Особенности психологической помощи лицам с посттравматическим стрессовым расстройством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:36, дипломная работа

Описание

На современном этапе существования и развития государства возникает обострение противоречий между природой и обществом, которое приводит к крупным катастрофам, стихийным бедствиям и другим чрезвычайным ситуациям, которые вынуждают к немедленному реагированию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

пожарных-спасателей, принимающих участие в тушении пожаров и его

последствия…………………………………………………………………9

1.1. Сущность посттравматического стрессового расстройства

(синдрома) ПТСР)………………………….………………...……………..9

1.2. Психологические особенности личности пожарных-спасателей….16

1.3. Диагностика и психокоррекция посттравматических стрессовых

расстройств у участников чрезвычайных ситуаций в мирное время.....23

1.4. Дезадаптивные проявления у пожарных-спасателей, принимающих

участие в тушении пожаров как психологическая проблема…………..32

Выводы 1…………………………………………………………………..39

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности

психологической помощи пожарным-спасателям, принимающих

участие в тушении пожаров с ПТРС…………………………………….40

2.1. Обоснование замысла эксперимента………………………………..40

2.2. Описание методик исследования…………………………………....41

2.3. Организация и ход эксперимента…………………………………....44

2.4 Результаты исследования …………………………………………...46

2.5. Обсуждение результатов эксперимента…………………………….55

2.6. Рекомендации…………………………………………………………61

Выводы 2.…………………………………………………………………66

Заключение………………………………………………………………...68

Список использованной литературы…………………………………….70

Приложения………………………………………………………………..76

Работа состоит из  1 файл

диплом ПТСР.doc

— 616.50 Кб (Скачать документ)

Категория Г - операторы  систем «человек-машина», которые работают в дискретном режиме со значительной физической нагрузкой при невыраженном сенсомоторному компоненте. Для тренировок данной группы целесообразно использовать преимущественно физиологичные методики и специальные тренировки.

Широкое распространение  во всем мире в последние десятилетия получили разные групповые методы психологического влияния на людей как физически здоровых, так и тех, что нуждаются в психологической помощи.

В условиях служебной среды главным объектом психопрофилактики становится сфера самосознания пожарных-спасателей - членов группы, система социально-перцептивных стереотипов и реальные формы взаимодействия в служебном коллективе, малой группе сотрудников. Члены группы втягиваются в обсуждение, обдумывание своих действий и отношений, ищут пути решения конфликтов. Психологом могут создаваться также специализированные группы из отдельных клиентов, которые имеют подобные затруднения, связанные, например, с трудностями адаптации к коллективу.

Примером эклектического подхода может служить программа  тренинга личностного роста, методическим обоснованием которой есть механизмы влияния групповой динамики на личностный рост участников тренинга в сообщении с индивидуально-ориентированными задачами самопознание и самосовершенствование.

Основными методами, которые  используются в ходе тренинга являются групповая дискуссия, ролевая игра, психогимнастические и релаксационные упражнения.

Групповая дискуссия - один из ведущих методов. Она представляет собою непрерывный, не регламентированный обмен мыслями, суждениями между членами группы, в ходе которых создается возможность рефлексии своих неосознанных проблем, внутренних противоречий, что является причинами трудностей в общении. Тематика дискуссий в своей основе подбирается с учетом того, чтобы она окунала участников группы в мир проблем жизни и деятельности сотрудников МЧС.

Психогимнастика - это игровые психологические упражнения, использования которых в ходе тренинга носят многоцелевой характер.

Ролевая игра - игровой метод, предметом изучения которого является закономерности межличностного общения сотрудников МЧС. Каждому из членов группы, что участвуют в ролевой игре, предлагается исполнить роль в соответствии с их собственными представлениями о характере и манере поведения персонажа, а также ситуацию, которая предлагается разыграть по ролям. При этом другие участники тренинга выступают как зрители - эксперты, которые обсуждают, кто был более правдив, чья линия поведения была больше верной (адекватной), кто был более убедителен. После разыгрывания сюжета проводится обсуждения реализованного в игровой форме решения ситуации.

Релаксационные упражнения - это система приемов саморегуляции, направленных на разные функции организма  в профилактических целях. В состоянии  релаксации хорошо использовать методы аутогенной тренировки, что позволяет активно управлять высшими психическими функциями (например, укреплять силу воли, улучшать внимание), регулировать частоту сокращений сердца, нормализовать дыхательный ритм, уменьшать и даже снимать ощущение боли, в короткий срок возобновлять духовные и физические силы.

Особенное место в  программе тренинга уделяется индивидуально-ориентированным заданием самопознания и самосовершенствования. Главной целью тренинга является развитие личностных способностей или преодоление трудностей личностного роста сотрудников МЧС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы 2

 

Комплексное обследование пожарных-спасателей дало возможность получить информацию о развитии посттравматических стрессовых расстройств у лиц, которые в своей работе сталкиваются с чрезвычайными ситуациями. По современным критериям DSM-4 ПТСР возникает в результате воздействия на человека травматических событий, связанных с гибелью, серьезными ранениями людей, возможной угрозой гибели или ранений. При этом человек, переживший подобную травматическую ситуацию, может быть как свидетелем страданий других лиц, так и жертвой происходящего. В любом случае, в момент пребывания в травматической ситуации он должен испытать интенсивный страх, ужас или чувство беспомощности.

Как показало обследование пожарных-спасателей, работа в экстремальных условиях вызвала у значительной части исследуемых психическое состояние, которое в соответствии с критериями DSM-3-P классифицируется как посттравматическое стрессовое расстройство.

Изменения в показателях уровня реадаптации пожарных-спасателей после использования психокорекционных процедур являются не слишком существенными, хотя в целом имеет место позитивная динамика. Наибольшие сдвиги в лучшую сторону испытали показатели работоспособности и саморегуляции.

Применение психологического тренинга дает возможность существенно нормализовать негативные психологические изменения, которые наблюдались у пожарных-спасателей.

Полученные в результате исследования данные подтверждают тот факт, что психологический тренинг для пожарных-спасателей дает позитивные результаты. Так, показатели тревоги, которые остались достаточно высокими сразу после тренинга, депрессии и бессонницы существенно уменьшаются через  месяц. А в беседах с исследуемыми выяснялось, что они теперь спят практически спокойно (если нет дополнительных нервно-психических напряжений), признаки депрессии, которые оказывались у них достаточно часто, также стали возникать в единичных случаях. Тогда, как в контрольной группе исследуемых все жалобы остались.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о возможности повысить показатели здоровья спасателей за счет применения разработанного психологического тренинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР, «вьетнамский синдром») — психологическое состояние, которое возникает в результате психотравмирующих ситуаций, выходящих за пределы обычного человеческого опыта и угрожающих физической целостности субъекта или других людей. Отличается пролонгированным воздействием, имеет латентный период, и проявляется в период от шести месяцев до десяти лет после перенесения однократной или повторяющейся психологической травмы.

Травмирующие воздействия  могут быть вызваны военными действиями, природными катастрофами, террористическими  актами, например, взятием в заложники, насилием, пытками, длительными и  тяжелыми болезнями или смертью близких людей. Во всех случаях психотравма является тяжелой и вызывает переживание интенсивного страха, беспомощности и крайнего ужаса.

Работа пожарных спасателей во время тушения пожаров –  это работа в экстремальных условиях и сильнейший стрессогенный фактор.

Существующая система  подготовки сотрудников МЧС к службы в экстремальных условиях осуществляется в основном как теоретическая и не обеспечивает необходимой защиты личности от психических травм.

Групповая тренинговая форма психокоррекции, которая представляет собой особенным образом организованное взаимодействие членов малой группы, в какой осуществляется влияние, направленное на развитие личности, способствует преодолению ПТСР.

Полученные данные подтверждают тот факт, что предложенный психологический тренинг, который проводился, дает позитивные результаты. Так, показатели тревоги, которые остались достаточно высокими сразу после тренинга, депрессии и бессонницы существенно уменьшаются через  месяц.

 А в беседах с исследуемыми выяснилось, что они теперь спят практически спокойно (если нет дополнительного нервно-психического напряжения), признаки депрессии, которые оказывались у них достаточно часто, также стали возникать в единичных случаях, тогда как в контрольной группе исследуемых все жалобы остались.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о возможности повысить показатели здоровья пожарных-спасателей за счет применения психологического тренинга. Применение нами тренинга для возобновления психического здоровья спасателей по прибытии из зоны аварии, где они находились длительное время под влиянием психотравмирующих факторов, показало его эффективность.

Перспективой дальнейших исследований видим изучение других проблем преодоления посттравматичного синдрома в период реадаптации пожарных-спасателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Агарков В.А. Взаимосвязь интенсивности перитравматической диссоциации  с выраженностью симптомов посттравматического стрессового расстройства у ветеранов войны в Афганистане // Материалы научно-практической конференции "Подготовка и организация работы клинических психологов в учреждениях здравоохранения, социальнойзащиты и образования." М, 2001. С. 92.
  2. Бачериков Н.Е., Воронцов М.П., Петрюк И.Т., Цыганенко А.Я. Эмоциональный стресс в этиологии и патогенезе психических и психосоматических заболеваний.- Харьков: Основа, 2005.- 276 с.
  3. Бодров В.А., Бессонова Ю.В. Развитие профессиональной мотивации спасателей // Психологический журнал. № 2. 2005. - С. 45-56.
  4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005. – 410 с.
  5. Военная психиатрия: Учебник / Под ред. В. Литвинцева, В. К. Шамрея. - СПб.: ВмедА ЭЛБИ. - СПб., 2001. - 236 с.
  6. Волошин В. М. Посттравматическое стрессовое расстройство (клиника, динамика, течение и современные подходы к психофармакотерапии) Дисс... докт. мед. наук. — Москва—2004.— 371 с.
  7. Воробьев А. И. Синдром посттравматического стресса у ветеранов войны, перенесших боевую психическую травму // Военно-медицинский журнал. —1991. - № 8. — С. 71-74.
  8. Григорьев М. Э. Клинико-психопатологичекие особенности развития и динамики психических нарушений и качество жизни у ветеранов боевых действий (на примере Чеченского вооруженного конфликта 1994-1996 гг). Дисс.. . канд. мед. наук. Казань, 2002. — 166 с.
  9. Гулиева Ж. Д. Структура, клинические особенности и психологические механизмы формирования психических расстройств у военнослужащих, участвовавших в боевых действиях. Дисс.... канд. мед. наук. — Нальчик, 2003. - 129 с.
  10. Дмитриева Н.В., Гилева К.В., Друмова М.В. Психолого-психиатрические аспекты психотерапевтической коррекции посттравматических стрессовых расстройств. Методические рекомендации. Новосибирск., 2002. – 268 с.
  11. Дмитриева Т. Б., Воложин А. И. Социальный стресс и психическое здоровье. - М . : ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2008. - 248 с.
  12. Друмова М. В. Клинико-психологические особенности комбатантного посттравматического стрессового расстройства.: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - Новосибирск, 2003. - 24 с.
  13. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2007. - 560 с.
  14. Ениколопов С. Н. Психотерапия при психотравматических стрессовых расстройствах // Российский психиатрический журнал. 1998, N 3, С.50-56.
  15. Зеленова М.Е., Лазебная Е.О., Тарабрина Н.В. Психологические особенности посттравматических стрессовых состояний у участников войны в Афганистане // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18, № 2.
  16. Короткова Н.В. Психологическая и медицинско - психологические особенности ветеранов.: Дисс…канд.психол.наук., СПб., 2000. - 174 с.
  17. Котенев И.О. Опросник травматического стресса для диагностики психологических последствий несения службы сотрудниками ОВД в экстремальных условиях. - М.: Академия МВД России, 1996.
  18. Кравец С.В., Падун М.А., Агарков В.А. Анализ представлений о психической травме в западной психологии // Материалы VI научно-практической конференции "Посттравматический и поствоенный стресс. Проблемы реабилитации и социальной адаптации участников чрезвычайных ситуаций: междисциплинарный подход". Пермь, 2001. С. 7-10.
  19. Крюкова М.А. Профессиограмма спасателя поисково-спасательной службы МЧС России: Руководство. ГУ ЦЭПП МЧС России (филиал ВЦЭРМ МЧС России г. Санкт-Петербург). М., 2000. – 214 с.
  20. Лазебная Е. О., Зеленова М. Е. Ситуационные факторы регуляции посттравматических стрессовых состояний // Механизмы стресса в экстремальных условиях. Под ред. И. Б. Ушакова. — М., 2004. — С. 17-20.
  21. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - № 11. - С. 2-16.
  22. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. – 316 с.
  23. Международная статистическая классификация болезней и родственных проблем здравоохранения. Десятый пересмотр. Киев, «Здоровье», 2001.-Т.3.- 817 с.
  24. Мельниченко П. И. Закономерности формирования боевого стресса // Механизмы стресса в экстремальных условиях. Под ред. И. Б. Ушакова. - М . , 2004. – С. 151-153.
  25. Методическое пособие по работе с посттравматическим стрессовым расстройством. - СПб., ин-т ГАРМОНИЯ, 2001.
  26. Методы современной психотерапии: Учебное пособие для студентов вузов /Л.М. Кроль, Е.Л. Михайлова, Е.А. Пуртова и др.; Сост. Л.М. Кроль, Е.А. Пуртова. - М.: Класс, 2008. - 477 с.
  27. Мещенина Т., Пашилова О. Особенности психологической реабилитации участников вооруженных конфликтов // Прикладная психология и психоанализ, 2003, №4.
  28. Миско Е.А., Тарабрина Н.В. Особенности жизненной перспективы у ветеранов войны в Афганистане и ликвидаторов аварии на ЧАЭС// Психологический журнал, 2004, Т.25, №3.
  29. Муравьева Г. М. Медико-социальные аспекты охраны здоровья ветеранов Великой Отечественной войны, участников вооруженных конфликтов и контртеррористических операций : автореф. дис. ... канд. мед. наук : 14.00.33 / Г. М. Муравьева. - Кемерово, 2001. - 24 с.
  30. Наследов А.Д., Тарасов С.Г. Применение математических методов в психологии: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во С.-Пб. ун-та, 2006.- 208 с.
  31. Орел В.Е. Психологическое изучение влияния профессии на личность // Реферативный сборник избранных работ по грантам в области гуманитарных паук. Екатеринбург, 2006. С. 113—115.
  32. Павлова М. Посттравматическое стрессовое расстройство. Острые и отставленные реакции на травму: Научный обзор // Российский психиатрический журнал. 1999. — №1. — С.  46-49.
  33. Падун М.А., Агарков В.А. Психическая травма: разрушение базовых убеждений // Современная психология: состояния и перспектива / Тезисы доклада на юбилейной научной конференции ИПРАН 28-29 января 2002 г. М.: Институт психологии РАН, 2002.
  34. Перес Л.Р. Психотерапевтическое лечение фобических состояний и посттравматического стресса. - М.: ЭКСМО, 2001. – 312 с.
  35. Погосов А. В., Смирнова Л. В. Некоторые актуальные аспекты посттравматических стрессовых расстройств // Архив психиатрии. — 2001. — Вып. 4. — С. 81–83.
  36. Пономаренко В. А. Психология личности в кругу воздействия боевого стресса // Боевой стресс и постстрессовая адаптация участников боевых действий: Сборник научных трудов / Под ред. И. Б. Ушакова и Ю. А. Бубеева- М.: ИСТОКИ, 2003. – С. 14-20.
  37. Пономаренко В.А. Социально-психологическое содержание боевого стресса. Психол. журн. 2004; 25 (3):С. 98–102.
  38. Попов В.Е. Психологическая реабилитация военнослужащих после экстремальных воздействий.: Дисс. …канд. психол. наук, М., 1992. -214 с.
  39. Программа коррекционной работы с дезадаптированными военнослужищими / авторы-сост. Серов А.С., Жуков А.Н., Скоробогач Л.В., Ростов-на-Дону, 2003. – 218 с.
  40. Психологические тесты в двух томах. Под. ред. А.А.Карелина, т.1 Москва: Гуманитарный издательский центр, 2002 - 116 с.
  41. Психология экстремальных ситуаций / Под ред. В. В. Рубцова, С. Б. Малых. – 2-е изд., стер. – М.: Психологический ин-т РАО, 2008. – 304 с.
  42. Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2008. – 112 с.
  43. Работа с вторичной травмой // Конфликт и травма. Актуальные вопросы оказания помощи при травматичеких и посттравматических стрессовых расстройствах. Вып. 1. - СПб.: Питер, 2002. – 96 с.
  44. Ротштейн В.Г. Посттравматический стрессовый синдром // Руководство по психиатрии / Под ред. А.С. Тиганова. - М.: Наука, 2009. – 144 с.
  45. Садковой В.П. Сравнительная характеристика симптоматики стрессовых расстройств у представителей пожарных и других профессий // Право и безопастность. – 2004. - № 3. – С. 212-215.
  46. Садковой В.П. Переживание страха и особенности его влияния на профессиональную деятельность. – Харьков: Изд-во ХВУ, 2004. – 59 с.
  47. Семке В. Я., Епанчинцева Е. М. Типология и динамика посттравматических стрессовых расстройств у комбатантов // Российский психиатрический журнал. 2001. — №5. — С. 19-23.
  48. Смирнов Б. А. Долгополова Е. В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. - 276 с.
  49. Смирнова Л. В. Посттравматические стрессовые расстройства у военнослужащих (клиника, коморбидные состояния, терапия): Автореф.дисс. ... канд.мед.наук. — Томск, 2003. — 27 с.
  50. Собчик Л. Н. Метод цветовых выборов. — Модифицированный восьмицветовой тест Люшера: Практическое руководство. — СПБ. Речь, 2002.-100 с.
  51. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. - СПб.: Питер, 2007. - 272 с.
  52. Фастовцов Г. А. Острый транзиторный психоз на фоне посттравматического стрессового расстройства // Практика судебно-психиатрической экспертизы, сб. 40. — М., 2002. — 180-189.
  53. Шаллан И.В. Современные зарубежные методы оценивания посттравматического стрессового расстройства // Практична психологія та соціальна робота.-1999. -№ 5. - С. 23 – 26, № 8. - С.23-25.
  54. Шестопалова Л.Ф., Болотов Д.М., Кожевникова В.А. Нарушения личностного функционирования у людей, переживших экстремальные события, и их психотерапевтическая коррекция //Украинский медицинский альманах. - 2004. - №4 - С. 123-126.
  55. Diagnostical and Statistical Mannual of Mental Disorders. USA 1993; 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

ОПРОСНИК ТРАВМАТИЧЕСКОГО  СТРЕССА  ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ  (И. О. КОТЕНЕВ)

 

ИНСТРУКЦИЯ

Внимательно читая каждое утверждение, выберите тот вариант  ответа, который больше всего соответствует  Вашему состоянию или мнению в  настоящее время. В каждой колонке на бланке ответов под номером утверждения обведите цифру, обозначающую Ваш ответ:  

5 – абсолютно верно; 

4 – скорее, верно; 

3 – отчасти верно,  отчасти неверно; 

2 – скорее, неверно; 

1 – абсолютно неверно. 

 

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

 

1. По утрам я просыпаюсь  свежим и отдохнувшим.  
2. Я хорошо координирую свои движения.  
3. Я испытываю утомление.  
4. Мне необходимо усилие, чтобы вникнуть в то, говорят окружающие.  
5. Внезапно у меня бывает сильное сердцебиение.  
6. Я принимаю пищу машинально, не испытывая при этом удовольствия.  
7. Окружающий меня мир кажется нереальным.  
8. Я вздрагиваю от внезапного шума.  
9. Я настолько живо вспоминаю отдельные события, что при этом как бы вновь переживаю их.  
10. Я абсолютно здоров физически.  
11. Мне доставляет удовольствие быть среди других людей.  
12. Часто я действую так, будто мне угрожает опасность.  
13. Меня нельзя упрекнуть в рассеянности.  
14. Я часто вижу один и тот же страшный сон.  
 15. Определенно, я виноват перед людьми.  
16. Пустяки раздражают меня.  
17. Я стараюсь не смотреть телевизор, если показывают хронику драматических событий.  
18. Мне нравится моя работа.  
19. Я пережил серьезную утрату   
20. Я хорошо высыпаюсь по ночам.  
21. Я никогда не вижу страшных снов.  
22. Иногда мне хочется напиться.  
23. Мои близкие сильно беспокоятся из-за моей работы.  
24. У меня бывает ощущение, что время течет как бы замедленно.  
25. Иногда я обращаюсь к врачу только потому, что хочу немного отдохнуть.  
26. Многие вещи потеряли для меня интерес.  
27. Без всякого повода я могу выйти из себя.  
28. Мне следовало бы соблюдать диету.  
29. Я стараюсь избегать разговоров на неприятные темы.  
30. Бывает, что я забываю вещи.  
31. Иногда мне кажется, что даже близкие люди не понимают меня.  
32. Мне необходимо лучше контролировать эмоции.  
33. Прошлые события подчас вспоминаются более ярко, чем то, что происходит сейчас.  
34. Мне иногда кажется, что мир вокруг меня теряет краски.  
35. Я просыпаюсь от внезапного страха.  
36. Мне стоит больших усилий работать в прежнем ритме.  
37. Временами я испытываю озноб.  
38. Мне хочется помогать людям, попавшим в беду.  
39. Недавно мне пришлось столкнуться с весьма опасными обстоятельствами.  
40. Я чувствую себя более, чем многие из моих сверстников.  
41. Я засыпаю с трудом.  
42. Я испытываю чувство одиночества.  
43. Мне бывает трудно вспоминать то, что происходило совсем недавно.  
44. Я чувствую, что становлюсь другим человеком.  
45. Меня радуют порой самые незначительные вещи.  
46. Я чувствую прилив сил.  
47. По утрам я просыпаюсь с большим трудом.  
48. Мои мысли постоянно возвращаются к тому, о чем не хочется думать.  
49. Я испытываю чувство стыда.  
50. Обычно я не обращаюсь к врачу, даже если чувствую, что не совсем здоров.  
51. Мой сон настолько крепок, что громкие звуки или яркий свет не могут мне помешать.  
52. Мне говорят, что я вскрикиваю во сне.  
53. Я часто думаю о будущем.  
54. Иногда я сержусь.  
55. Я боюсь, что могу натворить что-то вопреки своим намерениям.  
56. Бывает, что я забываю то, что хотел сказать или сделать.  
57. В последнее время мое настроение ухудшилось.  
58. Мне не на кого положиться.  
59. Хотелось бы, чтобы моя семья уделяла мне больше внимания.  
60. Определенно, я люблю рисковать.  
61. Мне нравится черный юмор.  
62. Я во все полагаюсь на самого себя.  
63. Я постоянно чувствую потребность что-нибудь жевать, даже не испытывая голода.  
64. Иногда мне кажется, что я запутался в жизни.  
65. Мне кажется, что я не сумел сделать того, что от меня требовалось.  
66. Я испытываю интерес и вкус к жизни.  
67. Мне весело и легко в компании людей.  
68. Я много и плодотворно работаю.  
69. Часто я забываю, куда положил ту или иную вещь.  
70. Я стараюсь ни с кем не обсуждать свои проблемы.  
71. Я никогда не испытывал страха.  
72. Мне было полезно побыть одному.  
73. Делая какое-либо дело, я часто думаю совсем о другом.  
74. Моя жизнь разнообразна и насыщена событиями.  
75. Я никогда не совершал поступков, за которые мне было бы стыдно.  
76. Чужие трудности мало кого волнуют.  
77. Я ощущаю гораздо старше своих лет.  
78. Мне кажется, что меня ожидает счастливое будущее.  
79. В жизни мне пришлось испытать такое, что лучше не вспоминать.  
80. Я остро воспринимаю чужую боль.  
81. Мне кажется, я потерял способность радоваться жизни.  
82. Меня беспокоят головные боли.  
83. Легкие заработки обычно связаны с нарушением закона.  
84. Я не прочь подзаработать лишнего.  
85. Посторонние звуки отвлекают меня.  
86. Я стараюсь не вступать в драку, если дело меня не касается.  
87. Я верю в торжество справедливости.  
88. Мое сердце работает как обычно.  
89. Иногда я принимаю таблетки.  
90. Есть вещи, которые я не могу себе простить.  
91. Определенно, мне нужно время, чтобы прийти в себя.  
92. Алкоголь хорошо снимает любой стресс.  
93. Я не склонен жаловаться на здоровье.  
94. Мне хочется все крушить на своем пути.  
95. Большинство людей озабочено лишь собственным благополучием.  
96. Мне не легко сдерживать свой гнев.  
97. Я считаю, что прав тот, кто сильнее.  
98. У меня никогда не было обмороков.  
99. Мне следовало бы научиться избегать конфликтов.  
100. Я приобрел в жизни хороших друзей.  
101. Меня считают уравновешенным человеком.  
102. Нервное напряжение хорошо снимает сауна.  
103. Я чувствую растерянность.  
104. Часто мне кажется, что меня подстерегает опасность.  
105. Я работаю, не чувствуя усталости.  
106. Я испытываю сильное внутреннее возбуждение.  
107. Мне трудно сосредоточиться одновременно на нескольких делах.  
108. Часто я совершаю непроизвольные действия в ответ на неожиданный звук или движение.  
109. Я чувствую себя вполне уверенным.  
110. Мне есть за что благодарить судьбу. 

Информация о работе Особенности психологической помощи лицам с посттравматическим стрессовым расстройством