Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 20:12, курсовая работа
Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Разграничение частично сходных понятий «акцентуации характера» и «психопатии» отводится заслугам П. Б. Ганнушкина и О. В. Кербикова.
Введение
Раздел 1 «Теоретический анализ проблемы взаимосвязи акцентуаций характера и креативности в подростковом возрасте»
1.1. Анализ отечественных и зарубежных исследований акцентуаций характера
1.2. Исследование влияния акцентуаций характера на развитие подростка
1.2.1. Классификация акцентуаций характера
1.2.2. Особенности акцентуаций характера в подростковом возрасте
1.3. Различные подходы к пониманию креативности
1.4. Особенности развития креативности в подростковом возрасте
1.5. Взаимосвязь акцентуаций характера и креативности у подростков
Выводы к разделу 1
Раздел 2 «Исследование особенностей креативности у подростков с различными акцентуациями характера»
2.1. Планирование и проведение эмпирического исследования
2.2. Обработка и анализ полученных результатов исследования
2.3. Выводы и рекомендации
Выводы к разделу 2
Заключение
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………
РАЗДЕЛ I «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА И КРЕАТИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»……………………..…………………………5
1.1.
Анализ отечественных и зарубежных исследований
акцентуаций характера………………………………………………………
1.2.Исследование
влияния акцентуаций характера на развитие
подростка………………..……………………………….
1.2.1. Классификация акцентуаций характера……………….………11
1.2.2. Особенности акцентуаций
характера в подростковом возрасте…………………………………………………………
1.3. Различные подходы к пониманию креативности……………………18
1.4. Особенности развития креативности в подростковом возрасте….…23
1.5.
Взаимосвязь акцентуаций характера и
креативности у подростков……………………………………………………
Выводы
к разделу I…………………………………………....…..………..
РАЗДЕЛ II «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КРЕАТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА»………………………………………… 30
2.1. Планирование и проведение эмпирического исследования……...…30
2.2. Обработка и анализ полученных результатов исследования……….57
2.3.
Выводы и рекомендации………………………
Выводы
к разделу II………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Его обычно характеризуют как переломный, переходный, критический. Этот возраст является сенситивным периодом развития креативности, оказывающим влияние на становление личности в целом. Феномен креативности изучали такие ученые как К. Роджерс, Е. Торренс, Дж. Гилфорд, Х. Гейвин, В. Н. Козленко, В. Г. Каменская, И. Е. Мельникова и др.
К тому же этот возраст — как раз самый трудный с точки зрения становления и развития характера, когда его черты становятся наиболее выраженными, другими словами становятся акцентуируемыми. Большой вклад в изучение акцентуаций сделали ученые, такие как К.Р.Леонгард, В.М.Бехтерев, П.Б.Ганнушкин, О.В.Кербиков, Е.А.Личко и др.
Много работ посвящено изучению креативности, а также акцентуациям характера, но связь между этими понятиями изучена недостаточно, что делает исследование актуальным. Исходя из того, что в подростковом возрасте наиболее выражены акцентуации и, в тоже время, он является сенситивным для креативности, была выбрана тема курсовой работы «Особенности креативности в подростковом возрасте с разными акцентуациями характера».
Объект исследования: креативность.
Предмет исследования: особенности креативности у подростков с разными акцентуациями характера.
Цель исследования: изучить особенности креативности у подростков с разными акцентуациями характера.
Гипотеза исследования: у подростков с разными акцентуациями характера имеются специфические особенности проявления креативности.
Задачи исследования:
Методы исследования:
РАЗДЕЛ
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ
АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА
И КРЕАТИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ
1.1.
Анализ отечественных
и зарубежных исследований
акцентуаций характера
Понятие «характер» имеет различные трактовки. В психологическом словаре под общей редакцией Ю.Л.Неймера дается следующее определение: «характер – иерархизированная, упорядоченная совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, которые формируются в процессе жизнедеятельности и проявляются в способах типичного реагирования личности в деятельности, поведении и общении» [29].
Отечественный психолог А.Ф.Лазурский дает иное определение характера. Он трактовал его как предполагаемую умственную и психическую организацию личности, соотносимую со стабильными и последовательными схемами поведения в различных ситуациях [1].
