Особенности креативности у подростков с различными акцентуациями характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Разграничение частично сходных понятий «акцентуации характера» и «психопатии» отводится заслугам П. Б. Ганнушкина и О. В. Кербикова.

Содержание

Введение
Раздел 1 «Теоретический анализ проблемы взаимосвязи акцентуаций характера и креативности в подростковом возрасте»
1.1. Анализ отечественных и зарубежных исследований акцентуаций характера
1.2. Исследование влияния акцентуаций характера на развитие подростка
1.2.1. Классификация акцентуаций характера
1.2.2. Особенности акцентуаций характера в подростковом возрасте
1.3. Различные подходы к пониманию креативности
1.4. Особенности развития креативности в подростковом возрасте
1.5. Взаимосвязь акцентуаций характера и креативности у подростков
Выводы к разделу 1
Раздел 2 «Исследование особенностей креативности у подростков с различными акцентуациями характера»
2.1. Планирование и проведение эмпирического исследования
2.2. Обработка и анализ полученных результатов исследования
2.3. Выводы и рекомендации
Выводы к разделу 2
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 702.50 Кб (Скачать документ)

 

                 Таблица 3 (продолжение)

    № п/п Фамилия Имя Мышление (по Гилфорду)
    конвергентное дивергентное
    23 Супонева София    +
    24 Темрук Катерина   +
    25 Фаткулина Алина    +
    26 Чернобривец Сергей +  
    27 Чуб Евгения    +
    28 Шадчнев Дмимтирий  +  
    29 Шевирьева Татьяна    +
    30 Шулякова Елизаветта +  
    31 Шаповал Екатерина   +
    32
      Янковская Елена
      +
    ВСЕГО 19 чел. – 59% 13 чел. – 41%

 

Таблица 3 показывает, что в выборке преобладает  конвергентное мышление, то есть доминирование  интеллекта над креативностью.

     В ходе диагностики акцентуаций характера (см. пункт 1.2.1) по методике МПДО (Е.Личко) были получены результаты, ниже приведенные в таблице 4 (см. приложение Г). 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 4

Акцентуации характера у подростков (по Е. Личко)

№ п/п Ф. И. Акцентуации характера
типы  акцентуаций смешанные типы
Г Ц Л А С Т И В Д Н ЛС ГЛ ИН ДН ГД ГЦ  
1 Б. И.                 +              
2 Б. А.   +                            
3 Б. А. +                              
4 В. А. +                              
5 Г. А.                     +          
6 Г. С.                       +        
7 З. А. - - - - - - - - - - - - - - - -
8 К. В.               +                
  9 К. А.                         +      
10 Л. А.                                                               +                              
11 М. Я.                           +    
12 М. К.                                                                                  +    
13 М. О. +                              
14 О.Ю. - - - - - - - - - - - - - - - -
15 П. М.                 +              
16 П. Е.                             +  
17 П. Д.                             +  
18 П. Д. - - - - - - - - - - - - - - - -
19 П. С.                                                                       +                  
20 С. И.                                                                                 +            
21 С. И.             +                  
22 С. О.     +                          
23 С. С.                     +          
24 Т. К.               +                  

 

                     Таблица 4 (продолжение)

№ п/п Ф. И. Акцентуации характера
типы  акцентуаций смешанные типы
Г Ц Л А С Т И В Д Н ЛС ГЛ ИН ДН ГД ГЦ
25 Ф. А.                               +
26 Ч. С. - - - - - - - - - - - - - - - -
27 Ч. Е.                         +      
28 Ш.Д. - - - - - - - - - - - - - - - -
29 Ш. Т. +                              
30 Ш. Е.           +                    
31 Ш. Е.               +                
32 Я.   Я. Е.               +                
   ВСЕГО (с акцентуацией) 5 1 1 0 0 1 2 4 2 1 2 1 2 2 2 1
ВСЕГО (без акцентуации) 5

     Условные  обозначения:

     Г - Гипертимный тип

     Ц - Циклоидный тип

     Л - Лабильный тип

     А - Астено-невротический тип

     С - Сенситивный тип

     Т - Тревожно-педантический тип

     И - Интровертированный тип

     В - Возбудимый тип

     Д - Демонстративный тип

     Н - Неустойчивый тип

      В результате проведенной методики в данной выборке преобладает гипертимный и возбудимый типы акцентуаций характера. Не выявлено акцентуаций – у 5 подростков. А также не обнаружено астено-невротического и сенситивного типов ни у одного из испытуемых (эти акцентуации встречаются редко).

