Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:40, курсовая работа

Описание

Объект исследования: процесс формирования и развития речи младших школьников с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: особенности развития речи умственно отсталых детей.
Цель исследования: определить особенности формирования речи младших школьников с умственной отсталостью.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические вопросы изучения особенностей развития речи младших школьников.
1.1 Речь как фактор развития человека
1.2 Закономерности развития речи детей младшего школьного возраста
Глава 2. Развитие речи младших школьников с умственной отсталостью.
2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы
2.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
2.3 Особенности речевого развития младших школьников с умственной отсталостью
Глава 3. Коррекционная помощь младшим школьникам с умственной отсталостью.
3.1 Методики изучения развития речи детей с нарушением интеллекта
3.2 Содержание коррекционной помощи по формированию речи детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2.doc

— 352.50 Кб (Скачать документ)

     При построении предложений широко используется опора на внешние схемы, идеограммы, т.е. материализацию структуры речевого высказывания.

     Графические схемы с помощью значков и  стрелок помогают символизировать  предметы и отношения между ними (например, прямоугольник – субъект, треугольник – объект, стрелка – предикат и другие).

     Рекомендуются следующие виды заданий с использованием графической схемы предложения:

  1. подбор предложений к данной графической схеме;
  2. запись предложений под соответствующей схемой;
  3. самостоятельное придумывание предложений по данной графической схеме;
  4. составление обобщенного представления о значении нескольких предложений, соответствующих одной графической схеме.

     С целью представлений о глубинно-семантической  структуре предложений необходимо работать над смысловым содержанием ситуации, изображенной на картинке.

     В процессе формирования словоизменения обращается внимание на изменение существительного по числам, падежные окончания существительных  с глаголами и прилагательными, изменение по лицам, числам, родам и т.д. Усвоению косвенных падежей способствует применение игровых приемов, картинок, вопросов («Кто самый наблюдательный?», «Кому нужны эти вещи?»).

     Работа  над связной речью сначала  проводится на материале диалогической, ситуативной речи, а позднее –  контекстной, монологической в следующей последовательности:

  1. развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и существенное, основное и фоновое;
  2. формирование умения располагать смысловые компоненты в определенной последовательности;
  3. развитие способности удерживать смысловую программу в памяти (запоминание последовательности картинок, пересказы текстов);
  4. перекодирование каждого элемента смысловой программы в языковую форму.

     Последовательность  в работе над связным текстом  такова:

     - пересказ с опорой на серию сюжетных картинок;

     - пересказ по сюжетной картинке;

     - пересказ без опоры на наглядность;

     - пересказ на основе деформированного  текста;

     - рассказ по серии сюжетных  картинок;

     - рассказ по сюжетной картинке;

     - самостоятельный рассказ.

     Коррекция нарушений письменной речи у школьников с интеллектуальным недоразвитием должна быть тесно связана с развитием у них познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.

     Так широко используется сравнение фонетически  близких звуков, анализ структуры предложения, звуко-слоговой структуры слова, развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.

     Устранение  нарушений чтения и письма проводится в тесной связи с коррекцией нарушений  устной речи как системы, с коррекцией дефектов звукопроизношения, фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя.

     Развитию  у детей с интеллектуальными  нарушениями основных функций речи способствует использование различных дидактических игр.

     Примерные игры и упражнения по развитию речи младших школьников с умственной отсталостью представлены в приложении.

     Хочется отметить, что последнее время  в логопедической работе стали появляться нетрадиционные методы терапии, среди  которых:

     игротерапия, сказкотерапия, смехотерапия, изотерапия, АПИтерапия, кристаллотерапия, глинотерапия, воскотерапия. Но остановимся на более эффективных и целесообразных.

     Аромотерапия  – лечение с помощью эфирных масел, позволяет нормализовать мышечный тонус, повысить работоспособность, настроение, уверенность в себе.

     Вероятное положительное влияние на психику ( психоэмоциональное состояние) эфирных масел.

     Гераниевое  – снимает стресс и состояние  тревоги.

     Лавандовое  – снимает стресс, состояние тревоги, депрессию, повышает концентрацию внимания.

     Мятное  – повышает настроение.

