Особенности детско-родительских отношений в зависимости от характера психологического климата в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:43, дипломная работа

Описание

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Это свидетельствует о том, что данная тема весьма актуальна.
Цель работы: Изучение особенностей детско-родительских отношений детей дошкольного возраста.

Работа состоит из  1 файл

особенности детско-родительских отношений в зависимости от характера психологического климата в семье..docx

— 107.70 Кб (Скачать документ)

    Семья и детский  сад как первичные социальные  воспитательные институты способны  обеспечивать полноту и целостность  социально-педагогической и культурно-образовательной  среды для жизни, развития и  самореализации ребенка. Главный  эффект их успешного влияния  не в дублировании, не в замене  социальных функций одного института  воспитания другим, а в гармоничном  дополнении друг друга.

      Сегодня  в общественном дошкольном образовании  все больше руководителей и  целых педагогических коллективов,  выполняя связи семьи и общества, стремятся работать как учреждения  открытого типа, как социально-педагогические  центры, интегрирующие семейный  фактор социализации детей и  социально-образовательную среду  дошкольного учреждения. Социально-педагогический  аспект их деятельности ориентирован  на гармонизацию единого социального  пространства жизни дошкольников, педагогически целесообразное влияние  на семейную среду каждого ребенка и ценностные ориентации детей и взрослых. Такая интеграция способна обеспечивать полноценность процесса социализации ребенка-дошкольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое изучение детско-родительских отношений  в семье 

 2.1. Подбор методик, процедура исследования

 

Исследования проводились  в МБДОУ № 44 детский сад города Белово. Для проверки выдвинутой гипотезы были выбраны десять семей, дети которых  посещают старшую группу данного  детского сада.

Для изучения характера взаимоотношений  в семье нами рассмотрены следующие  факторы:

1. Типовые состояния семьи:  эмоциональный комфорт; тревожность;  эмоционально-психологический дискомфорт  и нервно-психическое напряжение.

2. Стили семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый.

3. Особенности семейного  воспитания:

- создание условий родителями  для правильного развития ребенка:  нормальные жилищно-бытовые условия,  организация места занятий, создание  домашней библиотеки, наличие игровых  уголков, контроль над соблюдением  санитарно-гигиенического режима;

- родители развивают познавательные  интересы ребенка (вместе с  детьми слушают радиопередачи,  читают книги, беседуют о прочитанном,  ходят с детьми в кино, поощряют  любимые занятия ребенка);

- родители оказывают помощь  в учении, организации домашнего  учебного труда.

- дети имеют конкретные  трудовые обязанности в семье.

- родители видят недостатки  в воспитании своих детей.

4. Причины недостатков  семейного воспитания.

На первом этапе, в период с ноября 2011 года до конца февраля 2012 года, проведена исследовательская работа по изучению психологического климата семьи

1. Рисуночная методика. С целью выявления взаимоотношений в семье, вызывающих у ребенка тревогу, для получения данных о том, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них, нами был проведен тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бенса и С. Кауфмана. Этот тест дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка [36]. (Приложение № 1)

2. Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столин. Данный тест представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к ребенку, которое понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка и его поступков. Здесь следует отметить: опросник выявляет отношение родителей не ко всем членам семьи, а применительно к ребенку [14]. (Приложение № 2)

На втором этапе были  проанализированы полученные результаты проведенных тестов и оформлены  в виде таблиц.

На третьем этапе даны рекомендации для родителей и педагогов.

2.2 Анализ результатов  изучения детско-родительских отношений в семье

Во время проведения тестов, в группе была создана благоприятная  доверительная атмосфера (играла легкая музыка). Педагог не вмешивался в  процесс, а только наблюдал со стороны, делал для себя краткие записи о комментариях детей. По окончании  рисунка с детьми индивидуально  уточнили некоторые детали в специально отведенном для таких бесед месте.

В результате проведения КРС  с детьми старшего дошкольного возраста мы получили следующие результаты, которые оформили в таблице1.

 

 

 

Таблица1.

Результаты теста «Кинетический  рисунок семьи»

Код семьи

Симптомокомплексы

Выводы

I

II

III

IV

V

01

0,3

0,4

0,1

0,1

0,2

Ребенок в семье чувствует  тревожность, но семейная ситуация при  этом благоприятная

02

0,4

0,4

0,3

0,5

0,5

В этой семье самое большое  количество баллов по параметру враждебность в семейной ситуации

03

0,3

2,5

0,2

0

0,2

Семейная ситуация воспринимается ребенком как тревожная

04

0,7

0,1

0,2

0,2

0

Семейная ситуация благоприятная

05

0,5

0,5

0,1

0,2

0

Общая семейная ситуация благоприятная, но ребенок ощущает тревожность

06

0,8

0,5

0,3

0,2

0,4

Ребенок ощущает повышенную резко выраженную тревожность в  семье 

07

0,2

4,5

2,3

0,2

0

Ребенок ощущает повышенную резко выраженную тревожность в  семье

08

0,3

0,3

2,3

0,2

0

В семье очень высокий  уровень тревожности, а также  выраженная конфликтность

09

0,6

0,3

0

0,2

0

Благоприятная семейная ситуация

10

0,63

0,6

0

0,2

0

Семейная ситуация благоприятная, но ребенок проявляет тревожность


        

Для того чтобы представить  общую картину результатов,  разделили  семьи на 3 группы по полученным данным. Итак, 30% (семья 09, 06, 04) - состояние в семье ребенком определяется как благоприятное. Это группа I.

II группа - это семьи, в  которых выражена тревожность  детей. Они составили 50 % (семьи  01, 02, 03, 07, 08).

III группа - это семьи, где  наравне с благоприятным микроклиматом  проявляется тревожность детей.  Это 20% от общего количества (семьи  05, 10).

Общая сумма баллов по отношению  к комплексам имеет следующие  данные: по II симптомокомплексу - тревожность - наибольшее количество баллов - 10,4, затем  идет I симптомокомплекс - благоприятная  семейная ситуация - 45 баллов; III - конфликтность - 3,1 балла; IV - чувство неполноценности - 1,4 балла; V – враждебность – 2,2 балла.

Таким образом, можно заключить, что в данных семьях дети наиболее проявляют тревожность, связанную  с семейным микроклиматом, взаимоотношениями  в семье, т.е. с родителями.

В результате исследования родительского отношения к ребенку по тесту-опроснику А.Я. Варга и В.В. Столин мы получили следующие результаты, которые оформили в таблицу 2.

 Таблица 2.

 

Результаты исследования  детско-родительских отношений в  семье

Код семьи

Родители

I

II

III

IV

V

б.

%

б.

%

б.

%

б.

%

б.

%

01

Мать

11

68,35

5

31,19

5

86,63

6

95,74

6

99,83

Отец

15

90,5

4

9,77

2

39,06

5

85,79

1

45,57

02

Мать

5

0

2

19,22

2

39,06

2

13

1

45,54

Отец

4

0

2

5,67

0

5,67

2

32,13

2

70,25

03

Мать

14

88,6

3

7,88

3

57,96

7

100

5

96,83

Отец

9

31,03

6

19,22

3

57,96

1

13,86

3

84,81

04

Мать

4

0

9

80,33

3

57,96

2

32,13

1

45,57

Отец

6

0,63

5

12,29

5

86,63

0

4,41

2

70,25

05

Мать

5

0

5

12,29

0

4,72

1

13,86

1

45,57

Отец

5

0

3

7,88

4

74,97

0

4,41

0

14,55

06

Мать

5

0

9

80,33

1

19,53

1

13,86

1

45,57

                     

07

Мать

13

84,17

8

48,92

3

57,96

6

95,74

2

70,25

Отец

5

0

4

9,77

3

57,96

2

32,13

0

14,55

08

Мать

9

31,01

7

31,19

2

5,67

4

74,49

1

14,55

Отец

9

31,01

7

31,19

5

86,63

1

13,86

2

70,25

09

Мать

7

3,79

6

19,22

4

74,97

1

13,86

2

70,25

Отец

2

0

3

7,88

4

74,97

1

13,86

4

93,04

10

Мать

15

90,5

5

12,23

6

92,93

6

95,74

7

99,37

Отец

9

31,01

3

7,88

2

39,06

3

53,87

1

45,57


 

Анализ полученных результатов  теста-опросника родителей свидетельствует  о том, что:

1. В семье 01 по сумме  параметров наиболее выраженным  является IV параметр – авторитарная  гиперсоциализация.

2. В семье 02 – V параметр  – «маленький неудачник», инфантилизация.

3. В семье 03 – V параметр  – «маленький неудачник», инфантилизация.

4. В семье 04 – III параметр  – симбиоз.

5. В семье 05 - III параметр  – симбиоз. 

6. В семье 06 – IV параметр  – социальная желательность

7. В семье 07 – IV параметр  – гиперсоциализация.

