Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:40, курсовая работа

Описание

Объект исследования: процесс формирования и развития речи младших школьников с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: особенности развития речи умственно отсталых детей.
Цель исследования: определить особенности формирования речи младших школьников с умственной отсталостью.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические вопросы изучения особенностей развития речи младших школьников.
1.1 Речь как фактор развития человека
1.2 Закономерности развития речи детей младшего школьного возраста
Глава 2. Развитие речи младших школьников с умственной отсталостью.
2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы
2.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
2.3 Особенности речевого развития младших школьников с умственной отсталостью
Глава 3. Коррекционная помощь младшим школьникам с умственной отсталостью.
3.1 Методики изучения развития речи детей с нарушением интеллекта
3.2 Содержание коррекционной помощи по формированию речи детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2.doc

— 352.50 Кб (Скачать документ)

     Речь. В процессе систематического обучения получают значительное развитие устная и письменная речь. Дети овладевают все более совершенным употреблением слов и предложений, у них возрастает словарный запас. Они начинают употреблять значительное количество слов не только в устной, но и в письменной речи. Качественное изменение обоих видов речи оказывает большое положительное влияние на интеллектуальное развитие школьников.

     Психика. В процессе обучения развиваются зрительное и слуховое внимание. Возникает способность активно и произвольно направлять свое внимание, удерживать и сосредотачивать его на определенном объекте деятельности.

     Память. Дети оказываются в состоянии запомнить сравнительно большое количество словесного и другого материала. Запоминание приобретает все более осмысленный характер, начинает становиться произвольным.

     Переход к школьному обучению знаменует  переход к новому типу познания. Школьники приобретают значительные знания на основе словесных объяснений, а также при чтении учебной и другой литературы.

     Происходят  большие изменения в развитии мышления. Школьник начинает отчетливо осознавать связь между причиной и следствием, постепенно овладевает способностью формулировать эти причинно-следственные связи. Появляется мышление, основанное на абстракции и обобщении.

     Во  время обучения в школе учащиеся овладевают системой понятий. Каждое из понятий определенным образом связано  с другими понятиями. Постепенно у учащихся возникает первоначальное понимание таких категорий, как объем понятий, соотношение между общими и менее общими понятиями. С 3 класса отмечается дифференцированное отношение к изучаемым предметам (чтение, письмо, математика и другим). Со временем обычно усиливается интерес к какому-нибудь предмету. Важную положительную роль в психическом развитии учащихся младших классов играют занятия по труду. Ведущая роль теперь принадлежит учению, учебной деятельности. Однако игра (во внеучебное время) продолжает выполнять весьма важную роль. В это время у детей возникает интерес к новым для них играм (шашки, шахматы и другие).

     Развитие  личности младшего школьника происходит преимущественно в коллективе сверстников. Дети начинают относиться к учению не только как к сугубо личному, но и как к общественному делу. Формируются такие нравственные качества, как чувство долга, товарищества. Важное значение в формировании личности ребенка имеет выполнение им общественной работы.

     Итак, ребенок переходит от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Вместе с новыми обязанностями школьник получает и новые права.

     Система «ребенок-взрослый» дифференцируется: «ребенок-учитель», и «ребенок-родители».

     Ведущая деятельность – учебная – непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством.

     Достижения  возраста:

     Когнитивная сфера.

  • интеллектуализация психических процессов, их осознание;
  • развитие произвольности познавательных процессов;
  • формирование отвлеченного словесно-логического мышления;
  • целенаправленное и произвольное наблюдение как форма восприятия;
  • расширение объема произвольного внимания и умения распределять его между разными видами действий;
  • осознание мнемической задачи;
  • интенсивное формирование приемов запоминания, увеличение удельного веса смыслового запоминания по сравнению с наглядно-образным;
  • управление процессами запоминания, воспроизведения, припоминания;
  • увеличение признаков и свойств в образах воображения.

     Эмоциональная сфера.

  • эмоционально-положительное отношение к себе;
  • сдержанность в выражении эмоций, умение владеть своими чувствами;
  • способность проявлять гнев не столько в моторной форме, сколько в словесной;
  • новые оттенки в выражении чувств: ирония, насмешка, сомнение;
  • формирование моральных чувств: совести, долга, сопричастности общему делу;
  • гордость не только одобряемым взрослым поступком, но и своими положительными качествами;
  • эмоциональная децентрация (способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способность к восприятию эмоционального состояния другого человека).

     Мотивационная сфера.

  • насыщение мотивов новым социальным содержанием;
  • выстраивание иерархии мотивов;
  • формирование познавательных интересов;
  • мотивация поведения моральными соображениями, долгом, альтруистическими установками.

     Развитие  личности.

  • переживание своей уникальности, своей «самости»;
  • стремление утвердить себя среди взрослых и сверстников;
  • обостренная чувствительность к овладению нравственно-психологическими нормами, целями и способами систематического обучения;
  • развитие ответственности.

     Поведение и деятельность.

  • стремление к нормативному поведению;
  • стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;
  • потребность соответствовать положительному эталону поведения;
  • подчинение авторитету старших;
  • планирование и самоконтроль в деятельности и поведении.

     Основные  новообразования.

  • произвольность психических явлений;
  • произвольный внутренний план деятельности;
  • рефлексия;
  • анализ;
  • самоконтроль.

     Кризис  возрастного развития.

     Противоречия: стремление принадлежать к сообществу взрослых, с одной стороны, и недостаточная социальная зрелость – с другой.

