Особенности детско-родительских отношений в зависимости от характера психологического климата в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:43, дипломная работа

Описание

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Это свидетельствует о том, что данная тема весьма актуальна.
Цель работы: Изучение особенностей детско-родительских отношений детей дошкольного возраста.

Работа состоит из  1 файл

особенности детско-родительских отношений в зависимости от характера психологического климата в семье..docx

— 107.70 Кб (Скачать документ)

 

Инструкция испытуемому: «Пожалуйста, нарисуй свою семью  так, чтобы каждый ее член, и ты были чем-то заняты». На все уточняющие вопросы  следует отвечать без каких-либо указаний. Например: «Можешь рисовать, как тебе нравится, как ты хочешь».

Во время рисования  следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его  мимику, жесты, а также фиксировать  последовательность рисования.

После того как рисунок  закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:

- кто нарисован на рисунке  и что делает каждый член  семьи;

- где работают или учатся  члены семьи;

- как в семье распределяются  домашние обязанности;

- каковы взаимоотношения  ребенка с отдельными членами  семьи.

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка  считается качество линий рисующего, положение объекта рисунка на бумаге, стирание рисунка или отдельных его частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также соотношение вещей и людей на рисунке.

При интерпретации КРС  основное внимание обращается на следующие  аспекты:

- анализ структуры рисунка  семьи (сравнение состава реальной  и нарисованной семьи, расположение  и взаимодействие членов семьи  на рисунке);

- анализ особенностей  рисунка отдельных членов семьи  (различие в стиле рисования,  количество деталей, схема фигур  отдельных членов семьи);

- анализ процесса рисования  (последовательность рисунка, комментарии,  паузы, эмоциональные реакции  во время рисунка).

Рассмотрим подробнее  каждый аспект интерпретации рисунка  семьи.

1. Ребенок не всегда  рисует всех членов семьи. Обычно  он не рисует тех, с которыми  находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на  рисунке часто показывает их  взаимоотношения. Так, например, важными показателями психологической  6лиэости является реальное расстояние  между отдельными членами семьи.  Иногда между отдельными членами  семьи рисуются объекты, которые  как бы служат преградой между  ними. Общая деятельность членов  семьи обычно свидетельствует  о хороших, благополучных семейных  отношениях. Частая общая деятельность  соединяет некоторых членов семьи.  Это может свидетельствовать  о наличии группировок в семье.

Рисуя сваю семью, некоторые  дети изображают себя на нижней части  листа. Это может указывать на депривацию ребенка, чувства неполноценности, которую он испытывает в семье.

На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка  по поводу семейной ситуации.

2. Считается, что ребенок,  прежде всего, рисует, детализирует  и разукрашивает фигуру самого  любимого члена семьи. Если  же ребенок отрицательно относится  к кому-либо, то рисует этого  человека неполно, без деталей,  иногда даже без основных частей  тела.

Если отношения ребенка  конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначны, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились отношения. В аналогичных  ситуациях можно наблюдать стирание и перерисовку.

Можно наблюдать несколько  стилей рисования, особенно детей младшего возраста, часто одним стилем рисуются отец и братья, другим - мать и сестры. Особенно отличается прорисовывание волос  и одежды. Потому, как ребенок  рисует себя, можно понять, с кем  он идентифицируется и адекватно  ли это полу ребенка.

3. Анализ процесса рисования  дает богатую информацию не  только о семейных отношениях  ребенка, но и, вообще, о стиле  его работы. Когда дети, особенно  среднего шкального возраста  и старше, отговариваются тем,  что не умеют рисовать, это  вполне понятно и нормально.  Педагог может успокоить ребенка,  сказав, что в предложенном задании  важно не столько красиво рисовать, сколько придумать деятельность  для всех членов семьи.

Многочисленные отговорки, манера прикрывать рукой нарисованное могут свидетельствовать о неверии  ребенка в свои силы, а его потребности  в помощи со стороны взрослого.

Чаще всего ребенок  начинает рисовать того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится. Иногда наблюдаются паузы  перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. В некоторых  случаях это может указывать  на эмоционально неоднозначное, и даже негативное отношение ребенка к  этому человеку. В комментариях также  может сквозить его отношение  к членам семьи, но во время выполнения теста педагогу не стоит вступать в разговор с ребенком.

Для КРС разработана система  количественной оценки. Выделяются пять симптомов: 1) благоприятная семейная ситуация; 2) тревожность; 3) конфликтность; 4) чувство неполноценности; 5) враждебность в семейной ситуации.

Чем больше сумма баллов, тем ярче выражен тот или иной признак. Выраженность признака оценивается  от 0 до 3 баллов. Полученные результаты являются основой для коррекционной  работы педагога и дальнейшей диагностики  семьи и ребенка. Так, выявленная тревожность требует определения  ее характера: либо это субъективно-личностный аспект, либо имеются объективные  причины в ребенке и т.д.

 

 

 

 

 

 

 Приложение 2

       Тест-опросник родительского отношения  к ребенку (ОРО)

Тест-опросник родительского  отношения (ОРО) представляет собой  психодиагностический инструмент, ориентированный  на выявление родительского отношения  у лиц, обращающихся за психологической  помощью по вопросам воспитания детей  и общения с ними.

Родительское отношение  понимается как система разнообразных  чувств по отношению к ребенку, поведенческих  стереотипов, практикуемых в общении  с ним, особенностей восприятия и  понимания характера и личности ребенка, его поступков.

1. Принятие - отвержение. Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. Кооперация - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается принять его точку зрения в спорных вопросах.

3. Симбиоз - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4. Авторитарная гиперсоциалuзацuя - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.

5. «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Текст опросника

1. Я всегда сочувствую  своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом  знать все, о чем думает мой  ребенок.

3. Мне кажется, что поведение  моего ребенка значительно отклоняется  от нормы.

4. Нужно подольше держать  ребенка в стороне от реальных  жизненных проблем, если они  его травмируют.

5. Я испытываю к ребенку  чувство симпатии.

6. Я уважаю своего ребенка.

7. хорошие родители ограждают  ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто  мне неприятен.

9. Я всегда стараюсь  помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда  недоброе отношение к ребенку  приносит ему пользу.

11. По отношению к своему  ребенку я испытываю досаду.

12. Мой ребенок ничего  не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что  другие дети потешаются над  моим ребенком.

14. Мой ребенок часто  совершает такие поступки, которые  заслуживают осуждения.

15. Мой ребенок отстает  в психологическом развитии и  для своего возраста выглядит  недостаточно развитым.

16. Мой ребенок специально  ведет себя плохо, чтобы досадить  мне.

17. Мой ребенок, как  губка, впитывает в себя все  самое плохое.

18. При всем старании  моего ребенка трудно научить  хорошим манерам.

19. Ребенка с детства  следует держать в жестких  рамках, только тогда из него  вырастет хороший человек.

20. Я люблю, когда друзья  моего ребенка приходят к нам  в дом.

21. Я всегда принимаю  участие в играх и делах  ребенка.

22. К моему ребенку постоянно  липнет все дурное.

23. Мой ребенок не добьется  успехов в жизни.

24. Когда в компании  говорят о детях, мне становится  стыдно, что мой ребенок не  такой умный и способный, как  другие дети.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю  своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитание  и разумнее, чем мой ребенок.

27. Я с удовольствием  провожу с ребенком свое свободное  время.

28. Я часто жалею о  том, что мой ребенок взрослеет,  и с нежностью вспоминаю то  время, когда он был еще совсем  маленьким.

29. Я часто ловлю себя  на том, что с неприязнью  и враждебно отношусь к ребенку.

30. Я мечтаю о том,  чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось  в жизни.

31. Родители должны не  только требовать от ребенка,  но и сами приспосабливаться  к нему, относиться к нему с  уважением, как к личности.

32. Я стараюсь выполнять  все просьбы и пожелания моего  ребенка.

33. При принятии решений  в семье следует учитывать  мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь  жизнью своего ребенка.

35. Я часто признаю,  что в своих требованиях и  претензиях ребенок по-своему  прав.

36. Дети рано узнают  о том, что родители могут  ошибаться.

37. Я всегда считаюсь  с ребенком.

38. Я испытываю дружеские  чувства по отношению к ребенку.

39. Основная причина капризов  моего ребенка – это эгоизм, лень и упрямство.

40. Если проводить отпуск  с ребенком, то невозможно нормально  отдохнуть.

41. Самое главное –  чтобы у ребенка было спокойное,  беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется,  что мой ребенок не способен  ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения  моего ребенка.

44. Мой ребенок кого  угодно может вывести из себя.

45. Огорчения моего ребенка  мне всегда близки и понятны.

46. Мой ребенок часто  меня раздражает.

47. Воспитание ребенка  – это сплошная нервотрепка.

Информация о работе Особенности детско-родительских отношений в зависимости от характера психологического климата в семье