Особенности психологической помощи лицам с посттравматическим стрессовым расстройством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:36, дипломная работа

Описание

На современном этапе существования и развития государства возникает обострение противоречий между природой и обществом, которое приводит к крупным катастрофам, стихийным бедствиям и другим чрезвычайным ситуациям, которые вынуждают к немедленному реагированию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

пожарных-спасателей, принимающих участие в тушении пожаров и его

последствия…………………………………………………………………9

1.1. Сущность посттравматического стрессового расстройства

(синдрома) ПТСР)………………………….………………...……………..9

1.2. Психологические особенности личности пожарных-спасателей….16

1.3. Диагностика и психокоррекция посттравматических стрессовых

расстройств у участников чрезвычайных ситуаций в мирное время.....23

1.4. Дезадаптивные проявления у пожарных-спасателей, принимающих

участие в тушении пожаров как психологическая проблема…………..32

Выводы 1…………………………………………………………………..39

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности

психологической помощи пожарным-спасателям, принимающих

участие в тушении пожаров с ПТРС…………………………………….40

2.1. Обоснование замысла эксперимента………………………………..40

2.2. Описание методик исследования…………………………………....41

2.3. Организация и ход эксперимента…………………………………....44

2.4 Результаты исследования …………………………………………...46

2.5. Обсуждение результатов эксперимента…………………………….55

2.6. Рекомендации…………………………………………………………61

Выводы 2.…………………………………………………………………66

Заключение………………………………………………………………...68

Список использованной литературы…………………………………….70

Приложения………………………………………………………………..76

Работа состоит из  1 файл

диплом ПТСР.doc

— 616.50 Кб (Скачать документ)

- межличностные контакты эмоционально насыщены в силу специфики профессиональной деятельности;

- постоянное включение в профессиональную деятельность волевых процессов;

- высокая ответственность за жизнь и здоровье людей. Одной из наиболее распространенных форм нарушений

- профессионального здоровья является «профессиональное выгорание» - выработанный личностью защитный механизм в ответ на психотравмирующие воздействия в сфере профессиональной деятельности.

Первоначально эмоциональное  выгорание считалось деструкцией, свойственной профессиям, связанным  с интенсивным общением с людьми: врачам, педагогам, социальным работникам и т.д. Исследования последних лет позволили сделать вывод о том, что сфера распространения выгорания существенно шире.

Например, явление «излетанности» у летчиков определяется как потеря направленности пилота на выполнение своей профессиональной деятельности. Летчик теряет интерес к своему делу, у него появляется боязнь полетов, неуверенность в своих силах, потеря ответственности за исход полета. В конечном итоге у пилотов возникает желание поменять профессию, списаться на нелетную работу. Симптомы выгорания в этом случае проявляются в отсутствии у пилота удовлетворения профессиональной деятельностью, в снижении мотивации в профессиональной сфере, в эмоциональном, психическом и физическом истощении.

Каковы же симптомы выгорания, как их определить? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо подчеркнуть очевидную связь эмоционального выгорания со стрессом.

Первая стадия, фаза напряжения, начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний. Любимая еда становится невкусной и пресной, нет удовольствия от любимых занятий, книг. Человек замечает, что самые простые занятия, которые раньше давали заряд радости, воспринимаются как нечто обременительное. Затем человек перестает получать положительные ощущения от общения с людьми, с животными, с природой.

Вторая стадия «выгорания» характеризуется  возникновением недоразумений с теми, для кого работает профессионал. Вначале они скрытые — профессионал начинает с пренебрежением и издевкой рассказывать о тех людях, которым он оказывал помощь. В дальнейшем возросшая неприязнь к пострадавшему проявляется при общении с ним. Вначале это бывает с трудом сдерживаемая антипатия, но наступает момент, когда сдержаться уже не удается и раздражение выплескивается непосредственно на голову человека, который ждет поддержки и надеется на помощь. Эти же симптомы могут проявится и в отношениях с членами семьи.

Третья стадия «выгорания» считается  наиболее серьезной, так как в этом случае искажаются представления о ценностях труда, об общечеловеческих ценностях. В отношениях с коллегами, близкими чувствуется холод и безразличие. Эмоциональное отношение человека к миру упрощается, и он становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. Так, работая в связке, профессионал остается невнимательным к собственной безопасности и к безопасности коллег, которых надо страховать, что может привести к трагическим последствиям.

Каждому работающему человеку необходимо время от времени задаваться вопросом: «Какое влияние оказывает на меня моя работа, может быть, у меня появляются издержки профессиональной деятельности?» Очень важно внимательно относиться к появлению недомогания, плохого настроения. Ведь первые признаки негативных профессиональных изменений появляются незаметно. Только сам профессионал может своевременно распознать первые признаки деструкции и принять необходимые меры.

 

Выводы 1

 

Таким образом, посттравматические стрессовые расстройства представляют собой стойкие негативные изменения в психике, которые проявляются через месяцы и даже годы у лиц, которые перенесли психическую травму. Считается, что посттравматические стрессовые расстройства имеют характерные проявления в виде типичных симптомокомплексов: вторжение, избежание и гипервозбуждение, при наличии которых в исследуемых диагностируются упомянутые расстройства. Большинство авторов считают, что главными факторами, которые детерминируют возникновение посттравматических стрессовых расстройств, представляются экстремальные или стрессогенные условия, которые действовали на психику индивида.

В большинстве исследований, посвященных  проблеме посттравматических стрессовых расстройств, не приводятся особенности проявления их симптомов в связи с профессиональной деятельностью исследуемых лиц. Это касается и пожарных-спасателей, то есть анализа влияния специфики их профессиональной деятельности  на возникновение и проявление этого феномена практически не проводилось.

Экстремальные условия и стрессогенные факторы профессиональной деятельности пожарных-спасателей приводят к возникновению у них негативных психических состояний, которые трансформируются в типовые посттравматические стрессовые расстройства.

После рассмотрения теоретических  аспектов поставленной проблемы, перейдем к эмпирическому исследованию эффективности психологической помощи пожарным-спасателям с ПТРС.

 

Глава 2. Экспериментальное исследование психологической помощи пожарным-спасателям, принимающих участие в тушении пожаров с ПТРС

 

2.1. Обоснование замысла  эксперимента

 

Анализ профессиональной деятельности пожарных-спасателей, принимающих участие в тушении пожаров, показывает, что последняя происходит в условиях воздействия на личность и ее психику разнообразных факторов внешней и внутренней среды, которое приводит к снижению качества функционирования психических функций, развития негативных посттравматических последствий под воздействием больших физических и эмоциональных перегрузок (51, 112). Соответственно возникает потребность в психологическом сопровождении профессиональной деятельности пожарных-спасателей с целью уменьшения влиянию негативных стрессовых факторов, которые негативно влияют на работоспособность последних и требует эффективных психопрофилактических мероприятий.

Невзирая на многочисленные теоретические и эмпирические исследования, разнообразие и разноплановость подходов к изучению особенностей, механизмов, способов и приемов реадаптации пожарных-спасателей, вопросы психологического сопровождения их профессионального становления и психологических оптимизации остаются недостаточно изученными. Кроме того, подавляющее большинство исследований проводились на выборках, в которых не достаточно учитывалась специфика профессиональной деятельности пожарных-спасателей.

В соответствии с актуальностью проблемы целью данного исследования является оценка и анализ полученных эмпирических данных по результатам психокоррекционных мероприятий с использованием процедур психопрофилактики.

 

 

2.2. Описание методик  исследования

 

Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие методики:

1. Опросник травматического стресса для диагностики психологических последствий (И. О. Котенев) (Приложение 1).

Данный опросник предназначен для изучения состояния человека после воздействия чрезвычайных факторов, а именно нахождения в экстремальных условиях. Он изучает наличие у участника боевых действий таких проявлений посттравматического синдрома, как сверхбдительность, преувеличенное реагирование, агрессивность, нарушения памяти и концентрации внимания, депрессия, тревожность, злоупотребление наркотических и лекарственных средств, галлюцинаторные переживания, проблемы со сном (трудности с засыпанием и прерывистый сон).

2. Шкала оценивания влияния травматического события (пересмотренная) (Приложение 2).

Первый вариант ШОВТС (Impact of Event Scale – IES) был опубликован  в 1979 г. Горовицем с соавторами (Horowitz, Wilner et. al, 1979). Опросник состоит из 15 пунктов, основан на самоотчете и выявляет преобладание тенденции избегания  или вторжения (навязчивого воспроизведения) травматического события. Далее, Д. Вейс с коллегами (Weiss, Marmar, Metzler 1995) пришли к выводу, что IES может быть более полезной, если она будет способна диагностировать не только такие симптомы ПТСР, как вторжение и избегание, но и симптомы гипервозбуждения, которые входят в диагностический критерий DSM-1V и являются составной частью психологической реакции на травматические события. Таким образом, «Шкала оценки влияния травматического события – пересмотренная» (IES-R) стала содержать 22 пункта. Целью добавления новых 6 пунктов (субшкала «гипервозбуждение») является описание следующих областей: злость и раздражительность; гипертрофированная реакция испуга; трудности с концентрацией; психофизиологическое возбуждение, обусловленное воспоминаниями; бессонница. Один новый пункт вторжения выявляет переживаемые заново состояния, схожие с диссоциативными.

3. Методика на выяснение агрессивности А.Басса и А.Дарки (Приложение 3).

Опросник личностный, разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

Тест состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

а) Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

б) Косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

в) Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

г) Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

д) Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

е) Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

ж) Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

з) Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

4.Опросник общего здоровья опросник (General Health Questionnaire, GHQ) (Приложение 4).

Опросник личностный. Предназначен для диагностики психологического благополучия, эмоциональной стабильности. Создан Д. Голдбергом и П. Вильямсом  в 1972 г. Разрабатывался как скрининговый  тест, направленный на выявление психических расстройств у стационарных и амбулаторных пациентов непсихиатрических клиник. Не предназначен для клинической диагностики.

 

 

 

 

 

2.3. Организация и ход эксперимента

 

Исследование эффективности предложенных психопрофилактических процедур пожарных-спасателей проводилось в местах постоянного расположения пожарных-спасателей по прибытии последних из зон стихийного бедствия и аварий. В эмпирическом исследовании участвовали пожарные-спасатели. Стаж работы в МЧС – от 5 до 10 лет. Возраст – от 30 до 45 лет. Они были разделены нами на контрольную и экспериментальную группы. С экспериментальной группой на протяжении месяца проводился цикл психокоррекционных занятий с целью преодоления исследуемыми последствий влияния негативных стрессовых факторов профессиональной деятельности. Для контрольной группы не проводилось целеустремленное преодоление посттравматического стрессового синдрома, потому группа приобретала профессиональные навыки и умения в пределах плановых занятий повседневной деятельности.

Процедура тестирования проводилась после окончания  тренинга, а также через месяц после тренинга. Отбор определенных групп пожарных-спасателей осуществлялся в соответствии с общими принципами отбора: по принципу добровольности и принципа информированного участия. Все участники имели одинаковую профессиональную подготовку, опыт пребывания в особенных условиях, при ликвидации последствий аварии и тушении пожаров.

Для изучения оценки эффективности  психологического тренинга проводилось определение результатов психологического влияния и выбор способов его измерения по двум группам переменных:

а) субъективно пережитые  изменения во внутреннем мире;

б) параметры, которые объективно регистрируются, характеризуют изменения в разных модальностях внутреннего мира человека, стойкость изменений после проведенных психокоррекционных мероприятий;

в) изучения диагностических эффектов психологического тренинга стрессового менеджмента - изменений в когнитивных структурах, которые состоялись в результате рефлексии, само- и взаимодиагностики участников психологического тренинга как результативной стороны познания и понимания пожарных-спасателей.

Психодиагностическое исследование мы, как правило, начинали с короткой беседы с потерпевшими, в которой они выражали суть самой проблемы на основе определенных симптомов. Это позволяет участникам обследования сделать предыдущие выводы о своем внутреннем состоянии и принять решение об активном и сознательном участии в психодиагностических процедурах. На основании результатов групповых психодиагностических исследований строилась индивидуальная психодиагностическая и психокоррекционная работа с учетом специфики личностных черт людей, которые входят в данную профессиональную группу. Разработанный психокоррекционный тренинг приведен в Приложении 5.

Для успешной коррекции  психических нарушений необходимо знать механизмы посттравматических расстройств, возникновения внутреннего напряжения в человеке, корень которого лежит в инстинкте самосохранения. При осознании реальной угрозы жизни и собственной беспомощности у человека появляется ощущение страха, которое проявляется в разных формах, в том числе и в росте агрессии. Поэтому при коррекции подобных состояний учитывался принцип, который свидетельствует о том, что, влияя на конкретные проявления психических нарушений в поведении человека, можно добиться общего улучшения психического состояния.

Для спасателей, которые  побывали в зоне аварии и принимали участие в тушении пожаров, характерная тенденция жить нынешним временем и прошлым. Психокоррекция в этом случае строилась с двух позиций: опора на позитивный опыт из прошлого, перенесение его в будущее и нынешнего времени, и перенесения позитивного опыта из нынешнего времени в будущее. Желательно все, что связано с психотравмирующими событиями в прошлом, рассматривать с целевой позиции, то есть отчуждено рассуждать на тяжелую тему и разрушать эмоциональную связь с этими событиями. В таком случае работать нужно уже не с обстоятельствами психотравмирующего события, а с эмоциями и ощущениями, его сопровождающими.

Информация о работе Особенности психологической помощи лицам с посттравматическим стрессовым расстройством