     Симптомы  кризиса. Эмоциональная неустойчивость, чувствительность, застенчивость, агрессивность, эмоциональная напряженность; конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам.

 

    2.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 

     Прежде  чем остановиться на описании речевого развития умственно отсталых детей, изучим особенности формирования познавательных процессов данной категории детей.

     Ощущения  и восприятия.

     Особенности восприятий и ощущений умственно  отсталых детей очень детально изучены  советскими психологами (И.М. Соловьев, К.И. Вересотская, М.М. Нудельман, Е.М. Кудрявцева). Замедленность темпа восприятий сочетается у умственно отсталых детей со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Эта слабость обозрения объясняется особенностями движения взора. То, что нормальные дети видят сразу, олигофрены – последовательно, пишет И.М.Соловьев. Узость восприятия мешает умственно отсталому ребенку ориентироваться в новой местности в непривычной ситуации. Недостаточная активность восприятия также имеет место быть.

     Мышление.

     Бедность  наглядных и слуховых представлений, крайне ограниченный игровой опыт, малое знакомство с предметными действиями, а самое главное – плохое развитие речи лишают ребенка той необходимой базы, на основе которой должно развиваться мышление.

     Недостаточность логического мышления проявляется в слабой способности к обобщению, олигофрены с трудом понимают любое явление в окружающем их мире. Переносный смысл фраз и слов понимается с трудом или не понимается совсем. Предметно-практическое мышление носит ограниченный характер. Олигофрены сравнивают явления и предметы по внешним признакам. Мышление замедленно по темпу, тугоподвижности.

     Память.

     Как показали исследования (Х.С.Замский), умственно  отсталые дети усваивают все новое  очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике.

     Замедленность и непрочность процесса запоминания  проявляются прежде всего в том, что программу четырех классов  массовой школы умственно отсталые дети усваивают за 7-8 лет обучения. Среди недостатков памяти отметим: замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забывчивость, а также несовершенство переработки воспринимаемого материала.

     Внимание.

     Как бы не определять понятие «внимание», его противоположностью считается необдуманность и ошибочность действий, когда возможно и доступно их правильное выполнение. Уровень развития внимания у учащихся вспомогательных школы весьма низок. Умственно отсталые дети смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания они не улавливают многое из того, о чем им сообщает учитель. Переключаемость с одного вида деятельности на другой сильно затруднена. Произвольное внимание слабо выражено. Внимание отличается плохой фиксированностью на объекте, легко рассеивается.

     Эмоционально-волевая  сфера.

     Л.С. Выготский писал, что «именно в дефекте овладения собственным поведением лежит главный источник всего недоразвития умственно отсталого ребенка».

     Незрелость  личности данной категории детей, обусловленная  в первую очередь особенностями  развития его потребностей и интеллекта, проявляется в ряде особенностей его эмоциональной сферы. Для  таких детей характерно недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции однообразны, мало дифференцированы, оттенки переживаний либо очень бедны, либо отсутствуют. Эмоциональные реакции в основном наблюдаются на раздражители, которые воздействуют непосредственно на человека. Психика косная, интерес к окружающему недостаточен. Инициатива и самостоятельность со стороны олигофренов отсутствуют. Одновременно с этим они не способны подавлять аффекты. Часты сильные аффективные реакции по незначительному поводу.

     Моторика.

     Отмечается  недоразвитие моторики. Движения бедные, однообразные, часто угловатые, бесцельные, замедленные. Может наблюдаться двигательное беспокойство, наличие содружественных движений (синкинезий).

     Рассмотрим  психологическую характеристику умственно  отсталых детей с точки зрения выраженности интеллектуального дефекта. Как говорилось выше, олигофрения делится на 3 группы: дебильность, имбецильность и идиотию.

     При дебильности мышление имеет наглядно-образный характер. Смысл прочитанного понимается с большим трудом. С интеллектуальным недоразвитием связана незрелость личности. При дебильности всегда можно отметить слабость самообладания, неспособность подавлять свои влечения, поступки обдумываются недостаточно, в поведении проявляется импульсивность, повышенная внушаемость.

     Речь  косноязычна, содержит аграмматизмы. Словесные  определения воспринимаются медленно. Хорошо развиты механическая память и подражательность. Дебилы способны к обучению. Они овладевают несколькими  трудовыми процессами, возможно, их социальное приспособление.

     При имбецильности выделяют следующее. Речь косноязычна, аграматична. Словарный запас составляет иногда 200-300 слов, могут произносить несложные фразы. Испытывают затруднения при запоминании букв, которые сходны по написанию или звучанию. Вследствие относительно хорошей механической памяти и пассивного внимания они могут усваивать элементарные знания, которыми пользуются как штампами. Имбецилы полностью не готовы к отвлечению от конкретной ситуации.

     Развитие  статических и локомоторных функций  происходит при имбецильности с большой задержкой. Больные усваивают навыки опрятности, самостоятельно едят. Способны к самообслуживанию. Некоторые лица владеют порядковым счетом, знают отдельные буквы. Но усваивают только простые трудовые процессы. Отмечается крайняя несамостоятельность, плохая переключаемость.

     Эмоции  бедные, однообразные, все психические  процессы тугоподвижные и инертные. Имбецилы обидчивы, стесняются своих  недостатков, более или менее  адекватно реагируют на порицание  или одобрение.

     Имбецилы обладают повышенной внушаемостью и часто склонны к подражанию вслепую. Если имбецильность тяжелой степени (IQ-20-34), обучение разным видам труда не представляется возможным.

Информация о работе Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта