Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 20:12, курсовая работа
Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Разграничение частично сходных понятий «акцентуации характера» и «психопатии» отводится заслугам П. Б. Ганнушкина и О. В. Кербикова.
Введение
Раздел 1 «Теоретический анализ проблемы взаимосвязи акцентуаций характера и креативности в подростковом возрасте»
1.1. Анализ отечественных и зарубежных исследований акцентуаций характера
1.2. Исследование влияния акцентуаций характера на развитие подростка
1.2.1. Классификация акцентуаций характера
1.2.2. Особенности акцентуаций характера в подростковом возрасте
1.3. Различные подходы к пониманию креативности
1.4. Особенности развития креативности в подростковом возрасте
1.5. Взаимосвязь акцентуаций характера и креативности у подростков
Выводы к разделу 1
Раздел 2 «Исследование особенностей креативности у подростков с различными акцентуациями характера»
2.1. Планирование и проведение эмпирического исследования
2.2. Обработка и анализ полученных результатов исследования
2.3. Выводы и рекомендации
Выводы к разделу 2
Заключение
Список использованных источников
Свидетельствует о высоких возможностях развития таких творческих способностей, которые определяются гибкостью мышления и зоркостью в поисках проблем [16, 150].
Подросток находит способы применения абстрактных правил для решения целых классов задач. Это свидетельствует о высоком потенциале развития способности к переносу опыта.
Овладение подростком в процессе обучения такими мыслительными операциями как классификация, аналогия, обобщение способствует эффективному развитию способности к сближению понятий, определяющейся легкостью анализирования и отдаленностью анализируемых понятий, высокое качество этих показателей определяется особенностями теоретического рефлексивного мышления, которые позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи. Для этого возраста характерен интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам.
Как утверждает И.Ю.Кулагина, рассматривая особенности подросткового возраста, в связи с повышением интеллектуального развития подростка ускоряется и развитие воображения. Сближаясь с теоретическим мышлением, воображение дает импульс к развитию творчества подростков. Воображение подростка, как выделяет И.Ю.Кулагина, «конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка». При этом Кулагина отмечает существование двух линий развития воображения в подростковом возрасте. Первая линия характеризуется стремлением подростками к достижению объективного творческого результата. Она присуща далеко не всем подросткам, но все они используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования [16, 151].
1.
Потребность в творчестве
2.
Психическая жизнь личности - это
процесс смены двух форм
3.
Для проявления творческих
- o оптимальной мотивацией, предполагающей средний уровень мотивации достижения (закон Йоркса-Додсона: максимальная продуктивность деятельности возможна лишь при поддержании мотивации достижения на среднем уровне), а также отсутствие соревновательной мотивации и мотивации социального одобрения;
-
o непринужденной обстановкой,
В процессе создания творческого продукта (креативном процессе) выделяется ряд обязательных стадий [5, 14]:
1.
появление нестандартной
2.
зарождение и оптимизация
3.
созревание идеи в процессе
рационального отбора и
4.
логический “тупик”,
5. озарение (инсайт) - интуитивное прозрение, как бы выталкивающее нужную идею в сознание;
6.
экспериментальная проверка
Таким
образом, сталкивая личность с множеством
новых, противоречивых жизненных ситуаций,
переходный возраст стимулирует
и актуализирует ее творческие потенции.
Важнейший интеллектуальный компонент
творчества - преобладание так называемого
дивергентного мышления, которое предполагает,
что на один и тот же вопрос может быть
множество одинаково правильных и равноправных
ответов (в отличие от конвергентного
мышления, ориентирующегося на однозначное
и единственно верное решение, снимающее
проблему как таковую).
1.5.
Взаимосвязь акцентуаций
характера и креативности
у подростков
В подростковом возрасте наступает переломный период. Это сенситивный период для развития креативности. Факторы, с которыми могут быть связаны креативные способности в подростковом возрасте, можно условно разделить на внешние и внутренние.
К внешним можно отнести такие факторы микросреды, как: характер и систему семейного воспитания, влияние школы и общения со сверстниками.
К
внутренним детерминантам креативных
способностей принадлежат: возрастные
и индивидуально-
Можно предположить, что креативность проявляется по-разному или вообще не проявляется у людей с разными типами акцентуаций характера. Так, например, многие великие люди страдали шизоидным расстройством личности: до неких пределов отстраненность и замкнутость способствуют творчеству.
