Особенности психологической помощи лицам с посттравматическим стрессовым расстройством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:36, дипломная работа

Описание

На современном этапе существования и развития государства возникает обострение противоречий между природой и обществом, которое приводит к крупным катастрофам, стихийным бедствиям и другим чрезвычайным ситуациям, которые вынуждают к немедленному реагированию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

пожарных-спасателей, принимающих участие в тушении пожаров и его

последствия…………………………………………………………………9

1.1. Сущность посттравматического стрессового расстройства

(синдрома) ПТСР)………………………….………………...……………..9

1.2. Психологические особенности личности пожарных-спасателей….16

1.3. Диагностика и психокоррекция посттравматических стрессовых

расстройств у участников чрезвычайных ситуаций в мирное время.....23

1.4. Дезадаптивные проявления у пожарных-спасателей, принимающих

участие в тушении пожаров как психологическая проблема…………..32

Выводы 1…………………………………………………………………..39

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности

психологической помощи пожарным-спасателям, принимающих

участие в тушении пожаров с ПТРС…………………………………….40

2.1. Обоснование замысла эксперимента………………………………..40

2.2. Описание методик исследования…………………………………....41

2.3. Организация и ход эксперимента…………………………………....44

2.4 Результаты исследования …………………………………………...46

2.5. Обсуждение результатов эксперимента…………………………….55

2.6. Рекомендации…………………………………………………………61

Выводы 2.…………………………………………………………………66

Заключение………………………………………………………………...68

Список использованной литературы…………………………………….70

Приложения………………………………………………………………..76

Работа состоит из  1 файл

диплом ПТСР.doc

— 616.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Программа психокоррекционного  тренинга «Преодоление себя»

 

Цель программы:

В целом программа  направлена на психокоррекцию интолерантных способов общения и поведения у людей, переживших психологическую травму. Целями программы являются:

- создание доверительной атмосферы, которая помогает переживать и принимать «болезненные» чувства в процессе группового общения;

- реадаптация – переоценка травматического опыта и преодоление последствий травматического события у пожарных-спасателей;

– преодоление коммуникативных  барьеров, изоляции, которая возникла в ходе «капсулирования» травматического опыта;

– формирование навыков  толерантного общения, адекватного психологического контакта, бесконфликтного поведения, навыков саморегуляции у пожарных-спасателей.

Задачи:

1. Обучение анализу  своего внутреннего состояния  и состояния других людей.

2. Осознание связи  своих трудностей в общении  с пережитой травмирующей ситуацией.

3. Формирование толерантных  способов реагирования на явления  и события собственной жизни  и окружающего мира.

4. Осознание выбора  оптимальных способов взаимодействия  с окружающими.

5. Развитие способностей  к поведенческой и эмоциональной  саморегуляции.

Основные методы:

• Методы группового психологического тренинга: ролевые игры, моделирование, групповая дискуссия, беседа.

• Групповые психокоррекционные методы: арттерапия, психогимнастика, приемы игровой терапии, элементы тренинга поведения, релаксация.

Группа формируется  при соблюдении следующих условий:

1. Программа предполагает ведение группы с пожарными-спасателями, которые работают в экстремальных условиях.

2. Комплектование группы проводится по принципу добровольности и в зависимости от характера реагирования человека на травмирующее событие.

3. Исследование мотивации  для участия в программе. Получение согласия/несогласия на участие в групповых занятиях.

4. Занятия с пожарными-спасателями проводятся в закрытом режиме, т.е. в группе отсутствуют наблюдатели.

5. В ходе реализации программы параллельно используются следующие формы работы: диагностика, индивидуальное консультирование.

6. Количество участников  в группе 15 человек.

7. Режим работы: общее  время, необходимое для реализации всей программы – 10 дней по 2 часа в течение 3 недель, так как частота встреч – 3-4 раза в неделю.

Структура занятия:

- Подготовительная часть (разминка) – 15 минут.

Цель: создание положительного эмоционального фона и настроя участников на работу в группе, формирование атмосферы безопасности и доверия.

В разминку включены игры и психогимнастические упражнения, способствующие разогреву участников и установлению контакта между ними.

- Основная часть – 1 час 30 минут.

Цель: решение задач, заявленных в программе. В основной части  предполагается выполнение групповых  психотехнических игр, разыгрывание и  моделирование проблемных ситуаций, групповая дискуссия. Важная составляющая этой части – задания с элементами арттерапии, направленные на отреагирование негативных переживаний, снятие тревожности, агрессивности, освоение релакс-приемов.

- Заключительная часть – 15 минут.

Цель: подведение итогов, получение обратной связи.

В заключительной части  участники делятся чувствами, обмениваются мнениями, дают свою оценку происходящего на занятии.

Техническое оснащение  программы:

Аудиокассеты и диски (с музыкальными фрагментами соответствующего характера – для расслабления и снятия эмоционального напряжения), изосредства – фломастеры, ручки, цветные карандаши, гуашь, пластилин, мягкие мячики, бланки телеграмм, листы ватмана, блоки крупного конструктора «Лего», ножницы, старые журналы.

Проведение групповых  занятий с членами группы предполагает использование специального помещения (игровая комната, тренинговый зал), где можно обеспечить им свободное размещение и передвижение.

Результаты  реализации программы:

1. Формирование толерантных  поведенческих стратегий во взаимодействии  и общении с другими.

2. Развитие личностных  ресурсов.

3. Приобретение навыков  саморегуляции эмоционального состояния.

Этапы реализации

Программа психологической  помощи пожарным-спасателям состоит из 4 основных этапов:

I этап: ориентировочный  (2 занятия)

Задача: знакомство участников друг с другом, установление первоначальных взаимоотношений, создание безопасной атмосферы и чувства доверия в группе.

II этап: психокоррекционный (3 занятия)

Задача: проработка и  преодоление посттравматических нарушений, коррекция иррациональных установок участников.

III этап: коррекционно-развивающий (4 занятия)

Задача: развитие адаптационных  возможностей участников.

IV этап: обобщающе-закрепляющий (1 занятие)

Задача: подведение личных итогов.




Информация о работе Особенности психологической помощи лицам с посттравматическим стрессовым расстройством