Эмоциональный
климат семьи можно определить
как характерный для той или
иной семьи устойчивый эмоциональный
настрой, который является следствием
семейной коммуникации, т.е возникает
в результате совокупности настроений
членов семьи, их душевных переживаний
и волнений, отношения друг к
другу, к другим людям, к
окружающим событиям. Эмоциональная
атмосфера семьи является важным
фактором эффективности функций
жизнедеятельности семьи, состояния
ее здоровья в целом, она
обуславливает стабильность брака.
Многие западные
исследователи считают, что в
современном обществе семья утрачивает
свои традиционные функции, становясь
институтом эмоционального контакта,
своеобразным «психологическим
убежищем». Отечественные ученые
так же подчеркивают возрастание
роли эмоциональных факторов
в функционировании семьи.
1.2. Проблема детско-родительских
отношений как одна из составляющих
психологического климата в семье.
Проблема детско-родительских
отношений является одной из
составляющих психологического
климата в семье. Она рассматривается
психологами, психотерапевтами (З.Фрейд,
Э.Эриксон, К.Хорни, Дж.Боулби, М.
Эйнсворт, Д. Баумринг (1967), Шеффер E.С.
и Белл Р.К. (1969) Выготский Л.С.,
Лисина М.И., Эльконин Д.Б., Варга А.Я.,
Столин В.В. и др.)[15,44,42,43,14,6,13,14,27, 46].
Первым научным направлением,
поставившим детско-родительские
отношения в центр развития
личности ребенка, был классический
психоанализ. Психоанализ, стал
определяющим направлением основных
концепций детского развития, в
которых ключевая роль отводится
проблеме отношений между детьми
и родителями (З.Фрейд, Э. Эриксон,
К. Хорни и др)[21,44,23]. Наибольшую популярность
завоевала теория привязанности (Д. Боулби,
М.Эйнсворт)[46]. Центральным понятием в
теории привязанности является «внутренняя
рабочая модель», которая представляет
собой неразрывное и взаимообусловленное
единство себя и другого. Ребенок познает
себя через отношение к нему матери, а
мать воспринимает как источник отношения
к себе. Поэтому характер отношения родителя
к ребенку был определен типом привязанности.
М. Эйнсворт выделила три основных типа
привязанности:
- надежная (безопасная) полностью
удовлетворяет потребность ребенка
в безопасности;
-тревожно-амбиваленьная (протестующая)
характеризуется неуверенностью
ребенка в получении помощи
и поддержке от взрослого;
- тревожно-избегающая привязанность-
главная характеристика эмоциональной
связи тревожность. Ребенок склонен
к ожиданию отвержения и уверенности
в отсутствии помощи со стороны взрослого[46].
Типы привязанностей развиваются
и изменяются на протяжении всего
жизненного пути личности и составляют
основу детско-родительских отношений.
Помимо теории
привязанности, в западной психологии
популярными являются теоретические
модели, разработанные Д. Баумринг
(1967),Шеффера E.С. и Белла Р.К.
(1969). Д. Баумринг предложил классификацию
стилей родительского поведения,
включающую 4 типа:
1) авторитетный- характеризуется теплым
эмоциональным принятием ребенка
и высоким уровнем контроля
с признанием и поощрением
развития его автономии и самостоятельности;
2) авторитарный - отличается отвержением
или низким уровнем эмоционального
принятия ребенка и высоким-
контроля. Стиль общения авторитарных
родителей- командно- директивный,
по типу диктата, система требований,
запретов и правил ригидна
и неизменна;
3) либеральный стиль воспитания
-это теплое эмоциональное принятие
и низкий уровень контроля
в форме вседозволенности и
всепрощения. Требования и правила
практически отсутствуют, уровень
руководства недостаточен;
4) индефферентный стиль- определяется
низкой вовлеченностью родителей
в процесс воспитания, эмоциональной
холодностью и дистантностью
в отношении ребенка, низким
уровнем контроля в форме игнорирования
интересов и потребностей ребенка.
Исследование показало, что сам
по себе стиль родительского
поведения еще не определяет
однозначно формирование тех
или иных личностных особенностей.