Если
черты характера чрезмерно
Необходимо
различать понятие акцентуаций
характера от психопатий.
Еще на заре учения о психопатиях возникла
проблема отграничения их от крайних вариантов
нормы. В. М. Бехтерев (1886) упоминал о «переходных
состояниях между психопатией и нормальным
состоянием».
П.Б.Ганнушкин (1933) подобные случаи обозначал как "латентную психопатию" [8, 262], М.Фрамер (1949) и О.В.Кербиков (1961) – как "предпсихопатию", Г.К.Ушаков (1973) – как "крайние варианты нормального характера" [11, 556], Е.Кан (1928 - цит. по А.Е.Личко, 1977) выделил группу «дискордантно-нормальных» как переходную от нормы к психопатиям, Л.И.Спивак (1979) как «нервно-психическую неустойчивость» [4, 5].
Наибольшую известность получил термин K.Леонгарда, немецкого психиатра и психолога, профессора неврологической клиники Берлинского университета, (1968) – "акцентуированная личность" [22]. Однако правильнее говорить об "акцентуациях характера" (Личко; 1977). Личность – понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т. д. В описаниях K.Леонгард речь идет именно о типах характера.
Отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П.Б.Ганнушкина (1933) – О.В.Кербикова (1962). При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации как следствия тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу.
Обычно
акцентуации развиваются в
В добавление к критериям П.Б.Ганнушкина, О.В.Кербикова можно отметить еще один важный признак, отличающий акцентуации и психопатии (Личко, 1977). При психопатиях декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции, социальная дезадаптация возникают от любых психических травм, в самых разнообразных трудных ситуациях, от всевозможных поводов и даже без видимой причины. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно лишь тогда, когда они адресуются к "месту наименьшего сопротивления", к "слабому звену" данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко.
На основании сказанного можно дать следующее определение акцентуации характера.
Акцентуации
характера – это крайние
Акцентуированные характеры зависят не от природно-биологических свойств, а от факторов внешней среды, которые накладывают отпечаток на образ жизни данного человека.
Акцентуация всегда, предполагает усиление степени определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной. Акцентуированные черты далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация – это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.
В 1977 году Андрей Евгеньевич Личко, советский детский психиатр, профессор, на основе работ Леонгарда и классификации психопатий Петра Борисовича Ганнушкина развил концепцию и начал использовать словосочетание «акцентуация характера», считая личность слишком комплексным понятием для акцентуаций, как было сказано ранее. Разработанная им типология предназначена только для подросткового возраста. В нашей стране именно она получила распространение.
А.Е.Личко также как и предыдущие исследователи, полагает, что акцентуации характера имеют сходство с психопатиями. Главное их отличие от психопатий заключается в отсутствии признака социальной дезадаптации. Они не являются основными причинами патологического формирования личности, но могут стать одним из факторов в развитии пограничных состояний.
По мнению Личко акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет её адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.
При этом важно отметить, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Точно так же, затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях (сопряженных с данной акцентуацией) может сочетаться с хорошими или даже повышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти «другие» ситуации сами по себе могут быть объективно и более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией, не референтны ей.
Все
акцентуации Личко
Акцентуации представляют собой хотя и крайние, но варианты нормы. Поэтому "акцентуация характера" не может быть психиатрическим диагнозом.
По исследованиям А. Е. Личко патохарактерологические реакции, выступающие на фоне акцентуаций, как правило, почти 80% из них с возрастом сглаживаются, смягчаются и можно наблюдать удовлетворительную социальную адаптацию. Будет прогноз хороший или плохой зависит от степени выраженности и вида акцентуаций – явная и скрытая, а также от социальных условий. [23, 26]
Явная акцентуация – эта степень относится к крайним вариантам нормы. Однако выраженность черт определенного типа обычно не препятствует социальной адаптации. Занимаемое положение, как правило, соответствует способностям и возможностям. С возрастом особенности характера либо остаются достаточно выраженными, но компенсируются и не мешают адаптации, либо настолько сглаживаются, что явная акцентуация переходит в скрытую.
Информация о работе Особенности креативности у подростков с различными акцентуациями характера