Вообще, креативность, раскрываемая через дивергентность, указывает на определенное сходство в мышлении людей с высокими показателями креативности и людей с шизоидными симптомами. Кропли указывает на то, что и те и другие способны устанавливать отдаленные ассоциации и дивергировать идеи, подчеркивается сходство мыслительных процессов. Причем сходство в мышлении прослеживается прежде всего именно по линии оригинальности: новые идеи могут быть необычными, отклоняться от культурных норм, шокировать, образовывать удивительные комбинации.
Н.Г. Галактионовым же описана взаимосвязь между астеноидностью, эпилептоидностью и другими типами акцентуаций и показателями креативности.
Выводы
к разделу I
Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Разграничение частично сходных понятий «акцентуации характера» и «психопатии» отводится заслугам П. Б. Ганнушкина и О. В. Кербикова.
За время существования понятия «акцентуация» было разработано несколько типологий. Первая из них принадлежит автору концепции, Карлу Леонгарду. Следующая, получившая более широкую известность классификация, была разработана Андреем Евгеньевичем Личко.
Акцентуации характера наиболее становятся выраженными в подростковом возрасте. Этот возраст многие авторы называют критическим (Л.Выготский, Д.Эльконин, Л.Божович, И.Кон и др.). Именно в это время происходит качественная перестройка всех структур личности, возникают и формируются новые психологические образования. В подростковом возрасте все стороны психического развития находятся в стадии активного переструктурирования и формирования.
Благодаря
естественной подростковой гибкости,
активному отказу от стереотипов, стремлению
подростка к
РАЗДЕЛ
II «ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
КРЕАТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
С РАЗЛИЧНЫМИ АКЦЕНТУАЦИЯМИ
ХАРАКТЕРА»
2.1.
Планирование и проведение
эмпирического исследования
Исследование проводилось на базе Макеевской общеобразовательной школы I-III ступеней № 72. Выборку эксперимента составили 32 ученика 9-А класса, среди которых 11 мальчиков и 21 девочка. Возраст подростков составил 14-15 лет.
Для реализации поставленных задач в исследовании нами использовались следующие методики:
Тест креативности П. Торранса. Данный тест впервые предложен американским психологом П. Торренсом в 1962 г.
Тест предназначен для диагностики креативности начиная с дошкольного возраста (5–6 лет). Усложненные варианты могут быть использованы и в других возрастных группах (до 17-20 лет). Главная задача, которую ставил перед собой П. Торренс, – получить модель творческих процессов, отражающую их природную сложность.
В основе этого метода лежит способность к дивергентному мышлению (Д. Гилфорд), к преобразованиям и ассоциированию, способность порождать новые идеи и разрабатывать их.
Тесты сгруппированы в вербальную (словесную), изобразительную (фигурную, рисуночную), звуковую и двигательную батареи, отражая различные проявления креативности в показателях беглости (скорости), гибкости, оригинальности и разработаности идей. Мы рассматриваем сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торранса, который представляет собой задание «Закончи рисунок».
Задание «Закончи рисунок» представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торранса.
Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним.
Подготовка к тестированию. Перед предъявлением теста экспериментатор должен полностью прочитать инструкцию и тщательно продумать все аспекты работы. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений, так как это меняет надежность и валидность тестовых показателей.
Необходимо обеспечить всех учащихся тестовыми заданиями, карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано. Экспериментатору необходимо иметь инструкцию, образец теста, а также часы или секундомер.
Не
следует проводить
Время выполнения теста–10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов и т. д. для тестирования необходимо отвести 15–20 минут.
Прежде чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать следующий текст, допускающий различные модификации в зависимости от конкретных условий:
«Ребята! Мне кажется, что вы получите большое удовольствие от предстоящей вам работы. Эта работа поможет нам узнать, насколько хорошо вы умеете выдумывать новое и решать разные проблемы. Вам потребуется все ваше воображение и умение думать. Я надеюсь, что вы дадите простор своему воображению и вам это понравится».
Инструкции к тестовым заданиям. После предварительной инструкции следует раздать листы с заданиями и проследить, чтобы каждый испытуемый указал фамилию, имя и дату в соответствующей графе. Дошкольникам и младшим школьникам нужно помочь в указании этих сведений. В этом случае будет лучше, если вы внесете данные заранее и раздадите детям листы с уже заполненными графами.
Задание теста формулируется следующим образом:
«На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут.
Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой» (эту инструкцию необходимо предъявлять строго по тексту, не допуская никаких изменений; даже небольшие модификации инструкции требуют повторной стандартизации и валидизации текста).
Информация о работе Особенности креативности у подростков с различными акцентуациями характера