Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 20:12, курсовая работа
Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Разграничение частично сходных понятий «акцентуации характера» и «психопатии» отводится заслугам П. Б. Ганнушкина и О. В. Кербикова.
Введение
Раздел 1 «Теоретический анализ проблемы взаимосвязи акцентуаций характера и креативности в подростковом возрасте»
1.1. Анализ отечественных и зарубежных исследований акцентуаций характера
1.2. Исследование влияния акцентуаций характера на развитие подростка
1.2.1. Классификация акцентуаций характера
1.2.2. Особенности акцентуаций характера в подростковом возрасте
1.3. Различные подходы к пониманию креативности
1.4. Особенности развития креативности в подростковом возрасте
1.5. Взаимосвязь акцентуаций характера и креативности у подростков
Выводы к разделу 1
Раздел 2 «Исследование особенностей креативности у подростков с различными акцентуациями характера»
2.1. Планирование и проведение эмпирического исследования
2.2. Обработка и анализ полученных результатов исследования
2.3. Выводы и рекомендации
Выводы к разделу 2
Заключение
Список использованных источников
Таблица 3 (продолжение)
№ п/п | Фамилия Имя | Мышление (по Гилфорду) | |
конвергентное | дивергентное | ||
23 | Супонева София | + | |
24 | Темрук Катерина | + | |
25 | Фаткулина Алина | + | |
26 | Чернобривец Сергей | + | |
27 | Чуб Евгения | + | |
28 | Шадчнев Дмимтирий | + | |
29 | Шевирьева Татьяна | + | |
30 | Шулякова Елизаветта | + | |
31 | Шаповал Екатерина | + | |
32 |
|
+ | |
ВСЕГО | 19 чел. – 59% | 13 чел. – 41% |
Таблица 3 показывает, что в выборке преобладает конвергентное мышление, то есть доминирование интеллекта над креативностью.
В
ходе диагностики акцентуаций характера
(см. пункт 1.2.1) по методике МПДО (Е.Личко)
были получены результаты, ниже приведенные
в таблице 4 (см. приложение Г).
Таблица 4
Акцентуации характера у подростков (по Е. Личко)
№ п/п | Ф. И. | Акцентуации характера | |||||||||||||||||
типы акцентуаций | смешанные типы | ||||||||||||||||||
Г | Ц | Л | А | С | Т | И | В | Д | Н | ЛС | ГЛ | ИН | ДН | ГД | ГЦ | ||||
1 | Б. И. | + | |||||||||||||||||
2 | Б. А. | + | |||||||||||||||||
3 | Б. А. | + | |||||||||||||||||
4 | В. А. | + | |||||||||||||||||
5 | Г. А. | + | |||||||||||||||||
6 | Г. С. | + | |||||||||||||||||
7 | З. А. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
8 | К. В. | + | |||||||||||||||||
9 | К. А. | + | |||||||||||||||||
10 | Л. А. |
+ | |||||||||||||||||
11 | М. Я. | + | |||||||||||||||||
12 | М. К. |
+ | |||||||||||||||||
13 | М. О. | + | |||||||||||||||||
14 | О.Ю. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
15 | П. М. | + | |||||||||||||||||
16 | П. Е. | + | |||||||||||||||||
17 | П. Д. | + | |||||||||||||||||
18 | П. Д. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
19 | П. С. |
+ | |||||||||||||||||
20 | С. И. |
+ | |||||||||||||||||
21 | С. И. | + | |||||||||||||||||
22 | С. О. | + | |||||||||||||||||
23 | С. С. | + | |||||||||||||||||
24 | Т. К. | + |
Таблица 4 (продолжение)
№ п/п | Ф. И. | Акцентуации характера | ||||||||||||||||
типы акцентуаций | смешанные типы | |||||||||||||||||
Г | Ц | Л | А | С | Т | И | В | Д | Н | ЛС | ГЛ | ИН | ДН | ГД | ГЦ | |||
25 | Ф. А. | + | ||||||||||||||||
26 | Ч. С. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
27 | Ч. Е. | + | ||||||||||||||||
28 | Ш.Д. | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
29 | Ш. Т. | + | ||||||||||||||||
30 | Ш. Е. | + | ||||||||||||||||
31 | Ш. Е. | + | ||||||||||||||||
32 | Я. Я. Е. | + | ||||||||||||||||
ВСЕГО (с акцентуацией) | 5 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 2 | 4 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | ||
ВСЕГО (без акцентуации) | 5 |
Условные обозначения:
Г - Гипертимный тип
Ц - Циклоидный тип
Л - Лабильный тип
А - Астено-невротический тип
С - Сенситивный тип
Т - Тревожно-педантический тип
И - Интровертированный тип
В - Возбудимый тип
Д - Демонстративный тип
Н - Неустойчивый тип
В результате проведенной методики в данной выборке преобладает гипертимный и возбудимый типы акцентуаций характера. Не выявлено акцентуаций – у 5 подростков. А также не обнаружено астено-невротического и сенситивного типов ни у одного из испытуемых (эти акцентуации встречаются редко).
