Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:40, курсовая работа

Описание

Объект исследования: процесс формирования и развития речи младших школьников с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: особенности развития речи умственно отсталых детей.
Цель исследования: определить особенности формирования речи младших школьников с умственной отсталостью.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические вопросы изучения особенностей развития речи младших школьников.
1.1 Речь как фактор развития человека
1.2 Закономерности развития речи детей младшего школьного возраста
Глава 2. Развитие речи младших школьников с умственной отсталостью.
2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы
2.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
2.3 Особенности речевого развития младших школьников с умственной отсталостью
Глава 3. Коррекционная помощь младшим школьникам с умственной отсталостью.
3.1 Методики изучения развития речи детей с нарушением интеллекта
3.2 Содержание коррекционной помощи по формированию речи детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2.doc

— 352.50 Кб (Скачать документ)

    Министерство  образования и науки РФ

    федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

    высшего профессионального образования

    Красноярский  государственный педагогический университет  им. В.П. Астафьева

    Институт  специальной педагогики

    Кафедра коррекционной педагогики 
     
     

    Курсовая работа.

    «Особенности  речевого развития детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта». 
     
     

     Научный руководитель:

     Лебедева  М.В.

     И пишешь  кто он:

     Старший преподаватель 

     кафедры коррекционной педагогики 

     Выполнила:

     Студентка  5 курса

     очной  формы обучения

     Игнатова  В.В. 
 
 
 

     Красноярск, 2012 г. 

     Содержание 

Введение

Глава 1. Теоретические вопросы изучения особенностей развития речи младших школьников.

1.1 Речь как фактор развития человека

1.2 Закономерности развития речи детей младшего школьного возраста

Глава 2. Развитие речи младших школьников с умственной отсталостью.

2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы

2.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

2.3 Особенности речевого развития младших школьников с умственной отсталостью

Глава 3. Коррекционная помощь младшим  школьникам с умственной отсталостью.

3.1 Методики  изучения развития речи детей  с нарушением интеллекта

3.2 Содержание  коррекционной помощи по формированию  речи детей с умственной отсталостью  младшего школьного возраста

Заключение

Список  литературы

Приложения

 

      Введение 

     В настоящее время 1,7 млн. детей (4,5% всей детской популяции Российской федерации) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании.

     На  современном этапе развития специального образования первоочередной задачей  становится развитие личности проблемного  ребенка, вопросы адаптации и социализации. Первичные нарушения в развитии (например, нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и т.д.) приводят к «выпадению ребенка из социального пространства, нарушению связи с культурой как источником развития высших психических функций, специфически человеческих способностей. Из-за такого «выпадения» ребенка из традиционного усвоения общественного опыта возникают вторичные отклонения в развитии, социальная некомпетентность.

     Количество  детей с нарушениями развития очень велико, и, к сожалению, обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению.

     Дети  с недостатками речи занимают второе место среди всех детей с недостатками развития и составляют 2,86%; умственно  отсталые дети занимают третью позицию и составляют 1,84%. Как видим, это достаточно большие цифры.

     Необходимо  отметить, что объем психологических  знаний о детях с различными нарушениями, в частности, интеллектуальными  нарушениями и нарушениями речевого развития, не так уж велик, поскольку  специальная психология как целостная отрасль психологической науки начала формироваться всего несколько десятилетий назад. Количество знаний о разных недостатках крайне мало и соответственно представляет профессиональный интерес у людей как-либо связанных с данной проблемой.

     Объект  исследования: процесс формирования и развития речи младших школьников с нарушением интеллекта.

     Предмет исследования: особенности развития речи умственно отсталых детей.

     Цель  исследования: определить особенности формирования речи младших школьников с умственной отсталостью.

     Задачи  данного исследования таковы:

  • Теоретически изучить и проанализировать психолого-педагогическую и медицинскую литературу по проблеме исследования.
  • Изучить особенности развития речи у детей с умственной отсталостью.
  • Показать особенности формирования речи младших школьников с умственной отсталостью.

     Прежде, чем рассмотреть вопрос об особенностях развития речи детей с нарушением интеллекта, необходимо остановится на особенностях психического развития младших школьников и, конкретно, речевого развития без патологии.

 

    Глава 1. Теоретические  вопросы изучения особенностей развития речи младших школьников 

    1.1 Речь как фактор развития человека 

     Речь  – исторически сложившаяся форма  общения людей посредством языка. Речь и язык не могут быть оторваны и противопоставлены друг другу.

     Речь  – это процесс общения; язык –  система выработанных предшествующими  поколениями фонетических, лексических  и грамматических средств, используемых в процессе общения. Речь и язык относятся  к общественным явлениям.

     Она возникает и развивается под  влиянием потребности в общении  и служит целям общественного  объединения людей. Речь обеспечивает историческую преемственность опыта  людей.

     Речь  тесно связана со всей психической  жизнью человека: мышлением, воображением, эмоциями, волей и другими.

     Всем  известно, что речь является одним  из главных показателей развития ребенка. Она реализует несколько  потребностей человека (ребенка): коммуникативную, информативную, познавательную (развивающую), что уже говорит о ее большой значимости.