         2.3. Выводы и рекомендации 

      В основе проведенного исследования были получены следующие результаты: по методике П. Торренса на изучение креативного мышления для наглядного изображения построена диаграмма 1, представленная ниже.

Диаграмма 1

      По  методике Г. Девиса личностной склонности к творчеству построена диаграмма 2.

Диаграмма 2

 

      По  методике «Определения активности вербального и наглядно-образного мышления» (А.А Крылов) построена диаграмма 3.

Диаграмма 3

      По  методике МПДО (Е.Личко) построена следующая диаграмма 4.

Диаграмма 4

Типы  акцентуаций характера  по Е. Личко (%)

     После проведения эксперимента были разработаны практические рекомендации классному руководителю по поддержанию и дальнейшему развитию креативности, учитывая акцентуации характера в подростковом возрасте.

     РЕКОМЕНДАЦИИ 

    1. На классном часе и на других уроках включать упражнения для развития творческого мышления.
    2. Донести рекомендации родителям о взаимоотношениях с подростками и по развитию креативности на собрании.
    3. Устраивать в свободное от учебы время (на классном часе, в походе и так далее) разнообразные задания, конкурсы творческого характера (например, креативная визитка себя).
    4. Стимулировать подростков к индивидуальному, творческому подходу и участию в мероприятиях.
    5. Проводить семинары на темы отказа от стереотипов, многовариантного подхода к проблемным ситуациям, полет творчества и так далее.
    6. Провести мини-тренинг на лучшее понимание себя и окружающих.
    7. Провести мини-тренинг по развитию в себе творческого потенциала.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы  к разделу II

     В эмпирической части нашего исследования, проводившегося на базе общеобразовательной школы № 72 г. Макеевки, участвовали 32 подростка.

     Для реализации поставленных задач, мы использовали три методики для выявления креативности и одну методику на изучение акцентуаций  характера.

     С помощью теста Торренса мы выявили достаточно высокий уровень креативности у испытуемых (см. рис. 1) [3].

     По  результатам методики «Опросник личностной склонности к творчеству» Г. Девиса мы диагностировали преобладание среднего уровня креативности как личностного свойства (см. рис. 2) [6].

     После проведения методики «Определение активности вербального и наглядно-образного мышления», направленную на измерение показателей беглости и гибкости (конвергентного и дивергентного мышления по Дж.Гилфорду) позволила подтвердить полученные данные предыдущих методик, выявляя преобладание дивергентого мышления (см. рис. 3) [5, 147].

     «Модифицированный опросник идентификации типов акцентуаций  характера у подростков»  выявил преобладание гипертимного и возбудимого типов акцентуаций. Не выявлено акцентуаций у 5 подростков и не обнаружено астено-невротического и сенситивного типов акцентуаций (см. рис. 4).

     По  результатам эмпирического исследования мы сопоставили полученные данные и получили следующие результаты: у возбудимого типа акцентуаций характера выявлен высокий уровень креативности; у демонстративного, тревожно-педантического, лабильного и неустойчивого – средний; у циклоидного и интровертированного – низкий; у гипертимного типа – высокий и средний уровень.

     Выявлены  также смешанные акцентуации  характера, среди которых: у лабильно-сенситивного, демонстративно-неустойчивого и гипертимно-циклоидного типов – средний уровень креативности; у интровертированно-неустойчивого и гипертимно-демонстративного типов – низкий и высокий уровни креативности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Существует  много определений креативности и акцентуаций характера. Проанализировав теоретический материал по проблеме исследования, мы выделили следующие понятия, которые, наш взгляд, обобщают смысл различных подходов в трудах психологов:

      Креативность  (от лат. creatio – созидание) – это общая способность к творчеству, отличительной особенностью которого является готовность выдвигать множество идей относительно какого-либо объекта [8].

     А под акцентуациями подразумевают  чрезмерно выраженные черты характера, которые наиболее явно проявляются в подростковом возрасте. Отметим также, что Д.И. Фельдштейн и Л.И. Божович считали подростковый возраст одним из наиболее сенситивным для развития креативности [7; 1].

     По  итогам проведенного исследования выявлена зависимость между акцентуациями характера и уровнем креативности у подростков. Но эта связь проявляется по-разному, то есть одни акцентуации характера имели зависимость определенного уровня креативности, а другие – имели разные уровни. К тому же, у испытуемых, которые не имели акцентуаций характера, также выявлены разные уровни креативности (низкий и средний). Таким образом, гипотеза данной работы частично подтверждена.

     Итак, в нашем исследовании связь между креативностью и  акцентуациями характера у подростков выявлена частично. Полученный результат обращает наше внимание на учет индивидуальных особенностей личности. На основе полученных результатов были получены выводы и разработаны практические рекомендации классному руководителю по поддержанию и дальнейшему развитию креативности, учитывая акцентуации характера в подростковом возрасте. 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Азурский  А.Ф. Самовоспитание школьников. – М.: Педагогика, 1976, - 160 с.
  2. Ананьев Б.Г Человек как предмет познания. Л., 1968.
  3. Барышева Т. А., Жигалов Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб., 2006.
  4. Берг Т.Н. Нервно- психическая неустойчивость и способы ее выявления. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2005. – 63 с.
  5. Богомолов В.Тестирование детей. Ростов-на -дону «Феникс», 2003.
  6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике - СПб.: Питер Ком, 1999. - 528 с.
  7. Буторина О. В. Кросскультурное исследование креативности в управленческом потенциале руководителя: Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. СПб., 2003.
  8. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика, некоторые общие соображения и данные. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 262-269.
  9. Гартунг Т.А.  Развитие   креативности   подростков  средствами дисциплин
  10. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание.,1991.
  11. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. Психология индивидуальных различий. М.: АСТ: Астрель, 2008. – 720 с. – (Хрестоматия по психологии).
  12. Грановская Р. М. Психологический практикум М., 1998. гуманитарного цикла // Образование и наука.
  13. Дерманова И. Б., Крылова М. А. Креативность, личностные особенности и стратегии совладания старших школьников // Ананьевские чтения, 2004: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2004.
  14. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 2-е изд. СПб., 2002.
  15. Ермолаев О.К. Марютина Т.М. Мешкова Т.А. Внимание школьника. -- М., 1987. (Виды внимания: 30--37, 69--80.).
  16. Занковский А.И. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность // Сб. науч. тр. Свердловск: СИПИ,1990. С. 28.
  17. Иевлев Б.В.Проблема способностей в советской психологии // Межвузов. сб. науч. тр. Л ЛГПИ, 1984. С. 44-48.
  18. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.
  19. Козленко В. Н. Проблема креативности личности: Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990.
  20. Коломиец Е. Ф. Когнитивные аспекты современного исследования креативности//Ананьевские чтения, 2008: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2009.
  21. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. - М., 1989.
  22. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. - Киев, 1981 год
  23. Личко А. Е. Подростковая психиатрия:   (руководство для врачей).—л.: Медицина, 1979, с. 26—49.
  24. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, Л., 1983 год
  25. Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю. Барьеры проявления и пути развития креативности // Педагогическое обозрение. 1994. № 2.
  26. Пономарев Я. А. Психология творчества. — М., 1976.
  27. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб., 2002.
  28. Психология индивидуальных различий. Тексты/Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288-318.   
  29. Психологический словарь/авт. - сост. В. Н.Копорушина, М. Н.Смирнова, Н. О.Гордеева; Под общей ред. Ю. Л.Неймера. - Ростов на Дону: Феникс, 2003
  30. Роджерс К. К теории творчества: Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,1994.
  31. Хрящева Н. Ю. Креативность как фактор самореализации личности в изменчивом мире: Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1998.
  32. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие/В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др.; Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб.: Питер, 2002. — 560 с.: ил. — («Практикум по психологии»).
  33. Пашнєв Б. К. Психодіагностика обдарованості: — Х.: Вид. група «Основа»: «Тріада+», 2007.— 128 с. — (Психологічна служба школи), с.9, 45-46,118.

Информация о работе Особенности креативности у подростков с различными акцентуациями характера