Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:43, дипломная работа
Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Это свидетельствует о том, что данная тема весьма актуальна.
Цель работы: Изучение особенностей детско-родительских отношений детей дошкольного возраста.
Около 20 % детей, семьи которых исследовались (01, 05), испытывают тревожность в семье, а взаимоотношения носят негативный характер.
В двух семьях (02, 07), что составляет
20 % от общего количества исследуемых,
взаимоотношения носят
В двух семьях (03, 08) – 20 % - взаимоотношения
родителей и детей носят
Выводы по второй главе
В результате эмпирического изучения детско-родительских отношений в семье сделаны следующие выводы:
1. Неадекватное отношение
родителей к ребенку
2. Позитивные взаимоотношения
между взрослыми и детьми
В исследованных семьях родители в основном проявляют неадекватное отношение к детям, их позиции играют немаловажную роль в психическом благополучии ребенка. Домашняя обстановка, в которой воспитывается ребенок, влияет на развитие личности в целом, а также на развитие его способностей, как в семье, так и в детском саду.
Таким образом, можно заключить, что дети наиболее проявляют тревожность, связанную с семейным микроклиматом, взаимоотношениями в семье, т.е. с родителями.
Заключение
Основываясь на работах отечественных
и зарубежных исследователей, детско-родительские
отношения можно определить как
избирательную в эмоциональном
и оценочном плане
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Анализ психолого-
Нормальная семейная атмосфера – это
- осознание родителями
своего долга и чувства
- организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду;
- в разумной организации
отдыха: в участии в спортивных
и туристских походах, в
- взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.
Итак, если мы хотим изменить
мир, нужно изменить семью. Семья
– важнейший институт социализации,
т.к. является средой существования, развития
человека от самого рождения и до смерти.
Семья – сложная система
Взаимоотношения детей и родителей складываются под влиянием ряда факторов: психологический микроклимат в семье, личностные свойства и качества самих детей.
В результате исследования сделаны следующие выводы:
1. Неадекватное отношение
родителей к ребенку
2. Позитивные взаимоотношения
между взрослыми и детьми
3. Накопление знаний родителей
о психологических
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что существуют особенности детско-родительских отношений в зависимости от характера психологического климата в семье, подтвердилась.
Список литературы
30.Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. В 2 т. – Т. 1. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец – М.: Педагогика, 1986
31.Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие / И.А. Зимняя. – Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 1997
32.Карабанова, О.А. Психологические особенности родительско-детских отношений в подростковом возрасте //Семейное консультирование и семейная терапия/ под редакцией Э.Г. Эйдемиллера.-М.,2002
33.Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев.- М., 1981
34.Кравцова, Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста// Вопросы психологии. –1996. -№6. –С.64-76.
35.Кравцова, Е.Е. Социальная ситуация
развития дошкольника //http://archive.1september.
36.Кузьмин, Е.С. Основы социальной психологии / Е.С.Кузьмин - Л., 1967 г.
37.Московичи, С. Социальное представление: исторический взгляд.// Психологический журнал, - 1995. -№1. -С.22-39.
38.Ощепкова, А.П., Эпштейн, М.З. Особенности развития семьи и формирование нравственной культуры личности / А.П.Ощепкова, М.З.Эпштейн, -Томск, 1995.
39.Парыгин, Б.Г. Научно-технический прогресс и проблема самореализаци личности// Психология личности и образ жизни. 1998. -№4. –С.21-26.
40.Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 / А.С.Спиваковская. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
41. Общая психология /под ред. А.А. Бодалева, В.В.Столина.-М.:Изд-во МГУ, 1987.С. 206-221
41.Фромм, А. Азбука для родителей / А. Фромм.- М., 1994
42. Фрейд, З. Психология «Я» и защитные механизмы / З.Фрейд.- М., 1993
43.Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б.Эльконин.- СПб, 1996
44.Эльконин, Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника / Д.Б. Эльконин. -М, 1989
45.Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э.Эриксон. -М., 1996
46. Интернет - ресурс www.pro-zhivi.ru
Приложение 1
Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС)
Тест предоставляет богатую
информацию о субъективно воспринимаемой
ситуации исследуемого ребенка. Он помогает
выявить отношение ребенка к
членам всей семьи, семейные отношения,
которые вызывают тревогу рисующего,
показывает, как ребенок воспринимает
взаимоотношения с другими
Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является результатом творческой деятельности, не только отражающим восприятие ребенком своей семьи, но и позволяющим ребенку анализировать, переосмысливать отношения. В этом смысле рисунок семьи не только отражает настоящее, но и проецируется на будущие отношения.
Тест разработан Р. Бернсом и С. Кауфманом в 1972 г. Техника рисунка семьи у нас в стране впервые апробирована психотерапевтом А.И. Захаровым, модифицирована Г.Т. Хоментаускасом.
Тест КРС состоит из двух частей: рисования своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку даются стандартный лист бумаги для рисования (формат А-4), карандаш (твердость 2М) и ластик.
Таблица 1 - Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи (КРС)
Симптомокомплекс |
Симптом |
Балл |
1.Благоприятная семейная |
1. Общая деятельность всех |
0,2 |
2. Преобладание людей на рисунке |
0,1 | |
З. Изображение всех членов семьи |
0,2 | |
4. Oтcyтствие изолированных |
0,2 | |
5. Oтcyтствие штриховки |
0,1 | |
6. Хорошее качество линий |
0,1 | |
7 Oтcyтствие показателей |
0,2 | |
8.Адекватное распределение |
0,1 | |
9. Другие возможные признаки |
----- | |
2.Тревожность |
1. Штриховка |
0,1; 2,3 |
2. Линия основания - пол |
0,1 | |
3. Линия над рисунком |
0,1 | |
4. Линия с сильным нажимом |
0,1 | |
5. Стирание |
0,1;0,2 | |
6. Преувеличенное внимание к деталям |
0,1 | |
7. Преобладание вещей |
0,1 | |
8. Двойные или прерывистые линии |
0,1 | |
9. Подчеркивание отдельных |
0,1 | |
10. Другие возможные признаки |
------ | |
3.Конфликтность |
1. Барьеры между фигурами |
0,2 |
2. Стирание отдельных фигур |
0,1;0,2 | |
3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур |
0,2 | |
4. Выделение отдельных фигур |
0,2 | |
5. Изоляция отдельных фигур |
0,2 | |
6. Неадекватная величина |
0,2 | |
7. Несоответствие вербального |
0,1 | |
8. Преобладание вещей |
0,1 | |
9. Отсутствие на рисунке |
0,2 | |
10. Член семьи, стоящий спиной |
0,1 | |
11.Другие возможные признаки |
---- | |
4.Чувство неполноценности |
1. Автор рисунка |
0,2 |
2. Расположение фигур на нижней части листа |
0,2 | |
3. Линия слабая, прерывистая |
0,1 | |
4. Изоляция автора от других |
0,1 | |
5. Маленькие фигуры |
0,1 | |
6. Неподвижная по сравнению с другими фигурами автора |
0,1 | |
7. Отсутствие автора |
0,2 | |
8. Автор стоит спиной |
0,1 | |
9. Другие возможные признаки |
---- | |
5. Враждебность в семейной ситуации |
1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа |
0,2 |
2. Агрессивная позиция фигуры |
0,1 | |
3. Зачеркнутая фигура |
0,2 | |
4. Деформированная фигура |
0,2 | |
5. Обратный профиль |
0,1 | |
6. Руки раскинуты в стороны |
0,1 | |
7. Пальцы длинные, подчеркнутые |
0,1 | |
8. Другие возможные признаки |
---- |