     В современном мире проблема развития речи у всех детей стоит очень  остро. Появляются все новые и  новые «шедевры технологических  достижений», которые заменяют «живое»  общение. Люди заняты добыванием денег (им не до детей, тем более до общения с ними). Пропадает интерес к книге не только как к источнику знаний, но и как к некой форме проведения досуга, как у детей, так и у взрослых. Мы забываем о правильной, красивой речи; все чаще из уст молодых, да и не очень молодых людей слышна нецензурная лексика. Это норма человечества?! Чему старшее поколение может научить малышей, общаясь на «таком» языке? С кого брать пример?

     Не  стоит удивляться, по каким причинам падает уровень образованности в нашей стране; я только что их перечислила и, они далеко не все.

     Так хочется слышать и слушать  речь правильную, красивую, грамотную.

     Вряд  ли кто из родителей может забыть первые слова своего ребенка. Ведь их с нетерпением ждут! Несовершенные, смешные, сотворенные самими малышами, они так дороги мамам, бабушкам, дедушкам. В жизни крохи настал важнейший этап, от которого будет зависеть все его дальнейшее развитие. По мере овладения речью формируется психика ребенка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфические способности. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию ребенка, формированию его личностных качеств.

     Речь  ребенка формируется под влиянием речи взрослых, зависит от нормального  речевого окружения, достаточной речевой  практики и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни.

     Речь  является врожденной способностью, а  развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма  от момента его зарождения до конца  жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

     Речь  служит орудием человеческого мышления, средством общения, выражения мыслей, чувств, эмоций, средством регуляции  деятельности.

     Исследователи выделяют разное количество этапов становления  речи детей, по-разному их называют, указывают их различные возрастные границы (А.Н.Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.Н.Леонтьев, Г.Л.Розенгард-Пупко и другие).

     А.Н.Леонтьев выделяет четыре этапа становления речи детей:

  • 1-й – подготовительный - до 1 года;

     В это время происходит подготовка к овладению речью, развивается система психической деятельности, которая связана с формированием речи. Крик, плач, гуление, лепет, лепетная речь, первые слова – составляющие первого этапа становления речи.

  • 2-й – преддошкольный – до 3 лет;

     С появлением у ребенка первых слов, начинается этап становления активной речи. В это время появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Первые слова носят общественно-смысловой характер. С полутора лет слово приобретает обобщенный характер.

     К концу второго года появляется фразовая речь. К двум годам речь становится основным средством общения. На третьем году возникает способность к словотворчеству, вначале как рифмование, затем как изобретение новых слов.

  • 3-й – дошкольный – до 7 лет;

     После трех лет интенсивно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Звуковая сторона речи при нормальном речевом развитии ребенка формируется к 4-5 годам.

     Продолжается  быстрое увеличение словарного запаса. Формируется чувство языка, словотворчество.

     Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи, овладение связной речью. Формируется регуляторная функция речи. В этом возрасте ребенок легко запоминает и рассказывает стихи, сказки, передает содержание картинок.

     К концу пятого года ребенок начинает овладевать контекстной речью. Вэтот период значительно улучшается фонематическое восприятие, заканчивается формирование правильного звукопроизношения.

     К седьмому году жизни ребенок употребляет  слова, обобщающие отвлеченные понятия, использует слова с переносным значением. К этому возрасту дети полностью овладевают разговорно-бытовым стилем.

  • 4-й – школьный – от 7 до 17 лет.

     Особенность данного возраста – сознательное усвоение.

     Более подробно о данном возрасте будет  говориться ниже.

     Развитие  общения - качественно-своеобразных целостных образований, представляющих собою определенный генетический уровень коммуникативной деятельности и называемых формами общения.

     В первые семь лет жизни ребенка выделяют 4 формы его общения с взрослым.

  1. Ситуативно-личностную: появляется в возрасте 2-6 месяцев. Ведущий мотив общения - личностный. Основные средства общения –экспрессивно-мимические операции.
  2. Ситуативно-деловую: появляется у ребенка к 6 месяцам. Ведущий мотив общения - деловой. Основные средства общения – предметно-действенные операции.
  3. Внеситуативно-познавательная: появляется у ребенка в возрасте 3-4 лет. Ведущим мотивом общения является познавательный. Основным средством общения являются речевые операции.
  4. Внеситуативно-личностная: появляется у детей в возрасте 5-6 лет. Ведущий мотив общения – личностный. Основными средствами общения являются речевые операции.

     Организуемая  взрослым практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей. Без постоянной поддержки взрослого, особенно в первые месяцы и годы жизни, развитие общения детей с окружающими замедляется или даже прекращается. Но активное вмешательство взрослого способно в относительно короткий срок вызвать благоприятные сдвиги в общении детей.

     Выделяют  критические периоды развития речи.

  • Сензитивный, т.е. особо чувствительный как к восприятию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды. В этом сензитивном периоде речевого развития отмечаются и гиперсензитивные фазы речевого развития. Первая гиперсензитивная фаза относится к периоду от 1 года до 1,5 лет. В этот период, когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения, происходит интенсивное развитие корковых речевых зон мозга.

Информация о работе Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта