Особенности детско-родительских отношений в зависимости от характера психологического климата в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:43, дипломная работа

Описание

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Это свидетельствует о том, что данная тема весьма актуальна.
Цель работы: Изучение особенностей детско-родительских отношений детей дошкольного возраста.

Работа состоит из  1 файл

особенности детско-родительских отношений в зависимости от характера психологического климата в семье..docx

— 107.70 Кб (Скачать документ)

Особое внимание при анализе  процесса социализации отводится механизму  идентификации. Целый ряд исследований называет его ведущим, основным и  даже единственным механизмом.

В современной отечественной  науке понятие идентификации  рассматривается как охватывающее три пересекающихся области:

  1. идентификация – процесс объединения субъектом себя другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи, а также включения в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей, образцов. Это может проявляться в открытом подражании как следовании образцу, что особенно ярко выступает в дошкольном детстве;
  2. идентификация – видение субъектом другого человека как продолжение и проекция себя самого, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями;
  3. идентификация – механизм постановки субъектом себя на место другого, что выступает в виде погружения, перенесения индивидом себя в пространство и время другого и приводит к усвоению его личностных смыслов.

Сущность социализации заключается  в переводе социальных норм во внутреннее поле личности, включение их в систему  личностных смыслов, формировании на основе социальной нормы систему личностных норм. В процессе присвоения норм выделяются две стороны:

  1. усвоение личностью социальных норм;
  2. формирование на их основе личностных норм.

 

1.4.Взаимодействие  ДОУ и семьи как усвоение  полноценной социализации ребенка  дошкольного возраста.

    

Понятие полноценной и  успешной «социализация» связано с  такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «образование», «развитие  личности». Процесс социализации осуществляется посредством целенаправленного  воспитания, обучения и случайных  социальных воздействий в деятельности и общении.

Главная роль в обеспечении  благоприятной социализации ребенка  отводится социально-педагогической деятельности ДОУ. Возникает потребность  рассматривать процесс социального  воспитания дошкольников в дошкольном образовательном учреждении как  целостный процесс, обеспечивающий непрерывность и преемственность  этапов социализации детей, так как  всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка может быть обеспечено комплексным воздействием на все  стороны его активности.

Целью социального воспитания является сформированность готовности ребенка к вхождению в социум, дальнейшему освоению культуры.

Под готовностью подразумеваются  желания, способности и умения ребенка.

Особое внимание необходимо уделять пространству развития детства: поскольку в детском возрасте закладываются не только базовые  психические качества, позволяющие  ребенку как субъекту и личности быть успешным в основных видах деятельности, но и ключевые компетенции, которые  являются основой успешности человека во взаимодействии с окружающим миром, залогом его полноценной социализации.

В настоящее время проблема социального развития детей дошкольного  возраста выходит на первый план. Сутью  всех вопросов, связанных с развитием  личности ребенка, его воспитанием, социализацией является его социальное самочувствие, потребность и способность  взаимодействовать с миром. Поэтому  закладывание основ социальной компетентности способствует оптимальному вхождению  ребенка в социальный мир, социальная компетентность ребенка рассматривается  как способность удовлетворять  собственные потребности через  общественно приемлемые способы  реализации активности во взаимодействии с окружающими.

Социальная компетентность – явление многомерное. Она складывается из мотивационного компонента (готовность к проявлению компетенции), перцептивного  или когнитивного (владение знанием  содержания компетентности) и поведенческого аспекта (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных  и нестандартных ситуациях).

Л.С. Выготский отмечал, что  ребенок изначально социален, поскольку  он максимально зависим от окружающих его людей[16]. Для деятельности дошкольного образовательного учреждения это принципиальный факт; воспитатель для ребенка выступает определенным культурным образцом, носителем культуры. От его деятельности, в том числе связанной с введением ребенка в мир культуры, во многом будет зависеть дальнейшая социальная жизнь ребенка. Так как смысл успешного и полноценного социального развития может быть представлен именно в творческой социализации и индивидуализации, в сотворении человеком себя и новой культуры в условиях изменяющегося социального бытия.

В процессе приобщения к  культуре как совокупности материальных и духовных ценностей важно не только и не столько познание и  усвоение «готовых» знаний, умений и навыков, сколько становление  универсальных человеческих способностей, обеспечивающих возможность сотворения культуры.

Следовательно, ребенок не только присваивает, но и творит культуру. Творит не в виде новых вещей и  идей, а в виде новых универсальных  способностей. К этим способностям В.Т. Кудрявцев относит творческое воображение, ориентацию на позицию  другого человека, произвольность, элементы рефлексии, общие способы  действий с вещами и построение чувственной  картины мира, универсальные формы  мышления и нравственное отношение  к себе подобному.

Таким образом, для осуществления  полноценной и успешной социализации ребенка, необходимо чтобы построение содержание социального развития определялось, с одной стороны, всей совокупностью  социальных влияний мирового уровня культуры, общечеловеческих ценностей, с другой – отношением к этому  самого индивида, актуализацией собственного «Я», раскрытием творческих потенциалов  личности. Главным критерием социального  развития в этом случае выступает  не степень усвоения социальных норм и правил поведения, адаптированности к окружающему миру на уровне приспособленчества, конформизма, а степень самостоятельности, инициативности, творчества личности. В этом вопросе важно, чтобы в  ДОУ реализовывалась модель, обеспечивающая активную и успешную социализацию ребенка-дошкольника  в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонента их жизнедеятельности.

