Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:43, дипломная работа
Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Это свидетельствует о том, что данная тема весьма актуальна.
Цель работы: Изучение особенностей детско-родительских отношений детей дошкольного возраста.
Семья и детский
сад как первичные социальные
воспитательные институты
Сегодня
в общественном дошкольном
Глава 2. Эмпирическое изучение детско-родительских отношений в семье
Исследования проводились в МБДОУ № 44 детский сад города Белово. Для проверки выдвинутой гипотезы были выбраны десять семей, дети которых посещают старшую группу данного детского сада.
Для изучения характера взаимоотношений в семье нами рассмотрены следующие факторы:
1. Типовые состояния семьи:
эмоциональный комфорт;
2. Стили семейного воспитания:
либеральный, демократический,
3. Особенности семейного воспитания:
- создание условий родителями
для правильного развития
- родители развивают
- родители оказывают помощь в учении, организации домашнего учебного труда.
- дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье.
- родители видят недостатки в воспитании своих детей.
4. Причины недостатков семейного воспитания.
На первом этапе, в период с ноября 2011 года до конца февраля 2012 года, проведена исследовательская работа по изучению психологического климата семьи
1. Рисуночная методика. С целью выявления взаимоотношений в семье, вызывающих у ребенка тревогу, для получения данных о том, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них, нами был проведен тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бенса и С. Кауфмана. Этот тест дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка [36]. (Приложение № 1)
2. Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столин. Данный тест представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к ребенку, которое понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка и его поступков. Здесь следует отметить: опросник выявляет отношение родителей не ко всем членам семьи, а применительно к ребенку [14]. (Приложение № 2)
На втором этапе были проанализированы полученные результаты проведенных тестов и оформлены в виде таблиц.
На третьем этапе даны рекомендации для родителей и педагогов.
Во время проведения тестов, в группе была создана благоприятная доверительная атмосфера (играла легкая музыка). Педагог не вмешивался в процесс, а только наблюдал со стороны, делал для себя краткие записи о комментариях детей. По окончании рисунка с детьми индивидуально уточнили некоторые детали в специально отведенном для таких бесед месте.
В результате проведения КРС с детьми старшего дошкольного возраста мы получили следующие результаты, которые оформили в таблице1.
Таблица1.
Результаты теста «
Код семьи |
Симптомокомплексы |
Выводы | ||||
I |
II |
III |
IV |
V | ||
01 |
0,3 |
0,4 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
Ребенок в семье чувствует тревожность, но семейная ситуация при этом благоприятная |
02 |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
0,5 |
0,5 |
В этой семье самое большое количество баллов по параметру враждебность в семейной ситуации |
03 |
0,3 |
2,5 |
0,2 |
0 |
0,2 |
Семейная ситуация воспринимается ребенком как тревожная |
04 |
0,7 |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
0 |
Семейная ситуация благоприятная |
05 |
0,5 |
0,5 |
0,1 |
0,2 |
0 |
Общая семейная ситуация благоприятная, но ребенок ощущает тревожность |
06 |
0,8 |
0,5 |
0,3 |
0,2 |
0,4 |
Ребенок ощущает повышенную резко выраженную тревожность в семье |
07 |
0,2 |
4,5 |
2,3 |
0,2 |
0 |
Ребенок ощущает повышенную резко выраженную тревожность в семье |
08 |
0,3 |
0,3 |
2,3 |
0,2 |
0 |
В семье очень высокий уровень тревожности, а также выраженная конфликтность |
09 |
0,6 |
0,3 |
0 |
0,2 |
0 |
Благоприятная семейная ситуация |
10 |
0,63 |
0,6 |
0 |
0,2 |
0 |
Семейная ситуация благоприятная, но ребенок проявляет тревожность |
Для того чтобы представить общую картину результатов, разделили семьи на 3 группы по полученным данным. Итак, 30% (семья 09, 06, 04) - состояние в семье ребенком определяется как благоприятное. Это группа I.
II группа - это семьи, в которых выражена тревожность детей. Они составили 50 % (семьи 01, 02, 03, 07, 08).
III группа - это семьи, где
наравне с благоприятным
Общая сумма баллов по отношению к комплексам имеет следующие данные: по II симптомокомплексу - тревожность - наибольшее количество баллов - 10,4, затем идет I симптомокомплекс - благоприятная семейная ситуация - 45 баллов; III - конфликтность - 3,1 балла; IV - чувство неполноценности - 1,4 балла; V – враждебность – 2,2 балла.
Таким образом, можно заключить, что в данных семьях дети наиболее проявляют тревожность, связанную с семейным микроклиматом, взаимоотношениями в семье, т.е. с родителями.
В результате исследования родительского отношения к ребенку по тесту-опроснику А.Я. Варга и В.В. Столин мы получили следующие результаты, которые оформили в таблицу 2.
Таблица 2.
Результаты исследования детско-родительских отношений в семье
Код семьи |
Родители |
I |
II |
III |
IV |
V | |||||
б. |
% |
б. |
% |
б. |
% |
б. |
% |
б. |
% | ||
01 |
Мать |
11 |
68,35 |
5 |
31,19 |
5 |
86,63 |
6 |
95,74 |
6 |
99,83 |
Отец |
15 |
90,5 |
4 |
9,77 |
2 |
39,06 |
5 |
85,79 |
1 |
45,57 | |
02 |
Мать |
5 |
0 |
2 |
19,22 |
2 |
39,06 |
2 |
13 |
1 |
45,54 |
Отец |
4 |
0 |
2 |
5,67 |
0 |
5,67 |
2 |
32,13 |
2 |
70,25 | |
03 |
Мать |
14 |
88,6 |
3 |
7,88 |
3 |
57,96 |
7 |
100 |
5 |
96,83 |
Отец |
9 |
31,03 |
6 |
19,22 |
3 |
57,96 |
1 |
13,86 |
3 |
84,81 | |
04 |
Мать |
4 |
0 |
9 |
80,33 |
3 |
57,96 |
2 |
32,13 |
1 |
45,57 |
Отец |
6 |
0,63 |
5 |
12,29 |
5 |
86,63 |
0 |
4,41 |
2 |
70,25 | |
05 |
Мать |
5 |
0 |
5 |
12,29 |
0 |
4,72 |
1 |
13,86 |
1 |
45,57 |
Отец |
5 |
0 |
3 |
7,88 |
4 |
74,97 |
0 |
4,41 |
0 |
14,55 | |
06 |
Мать |
5 |
0 |
9 |
80,33 |
1 |
19,53 |
1 |
13,86 |
1 |
45,57 |
07 |
Мать |
13 |
84,17 |
8 |
48,92 |
3 |
57,96 |
6 |
95,74 |
2 |
70,25 |
Отец |
5 |
0 |
4 |
9,77 |
3 |
57,96 |
2 |
32,13 |
0 |
14,55 | |
08 |
Мать |
9 |
31,01 |
7 |
31,19 |
2 |
5,67 |
4 |
74,49 |
1 |
14,55 |
Отец |
9 |
31,01 |
7 |
31,19 |
5 |
86,63 |
1 |
13,86 |
2 |
70,25 | |
09 |
Мать |
7 |
3,79 |
6 |
19,22 |
4 |
74,97 |
1 |
13,86 |
2 |
70,25 |
Отец |
2 |
0 |
3 |
7,88 |
4 |
74,97 |
1 |
13,86 |
4 |
93,04 | |
10 |
Мать |
15 |
90,5 |
5 |
12,23 |
6 |
92,93 |
6 |
95,74 |
7 |
99,37 |
Отец |
9 |
31,01 |
3 |
7,88 |
2 |
39,06 |
3 |
53,87 |
1 |
45,57 |
Анализ полученных результатов
теста-опросника родителей
1. В семье 01 по сумме
параметров наиболее
2. В семье 02 – V параметр – «маленький неудачник», инфантилизация.
3. В семье 03 – V параметр – «маленький неудачник», инфантилизация.
4. В семье 04 – III параметр – симбиоз.
5. В семье 05 - III параметр – симбиоз.
6. В семье 06 – IV параметр – социальная желательность
7. В семье 07 – IV параметр – гиперсоциализация.
8. В семье 08 – III параметр – симбиоз.
9. В семье 09 – V параметр – «маленький неудачник».
10. В семье 10 - IV параметр – гиперсоциализация.
Итак, у 60% семей взаимоотношения носят неустойчивый характер, т.е. они могут быть и негативными и позитивными в зависимости от ситуации (01, 02, 05, 07, 08, 10). У 30% семей взаимоотношения характеризуются как позитивные, стабильные (04, 06, 09). У 10% семей взаимоотношения негативные (03).
Таким образом, в исследованных семьях родители в основном проявляют неадекватное отношение к детям. Это симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация.
2.3 Рекомендации
для педагогов ДОУ при
Родителям и педагогам очень важно организовать деятельность и общение с ребенком таким образом, чтобы у него формировались уверенность в себе и своих возможностях, положительное отношение к окружающим людям и ценностям сотрудничества. Взаимодействие ДОУ с родителями по вопросам социально-личностного развития детей можно осуществлять по двум направлениям: первое направление должно быть посвящено организации и содержанию профилактической работы по защите детей от жестокого обращения; второе направление – взаимодействию с родителями по вопросам формирования у детей уверенности в себе и своих возможностях в том, что каждый из них хороший, что его любят[13].
Для работы в этих направлениях целесообразно проводить следующие мероприятия:
- организовать информационный
стенд «Правам ребенка
- разработка листовок
для родителей по реализации
ими конкретных прав детей
в семье (здоровое питание;
защита от всех форм
- организация проблемно-
- проведение праздников совместно с родителями: «Международный День защиты детей», «Всемирный День ребенка», «День здоровья»;
- организация консультаций
воспитателей, специалистов по проблемам
обучения и воспитания детей:
«Психология взаимоотношений
- организация работы «Школа
молодой семьи»: а) функции современной
семьи; б) особенности
- организация кружков
для родителей: «Музыкальная
Реализуя практическую значимость исследования, мы разработали рекомендации для родителей, которые участвовали в данном исследовании.
Для семей 04, 06, 09: а) посещать
курсы, клубы на базе ДОУ по вопросам
воспитания ребенка в семье; б) овладеть
методами организации детской
Для семьи 01, 05, 10,: а) посещать семинары на базе ДОУ по проблемам воспитания, для повышения педагогической грамотности; б) пересмотреть свое отношение к ребенку и принять его таким, какой он есть.
Для семей 02, 07: а) придерживаться единства в работе детского сада и семьи по воспитанию детей; б) как можно больше времени проводить со своими детьми, планируя заранее совместную работу (поход в кино, прогулки, праздники в группе); в)
Для семей 03, 08: а) ответственнее относиться к своим родительским обязанностям, уделять ребенку должное внимание; б) прислушиваться к рекомендациям педагогов ДОУ по проблемам воспитания; в) обратить особое внимание на психическое развитие ребенка, его готовность к школе (возможно индивидуальное обращение к специалистам-психологам).
Проверка теоретических положений о психологическом климате в семье дошкольника осуществлялось в ходе исследовательской работы, проведенной на базе МБДОУ № 44 детский сад города Белово, основной целью которой являлось определить психологическую атмосферу в семье ребенка дошкольного возраста.
Результаты исследования показали, что 40 % детей воспитываются в благоприятной семейной обстановке. В этих семьях (04, 06, 09, 10) взаимоотношения родителей и детей позитивные, устойчивые, способствующие нормальному развитию ребенка.