Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:36, дипломная работа
На современном этапе существования и развития государства возникает обострение противоречий между природой и обществом, которое приводит к крупным катастрофам, стихийным бедствиям и другим чрезвычайным ситуациям, которые вынуждают к немедленному реагированию.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
пожарных-спасателей, принимающих участие в тушении пожаров и его
последствия…………………………………………………………………9
1.1. Сущность посттравматического стрессового расстройства
(синдрома) ПТСР)………………………….………………...……………..9
1.2. Психологические особенности личности пожарных-спасателей….16
1.3. Диагностика и психокоррекция посттравматических стрессовых
расстройств у участников чрезвычайных ситуаций в мирное время.....23
1.4. Дезадаптивные проявления у пожарных-спасателей, принимающих
участие в тушении пожаров как психологическая проблема…………..32
Выводы 1…………………………………………………………………..39
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности
психологической помощи пожарным-спасателям, принимающих
участие в тушении пожаров с ПТРС…………………………………….40
2.1. Обоснование замысла эксперимента………………………………..40
2.2. Описание методик исследования…………………………………....41
2.3. Организация и ход эксперимента…………………………………....44
2.4 Результаты исследования …………………………………………...46
2.5. Обсуждение результатов эксперимента…………………………….55
2.6. Рекомендации…………………………………………………………61
Выводы 2.…………………………………………………………………66
Заключение………………………………………………………………...68
Список использованной литературы…………………………………….70
Приложения………………………………………………………………..76
БЛАНК ОТВЕТОВ
вопрос |
ответ |
вопрос |
ответ |
вопрос |
ответ |
вопрос |
ответ |
вопрос |
ответ |
1 |
23 |
45 |
67 |
89 |
|||||
2 |
24 |
46 |
68 |
90 |
|||||
3 |
25 |
47 |
69 |
91 |
|||||
4 |
26 |
48 |
70 |
92 |
|||||
5 |
27 |
49 |
71 |
93 |
|||||
6 |
28 |
50 |
72 |
94 |
|||||
7 |
29 |
51 |
73 |
95 |
|||||
8 |
30 |
52 |
74 |
96 |
|||||
9 |
31 |
53 |
75 |
97 |
|||||
10 |
32 |
54 |
76 |
98 |
|||||
11 |
33 |
55 |
77 |
99 |
|||||
12 |
34 |
56 |
78 |
100 |
|||||
13 |
35 |
57 |
79 |
101 |
|||||
14 |
36 |
58 |
80 |
102 |
|||||
15 |
37 |
59 |
81 |
103 |
|||||
16 |
38 |
60 |
82 |
104 |
|||||
17 |
39 |
61 |
83 |
105 |
|||||
18 |
40 |
62 |
84 |
106 |
|||||
19 |
41 |
63 |
85 |
107 |
|||||
20 |
42 |
64 |
86 |
108 |
|||||
21 |
43 |
65 |
87 |
109 |
|||||
22 |
44 |
66 |
88 |
110 |
Обработка результатов
1. Сверхбдительность. Данная шкала соответствует следующим вопросам: 2, 32, 46, 58, 62, 70, 98, 105, 106, 109. Подсчитайте среднее арифметическое значение.
2. Преувеличенное реагирование.
Данная шкала соответствует
3. Притупленность эмоций.
Данная шкала соответствует
Суммируйте значения (вопросы: 3, 4, 6, 7, 24, 26, 34, 64, 81) и отнимите значения по оставшимся вопросам (13, 45, 66, 74), полученную величину разделите на 9.
4. Агрессивность. Данная
шкала соответствует следующим
вопросам: 60, 83, 84,87, 94, 96, 97, 99. Подсчитайте
среднее арифметическое
5. Нарушения памяти и концентрации внимания. Данная шкала соответствует следующим вопросам: 30, 36, 43, 56, 69, 73, 85, 91, 107. Подсчитайте среднее арифметическое значение.
6. Депрессия. Данная
шкала соответствует следующим
вопросам: 19, 26, 34, 42, 48, 57, 64, 81, 91, 82, 72. Подсчитайте
среднее арифметическое
7. Общая тревожность. Данная шкала соответствует следующим вопросам: 5, 16, 31, 37, 55, 59, 76, 103. Подсчитайте среднее арифметическое значение.
8. Приступы ярости. Данная шкала соответствует следующим вопросам: 54, 84, 86, 88, 96, 101. Суммируйте значения (вопросы: 54, 84, 96) и отнимите значения по оставшимся вопросам (86, 88, 101), полученную величину разделите на 3.
9. Злоупотребление
10. Непрошеные воспоминания
и галлюцинаторные переживания.
11. Проблемы со сном
(трудности с засыпанием и
12. «Вина выжившего». Данная
шкала соответствует следующим
вопросам: 15, 38, 49, 65, 80, 90. Подсчитайте
среднее арифметическое
13. Оптимизм. Данная шкала соответствует следующим вопросам: 10, 11, 18, 40, 44, 53, 67, 68, 75, 77, 78, 93, 100, 110. Подсчитайте среднее арифметическое значение.
Приложение 2
ИНСТРУКЦИЯ: Ниже приведены описания переживаний людей, которые перенесли тяжелые стрессовые ситуации. Оцените, в какой степени вы испытывали такие чувства по поводу подобной ситуации, когда-то пережитой вами
(_____________________________
______________________________
Для этого выберите и
обведите кружком цифру, соответствующую
тому, как часто вы испытывали подобное
переживание в течение
Никогда 0 |
Редко 1 |
Иногда 3 |
Часто 5 | |
1. Любое напоминание об этом событии (ситуации) заставляло меня заново переживать все случившееся. |
||||
2. Я не мог спокойно спать по ночам |
||||
3. Некоторые вещи заставляли меня все время думать о том, что со мной случилось |
||||
4. Я чувствовал постоянное раздражение и гнев |
||||
5. Я не позволял себе расстраиваться, когда я думал об этом событии или что-то напоминало мне о нем |
||||
6. Я думал о случившемся против своей воли |
||||
7. Мне казалось, что всего случившегося со мной как будто не было на самом деле или все, что тогда происходило, было нереальным |
||||
8. Я старался избегать
всего, что могло бы мне |
||||
9. Отдельные картины
случившегося внезапно |
||||
10. Я был все время напряжен и сильно вздрагивал, если что-то внезапно пугало меня |
||||
11. Я старался не думать о случившемся |
||||
12. Я понимал, что
меня до сих пор буквально
переполняют тяжелые |
||||
13. Я чувствовал что-то вроде оцепенения, и все мои переживания по поводу случившегося были как будто парализованы |
||||
14. Я вдруг замечал, что действую или чувствую себя так, как будто бы все еще нахожусь в той ситуации |
||||
15. Мне было трудно заснуть |
||||
16. Меня буквально захлестывали
непереносимо тяжелые |
||||
17 Я старался вытеснить случившееся из памяти |
||||
18 Мне было трудно
сосредоточить внимание на чем- |
||||
19 Когда что-то напоминало мне о случившемся, я испытывал неприятные физические ощущения – потел, дыхание сбивалось, начинало тошнить, учащался пульс и т п |
||||
20 Мне снились тяжелые сны о том, что со мной случилось |
||||
21 Я был постоянно насторожен и все время ожидал, что случится что-то плохое |
||||
22 Я старался ни
с кем не говорить о |
Субшкала «вторжение» сумма баллов пунктов 1, 2, 3, 6, 9, 16, 20
Субшкала «избегание» сумма баллов пунктов 5, 7, 8, 11, 12, 13, 17, 22
Субшкала «физиологическая возбудимость» сумма баллов пунктов 4, 10, 14, 15, 18, 19, 21
Средние значения показателей методики ШОВТС (IES-R) (Тарабрина, 2001)
IN |
AV |
AR |
IES>->R> | |
Пожарные |
5 76 ±5,71 |
7,26 +6,73 |
3,63 +3,99 |
16,64 ±14,75 |
Студенты |
10,20 +8,22 |
12,17 ±8,79 |
7,23 ±7,46 |
29,61 ±21,76 |
Спасатели |
5,95 +3,93 |
5,09 ±5,47 |
3,35 +3,63 |
14,40 ±11,05 |
Сотрудники МВД |
7,65 ±6,31 |
9,26 ±6,08 |
5,50 ±6,18 |
22,41 ±17,33 |
Военнослужащие |
8,89 +8,03 |
9,48 ±7,77 |
6,40 ±6,40 |
24,78 ±20,38 |
Беженцы, «норма» |
14,58 ±10,83 |
14,94 ±9,90 |
11,27 ±9,87 |
40,79 ±28,19 |
Беженцы, ПТСР |
27,43 ±6,00 |
27,43 ±5,91 |
22,57 ±8,06 |
77,43 ±14,25 |
Ликвидаторы, «норма» |
14,68 ±8,96 |
14,38 ±9,30 |
13,33 ±8,81 |
42,39 ±24,94 |
Ликвидаторы, ПТСР |
24,33 ±9,07 |
20,67 +5,03 |
23,33 ±2,89 |
68,33 +8,02 |
IN – субшкала «вторжение»,
AV – субшкала «избегание»,
AR – субшкала «физиологическая возбудимость»,
IES-R – общий балл
Приложение 3
Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из возможных ответов: «да» и «нет».
Ключ для обработки результатов испытания по опроснику:
Номера вопросов со знаком «–» требуют и регистрации ответа с противоположным знаком: если был ответ «да», то мы его регистрируем как ответ «нет», если был ответ «нет», регистрируем как ответ «да».
Сумма баллов, умноженная на коэффициент, указанный в скобках при каждом параметре агрессивности, позволяет получить удобные для сопоставления – нормированные – показатели, характеризующие индивидуальные и групповые результаты (нулевые значения не просчитываются).
Суммарные показатели: («1» + «2» + «3») : 3 = ИА – индекс агрессивности;
Суммарные показатели: («6» + «7») : 2 = ИВ – индекс враждебности.
Приложение 4
Общего здоровья опросник (General Health Questionnaire, GHQ)
Чувствовали ли Вы в последнее время, что:
Баллы за ответы на вопросы 1, 3, 4, 7, 8 и 12 подсчитываются в обратном порядке.