Критериями уровня сформированности представлений социальной действительности выступают:

        1. Сформированность представлений о социальной действительности в рамках применения и использования знаний в общении и деятельности в объеме работающей программы.
        2. Сформированность определенных эмоционально-ценностных и оценочных отношений к фактам, явлениям и событиям социальной действительности, к самому себе в ней.
        3. Овладение способами социально-приемлемой деятельности, общения и на этой основе – способность удовлетворять собственные желания и потребности, способность к творчеству.
        4. Сформированность деятельной и активной позиции в овладении социальной культурой, а также наличие личностных качеств: активности (инициативности и самостоятельности), произвольности, способности к самооценке [29].

Процесс социализации ребенка-дошкольника, по данным современных исследователей (А.А. Майер, О.И. Давыдова и др.), протекает  наиболее полно при следующих  условиях:

  • благоприятная социальная ситуация развития;
  • посредничество взрослых, через достижение взаимодействия процесса социально-педагогической деятельности ДОУ и процесса социализации ребенка в семье;
  • организация полноценной деятельности и общения как ведущих форм развития и взаимодействия с окружающим миром.

Для активного усвоения дошкольниками  ценностей, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонента в их жизнедеятельности необходимо направлять воспитательную работу таким  образом, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности. Целостность в осмыслении понятий  социальной действительности достигается  благодаря широкому использованию  литературы, музыкальному, изобразительному материалу, а также собственному творческому использованию окружающей действительности. Учитывая особенности возраста, педагог определяет тематику дня и содержание работы в соответствии с общей темой недели. Для полноты раскрытия содержательного аспекта темы важно создание в течение дня нравственно-этических ситуаций как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности. Большое место в течение дня занимает совместная деятельность взрослого и ребенка по закреплению понятий в разных формах.

Кроме того, создаются условия  для свободной и самостоятельной  деятельности детей. Занятия проводятся в форме увлекательных и познавательных игр, т.к. игр игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения.

Содержание обучения должно выводить ребенка за пределы его  непосредственного личного опыта  в сферу опыта человеческого  и тем самым давать ребенку  новую форму жизни в обществе – взаимодействие с обобщенными, общечеловеческими знаниями. Ребенку  предлагается мысленно стать участником событий, дать оценку поступков героев, предложить и обосновать свой вариант  поведения.

Важным условием для полноценной  социализации ребенка-дошкольника  является вовлечение родителей в  учебно-воспитательный процесс ДОУ.

В настоящее время образовательный  процесс в ДОУ, в настоящее  время несет в себе множество  функций, из которых приоритетной является социальная функция. Социальная функция  предполагает вовлечение в процесс  воспитания всего социального окружения  детей, психологическую поддержку, как детям, так и родителям, компенсацию  негативных влияний социальной среды.

Семья является важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта. Являясь социальным институтом воспитания, семья осуществляет социализацию ребенка наиболее естественно и безболезненно через преемственность поколений

Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что  семья и детский сад как  первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту  и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды  для жизни, развития и самореализации ребенка. Главный эффект их успешного  влияния не в дублировании, не в  замене социальных функций одного института  воспитания другим, а в гармоничном дополнении друг друга[24, 25].

Сегодня в общественном дошкольном образовании все больше руководителей  и целых педагогических коллективов, выполняя связи семьи и общества, стремятся работать как учреждения открытого типа, как социально-педагогические центры, интегрирующие семейный фактор социализации детей и социально-образовательную  среду дошкольного учреждения. Социально-педагогический аспект их деятельности ориентирован на гармонизацию единого социального  пространства жизни дошкольников, педагогически  целесообразное влияние на семейную среду каждого ребенка и ценностные ориентации детей и взрослых. Такая  интеграция способна обеспечивать полноценность  процесса социализации ребенка-дошкольника[ 22].

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного  воспитания является особый эмоциональный  микроклимат, благодаря которому у  ребенка формируется отношение  к себе, что определяет его чувство  самоценности. Другая важная роль семейного  воспитания – влияние на ценностные ориентации ребенка, его мировоззрение  в целом, поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что  именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

Влияние семьи на формирование жизненного самоопределения ребенка  обусловлено целым рядом факторов:

  1. временным фактором – ребенок проводит в семейной среде значительное количество времени, особенно первые годы жизни, наиболее важные для развития ребенка;
  2. фактором плотности общения - ребенок получает возможность непрерывного взаимодействия с окружающими взрослыми, возможность непрерывно воспринимать и анализировать факты окружающей действительности в различных условиях;
  3. фактором эмоциональной насыщенности – ребенок находится в условиях эмоционального поля, включен в эмоционально насыщенные отношения;
  4. фактором родительского отношения - родители создают своего рода «детскую среду», необходимую и характерную для каждого ребенка;
  5. фактором возможности автономизации – семейная среда предоставляет ребенку собственное, автономное от других пространство с возможностью индивидуализации его содержания (выбор видов деятельности), материально-вещного оформления (оснащение, оборудование, книги и т.д.) и организации (режим, организация времени, нормы, формы самоуправления и т.д.).

Придавая новизну социально-педагогической практике взаимодействия семьи и  детского сада, необходимо помнить, что  особенности семейного микросоциума могут выступать как стабилизирующим  фактором социализации ребенка, так  и провоцирующим проявление различных  «сбоев». В этой связи сегодня, как  никогда важно опираться на реалистичные представления о социальном самочувствии семьи[23].

Семейная ситуация представляет собой совокупность условий, обеспечивающих благоприятную или неблагоприятную  среду для процесса социализации ребенка. Для успешного становления, роста, развития индивидуальности ребенка  в семье необходимо наличие целого ряда условий.

Информация о работе Особенности детско-родительских отношений в зависимости от характера психологического климата в семье