Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:36, дипломная работа
На современном этапе существования и развития государства возникает обострение противоречий между природой и обществом, которое приводит к крупным катастрофам, стихийным бедствиям и другим чрезвычайным ситуациям, которые вынуждают к немедленному реагированию.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
пожарных-спасателей, принимающих участие в тушении пожаров и его
последствия…………………………………………………………………9
1.1. Сущность посттравматического стрессового расстройства
(синдрома) ПТСР)………………………….………………...……………..9
1.2. Психологические особенности личности пожарных-спасателей….16
1.3. Диагностика и психокоррекция посттравматических стрессовых
расстройств у участников чрезвычайных ситуаций в мирное время.....23
1.4. Дезадаптивные проявления у пожарных-спасателей, принимающих
участие в тушении пожаров как психологическая проблема…………..32
Выводы 1…………………………………………………………………..39
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности
психологической помощи пожарным-спасателям, принимающих
участие в тушении пожаров с ПТРС…………………………………….40
2.1. Обоснование замысла эксперимента………………………………..40
2.2. Описание методик исследования…………………………………....41
2.3. Организация и ход эксперимента…………………………………....44
2.4 Результаты исследования …………………………………………...46
2.5. Обсуждение результатов эксперимента…………………………….55
2.6. Рекомендации…………………………………………………………61
Выводы 2.…………………………………………………………………66
Заключение………………………………………………………………...68
Список использованной литературы…………………………………….70
Приложения………………………………………………………………..76
Категория Г - операторы систем «человек-машина», которые работают в дискретном режиме со значительной физической нагрузкой при невыраженном сенсомоторному компоненте. Для тренировок данной группы целесообразно использовать преимущественно физиологичные методики и специальные тренировки.
Широкое распространение
во всем мире в последние десятилетия получи
В условиях служебной среды главным объектом психопрофилактики становится сфера самосознания пожарных-спасателей - членов группы, система социально-перцептивных стереотипов и реальные формы взаимодействия в служебном коллективе, малой группе сотрудников. Члены группы втягиваются в обсуждение, обдумывание своих действий и отношений, ищут пути решения конфликтов. Психологом могут создаваться также специализированные группы из отдельных клиентов, которые имеют подобные затруднения, связанные, например, с трудностями адаптации к коллективу.
Примером эклектического
подхода может служить
Основными методами, которые используются в ходе тренинга являются групповая дискуссия, ролевая игра, психогимнастические и релаксационные упражнения.
Групповая дискуссия - один из ведущих методов. Она представляет собою непрерывный, не регламентированный обмен мыслями, суждениями между членами группы, в ходе которых создается возможность рефлексии своих неосознанных проблем, внутренних противоречий, что является причинами трудностей в общении. Тематика дискуссий в своей основе подбирается с учетом того, чтобы она окунала участников группы в мир проблем жизни и деятельности сотрудников МЧС.
Психогимнастика - это игровые психологические упражнения, использования которых в ходе тренинга носят многоцелевой характер.
Ролевая игра - игровой метод, предметом изучения которого является закономерности межличностного общения сотрудников МЧС. Каждому из членов группы, что участвуют в ролевой игре, предлагается исполнить роль в соответствии с их собственными представлениями о характере и манере поведения персонажа, а также ситуацию, которая предлагается разыграть по ролям. При этом другие участники тренинга выступают как зрители - эксперты, которые обсуждают, кто был более правдив, чья линия поведения была больше верной (адекватной), кто был более убедителен. После разыгрывания сюжета проводится обсуждения реализованного в игровой форме решения ситуации.
Релаксационные упражнения
- это система приемов
Особенное место в программе тренинга уделяется индивидуально-ориентированным заданием самопознания и самосовершенствования. Главной целью тренинга является развитие личностных способностей или преодоление трудностей личностного роста сотрудников МЧС.
Выводы 2
Комплексное обследование пожарных-спасателей дало возможность получить информацию о развитии посттравматических стрессовых расстройств у лиц, которые в своей работе сталкиваются с чрезвычайными ситуациями. По современным критериям DSM-4 ПТСР возникает в результате воздействия на человека травматических событий, связанных с гибелью, серьезными ранениями людей, возможной угрозой гибели или ранений. При этом человек, переживший подобную травматическую ситуацию, может быть как свидетелем страданий других лиц, так и жертвой происходящего. В любом случае, в момент пребывания в травматической ситуации он должен испытать интенсивный страх, ужас или чувство беспомощности.
Как показало обследование пожарных-спасателей, работа в экстремальных условиях вызвала у значительной части исследуемых психическое состояние, которое в соответствии с критериями DSM-3-P классифицируется как посттравматическое стрессовое расстройство.
Изменения в показателях уровня реадаптации пожарных-спасателей после использования психокорекционных процедур являются не слишком существенными, хотя в целом имеет место позитивная динамика. Наибольшие сдвиги в лучшую сторону испытали показатели работоспособности и саморегуляции.
Применение психологического тренинга дает возможность существенно нормализовать негативные психологические изменения, которые наблюдались у пожарных-спасателей.
Полученные в результате исследования данные подтверждают тот факт, что психологический тренинг для пожарных-спасателей дает позитивные результаты. Так, показатели тревоги, которые остались достаточно высокими сразу после тренинга, депрессии и бессонницы существенно уменьшаются через месяц. А в беседах с исследуемыми выяснялось, что они теперь спят практически спокойно (если нет дополнительных нервно-психических напряжений), признаки депрессии, которые оказывались у них достаточно часто, также стали возникать в единичных случаях. Тогда, как в контрольной группе исследуемых все жалобы остались.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о возможности повысить показатели здоровья спасателей за счет применения разработанного психологического тренинга.
Заключение
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР, «вьетнамский синдром») — психологическое состояние, которое возникает в результате психотравмирующих ситуаций, выходящих за пределы обычного человеческого опыта и угрожающих физической целостности субъекта или других людей. Отличается пролонгированным воздействием, имеет латентный период, и проявляется в период от шести месяцев до десяти лет после перенесения однократной или повторяющейся психологической травмы.
Травмирующие воздействия могут быть вызваны военными действиями, природными катастрофами, террористическими актами, например, взятием в заложники, насилием, пытками, длительными и тяжелыми болезнями или смертью близких людей. Во всех случаях психотравма является тяжелой и вызывает переживание интенсивного страха, беспомощности и крайнего ужаса.
Работа пожарных спасателей во время тушения пожаров – это работа в экстремальных условиях и сильнейший стрессогенный фактор.
Существующая система подготовки сотрудников МЧС к службы в экстремальных условиях осуществляется в основном как теоретическая и не обеспечивает необходимой защиты личности от психических травм.
Групповая тренинговая форма психокоррекции, которая представляет собой особенным образом организованное взаимодействие членов малой группы, в какой осуществляется влияние, направленное на развитие личности, способствует преодолению ПТСР.
Полученные данные подтверждают тот факт, что предложенный психологический тренинг, который проводился, дает позитивные результаты. Так, показатели тревоги, которые остались достаточно высокими сразу после тренинга, депрессии и бессонницы существенно уменьшаются через месяц.
А в беседах с исследуемыми выяснилось, что они теперь спят практически спокойно (если нет дополнительного нервно-психического напряжения), признаки депрессии, которые оказывались у них достаточно часто, также стали возникать в единичных случаях, тогда как в контрольной группе исследуемых все жалобы остались.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о возможности повысить показатели здоровья пожарных-спасателей за счет применения психологического тренинга. Применение нами тренинга для возобновления психического здоровья спасателей по прибытии из зоны аварии, где они находились длительное время под влиянием психотравмирующих факторов, показало его эффективность.
Перспективой дальнейших исследований видим изучение других проблем преодоления посттравматичного синдрома в период реадаптации пожарных-спасателей.
Список использованной литературы
Приложения
Приложение 1
ОПРОСНИК ТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ (И. О. КОТЕНЕВ)
ИНСТРУКЦИЯ
Внимательно читая каждое утверждение, выберите тот вариант ответа, который больше всего соответствует Вашему состоянию или мнению в настоящее время. В каждой колонке на бланке ответов под номером утверждения обведите цифру, обозначающую Ваш ответ:
5 – абсолютно верно;
4 – скорее, верно;
3 – отчасти верно, отчасти неверно;
2 – скорее, неверно;
1 – абсолютно неверно.
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. По утрам я просыпаюсь
свежим и отдохнувшим.
2. Я хорошо координирую свои движения.
3. Я испытываю утомление.
4. Мне необходимо усилие, чтобы вникнуть
в то, говорят окружающие.
5. Внезапно у меня бывает сильное сердцебиение.
6. Я принимаю пищу машинально, не испытывая при этом удовольствия.
7. Окружающий меня мир кажется нереальным.
8. Я вздрагиваю от внезапного шума.
9. Я настолько живо вспоминаю отдельные
события, что при этом как бы вновь переживаю
их.
10. Я абсолютно здоров физически.
11. Мне доставляет удовольствие быть среди
других людей.
12. Часто я действую так, будто мне угрожает
опасность.
13. Меня нельзя упрекнуть в рассеянности.
14. Я часто вижу один и тот же страшный
сон.
15. Определенно, я виноват перед людьми.
16. Пустяки раздражают меня.
17. Я стараюсь не смотреть телевизор, если
показывают хронику драматических событий.
18. Мне нравится моя работа.
19. Я пережил серьезную утрату
20. Я хорошо высыпаюсь по ночам.
21. Я никогда не вижу страшных снов.
22. Иногда мне хочется напиться.
23. Мои близкие сильно беспокоятся из-за
моей работы.
24. У меня бывает ощущение, что время течет
как бы замедленно.
25. Иногда я обращаюсь к врачу только потому,
что хочу немного отдохнуть.
26. Многие вещи потеряли для меня интерес.
27. Без всякого повода я могу выйти из себя.
28. Мне следовало бы соблюдать диету.
29. Я стараюсь избегать разговоров на неприятные
темы.
30. Бывает, что я забываю вещи.
31. Иногда мне кажется, что даже близкие
люди не понимают меня.
32. Мне необходимо лучше контролировать
эмоции.
33. Прошлые события подчас вспоминаются
более ярко, чем то, что происходит сейчас.
34. Мне иногда кажется, что мир вокруг меня
теряет краски.
35. Я просыпаюсь от внезапного страха.
36. Мне стоит больших усилий работать в
прежнем ритме.
37. Временами я испытываю озноб.
38. Мне хочется помогать людям, попавшим
в беду.
39. Недавно мне пришлось столкнуться с
весьма опасными обстоятельствами.
40. Я чувствую себя более, чем многие из
моих сверстников.
41. Я засыпаю с трудом.
42. Я испытываю чувство одиночества.
43. Мне бывает трудно вспоминать то, что
происходило совсем недавно.
44. Я чувствую, что становлюсь другим человеком.
45. Меня радуют порой самые незначительные
вещи.
46. Я чувствую прилив сил.
47. По утрам я просыпаюсь с большим трудом.
48. Мои мысли постоянно возвращаются к
тому, о чем не хочется думать.
49. Я испытываю чувство стыда.
50. Обычно я не обращаюсь к врачу, даже
если чувствую, что не совсем здоров.
51. Мой сон настолько крепок, что громкие
звуки или яркий свет не могут мне помешать.
52. Мне говорят, что я вскрикиваю во сне.
53. Я часто думаю о будущем.
54. Иногда я сержусь.
55. Я боюсь, что могу натворить что-то вопреки
своим намерениям.
56. Бывает, что я забываю то, что хотел сказать
или сделать.
57. В последнее время мое настроение ухудшилось.
58. Мне не на кого положиться.
59. Хотелось бы, чтобы моя семья уделяла
мне больше внимания.
60. Определенно, я люблю рисковать.
61. Мне нравится черный юмор.
62. Я во все полагаюсь на самого себя.
63. Я постоянно чувствую потребность что-нибудь
жевать, даже не испытывая голода.
64. Иногда мне кажется, что я запутался
в жизни.
65. Мне кажется, что я не сумел сделать
того, что от меня требовалось.
66. Я испытываю интерес и вкус к жизни.
67. Мне весело и легко в компании людей.
68. Я много и плодотворно работаю.
69. Часто я забываю, куда положил ту или
иную вещь.
70. Я стараюсь ни с кем не обсуждать свои
проблемы.
71. Я никогда не испытывал страха.
72. Мне было полезно побыть одному.
73. Делая какое-либо дело, я часто думаю
совсем о другом.
74. Моя жизнь разнообразна и насыщена событиями.
75. Я никогда не совершал поступков, за
которые мне было бы стыдно.
76. Чужие трудности мало кого волнуют.
77. Я ощущаю гораздо старше своих лет.
78. Мне кажется, что меня ожидает счастливое
будущее.
79. В жизни мне пришлось испытать такое,
что лучше не вспоминать.
80. Я остро воспринимаю чужую боль.
81. Мне кажется, я потерял способность
радоваться жизни.
82. Меня беспокоят головные боли.
83. Легкие заработки обычно связаны с нарушением
закона.
84. Я не прочь подзаработать лишнего.
85. Посторонние звуки отвлекают меня.
86. Я стараюсь не вступать в драку, если
дело меня не касается.
87. Я верю в торжество справедливости.
88. Мое сердце работает как обычно.
89. Иногда я принимаю таблетки.
90. Есть вещи, которые я не могу себе простить.
91. Определенно, мне нужно время, чтобы
прийти в себя.
92. Алкоголь хорошо снимает любой стресс.
93. Я не склонен жаловаться на здоровье.
94. Мне хочется все крушить на своем пути.
95. Большинство людей озабочено лишь собственным
благополучием.
96. Мне не легко сдерживать свой гнев.
97. Я считаю, что прав тот, кто сильнее.
98. У меня никогда не было обмороков.
99. Мне следовало бы научиться избегать
конфликтов.
100. Я приобрел в жизни хороших друзей.
101. Меня считают уравновешенным человеком.
102. Нервное напряжение хорошо снимает
сауна.
103. Я чувствую растерянность.
104. Часто мне кажется, что меня подстерегает
опасность.
105. Я работаю, не чувствуя усталости.
106. Я испытываю сильное внутреннее возбуждение.
107. Мне трудно сосредоточиться одновременно
на нескольких делах.
108. Часто я совершаю непроизвольные действия
в ответ на неожиданный звук или движение.
109. Я чувствую себя вполне уверенным.
110. Мне есть за что благодарить судьбу.