Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 20:12, курсовая работа
Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Разграничение частично сходных понятий «акцентуации характера» и «психопатии» отводится заслугам П. Б. Ганнушкина и О. В. Кербикова.
Введение
Раздел 1 «Теоретический анализ проблемы взаимосвязи акцентуаций характера и креативности в подростковом возрасте»
1.1. Анализ отечественных и зарубежных исследований акцентуаций характера
1.2. Исследование влияния акцентуаций характера на развитие подростка
1.2.1. Классификация акцентуаций характера
1.2.2. Особенности акцентуаций характера в подростковом возрасте
1.3. Различные подходы к пониманию креативности
1.4. Особенности развития креативности в подростковом возрасте
1.5. Взаимосвязь акцентуаций характера и креативности у подростков
Выводы к разделу 1
Раздел 2 «Исследование особенностей креативности у подростков с различными акцентуациями характера»
2.1. Планирование и проведение эмпирического исследования
2.2. Обработка и анализ полученных результатов исследования
2.3. Выводы и рекомендации
Выводы к разделу 2
Заключение
Список использованных источников
Опросник личностной склонности к творчеству (уровень личностной креативности) Г. Девиса предназначен для выявления склонности к творческому поведению в повседневной жизни.
Личностные
признаки креативности содержат в себе
интерес, самодостаточность, ощущение
гармонию, красоты, альтруизм, стремление
к риску, потребность в активности и так
далее. Опросник имеет 21 вопрос, с помощью
которых диагностируют креативность как
личностное свойство. Опросник отредактирован
психологом Б.К. Пашневым и установлены
возрастные рамки для детей от 12 до 17 лет.
Инструкция
Прочитайте
приведенные утверждения и
Ключ:
Показатель личностной креативности:
«Да» - 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19.
«Нет» - 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21.
За каждый совпадающий с ключом вариант ответа начисляется 1 балл. Потом полученные баллы подсчитываются. Далее индивидуальный результат сравнивается с возрастными нормами:
пол | класс | низкий | средний | высокий | |||
ж | 7 | 0 | 10 | 11 | 15 | 16 | 21 |
8 | 0 | 10 | 11 | 15 | 16 | 21 | |
9 | 0 | 11 | 12 | 16 | 17 | 21 | |
10 | 0 | 11 | 12 | 16 | 17 | 21 | |
ч | 7 | 0 | 10 | 11 | 14 | 15 | 21 |
8 | 0 | 10 | 11 | 15 | 16 | 21 | |
9 | 0 | 10 | 11 | 16 | 17 | 21 | |
10 | 0 | 10 | 11 | 16 | 17 | 21 |
Методика определения активности вербального и наглядно-образного мышления. Активность мышления является одним из самых важных показателей, свидетельствующих о его сохранности, действенности, нормальном психофизиологическом и эмоциональном состоянии субъекта. Субъективные показатели активности мышления, оцениваемые с помощью самонаблюдения или наблюдения, отражаются в качественных экспертных оценках типа «не могу сосредоточиться», «голова другим занята», «чувствую себя утомленным».
Экспресс-метод оценки активности мышления с помощью регистрации продуктивности его в заданиях различного типа позволяет иметь не только количественные показатели, удобные для последующего сравнения и интерпретации, но и оценить такие разные показатели активности, как показатели его беглости (конвергентное мышление по Гилфорду, 1980) и гибкости (дивергентное мышление, там же). Беглое мышление оценивается по количеству выполненных однотипных задач, в пределах одного способа решения. Иногда эти показатели можно сопоставить с имеющимися у субъекта предварительными знаниями и скоростью извлечения их из памяти. Гибкое мышление предполагает регистрацию его продуктивности при выполнении задач разного типа, требующих быстрого переключения с одного способа на другой. Кроме того, отдельно оцениваются показатели вербального и наглядно-образного мышления.
Порядок работы. Экспериментатор (преподаватель) с помощью ручного секундомера хронометрирует поминутно выполнение заданий по следующим инструкциям.
Первая инструкция: «Запишите в своих тетрадях любые женские имена, начинающиеся на букву "Р"». Можно варьировать изменения букв, женские и мужские имена, другие задания типа «Запишите любые города, начинающиеся с определенной буквы». Количество правильно записанных испытуемым слов будет соответствовать показателям вербальной беглости.
Следующая инструкция оценивает активность испытуемого по параметру образной беглости. Испытуемые подготавливают матрицу из 6-8 кружочков небольшого размера, где по указанию экспериментатора они должны рисовать различные объекты, включая форму кружочка в рисунок. Содержание инструкции: «Нарисуйте в течение минуты в этих кружочках те объекты, которые относятся к классу "Флора"». Здесь также можно варьировать характер инструкции, соблюдая условие равенства трудности заданий. Количество правильно нарисованных объектов будет соответствовать показателям образной беглости.
Третья инструкция направлена на выяснение особенностей гибкости (дивергентности) мышления в вариантах вербального и образного видов: «В течение минуты составьте и запишите в тетрадях предложения из четырех слов, начинающихся на буквы П, И, О, Л». Можно привести пример выполнения задания, в данном случае - написать предложение «Постепенно Исчезли Опавшие Листья» или что-либо аналогичное. Количество правильно составленных предложений будет соответствовать показателям вербальной гибкости.
Последняя, четвертая инструкция определяет особенности образной гибкости испытуемых. Экспериментатор (преподаватель) рисует на доске какой-либо фрагмент без смысловой нагрузки, например, крест, пересекающиеся линии, круг, волнистую линию и т. д. Инструкция для испытуемых «В течение минуты вмонтируйте этот фрагмент как можно в большее количество законченных рисунков». Количество правильно выполненных заданий будет соответствовать показателям образной беглости.
Обработка результатов. Испытуемые составляют матрицу, рассчитывая на повторяемость задания, в которой они обобщают полученные результаты
Имеющиеся экспериментальные данные позволяют предполагать, что для возрастной выборки 18-25 лет и уровня образования не менее среднего достаточно стабильными показателями активности мышления являются показатели вербальной беглости, равные 5 именам, образной беглости - 5 рисункам, вербальной гибкости - 4 предложениям, образной гибкости - 5 рисункам. Естественно, при учитывании показателей среднеквадратичного отклонения и других возрастных и образовательных особенностей эти групповые нормы могут немного измениться в ту или иную сторону.
Гораздо
больший интерес приобретают собственные
изменения показателей в разные периоды
времени - утром, днем, вечером, а также
при разных эмоциональных и психофизиологических
состояниях субъектов. В таком случае
можно, пользуясь экспресс-диагностикой,
оценить собственные средние показатели
активности мышления, полученные путем
проведения эксперимента в разное время,
а также найти свои лучшие биоритмические
зоны.
«Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков» (Е. Личко). Опросник включает 143 утверждения, составляющих 10 диагностических и одну контрольную шкалу (шкалу лжи). В каждой шкале по 13 утверждений.
Утверждения в тексте вопросника предъявляются в случайном порядке.
Диагностируются гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, тревожно-педантический, интровертированный, возбудимый, демонстративный и неустойчивый типы.
Порядок заполнения опросника и подсчета баллов изложен в Инструкции для обследуемых.
На основании собранного материала, отдельно по каждому типу акцентуаций, определено минимальное диагностическое число (МДЧ), представляющее собой нижнюю границу доверительного интервала (6; 24), которая рассчитывается по формуле:
МДЧ = М - Rn *W,
где
М–средний по выборке балл данного типа акцентуаций;
Rn–табличный коэффициент;
W–размах данных.
Минимальные диагностические числа (МДЧ):
Гипертимный тип –10;
Циклоидный тип –8;
Лабильный тип –9;
Астено-невротический тип –8;
Сенситивный тип –8;
Тревожно-педантический гип –9;
Интровертированный тип –9;
Возбудимый тип –9;
Демонстративный тип –9;
Неустойчивый тип –10;
Контрольная шкала –4.
Контрольная шкала интерпретируется подобно такой же шкале в детском варианте опросника Айзенка. Показатель в 4 балла рассматривается уже как критический. Высокий показатель по этой шкале свидетельствует о тенденции обследуемых давать «хорошие» ответы. Высокие баллы по шкале лжи могут служить также дополнительным свидетельством демонстративности в поведении обследуемого. Поэтому при получении по контрольной шкале более 4 баллов следует прибавить к шкале демонстративности 1 балл. Если же показатель по шкале лживости превышает 7 баллов, то к шкале демонстративности прибавляются 2 балла. Однако если несмотря на это, демонстративный тип не диагностируется, то результаты тестирования следует признать недостоверными.
Правила идентификации типов:
1.
Если МДЧ достигнуто или
2
Если МДЧ превышено по
а) вслучае ниже перечисленных сочетаний –смешанный тип:
Г, Ц Г,Д Г,Л
Ц,Л
Л,А Л, С Л,Д Л,Н
А,С А,Т А,Д
С, Т С, И
Т,И
И,В И,Д И,Н
В,Д В,Н
Д, Н
Другие сочетания, полученные по МПДО, должны быть признаны несочетаемыми (что доказано клиническими наблюдениями). Например, гипертимный и интровертироваиный тип, сенситивный и возбудимый, и т.д.
б) Если по какому-либо типу набрано баллов на 4 больше, чем по другим типам, то последние не диагностируются, даже если сочетание совместимо.
в) В "случае несовместимых сочетаний диагностируется тот тип, в пользукоторого набрано больше баллов.
г) Если в отношении двух несовместимых типов имеется одинаковое количество баллов, то для исключения одного из них необходимо руководствоваться следующими правилами доминирования (сохраняется тип, указанный после знака равенства):
Информация о работе Особенности креативности у подростков с различными акцентуациями характера