8. В семье 08 – III параметр  – симбиоз.

9. В семье 09 – V параметр  – «маленький неудачник».

10. В семье 10 - IV параметр  – гиперсоциализация.

Итак, у 60% семей взаимоотношения  носят неустойчивый характер, т.е. они  могут быть и негативными и  позитивными в зависимости от ситуации (01, 02, 05, 07, 08, 10). У 30% семей взаимоотношения характеризуются как позитивные, стабильные (04, 06, 09). У 10% семей взаимоотношения негативные (03).

 

Таким образом, в исследованных  семьях родители в основном проявляют  неадекватное отношение к детям. Это симбиоз, гиперсоциализация, инфантилизация.

 

 

2.3 Рекомендации  для педагогов ДОУ при взаимодействии  с родителями в процессе воспитания  и развития ребенка

 

Родителям и педагогам  очень важно организовать деятельность и общение с ребенком таким  образом, чтобы у него формировались  уверенность в себе и своих  возможностях, положительное отношение  к окружающим людям и ценностям  сотрудничества. Взаимодействие ДОУ  с родителями по вопросам социально-личностного  развития детей можно осуществлять по двум направлениям: первое направление  должно быть посвящено организации  и содержанию профилактической работы по защите детей от жестокого обращения; второе направление – взаимодействию с родителями по вопросам формирования у детей уверенности в себе и своих возможностях в том, что  каждый из них хороший, что его любят[13].

Для работы в этих направлениях целесообразно проводить следующие мероприятия:

- организовать информационный  стенд «Правам ребенка посвящается»  на основе нормативно-правовых  документов;

- разработка листовок  для родителей по реализации  ими конкретных прав детей  в семье (здоровое питание;  защита от всех форм физического  или психического насилия; отсутствие  заботы или грубого обращения  и т.д.);

- организация проблемно-теоретических  постоянно действующих семинаров:  «Возрастные особенности психолого-педагогического  развития детей старшего дошкольного  возраста», «Общение взрослого  с ребенком»;

- проведение праздников  совместно с родителями: «Международный  День защиты детей», «Всемирный  День ребенка», «День здоровья»;

- организация консультаций  воспитателей, специалистов по проблемам  обучения и воспитания детей:  «Психология взаимоотношений взрослого  и ребенка», «Роль отца в воспитании ребенка»;

- организация работы «Школа  молодой семьи»: а) функции современной  семьи; б) особенности воспитания  ребенка в семье; в) психофизиологические  особенности детей старшего дошкольного  возраста; г) организация продуктивной  деятельности в домашних условиях;

- организация кружков  для родителей: «Музыкальная гостиная»,  «Педагогический калейдоскоп», «Клуб бабушек».

Реализуя практическую значимость исследования, мы разработали рекомендации для родителей, которые участвовали  в данном исследовании.

Для семей 04, 06, 09: а) посещать курсы, клубы на базе ДОУ по вопросам воспитания ребенка в семье; б) овладеть методами организации детской деятельности, направленными на подготовку ребенка  к школе; в) принимать активное участие  в деятельности дошкольного учреждения.

Для семьи 01, 05, 10,: а) посещать семинары на базе ДОУ по проблемам  воспитания, для повышения педагогической грамотности; б) пересмотреть свое отношение  к ребенку и принять его  таким, какой он есть.

Для семей 02, 07: а) придерживаться единства в работе детского сада и  семьи по воспитанию детей; б) как  можно больше времени проводить  со своими детьми, планируя заранее совместную работу (поход в кино, прогулки, праздники в группе); в)

Для семей 03, 08: а) ответственнее  относиться к своим родительским обязанностям, уделять ребенку должное  внимание; б) прислушиваться к рекомендациям  педагогов ДОУ по проблемам воспитания; в) обратить особое внимание на психическое  развитие ребенка, его готовность к  школе (возможно индивидуальное обращение  к специалистам-психологам).

Проверка теоретических  положений о психологическом  климате в семье дошкольника осуществлялось в ходе исследовательской работы, проведенной на базе МБДОУ № 44 детский сад города Белово, основной целью которой являлось определить психологическую  атмосферу в семье ребенка дошкольного возраста.

Результаты исследования показали, что 40 % детей воспитываются  в благоприятной семейной обстановке. В этих семьях (04, 06, 09, 10) взаимоотношения  родителей и детей позитивные, устойчивые, способствующие нормальному  развитию ребенка.

Информация о работе Особенности детско-родительских отношений в зависимости от характера психологического климата в семье