Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 20:12, курсовая работа
Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Разграничение частично сходных понятий «акцентуации характера» и «психопатии» отводится заслугам П. Б. Ганнушкина и О. В. Кербикова.
Введение
Раздел 1 «Теоретический анализ проблемы взаимосвязи акцентуаций характера и креативности в подростковом возрасте»
1.1. Анализ отечественных и зарубежных исследований акцентуаций характера
1.2. Исследование влияния акцентуаций характера на развитие подростка
1.2.1. Классификация акцентуаций характера
1.2.2. Особенности акцентуаций характера в подростковом возрасте
1.3. Различные подходы к пониманию креативности
1.4. Особенности развития креативности в подростковом возрасте
1.5. Взаимосвязь акцентуаций характера и креативности у подростков
Выводы к разделу 1
Раздел 2 «Исследование особенностей креативности у подростков с различными акцентуациями характера»
2.1. Планирование и проведение эмпирического исследования
2.2. Обработка и анализ полученных результатов исследования
2.3. Выводы и рекомендации
Выводы к разделу 2
Заключение
Список использованных источников
Наиболее
частыми в подростковом периоде
нарушениями, возникающими на фоне акцентуаций
характера, являются транзиторные непсихотические
девиации поведения — делинквентность,
алкоголизация, суицидальное поведение
и др. Смена обстановки на более благоприятную,
как правило, устраняет эти нарушения.
Под оплекой этих ситуативно-обусловленных
девиаций поведения могут быть поведенческие
реакции специфически-подростковые (реакции
эмансипации, группирования со сверстниками,
увлечения (хобби-реакция) и реакции, обусловленные
формирующимся сексуальным влечением).
1.3.
Различные подходы к
пониманию креативности
В
самом общем виде креативность понимается
как общая способность к
Креативность (от лат. creatio – созидание) – это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления.
Так, К. Роджерс (1994) [30, 74] понимает под креативностью способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения.
Тейлор (1988) пишет, что уже в 60-х гг. XX в. было дано 60 определений креативности. Они были разделены на шесть типов:
1)
гештальтистские, описывающие
2)
инновационные,
3)
эстетические, или экспрессивные,
делающие упор на
4)
психоаналитические, или динамические,
описывающие креативность в
5) проблемные, определяющие креативность через ряд процессов решения задач, к этому типу относится и определение Гилфордом креативности как дивергентного мышления;
6) определения, не попавшие ни в один из вышеперечисленных типов, в том числе и весьма расплывчатые [17 ,158].
М. А. Холодная (2002) отмечает, что креативность рассматривается в узком и широком значении. Креативность в узком значении – это дивергентное мышление (точнее, операции дивергентной продуктивности, по Дж. Гилфорду), отличительной особенностью которого является готовность выдвигать множество в равной степени правильных идей относительно одного и того же объекта. Креативность в широком смысле слова – это творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон), способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения и постановки новых проблем (М. Валлах), способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс), способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд). Правомерным следует признать подход к проблеме зарубежных психологов, которые в проблеме креативности выделяют четыре аспекта: креативный процесс (как способность), креативный продукт, креативную личность и креативную среду. Под последней понимают сферу, структуру, социальный контекст, формирующие требования к продукту творчества.
Известный американский исследователь креативности П. Торренс определяет ее как процесс проявления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т. д.; фиксации этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; и наконец, формулирования и сообщения результата решения.
Х. Гейвин (2003) пишет, что под креативностью подразумевается способность получать ценные результаты нестандартным способом. Творческие люди не просто поступают оригинальным образом; результаты их поведения целесообразны и полезны (Мамфорд, Густафсон, 1988).
В. Н. Козленко (1990) рассматривает креативность как потребность в исследовательской деятельности, которая присуща каждому человеку от рождения и проявляется в форме рефлекса: «что с этим можно сделать?».
Креативность
рассматривается как
Креативная деятельность не следует установленным правилам, а сводит воедино разрозненные идеи. Кроме того, она обычно требует напряженного труда и преодоления препятствий на пути к конечному продукту (Берк Л. Е., 2006).
С. И. Макшанов и Н. Ю. Хрящева (1994; 1995) определяют креативность как способность к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего опыта. Н. Ю. Хрящева (1998) [31, 171] отмечает, что креативность проявляется в богатом воображении, чувстве юмора, приверженности высоким эстетическим ценностям, умении детализировать образы проблемы. Существенными условиями актуализации этой способности являются самообладание и уверенность в себе. Отмечается и способность к нестандартному поведению, а также осознанию и развитию своего опыта [27, 99].
В. Г. Каменская и И. Е. Мельникова (2008) понимают креативность как личностные особенности творчески одаренного человека, связанные с созданием им новых материальных и идеальных продуктов.
Креативность – системное (многоуровневое, многомерное) психическое образование, которое не только включает интеллектуальный потенциал, но и связано с мотивацией, эмоциями, уровнем эстетического развития, экзистенциальными, коммуникативными параметрами, компетентностью и т. д. [3, 3].
Как видим, авторы, говоря об одном и том же феномене, добавляют в определение креативности все новые и новые нюансы, систематизацию которых попыталась дать О. В. Буторина [7, 276]. Вот как понимается креативность разными авторами:
• способность к творчеству;
• интеллектуальное творчество;
• нечто новое, оригинальное;
• отдаленные ассоциации;
• реструктурирование целостной системы;
•
необычное кодирование
• дивергентное мышление;
• результат (либо отсутствие) внутриличностных конфликтов;
• выход за переделы уже имеющихся знаний;
• нетрадиционное мышление, позволяющее быстро разрешить проблемную ситуацию, и т. д.
Анализ литературы по проблеме креативности показал, что понятие «креативность» можно рассматривать в двух направлениях: креативность как психический процесс и креативность как творческое отношение к жизни. Как известно, модель интеллекта Д. Гилфорда включает в себя три составляющие: содержание, операции и результат. В число операций он включает дивергентное мышление, а содержание может быть образным, символическим, семантическим и поведенческим. Гилфорд рассматривал креативность (дивергентное мышление) как общую творческую способность. С. Медник же рассматривает творчество как широту ассоциаций [13, 385].
Поле значений понятия креативность шире понятия творческий потенциал, так как феномен креативности имеет потенциальную и актуальные формы. Актуальная форма – реализованная (проявленная) креативность. Творческая личность – личность, реализующая свою креативность в инновационных достижениях. Творческие способности (интеллектуальные, эстетические, коммуникативные и др.) – структурные компоненты креативности.
Креативность функционирует как единая целостная система. На основе анализа информации можно предположить, что психологическая структура креативности включает систему креативных параметров. [3, 92].
Многочисленные исследования феномена креативности характеризуются разнообразием и многоаспектностью изучаемых явлений. С креативностью сопоставлялись многие психологические конструкты, среди которых были личностные и интеллектуальные свойства. Начало исследования креативности в связи с интеллектуальными характеристиками принадлежит Дж. Гилфорду, отождествлявшему дивергентную способность с креативностью.
В отечественной психологии идея разведения уровня развития интеллекта и творческих способностей принадлежит Я. А. Пономареву. Творческий продукт, согласно Пономареву, – результат включения интуиции. Это объясняется тем, что сам творческий процесс является развитием внутреннего плана действий путем сложного взаимодействия осознаваемых и интуитивных компонентов принятия решения [20, 201].
Подводя
итоги, можно сказать, что рассмотренные
многочисленные подходы к пониманию креативности
подтверждают, что единой и стройной теории
креативности до сих пор не существует,
как и не существует одинакового ее определения,
несмотря на накоплен большой и содержательный
материал по изучению креативности.
Исследованию проблемы развития личности в подростковый период посвящено много работ. Подростковый возраст многие авторы называют критическим (Л.Выготский, Д.Эльконин, Л.Божович, И.Кон и др.). Именно в это время происходит качественная перестройка всех структур личности, возникают и формируются новые психологические образования. В подростковом возрасте все стороны психического развития находятся в стадии активного переструктурирования и формирования. Это проявляется в повышении значимости системы личностных ценностей, развитии самосознания и самопознания, которые характеризуются возникновением рефлексии, осознанием своих мотивов, интимизацией внутренней жизни (И.С. Кон). Неоднозначность представлений о себе и окружении, недостаточно адекватные суждения о происходящем заставляют подростка искать новые пути в понимании и принятии мира, своего места в нем. Все это стимулирует и активизирует его творческий потенциал.
Благодаря
естественной подростковой гибкости,
активному отказу от стереотипов, стремлению
подростка к
Одна из точек зрения на развитие креативности в онтогенезе подтверждает сензитивность подросткового периода креативности. По данным Л. М. Петровой (2008), у подростков 13–14 лет креативность выше, чем у детей 9-10 лет. В подростковом возрасте центральными способностями становятся беглость и легкость при создании образных элементов и импликаций. В подструктуре вербальной креативности тоже происходят изменения, но основным элементом остается беглость при создании семантических импликаций. В подростковом возрасте к этой способности добавляется гибкость при создании семантических отношений [18, 189 ].
Исследователи психологии творчества выделяют следующие предпосылки развития креативности в подростковом возрасте.
Во-первых, развитие воображения тесно сопрягается с развитием мышления. Если ранее можно было говорить об эйдетических, конкретных образах, то в подростковом возрасте осуществляется переход от наглядных понятий к собственно понятиям, когда, по мысли Л.С.Выготского, наглядное мышление, развитие которого как будто обрывается вместе с образованием понятий, находит продолжение в фантазии, где оно начинает играть существенную роль.
Во-вторых, отмечаются такие качества подростков, как рост умственных сил, особая расположенность к деятельности, широта склонностей, стремление применить свои силы, желание самому стать творцом чего-то, потребность в самостоятельности (Н.С.Лейтес, В.С.Шубинский, Е.Л.Яковлева).
В-третьих, словесное, литературное творчество становится наиболее близким подростку и наиболее адекватной формой самовыражения (Л.С.Выготский). По мере взросления школьника обогащается его жизненный опыт, он создаёт на этой основе новые образы, комбинации и испытывает потребность в их выражении. Основной особенностью мыслительной деятельности подростка является нарастающая способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. При этом образный компонент мышления, подчеркивает С.Л. Рубинштейн, не исчезает, не регрессирует, а сохраняется и развивается, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления. Роль наглядно-образного мышления, несмотря на возрастающую способность к абстрактному,
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в подростковом возрасте в развитии личности просматриваются некоторые особенности детей данного возраста, которые влияют на развитие творческих способной.
В
подростковом возрасте продолжает развиваться
теоретическое рефлексивное мышление.
Подросток уже умеет
Информация о работе Особенности креативности у подростков с различными акцентуациями характера