Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:43, дипломная работа
Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Это свидетельствует о том, что данная тема весьма актуальна.
Цель работы: Изучение особенностей детско-родительских отношений детей дошкольного возраста.
Особое внимание при анализе процесса социализации отводится механизму идентификации. Целый ряд исследований называет его ведущим, основным и даже единственным механизмом.
В современной отечественной
науке понятие идентификации
рассматривается как
Сущность социализации заключается в переводе социальных норм во внутреннее поле личности, включение их в систему личностных смыслов, формировании на основе социальной нормы систему личностных норм. В процессе присвоения норм выделяются две стороны:
1.4.Взаимодействие
ДОУ и семьи как усвоение
полноценной социализации
Понятие полноценной и успешной «социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «образование», «развитие личности». Процесс социализации осуществляется посредством целенаправленного воспитания, обучения и случайных социальных воздействий в деятельности и общении.
Главная роль в обеспечении
благоприятной социализации ребенка
отводится социально-
Целью социального воспитания является сформированность готовности ребенка к вхождению в социум, дальнейшему освоению культуры.
Под готовностью подразумеваются желания, способности и умения ребенка.
Особое внимание необходимо
уделять пространству развития детства:
поскольку в детском возрасте
закладываются не только базовые
психические качества, позволяющие
ребенку как субъекту и личности
быть успешным в основных видах деятельности,
но и ключевые компетенции, которые
являются основой успешности человека
во взаимодействии с окружающим миром,
залогом его полноценной
В настоящее время проблема социального развития детей дошкольного возраста выходит на первый план. Сутью всех вопросов, связанных с развитием личности ребенка, его воспитанием, социализацией является его социальное самочувствие, потребность и способность взаимодействовать с миром. Поэтому закладывание основ социальной компетентности способствует оптимальному вхождению ребенка в социальный мир, социальная компетентность ребенка рассматривается как способность удовлетворять собственные потребности через общественно приемлемые способы реализации активности во взаимодействии с окружающими.
Социальная компетентность – явление многомерное. Она складывается из мотивационного компонента (готовность к проявлению компетенции), перцептивного или когнитивного (владение знанием содержания компетентности) и поведенческого аспекта (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях).
Л.С. Выготский отмечал, что ребенок изначально социален, поскольку он максимально зависим от окружающих его людей[16]. Для деятельности дошкольного образовательного учреждения это принципиальный факт; воспитатель для ребенка выступает определенным культурным образцом, носителем культуры. От его деятельности, в том числе связанной с введением ребенка в мир культуры, во многом будет зависеть дальнейшая социальная жизнь ребенка. Так как смысл успешного и полноценного социального развития может быть представлен именно в творческой социализации и индивидуализации, в сотворении человеком себя и новой культуры в условиях изменяющегося социального бытия.
В процессе приобщения к культуре как совокупности материальных и духовных ценностей важно не только и не столько познание и усвоение «готовых» знаний, умений и навыков, сколько становление универсальных человеческих способностей, обеспечивающих возможность сотворения культуры.
Следовательно, ребенок не только присваивает, но и творит культуру. Творит не в виде новых вещей и идей, а в виде новых универсальных способностей. К этим способностям В.Т. Кудрявцев относит творческое воображение, ориентацию на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии, общие способы действий с вещами и построение чувственной картины мира, универсальные формы мышления и нравственное отношение к себе подобному.
Таким образом, для осуществления
полноценной и успешной социализации
ребенка, необходимо чтобы построение
содержание социального развития определялось,
с одной стороны, всей совокупностью
социальных влияний мирового уровня
культуры, общечеловеческих ценностей,
с другой – отношением к этому
самого индивида, актуализацией собственного
«Я», раскрытием творческих потенциалов
личности. Главным критерием социального
развития в этом случае выступает
не степень усвоения социальных норм
и правил поведения, адаптированности
к окружающему миру на уровне приспособленчества,
конформизма, а степень самостоятельности,
инициативности, творчества личности.
В этом вопросе важно, чтобы в
ДОУ реализовывалась модель, обеспечивающая
активную и успешную социализацию ребенка-дошкольника
в единстве мотивационного, когнитивного
и деятельностно-практического
Критериями уровня сформированности представлений социальной действительности выступают:
Процесс социализации ребенка-дошкольника, по данным современных исследователей (А.А. Майер, О.И. Давыдова и др.), протекает наиболее полно при следующих условиях:
Для активного усвоения дошкольниками
ценностей, социальных норм и правил
в единстве мотивационного, когнитивного
и деятельностно-практического
Кроме того, создаются условия
для свободной и
Содержание обучения должно
выводить ребенка за пределы его
непосредственного личного
Важным условием для полноценной социализации ребенка-дошкольника является вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ.
В настоящее время
Семья является важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта. Являясь социальным институтом воспитания, семья осуществляет социализацию ребенка наиболее естественно и безболезненно через преемственность поколений
Специалистам хорошо известен
многократно доказанный факт, что
семья и детский сад как
первичные социальные воспитательные
институты способны обеспечивать полноту
и целостность социально-
Сегодня в общественном дошкольном
образовании все больше руководителей
и целых педагогических коллективов,
выполняя связи семьи и общества,
стремятся работать как учреждения
открытого типа, как социально-педагогические
центры, интегрирующие семейный фактор
социализации детей и социально-
Роль семьи в воспитании и развитии ребенка нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания является особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации ребенка, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.
Влияние семьи на формирование
жизненного самоопределения ребенка
обусловлено целым рядом
Придавая новизну социально-
Семейная ситуация представляет
собой совокупность условий, обеспечивающих
благоприятную или