// Вопросы психологии. –1996. -№6. –С.64-76.

35.Кравцова, Е.Е. Социальная ситуация развития дошкольника //http://archive.1september.ru/dob/2004/18/8.htm.

36.Кузьмин, Е.С. Основы социальной психологии /  Е.С.Кузьмин - Л., 1967 г.

37.Московичи, С. Социальное представление: исторический взгляд.// Психологический журнал, - 1995. -№1. -С.22-39. 

38.Ощепкова, А.П., Эпштейн, М.З. Особенности развития семьи и формирование нравственной культуры личности / А.П.Ощепкова, М.З.Эпштейн, -Томск, 1995.

39.Парыгин, Б.Г. Научно-технический прогресс и проблема самореализаци личности// Психология личности и образ жизни. 1998. -№4. –С.21-26.

 

 40.Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 / А.С.Спиваковская. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

41. Общая психология /под ред. А.А. Бодалева, В.В.Столина.-М.:Изд-во МГУ, 1987.С. 206-221

41.Фромм, А. Азбука для  родителей /  А. Фромм.- М., 1994

42. Фрейд, З. Психология «Я» и защитные механизмы / З.Фрейд.- М., 1993

43.Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б.Эльконин.- СПб, 1996

44.Эльконин, Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника / Д.Б. Эльконин. -М, 1989

45.Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э.Эриксон. -М., 1996

46. Интернет  - ресурс www.pro-zhivi.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Тест «Кинетический  рисунок семьи» (КРС)

Тест предоставляет богатую  информацию о субъективно воспринимаемой ситуации исследуемого ребенка. Он помогает выявить отношение ребенка к  членам всей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами  семьи и свое место в семье.

Используя тест КРС, следует  иметь в виду, что каждый рисунок  является результатом творческой деятельности, не только отражающим восприятие ребенком своей семьи, но и позволяющим  ребенку анализировать, переосмысливать  отношения. В этом смысле рисунок  семьи не только отражает настоящее, но и проецируется на будущие отношения.

Тест разработан Р. Бернсом  и С. Кауфманом в 1972 г. Техника рисунка семьи у нас в стране впервые апробирована психотерапевтом А.И. Захаровым, модифицирована Г.Т. Хоментаускасом.

Тест КРС состоит из двух частей: рисования своей семьи  и беседы после рисования. Для  выполнения теста ребенку даются стандартный лист бумаги для рисования (формат А-4), карандаш (твердость 2М) и  ластик.

Таблица 1 - Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи (КРС)

Симптомокомплекс

Симптом

Балл

1.Благоприятная семейная обстановка

1. Общая деятельность всех членов  семьи

0,2

2. Преобладание людей на рисунке

0,1

З. Изображение всех членов семьи

0,2

4. Oтcyтствие изолированных членов  семьи

0,2

5. Oтcyтствие штриховки

0,1

6. Хорошее качество линий

0,1

7 Oтcyтствие показателей вpaждебности. 

0,2

8.Адекватное распределение людей  на листе

0,1

9. Другие возможные признаки

-----

2.Тревожность

1. Штриховка

0,1; 2,3

2. Линия основания - пол

0,1

3. Линия над рисунком

0,1

4. Линия с сильным нажимом

0,1

5. Стирание

0,1;0,2

6. Преувеличенное внимание к  деталям

0,1

7. Преобладание вещей

0,1

8. Двойные или прерывистые линии

0,1

9. Подчеркивание отдельных деталей

0,1

10. Другие возможные признаки

------

3.Конфликтность

1. Барьеры между фигурами

0,2

2. Стирание отдельных фигур

0,1;0,2

3. Отсутствие основных частей  тела у некоторых фигур

0,2

4. Выделение отдельных фигур

0,2

5. Изоляция отдельных фигур

0,2

6. Неадекватная величина отдельных  фигур

0,2

7. Несоответствие вербального описания  рисунку 

0,1

8. Преобладание вещей

0,1

9. Отсутствие на рисунке некоторых  членов семьи

0,2

10. Член семьи, стоящий спиной

0,1

11.Другие возможные признаки

----

4.Чувство неполноценности

1. Автор рисунка непропорционально  маленький

0,2

2. Расположение фигур на нижней  части листа

0,2

3. Линия слабая, прерывистая

0,1

4. Изоляция автора от других

0,1

5. Маленькие фигуры

0,1

6. Неподвижная по сравнению с  другими фигурами автора

0,1

7. Отсутствие автора

0,2

8. Автор стоит спиной

0,1

9. Другие возможные признаки

----

5. Враждебность в семейной  ситуации

1. Одна фигура на другом листе  или на другой стороне листа 

0,2

2. Агрессивная позиция фигуры

0,1

3. Зачеркнутая фигура

0,2

4. Деформированная фигура

0,2

5. Обратный профиль

0,1

6. Руки раскинуты в стороны

0,1

7. Пальцы длинные, подчеркнутые

0,1

8. Другие возможные признаки

----

Информация о работе Особенности детско-родительских отношений в зависимости от характера психологического климата в семье