2.3. Выводы и рекомендации
В основе проведенного исследования были получены следующие результаты: по методике П. Торренса на изучение креативного мышления для наглядного изображения построена диаграмма 1, представленная ниже.
Диаграмма 1
По методике Г. Девиса личностной склонности к творчеству построена диаграмма 2.
Диаграмма 2
По методике «Определения активности вербального и наглядно-образного мышления» (А.А Крылов) построена диаграмма 3.
Диаграмма 3
По методике МПДО (Е.Личко) построена следующая диаграмма 4.
Диаграмма 4
Типы акцентуаций характера по Е. Личко (%)
После проведения эксперимента были разработаны практические рекомендации классному руководителю по поддержанию и дальнейшему развитию креативности, учитывая акцентуации характера в подростковом возрасте.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Выводы к разделу II
В эмпирической части нашего исследования, проводившегося на базе общеобразовательной школы № 72 г. Макеевки, участвовали 32 подростка.
Для реализации поставленных задач, мы использовали три методики для выявления креативности и одну методику на изучение акцентуаций характера.
С помощью теста Торренса мы выявили достаточно высокий уровень креативности у испытуемых (см. рис. 1) [3].
По результатам методики «Опросник личностной склонности к творчеству» Г. Девиса мы диагностировали преобладание среднего уровня креативности как личностного свойства (см. рис. 2) [6].
После проведения методики «Определение активности вербального и наглядно-образного мышления», направленную на измерение показателей беглости и гибкости (конвергентного и дивергентного мышления по Дж.Гилфорду) позволила подтвердить полученные данные предыдущих методик, выявляя преобладание дивергентого мышления (см. рис. 3) [5, 147].
«Модифицированный
опросник идентификации типов
По
результатам эмпирического
Выявлены
также смешанные акцентуации
характера, среди которых: у лабильно-сенситивного,
демонстративно-неустойчивого и гипертимно-циклоидного
типов – средний уровень креативности;
у интровертированно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существует много определений креативности и акцентуаций характера. Проанализировав теоретический материал по проблеме исследования, мы выделили следующие понятия, которые, наш взгляд, обобщают смысл различных подходов в трудах психологов:
Креативность (от лат. creatio – созидание) – это общая способность к творчеству, отличительной особенностью которого является готовность выдвигать множество идей относительно какого-либо объекта [8].
А
под акцентуациями
По итогам проведенного исследования выявлена зависимость между акцентуациями характера и уровнем креативности у подростков. Но эта связь проявляется по-разному, то есть одни акцентуации характера имели зависимость определенного уровня креативности, а другие – имели разные уровни. К тому же, у испытуемых, которые не имели акцентуаций характера, также выявлены разные уровни креативности (низкий и средний). Таким образом, гипотеза данной работы частично подтверждена.
Итак,
в нашем исследовании связь между креативностью
и акцентуациями характера у подростков
выявлена частично. Полученный результат
обращает наше внимание на учет индивидуальных
особенностей личности. На основе полученных
результатов были получены выводы и разработаны
практические рекомендации классному
руководителю по поддержанию и дальнейшему
развитию креативности, учитывая акцентуации
характера в подростковом возрасте.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Особенности креативности у подростков с различными акцентуациями характера