Важную роль играют переживания
самого ребенка, особенности его
темперамента, соответствие типа
семейного воспитания индивидуальным
качествам ребенка.
Шеффер E.С. и Р.К. Белл
разработали динамическую двухфакторную
модель родительского отношения,
где один из факторов отображает
эмоциональное отношение к ребенку:
«принятие-отвержение», а другой
стиль поведения родителей: «автономия
- контроль» [46].
В отечественной
психологии классификация типов
семейного воспитания представлена
в работах Личко А.Е. (1989), Эйдемиллера
Э.Г. и Юстицкиса В.В.(1999), Варги
А.Я. (1997), Захарова А.И. (1997) и др.[13,26,3,4,9].
Взяв за
основу типологию нарушений семейного
воспитания, разработанную Эйдемиллером
Э.Г. и Юстицкисом В.В. можно
выделить следующие типы нарушения
стиля воспитания: потворствующая
гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция,
симбиоз, эмоциональное отвержение
(иногда вытесняемое эмоциональное
отвержение маскируется доминирующей
гиперпротекцией), повышенная моральная
ответственность, гипоопека, жестокое
обращение, воспитательная непоследовательность.
Столин В.В.
на основе эмоциональных отношений
родителей с детьми создали
трехмерную модель любви:
Уважение - неуважение; симпатия - антипатия;
близость - отдаленность.
Эмоциональный климат в семье
определяется не только отношением родителя
к ребенку и ребенка к родителю,
но и характером взаимоотношений
в диаде родитель-ребенок. Параметрами
их определений является эмоциональный
знак и симметричность отношений. Выделяют
несколько вариантов взаимоотношений:
Взаимные симметричные
отношения - это эмоциональное
взаимное принятие и симметричная
негативная установка. Эмоциональное
взаимное принятие: ребенок знает,
что он любим дорог в семье,
и родители чувствуют ответную
любовь. Такие отношения обеспечивают
гармоничное развитие ребенка:
высокую самооценку, доверие к
миру и готовность к сотрудничеству
со взрослыми и сверстниками.
Симметричная негативная установка:
обе стороны - и родители, и
ребенок, - взаимно отвергают друг
друга. В результате у ребенка
формируется тотальная враждебность
по отношению к миру, агрессивность,
низкая самооценка.
Невзаимные
ассиметричные отношения- это
односторонняя родительская любовь
и односторонняя привязанность
ребенка. Односторонняя родительская
любовь: ребенок горячо любим
родителями, является объектом заботы,
внимания. Сам же ребенок занимает отстраненную
позицию, не испытывая по отношению к родителям
эмпатии, эмоциональной близости. Обычно
это является результатом нарушения семейного
воспитания по типу гиперпротекции или
воспитания по типу кумира семьи. У ребенка
формируется завышенная самооценка, возникают
трудности общения из-за эгоцентризма,
следствием чего являются частые конфликты,
повышенная агрессивность. Односторонняя
привязанность ребенка: ребенок испытывает
по отношению к родителям привязанность
и любовь, а родители холодны и не отвечают
взаимностью. Результатом таких отношений
является неуверенность ребенка в себе,
низкая самооценка, высокая тревожность[3].
Эмоциональная сторона
детско-родительских отношений в
значительной степени предопределяет
благополучие психического развития
ребенка и реализацию воспитательного
потенциала родительства. Эмоциональное
отношение родителя к ребенку
это феномен родительской любви (Э.Фромм)
[42], причем в современной психологии четко
разделяют эмоциональное отношение к
ребенку матери и отца, выступающее как
материнская и отцовская любовь. Материнская
любовь по своей природе безусловна, не
связана с достоинствами и достижениями
ребенка. Она дана ребенку изначально
как дар, и является основой формирования
у ребенка базового доверия к миру, открытости
и готовности с ним взаимодействовать(Э.Эриксон)
[41]. Отцовская любовь- требовательная,
условная, это любовь, которую ребенок
должен заслужить. Любовь отца выступает
как социальное одобрение поведения ребенка,
соответствие определенным ожиданиям.
