Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:36, дипломная работа
На современном этапе существования и развития государства возникает обострение противоречий между природой и обществом, которое приводит к крупным катастрофам, стихийным бедствиям и другим чрезвычайным ситуациям, которые вынуждают к немедленному реагированию.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
пожарных-спасателей, принимающих участие в тушении пожаров и его
последствия…………………………………………………………………9
1.1. Сущность посттравматического стрессового расстройства
(синдрома) ПТСР)………………………….………………...……………..9
1.2. Психологические особенности личности пожарных-спасателей….16
1.3. Диагностика и психокоррекция посттравматических стрессовых
расстройств у участников чрезвычайных ситуаций в мирное время.....23
1.4. Дезадаптивные проявления у пожарных-спасателей, принимающих
участие в тушении пожаров как психологическая проблема…………..32
Выводы 1…………………………………………………………………..39
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности
психологической помощи пожарным-спасателям, принимающих
участие в тушении пожаров с ПТРС…………………………………….40
2.1. Обоснование замысла эксперимента………………………………..40
2.2. Описание методик исследования…………………………………....41
2.3. Организация и ход эксперимента…………………………………....44
2.4 Результаты исследования …………………………………………...46
2.5. Обсуждение результатов эксперимента…………………………….55
2.6. Рекомендации…………………………………………………………61
Выводы 2.…………………………………………………………………66
Заключение………………………………………………………………...68
Список использованной литературы…………………………………….70
Приложения………………………………………………………………..76
Приложение 5
Программа психокоррекционного тренинга «Преодоление себя»
Цель программы:
В целом программа направлена на психокоррекцию интолерантных способов общения и поведения у людей, переживших психологическую травму. Целями программы являются:
- создание доверительной атмосферы, которая помогает переживать и принимать «болезненные» чувства в процессе группового общения;
- реадаптация – переоценка травматического опыта и преодоление последствий травматического события у пожарных-спасателей;
– преодоление коммуникативных барьеров, изоляции, которая возникла в ходе «капсулирования» травматического опыта;
– формирование навыков толерантного общения, адекватного психологического контакта, бесконфликтного поведения, навыков саморегуляции у пожарных-спасателей.
Задачи:
1. Обучение анализу своего внутреннего состояния и состояния других людей.
2. Осознание связи
своих трудностей в общении
с пережитой травмирующей
3. Формирование толерантных
способов реагирования на
4. Осознание выбора
оптимальных способов
5. Развитие способностей
к поведенческой и
Основные методы:
• Методы группового психологического тренинга: ролевые игры, моделирование, групповая дискуссия, беседа.
• Групповые психокоррекционные методы: арттерапия, психогимнастика, приемы игровой терапии, элементы тренинга поведения, релаксация.
Группа формируется при соблюдении следующих условий:
1. Программа предполагает ведение группы с пожарными-спасателями, которые работают в экстремальных условиях.
2. Комплектование группы проводится по принципу добровольности и в зависимости от характера реагирования человека на травмирующее событие.
3. Исследование мотивации для участия в программе. Получение согласия/несогласия на участие в групповых занятиях.
4. Занятия с пожарными-
5. В ходе реализации программы параллельно используются следующие формы работы: диагностика, индивидуальное консультирование.
6. Количество участников в группе 15 человек.
7. Режим работы: общее время, необходимое для реализации всей программы – 10 дней по 2 часа в течение 3 недель, так как частота встреч – 3-4 раза в неделю.
Структура занятия:
- Подготовительная часть (разминка) – 15 минут.
Цель: создание положительного эмоционального фона и настроя участников на работу в группе, формирование атмосферы безопасности и доверия.
В разминку включены игры и психогимнастические упражнения, способствующие разогреву участников и установлению контакта между ними.
- Основная часть – 1 час 30 минут.
Цель: решение задач, заявленных в программе. В основной части предполагается выполнение групповых психотехнических игр, разыгрывание и моделирование проблемных ситуаций, групповая дискуссия. Важная составляющая этой части – задания с элементами арттерапии, направленные на отреагирование негативных переживаний, снятие тревожности, агрессивности, освоение релакс-приемов.
- Заключительная часть – 15 минут.
Цель: подведение итогов, получение обратной связи.
В заключительной части участники делятся чувствами, обмениваются мнениями, дают свою оценку происходящего на занятии.
Техническое оснащение программы:
Аудиокассеты и диски (с музыкальными фрагментами соответствующего характера – для расслабления и снятия эмоционального напряжения), изосредства – фломастеры, ручки, цветные карандаши, гуашь, пластилин, мягкие мячики, бланки телеграмм, листы ватмана, блоки крупного конструктора «Лего», ножницы, старые журналы.
Проведение групповых занятий с членами группы предполагает использование специального помещения (игровая комната, тренинговый зал), где можно обеспечить им свободное размещение и передвижение.
Результаты реализации программы:
1. Формирование толерантных
поведенческих стратегий во
2. Развитие личностных ресурсов.
3. Приобретение навыков
саморегуляции эмоционального
Этапы реализации
Программа психологической помощи пожарным-спасателям состоит из 4 основных этапов:
I этап: ориентировочный (2 занятия)
Задача: знакомство участников друг с другом, установление первоначальных взаимоотношений, создание безопасной атмосферы и чувства доверия в группе.
II этап: психокоррекционный (3 занятия)
Задача: проработка и преодоление посттравматических нарушений, коррекция иррациональных установок участников.
III этап: коррекционно-развивающий (4 занятия)
Задача: развитие адаптационных возможностей участников.
IV этап: обобщающе-закрепляющий (1 занятие)
Задача: подведение личных итогов.