Особенности креативности у подростков с различными акцентуациями характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Разграничение частично сходных понятий «акцентуации характера» и «психопатии» отводится заслугам П. Б. Ганнушкина и О. В. Кербикова.

Содержание

Введение
Раздел 1 «Теоретический анализ проблемы взаимосвязи акцентуаций характера и креативности в подростковом возрасте»
1.1. Анализ отечественных и зарубежных исследований акцентуаций характера
1.2. Исследование влияния акцентуаций характера на развитие подростка
1.2.1. Классификация акцентуаций характера
1.2.2. Особенности акцентуаций характера в подростковом возрасте
1.3. Различные подходы к пониманию креативности
1.4. Особенности развития креативности в подростковом возрасте
1.5. Взаимосвязь акцентуаций характера и креативности у подростков
Выводы к разделу 1
Раздел 2 «Исследование особенностей креативности у подростков с различными акцентуациями характера»
2.1. Планирование и проведение эмпирического исследования
2.2. Обработка и анализ полученных результатов исследования
2.3. Выводы и рекомендации
Выводы к разделу 2
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 702.50 Кб (Скачать документ)

     Наиболее  частыми в подростковом периоде  нарушениями, возникающими на фоне акцентуаций  характера, являются транзиторные непсихотические  девиации поведения — делинквентность, алкоголизация, суицидальное поведение и др. Смена обстановки на более благоприятную, как правило, устраняет эти нарушения. Под оплекой этих ситуативно-обусловленных девиаций поведения могут быть поведенческие реакции специфически-подростковые (реакции эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения (хобби-реакция) и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Различные подходы к пониманию креативности 

     В самом общем виде креативность понимается как общая способность к творчеству.

     Креативность (от лат. creatio – созидание) – это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления.

Так, К. Роджерс (1994) [30, 74] понимает под креативностью способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения.

     Тейлор (1988) пишет, что уже в 60-х гг. XX в. было дано 60 определений креативности. Они были разделены на шесть типов:

     1) гештальтистские, описывающие креативный  процесс как разрушение существующего гештальта для построения лучшего;

     2) инновационные, ориентированные  на оценку креативности по  новизне конечного продукта;

     3) эстетические, или экспрессивные,  делающие упор на самовыражение  творца;

     4) психоаналитические, или динамические, описывающие креативность в терминах взаимоотношений (Оно, Я и Сверх-Я);

     5) проблемные, определяющие креативность  через ряд процессов решения  задач, к этому типу относится и определение Гилфордом креативности как дивергентного мышления;

     6) определения, не попавшие ни  в один из вышеперечисленных  типов, в том числе и весьма расплывчатые [17 ,158].

     М. А. Холодная (2002) отмечает, что креативность рассматривается в узком и  широком значении. Креативность в узком значении – это дивергентное мышление (точнее, операции дивергентной продуктивности, по Дж. Гилфорду), отличительной особенностью которого является готовность выдвигать множество в равной степени правильных идей относительно одного и того же объекта. Креативность в широком смысле слова – это творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон), способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения и постановки новых проблем (М. Валлах), способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс), способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд). Правомерным следует признать подход к проблеме зарубежных психологов, которые в проблеме креативности выделяют четыре аспекта: креативный процесс (как способность), креативный продукт, креативную личность и креативную среду. Под последней понимают сферу, структуру, социальный контекст, формирующие требования к продукту творчества.

     Известный американский исследователь креативности П. Торренс определяет ее как процесс проявления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т. д.; фиксации этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; и наконец, формулирования и сообщения результата решения.

     Х. Гейвин (2003) пишет, что под креативностью подразумевается способность получать ценные результаты нестандартным способом. Творческие люди не просто поступают оригинальным образом; результаты их поведения целесообразны и полезны (Мамфорд, Густафсон, 1988).

     В. Н. Козленко (1990) рассматривает креативность как потребность в исследовательской деятельности, которая присуща каждому человеку от рождения и проявляется в форме рефлекса: «что с этим можно сделать?».

     Креативность  рассматривается как относительно независимый фактор одаренности [14, 351].

     Креативная  деятельность не следует установленным  правилам, а сводит воедино разрозненные идеи. Кроме того, она обычно требует напряженного труда и преодоления препятствий на пути к конечному продукту (Берк Л. Е., 2006).

     С. И. Макшанов и Н. Ю. Хрящева (1994; 1995) определяют креативность как способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего опыта. Н. Ю. Хрящева (1998) [31, 171] отмечает, что креативность проявляется в богатом воображении, чувстве юмора, приверженности высоким эстетическим ценностям, умении детализировать образы проблемы. Существенными условиями актуализации этой способности являются самообладание и уверенность в себе. Отмечается и способность к нестандартному поведению, а также осознанию и развитию своего опыта [27, 99].

     В. Г. Каменская и И. Е. Мельникова (2008) понимают креативность как личностные особенности творчески одаренного человека, связанные с созданием им новых материальных и идеальных продуктов.

     Креативность  – системное (многоуровневое, многомерное) психическое образование, которое не только включает интеллектуальный потенциал, но и связано с мотивацией, эмоциями, уровнем эстетического развития, экзистенциальными, коммуникативными параметрами, компетентностью и т. д. [3, 3].

     Как видим, авторы, говоря об одном и  том же феномене, добавляют в определение креативности все новые и новые нюансы, систематизацию которых попыталась дать О. В. Буторина [7, 276]. Вот как понимается креативность разными авторами:

     • способность к творчеству;

     • интеллектуальное творчество;

     • нечто новое, оригинальное;

     • отдаленные ассоциации;

     • реструктурирование целостной системы;

     • необычное кодирование информации;

     • дивергентное мышление;

     • результат (либо отсутствие) внутриличностных конфликтов;

     • выход за переделы уже имеющихся знаний;

     • нетрадиционное мышление, позволяющее  быстро разрешить проблемную ситуацию, и т. д.

     Анализ  литературы по проблеме креативности показал, что понятие «креативность» можно рассматривать в двух направлениях: креативность как психический процесс и креативность как творческое отношение к жизни. Как известно, модель интеллекта Д. Гилфорда включает в себя три составляющие: содержание, операции и результат. В число операций он включает дивергентное мышление, а содержание может быть образным, символическим, семантическим и поведенческим. Гилфорд рассматривал креативность (дивергентное мышление) как общую творческую способность. С. Медник же рассматривает творчество как широту ассоциаций [13, 385].

     Поле  значений понятия креативность шире понятия творческий потенциал, так как феномен креативности имеет потенциальную и актуальные формы. Актуальная форма – реализованная (проявленная) креативность. Творческая личностьличность, реализующая свою креативность в инновационных достижениях. Творческие способности (интеллектуальные, эстетические, коммуникативные и др.) – структурные компоненты креативности.

     Креативность  функционирует как единая целостная  система. На основе анализа информации можно предположить, что психологическая структура креативности включает систему креативных параметров. [3, 92].

     Многочисленные  исследования феномена креативности характеризуются разнообразием и многоаспектностью изучаемых явлений. С креативностью сопоставлялись многие психологические конструкты, среди которых были личностные и интеллектуальные свойства. Начало исследования креативности в связи с интеллектуальными характеристиками принадлежит Дж. Гилфорду, отождествлявшему дивергентную способность с креативностью.

     В отечественной психологии идея разведения уровня развития интеллекта и творческих способностей принадлежит Я. А. Пономареву. Творческий продукт, согласно Пономареву, – результат включения интуиции. Это объясняется тем, что сам творческий процесс является развитием внутреннего плана действий путем сложного взаимодействия осознаваемых и интуитивных компонентов принятия решения [20, 201].

     Подводя итоги, можно сказать, что рассмотренные многочисленные подходы к пониманию креативности подтверждают, что единой и стройной теории креативности до сих пор не существует, как и не существует одинакового ее определения,  несмотря на накоплен большой и содержательный материал по изучению креативности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. . Особенности развития креативности в подростковом возрасте
 

     Исследованию  проблемы развития личности в подростковый период посвящено много работ. Подростковый возраст многие авторы называют критическим (Л.Выготский, Д.Эльконин, Л.Божович, И.Кон и др.). Именно в это время происходит качественная перестройка всех структур личности, возникают и формируются новые психологические образования. В подростковом возрасте все стороны психического развития находятся в стадии активного переструктурирования и формирования. Это проявляется в повышении значимости системы личностных ценностей, развитии самосознания и самопознания, которые характеризуются возникновением рефлексии, осознанием своих мотивов, интимизацией внутренней жизни (И.С. Кон). Неоднозначность представлений о себе и окружении, недостаточно адекватные суждения о происходящем заставляют подростка искать новые пути в понимании и принятии мира, своего места в нем. Все это стимулирует и активизирует его творческий потенциал.

     Благодаря естественной подростковой гибкости, активному отказу от стереотипов, стремлению подростка к самосовершенствованию, становлению образа-Я, подростковый возраст можно считать одним из наиболее сензитивных для развития креативности, оказывающим влияние на становление личности в целом. Подростки стремятся к самосовершенствованию, независимости, отказу от стереотипов (Л.И.Божович, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин).

     Одна  из точек зрения на развитие креативности в онтогенезе подтверждает сензитивность подросткового периода креативности. По данным Л. М. Петровой (2008), у подростков 13–14 лет креативность выше, чем у детей 9-10 лет. В подростковом возрасте центральными способностями становятся беглость и легкость при создании образных элементов и импликаций. В подструктуре вербальной креативности тоже происходят изменения, но основным элементом остается беглость при создании семантических импликаций. В подростковом возрасте к этой способности добавляется гибкость при создании семантических отношений [18, 189 ].

     Исследователи психологии творчества выделяют следующие предпосылки  развития   креативности   в   подростковом   возрасте.

     Во-первых, развитие  воображения тесно сопрягается с  развитием  мышления. Если ранее можно было говорить об эйдетических, конкретных образах, то в подростковом   возрасте  осуществляется переход от наглядных понятий к собственно понятиям, когда, по мысли Л.С.Выготского, наглядное мышление,  развитие  которого как будто обрывается вместе с образованием понятий, находит продолжение в фантазии, где оно начинает играть существенную роль.

     Во-вторых, отмечаются такие качества подростков, как рост умственных сил, особая расположенность к деятельности, широта склонностей, стремление применить свои силы, желание самому стать творцом чего-то, потребность в самостоятельности (Н.С.Лейтес, В.С.Шубинский, Е.Л.Яковлева).

     В-третьих, словесное, литературное творчество становится наиболее близким подростку и наиболее адекватной формой самовыражения (Л.С.Выготский). По мере взросления школьника обогащается его жизненный опыт, он создаёт на этой основе новые образы, комбинации и испытывает потребность в их выражении. Основной особенностью мыслительной деятельности подростка является нарастающая способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. При этом образный компонент мышления, подчеркивает С.Л. Рубинштейн, не исчезает, не регрессирует, а сохраняется и развивается, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления. Роль наглядно-образного мышления, несмотря на возрастающую способность к абстрактному,

     Анализ  психолого-педагогической литературы показал, что в подростковом возрасте в развитии личности просматриваются некоторые особенности детей данного возраста, которые влияют на развитие творческих способной.

     В подростковом возрасте продолжает развиваться  теоретическое рефлексивное мышление. Подросток уже умеет оперировать  гипотезами при решении творческих задач. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные подходы в её решении. Именно это как доминанту развития психики в интеллектуальной сфере выделяет доктор психологических наук, профессор И.Ю. Кулагина в своей работе «Возрастная психология».

Информация о работе Особенности креативности у подростков с различными акцентуациями характера