Для эффективного воспитания и развития
личности ребенка необходимо проявить
оба эти типа эмоциональных отношений.
Эмоциональное отвержение
- это неэффективное родительское
отношение, которое проявляется
в недостатке или отсутствии
эмоционального контакта родителя
и ребенка, нечувствительности
родителя к потребностям ребенка. Оно
может быть явным и неявным, скрытым., Эмоциональное
отвержение ребенка нередко сопровождается
частыми наказаниями, в том числе и физическими.
Реакцией ребенка на отсутствие материнской
заботы и любви может быть замкнутость,
сверхзависимость, излишняя готовность
к подчинению и глубокая тревожность (Бандура,
Уолтерс, 2000) [24.
Таким образом,
проанализировав труды вышеназванных
авторов можно сказать, что
детско-родительские отношения составляют
важнейшую подсистему отношений
семьи как целостной системы
и могут рассматриваться как
непрерывные, длительные и опосредованные
возрастными особенностями ребенка
и родителя отношения, которые
могут быть определены следующими
параметрами:
- характером эмоциональной связи:
со стороны родителя- эмоциональное
принятие ребенка(родительская любовь),
со стороны ребенка - привязанность
и эмоциональное отношение к
родителю;
- мотивами воспитания и родительства;
- степенью вовлеченности родителей
и ребенка в детско-родительские
отношения;
- удовлетворением потребностей
ребенка, заботой и вниманием
к нему родителей;
- стилем общения и взаимодействия
с ребенком, особенностями проявления
родительского лидерства;
- способом разрешения проблемных
и конфликтных ситуаций;
- социальным контролем: требованиями
и запретами, их содержанием
и количеством; способом контроля;
санкций (поощрением и подкреплением);
родительским мониторингом;
- степенью устойчивости и последовательностью
семейного воспитания;
- родительской позицией, определяемой
характером эмоционального принятия
ребенка, мотивами и ценностями
воспитания, образом ребенка, образом
себя как родителя, моделями ролевого
родительского поведения, степенью удовлетворенности
родительством;
- типом семейного воспитания, определяемым
параметрами эмоциональных отношений,
стилем общения и взаимодействия,
степенью удовлетворения потребностей
ребенка, особенностями родительского
контроля [11,4,9,13,25,14,27].
Из этого следует,
что единственным благоприятным
вариантом детско-родительских отношений
является взаимное эмоциональное
принятие, обеспечивающее гармоничное
личностное развитие и высокий
уровень удовлетворенности жизнью
как ребенка, так и родителя.
1.3. Сущность процесса
социализации
В общем понимании социализация
есть процесс присвоения, приобретения
социального, т.е. процесс, результатом
которого является включение социального
в структуру личности.
Понятие «социальное» имеет
в истории психологии как минимум
три трактовки: социальное как общечеловеческое,
социальное как общественное, социальное
как коллективное.
Понимание социального как
общечеловеческого предполагает наличие
некой общей сущности, которая
объединяет людей. Остается, правда, нерешенным
вопрос: социальное как всеобщее дано
человеку изначально или оно приобретается
в процессе взаимодействия с обществом.
Иными словами, новорожденный ребенок
обладает уже данной всеобщей характеристикой
или он должен ее приобрести. В истории
психологии известны разные точки зрения
на этот вопрос. Л.С. Выготский утверждал,
что ребенок, родившись, уже задан
как элемент определенной культуры,
определенных социальных связей. По его
мнению, «… очень наивно понимать социальное
только как коллективное, как наличие
множества людей. Социальное и там,
где есть только один человек и
его личные переживания»
[17].
В настоящее время этой
же точки зрения придерживается А.В.
Брушлицкий, утверждающий, что «… любой
человеческий индивид и его психика
изначально и всегда социальны…социальное
– это всеобщая, исходная и наиболее
абстрактная характеристика субъекта
и его психики в их общечеловеческих
качествах» [11,с.15]. В противовес данной
трактовке служит утверждение о необходимости
присвоения социального, обретения личностью
своей сущности в процессе взаимодействия
с обществом. Это утверждение более распространено
как в отечественной, так и в зарубежной
психологии.