     Ромашковое (аптечная римская ромашка) – успокаивает, способствует запоминанию.

     Розмариновое  – улучшает память, действует расслабляющее.

     Эвкалиптовое  – устраняет повышенную утомляемость, выявляет резервные силы в организме; развивает самостоятельность, активизирует процессы восприятия и запоминания, помогает быстро «переключиться» с одного предмета на другой.

     Пихтовое  – устраняет астено-депрессивные состояния, чувство неуверенности, необоснованное беспокойство. Антисептическое  средство при вирусных инфекциях.

     Кедровое  – устраняет нервозность, растерянность, упорядочивает мысли, придает уверенность  в своих силах.

     Музыкотерапия.

     Прослушивание музыкальных произведений, ритмические движения под музыку, сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса, пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

     Создает положительный эмоциональный фон реабилитации (снятие фактора тревожности, неуверенности), стимулирует двигательные функции,развивает и корректирует сенсорные процессы (ощущения, восприятия, представления) и сенсорные способности, развивает и дыхательный аппарат, растормаживает речевую функцию.

     Хромотерапия (цветотерапия, светотерапия) – наука, изучающая свойства света и цвета, нормализует мышечный тонус, нейтрализует негативное влияние. 

     Воздействие цвета на организм ребенка.

Цвет Положительное влияние на организм
Синий. Успокаивающее действие, расслабляющий эффект, снижение спазмов, тормозящее действие.
Красный, розовый. Повышение физической работоспособности, ощущение теплоты, стимуляция психических процессов.
Зеленый. Успокаивающее действие, создание хорошего настроения.
Желтый. Цвет радости  и покоя, нейтрализация негативного  состояния.
 

     Су-джок терапия (су-кисть, джок-стопа) – последнее достижение восточной медицины, это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. (С помощью колец – ( «ежиков») удобно массировать пальцы для благотворного влияния на весь организм.

     Нормализует мышечный тонус, опосредованно стимулирует речевые области в коре головного мозга.

     Исследования  невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и  функциональное формирование речевых  областей коры головного мозга совершается  под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в логопедических целях альтернативные методики активизируют развитие речи ребенка и способствуют оздоровлению всего организма.

     Эффективность применения нетрадиционных методов  терапии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребенок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.

 

      Заключение 

     Таким образом, логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе 8-го вида имеет свою специфику, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей с интеллектуальными отклонениями, а также характером симптоматики, механизмов, структуры речевого дефекта у этих детей.

     Для ребенка с отклонениями в развитии необходима длительная, постоянная, требующая  особой подготовки помощь, как педагогов, так и близких, их любовь, терпение и выдержка. 

 

      Список литературы: 

  1. Алябьева  Е.А. «Логоритмические упражнения без  музыкального сопровождения», Москва, «Сфера», 2006г.
  2. Асташина И.В. «Логопедические игры и упражнения для детей», Москва, «Дом»,2008г.
  3. Бадалян Л.О. «Невропатология», Москва, «Академия», 2003г.
  4. Генина Н.А. «Возрастная психология», методические рекомендации по курсу, ЧГПУ, 2004г.
  5. «Дети с ограниченными возможностями». Хрестоматия, Москва, 2005г.
  6. «Дефектологический словарь» под ред. Дьячкова А. И., Москва, «Педагогика», 1970г.
  7. Епифанцева Т.Б., Кисленко Т.Е. «Настольная книга педагога-дефектолога», Ростов-на-Дону, «Феликс», 2006г.
  8. Ермаков В.П., Якунина Г.А. «Основы тифлопедагогики», Москва, «Владос», 2000г.
  9. Зайцева «Коррекционная педагогика», Ростов-на-Дону, «Март», 2002г.
  10. Защиринская О.В. «Психология детей с ЗПР», Санкт-Петербург, «Речь», 2004г.
  11. Игнатьева С.А., Блинов Ю.А. «Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии», Москва, «Владос», 2004г.
  12. Костылева Н.Ю. «Покажи и расскажи», Москва, «Сфера», 2007г.
  13. «Коррекционная педагогика в начальном образовании» под ред Кумариной, Москва, «Академия», 2003г.
  14. Коломинский Я.Л. «Психология детей в норме и патологии», Москва, «Питер», 2004г.
  15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Нарушение речи и их коррекция у детей с ЗПР», Москва, «Владос», 2004г.
  16. «Логопедия», ж-л №1 2005г.
  17. «Логопедия», ж-л №4 2005г.
  18. «Логопедия», ж-л №1 2006г.
  19. «Логопедия», ж-л №3 2006г.
  20. «Логопедия», ж-л №1 2007г.
  21. «Логопедия», ж-л №2 2007г.
  22. «Логопедия», ж-л №4 2007г.
  23. «Логопедия», ж-л №6 2007г
  24. «Логопедия», ж-л №1 2008г.
  25. «Логопедия», ж-л №2 2008г.
  26. «Логопедия в школе» под ред. Кукушина В.С., Москва-Ростов-на-Дону, «Март», 2005г.
  27. Ляпидевский С.С. «Невропатология», Москва, «Владос», 2003г.
  28. Маллер А.Р., Цикато Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью», Москва,»Академия», 2003г.
  29. Мишина Г.А., Моргачева Е.Н. «Коррекционная и специальная педагогика», Москва, « Форум-Инфра-М», 2007г.
  30. Мозговой В.М. «Основы олигофренопедагогики», Москва, «Академия», 2006г.
  31. Немов Р.С. «Психология» в 3-х книгах, Москва», Владос», 1998г.
  32. Подласый И.П. «Педагогика», Москва, «Просвещение», 1996г.
  33. «Психология аномального развития ребенка». Хрестоматия в 2-х томах под ред. В.З.Лебединского, Москва, ЧеРо, 2002г.
  34. «Специальная психология» под ред. В.И.Лубовского, Москва, «Академия,2005г.
  35. Степанова О.А. «Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями», Москва, «Академия, 2003г.
  36. Шипицына «Необучаемый ребенок в семье и обществе», Санкт-Петербург, «Речь», 2005г.

 

      Приложения 

     Артикуляционная гимнастика – это выполнение специально подобранных упражнений подвижными органами (губами, нижней челюстью, языком) с целью тренировки и совершенствования их мышц.

     Пассивные упражнения.

  • Растягивание губ в улыбку одним – двумя пальцами снизу или сверху;
  • Собирание губ трубочкой;
  • Поочередное или одновременное приподнимание и оттягивание углов рта;
  • Подтягивание верхней губы для открывания верхних зубов и десен;
  • Оттягивание нижней губы для открывания нижних зубов и десен;
  • Поднятие кончика или других частей языка к небу за верхними зубами с помощью взрослого;
  • «Маятник» - ритмические движения языком ребенка влево-вправо, который захватывается стерильной марлевой салфеткой или большим и указательным пальцами взрослого, одетыми в напальчник.

     Упражнения  на развитие мышц нижней челюсти.

  • Опускание и поднимание нижней челюсти;
  • Выдвигание вперед нижней челюсти и задвигание назад сначала при закрытом, затем при открытом рте. Губы при этом отведены в улыбку;
  • Подражание жеванию;
  • Опускание нижней челюсти с преодолением сопротивления рукам взрослого;
  • Широкое открывание рта с одновременным запрокидыванием головы назад;
  • Широкое открывание рта с одновременным запрокидыванием головы назад и преодолением сопротивления рукам взрослого.

     Упражнения  на развитие мимических мышц.

  • Поднимание и опускание бровей;
  • Одновременное открывание и закрывание глаз;
  • Одновременное, затем поочередное прищуривание глаз;
  • Поочередное, затем одновременное надувание щек;
  • По заданию взрослого изобразить выражение лица удивленного, радостного, грустного, сердитого человека.

     Упражнения  на развитие губных мышц.

  • Вытягивание губ вперед трубочкой – «поцелуй», затем воронкой при открытых зубах;
  • Приподнимание верхней губы так, чтобы показались верхние зубы;
  • Дрожание губ (подражание фырканью лошади;
  • Поочередное наполнение воздухом пространства под верхней, а затем под нижней губой;
  • Беззвучное произнесение (без голоса) звуков «п-п-п», «у», «о», «и», «ы».

Информация о работе Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта