Особенности детско-родительских отношений в зависимости от характера психологического климата в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:43, дипломная работа

Описание

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития. Это свидетельствует о том, что данная тема весьма актуальна.
Цель работы: Изучение особенностей детско-родительских отношений детей дошкольного возраста.

Работа состоит из  1 файл

особенности детско-родительских отношений в зависимости от характера психологического климата в семье..docx

— 107.70 Кб (Скачать документ)

1)Создание достаточной  свободы для проявлений активности  ребенка.

Ребенок в семье обладает определенной степенью личностной свободы. Последовательное и логичное расширение границ самостоятельности ребенка  представляется целесообразным и влияющим на общую адаптивность ребенка.

2)Развитие внутри  особой знаково-символической среды  (общение ребенка со взрослыми  и сверстниками).

Становление сознания ребенка  зависит от форм общения со взрослыми, от характера общения – диалогичность  или монологичность, от образа мыслей окружающих взрослых и от того насколько  они могут сделать этот образ  мыслей «видимым» для ребенка, т.е. понятным ему. Именно взрослый в совместном анализе создает условия для  осмысления и осознания ребенком себя человеком с определенными  целями, намерениями, симпатиями и антипатиями, человеком, наделенным определенными  способностями чувствовать, мыслить, понимать, выстраивать свою деятельность.

3)Эмоционально  насыщенное и целенаправленное  общение взрослых с ребенком

Еще И.П. Павлов утверждал, что  эмоция является для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Умение взрослых находить верную и постоянную пропорцию для  своих реакций на то или иное событие, тот или иной поступок ребенка  способствуют формированию у ребенка  твердых повседневных ориентиров в  мире чувств.

4) Преемственность  освоения знания с предыдущим  опытом ребенка.

Знание вырастает из осознания  ребенком определенных ситуаций своей  деятельности. Семья, дающая ребенку  право выращивать свои знания на основе своего опыта, понимания, тех понятий, которые у него к этому времени  сформировались, право выбора способа  работы; индивидуального или коллективного, способствует формированию у ребенка  способности осуществлять самостоятельный  выбор и нести за него ответственность.

5)Гармоничные  взаимоотношения в семье.

Исследования, проведенные  Л.И. Божович, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожец  и др., позволили выделить два  типа факторов, существующих в семье  и оказывающих влияние на ребенка. Первый тип составляет отношения  родителей, отношения между родителями, отношения между братьями и сестрами. Ко второму типу можно отнести  материальное положение семьи, жилищные условия, структуру семьи (полный или  неполный ее состав). Факторы первого  типа исследователи отнесли к  доминирующим по сравнению со вторыми.

Успешность семейного  воспитания ребенка зависит от воспитательного  потенциала семьи. Он представляет собой  комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, основные периоды  развития, численность и структуру  семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его  членами, социально-демографические  особенности семьи.

По результатам исследований Э. Арутюнянц, существуют три варианта семьи: традиционная (патриархальная), детоцентрическая и супружеская (демократическая).

В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших, педагогическое воздействие осуществляются сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они неинициативны, негибки в общении, действуют исходя из представления о должном.

В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. Взаимодействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от ребенка к родителям). В результате такого взаимодействия у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации ребенка при поступлении в дошкольное учреждение и школу.

Супружеская (демократическая) семья своей целью видит взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие – «горизонтальное», диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом воспитания в такой семье является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитии активности, самостоятельности, доброжелательности, уверенности в себе и эмоциональная устойчивость. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям в среде, построенной по «вертикальному» принципу[10].

Такая классификация семей  требует индивидуального подхода  к воспитанию ребенка в целом  и взаимодействию с семьей.

К середине XX века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике считаются традиционными. К таким формам относится педагогическое просвещение родителей.

Осуществляется оно в  двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами.

Внутри детского сада проводилась  работа с родителями своих воспитанников. Такая работа состояла из следующих  форм:

  • посещение семьи воспитателем (предусматривает знакомство педагога с семьей, но не для того чтобы опираться на ее особенности в дальнейшей работе, а для выяснения общих условий семейного воспитания, выявления педагогических ошибок родителей с целью дать рекомендации и выстраивать воздействие на родителей);
  • беседы и консультации (мало чем отличались друг от друга, направлены на оказание помощи семьям, не справляющимся с воспитательной функцией. Ведущая роль в них принадлежала педагогу: темы рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходят от педагогов и ведутся в направлении, которое им кажется необходимым);
  • общие и групповые родительские собрания (также оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели планируют и проводят эти формы работы согласно своему расписанию и в соответствии с интересующей их темой. Родителям не дается право выбора программ и направлений педагогического процесса – они лишь слушают предлагаемое педагогами.);
  • наглядная пропаганда (оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д., также по своему усмотрению. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают или приводят детей в группу.

Это указывает на то, что  семья воспринимается общественностью  как педагогически несовершенный  фактор в становлении личности ребенка, не учитывается важность семейного  воспитания для процесса социализации детей.

За пределами детского сада осуществлялась широкая педагогическая пропаганда. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет. Формы этого направления работы с семьей нацелены как на убеждение родителей в важности общественного воспитания, так и на теоретическую помощь семье в процессе воспитания ребенка.

Такие формы работы при  добросовестном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Однако современное  экономическое положение в сфере  образования затрудняет их осуществление  на практике. Кроме того, во всех формах работы с семьей за пределами детского сада, как и в предыдущем направлении, все также активно главенствует общественность и незаметна роль семьи [28, 27].

Перечисленные выше формы  взаимодействия ДОУ с семьей показывают, что в стране имеется немалый  опыт педагогического просвещения  родителей. Но содержание программ не подчеркивало истинную роль семьи в  становлении личности ребенка, его  социализации. Важно, чтобы содержание взаимодействия ДОУ с родителями дошкольника отражало специфику  вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника, а не дублировало функции и методы общественного воспитания ребенка.

Наличие данных недостатков  в работе с родителями требует  не только изменения подхода к  семье, но и создания новых форм работы дошкольного учреждения с семьей. Именно поэтому и появилась в  дошкольном образовании новая философия  взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

В основе новой философии  взаимодействия семьи и дошкольного  учреждения лежит идея о том, что  за воспитание детей несут ответственность  родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и  дополнить их воспитательную деятельность. Политика превращения воспитания из семейного в общественное уходит в прошлое.

Долгие годы к семье  и домашнему воспитанию складывалось уничижительное отношение. Родители допускались  в ДОУ, когда требовалась их помощь в благоустройстве помещений, озеленении, их приглашали на праздники, собрания. Педагоги искренне полагали, что их миссия – поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие  способы и формы работы с семьей с доминированием монолога педагога (инструктивные сообщения на собрании, консультации, информационные стенды). Это вызвало ошибки в общении  педагога с родителями (безличное  обращение, торопливость в оценке ребенка  с акцентом на негативные проявления, пренебрежение к собеседнику, игнорирование его настроения, состояния, жизненного опыта). Указанные ошибки являются свидетельством коммуникативной некомпетентности педагога, которая сводит на нет его профессиональную компетентность.

Признание приоритета семейного  воспитания требует нового отношения  к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного  учреждения. Новизна таких отношений  определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействия – представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Необходимо стремиться к поддерживающему взаимодействию педагогов с родителями, которое обеспечивает решение тактических, ближайших задач воспитания и социализации ребенка в обновляющемся обществе, а также к конструктивному взаимодействию, позволяющему снизить уровень невротизации ребенка в условиях общественного воспитания и обеспечивающему глубинные связи между детским садом и семьей.

Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие протекает  в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать  истинные отношения. Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» – личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов возможно только в рамках открытости дошкольного учреждения.

Реализовать открытость ДОУ  «внутрь» – это означает сделать  воспитательный процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.

Открытость детского сада «наружу» означает, что детский сад  открыт влиянию микросоциума и сам  оказывает влияние на воспитательные процессы в семье, оказывать помощь родителям в тех или иных педагогических затруднениях.

Для осуществления успешной и полноценной социализации ребенка-дошкольника  в ДОУ должны соблюдаться следующие  условия:

  • содержание образовательного процесса должно делать упор на учет возрастных, индивидуальных особенностей детей (принцип природосообразности), целостное развитие ребенка в единстве интеллектуально-аффективного, в системе знаний, опыта осуществления деятельности и эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу;
  • необходимо придерживаться условия природосообразности – учета возрастных, индивидуальных, личностных особенностей детей дошкольного возраста;
  • необходимо выполнять условие преемственности во взаимодействии ДОУ и семьи для успешного построения единого воспитательно-образовательного пространства и обеспечения развития детей. Родители должны быть ознакомлены с перспективным планом работы по ознакомлению детей с социальной действительностью. Для этого каждый месяц в родительских уголках должен размещаться перспективный план по изучаемой теме и предлагаться рекомендации по работе с детьми: беседы, экскурсии, совместные мероприятия. Со стороны руководителей ДОУ должен осуществляться надлежащий контроль за осуществлением работы по взаимодействию с семьями воспитанников.

 

 

Выводы по первой главе

          На основе анализа научной литературы таких авторов как Андреева Г.М., Ольшанский В.Б., Кузьмин Е.С., Ощепкова А.П.,Добрынина О.А., Д. Баумринд, Варга А.Я., Захарова А.И., Личко А.Е., Юстицкис В.В., Эйдемиллер Э.Г. и др. по исследованию эмоционального климата в семье и факторов влияющих на микроклимат семьи было выявлено, что однозначной формулировки понятия эмоционального климата нет. Многие авторы придерживаются мнения, что социально- психологический климат, психологический климат и эмоциональный климат это синонимы. Различием же между ними является емкость этих понятий.

      Социально- психологический климат семьи - это обобщенная, интегративная характеристика семьи, которая отражает степень удовлетворенности супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем отношений.

     Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений и оказывает решительное влияние на развитие личности, как детей, так и взрослых.

      Эмоциональный климат выражается в том, какие преобладают отношения и настроения между членами семьи.

       Таким образом, основными подходами к изучению психологического климата в семье являются такие факторы как удовлетворенность супружеских отношений, психологическая совместимость, эмоциональный контакт супругов, эмоциональная атмосфера семьи, стили семейного воспитания, которые являются важными показателями психологического климата в семье.

      На основе и с помощью осознанных социальных норм человек вырабатывает системы непосредственных личностных норм, индивидуальные личностные оценки и отношения, осознаёт свой статус и положение в мире, в социальных системах, в системе социальных и межличностных отношений, а это означает, что на основе социальных норм человек фактически реализуется как личность, формирует собственную личность как нечто данное или установившееся.

     Процесс социализации - творческий процесс, включения  личности в социальные отношения,  осознания их и наполнения  индивидуальным смыслом. Это творчество  субъективных отношений с социальной  средой, творчество открытия данной  среды для индивида. Результаты  данного творчества лежат не  вовне, а внутри личности, то  есть можно сказать, что это  результаты обучения личности, усвоения  социальных норм как субъектом  социального знания.

      В настоящее  время в отечественной науке  укоренилось представление о  том, что процесс социализации  должен рассматриваться как двусторонний  процесс, включающий в себя  усвоение и активное воспроизводство  индивидом общественных отношений.  В процессе социализации человек  выступает одновременно и как  объект, и как субъект общественных  отношений, то есть социализация  личности рассматривается в двух  аспектах: объектном и субъектном.

Информация о работе Особенности детско-родительских отношений в зависимости от характера психологического климата в семье