Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:40, курсовая работа
Объект исследования: процесс формирования и развития речи младших школьников с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: особенности развития речи умственно отсталых детей.
Цель исследования: определить особенности формирования речи младших школьников с умственной отсталостью.
Введение
Глава 1. Теоретические вопросы изучения особенностей развития речи младших школьников.
1.1 Речь как фактор развития человека
1.2 Закономерности развития речи детей младшего школьного возраста
Глава 2. Развитие речи младших школьников с умственной отсталостью.
2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы
2.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
2.3 Особенности речевого развития младших школьников с умственной отсталостью
Глава 3. Коррекционная помощь младшим школьникам с умственной отсталостью.
3.1 Методики изучения развития речи детей с нарушением интеллекта
3.2 Содержание коррекционной помощи по формированию речи детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста
Заключение
Список литературы
Приложения
Оценка: 2 верных ответа.
6 тест.Составление предложения по одному данному слову.
Мальчик.
Кукла.
Мишка.
Оценка: 2 верных ответа.
7 тест. Составление предложения по трем заданным словам.
Кукла, девочка, платье.
Тетя, плита, пища.
Дядя, грузовик, дрова.
Оценка: 3 верных ответа.
8 тест. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчиненном предложении.
Он вышел, когда
Он не пошел на прогулку, потому что
Он не взял игрушку, которая
Оценка: 3 верных ответа.
9 тест. Выявление и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения.
Задача:
«Я произнесу несколько
Он ушла на реку.
Там увидел маленький рыбку.
Потом бросил один камни.
Из реки выпрыгнула зеленый лягушка.
Оценка: 3 верных ответа.
10 тест. Словесное объяснение определенного действия в его последовательности.
Задача: 1. «Объясни мне, как из этих кубиков можно сделать домик?»
Оценка: полное и аргументированное объяснение одной из задач.
11 тест. Практическое осознание основных языковых элементов.
Назови одно слово.
Произнеси один звук.
Скажи одно предложение.
Оценка: 3 верных ответа.
12 тест. Произвольное и сознательное построение устного высказывания.
Задача: «Давай поиграем в игру «Запрещенные слова»? Я буду спрашивать тебя о чем-либо, а ты мне должен отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещенные слова».
Что любит зайчик? (Запрещенные слова: зайчик, морковь).
Что делает собака? (Запрещенные слова: собака, лает).
Какая лиса? (Запрещенные слова: лиса, хитрая).
Оценка: 2 верных ответа (ответ должен быть составлен в виде предложения).
8. Обработка и интерпретация полученных результатов.
Количественная и качественная оценка речевого развития определяется по формуле: КоРР = ВРР x 100/ КВ, где
КоРР – коэффициент речевого развития,
ВРР – возраст речевого развития.
КВ – календарный (хронологический) возраст ребенка.
Возраст речевого развития определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умноженным на 6, так как условно считается, что срок выполнения каждой равен 6 месяцам.
Календарный возраст определяется разницей между датой исследования и датой рождения и выражается в месяцах, причем остаток больше 15 дней округляется до 1 месяца.
Например, если ребенку в момент исследования исполнилось 5 лет 3 месяца, 17 дней – его календарный возраст равен 64 месяцам.
Если ребенок, к примеру, правильно выполняет 10 вербальных задач, возраст его речевого развития равен 66 месяцам. Тогда:
КоРР = 66 x 100/64 103, 125 = 103
КоРР показывает степень общего речевого развития ребенка и степень сформированности его речевой способности. Определены следующие границы распределения КоРР:
КоРР от 1 до 9 – значительно низкое речевое развитие;
КоРР от 10 до 41 – низкое речевое развитие;
КоРР от 42 до 108 – нормальное речевое развитие;
КоРР от 109 до 141 – высокое речевое развитие;
КоРР от 142 – значительно высокое речевое развитие.
Таким
образом, сопоставив количественную оценку
выполнения заданий, обследуемыми детьми
с границами распределения
3.2
Содержание коррекционной
помощи по формированию
речи детей с умственной
отсталостью младшего
школьного возраста
В речевой системе, формирующейся в процессе общения ребенка со взрослым, мы имеет мощное средство системной организации наших психических процессов.
В
процессе коррекционной работы с
умственно отсталыми детьми по формированию
речи, как и с нормально
С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения.
Логопедическое воздействие, как уже говорилось выше, осуществляется различными методами.
К практическим методам относят: упражнения, игры и моделирование.
Упражнения – это многократное повторение ребенком действий при выполнении практических и умственных заданий. В логопедической работе он эффективен при устранении артикуляторных и голосовых расстройств.
Упражнения подразделяются:
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами.
Ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует деятельность детей.
Моделирование – это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, отношениях и связях между их элементами (графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова).
Наглядные методы – формы усвоения знаний, умений и навыков в зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.
К наглядным методам относят:
Использование словесных методов определяется возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями и задачами, этапом коррекционного воздействия.
Рассказ – форма обучения, при которой словесное изложение носит описательный характер. Рассказ предполагает воздействие на мышление ребенка, воображение, чувства, побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями. Используется также пересказ сказок, литературных произведений.
Беседа в зависимости от дидактических задач может быть предварительной и итоговой, обобщающей.
Коррекция
нарушений звукопроизношения
Коррекцию дефектов звукопроизношения необходимо связывать с развитием познавательной деятельности детей, формирований операций анализа, синтеза, сравнения. В логопедической работе широко используется прием сравнения на всех этапах логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения (сравнивается правильное и неправильное произношение звука, проводится сравнение отрабатываемых звуков с фонетически далекими, а затем близкими звуками и другое).
Большое внимание уделяется развитию общей и речевой моторики, воспитанию слухового восприятия, внимания, памяти.
Коррекцию нарушений звукопроизношения связывают с развитием речевой функции в целом, т.е. с развитием фонематической стороны речи, словаря, грамматического строя речи. Уделяется внимание развитию четких представлений о звуковом составе слова, выделению звука из слова, определению места звуков в словах, уточнению смыслоразличительной функции звуков речи.
Особенностью логопедической работы в специальной образовательной школе 8 вида является ее индивидуализация.
Вся работа состоит из нескольких этапов:
Развитие артикуляторной моторики умственно отсталых детей осуществляется в двух направлениях: развитие кинетической основы движения и кинестетической основы артикуляторных движений (без зеркала).
Пути коррекции нарушения лексико-грамматической стороны речи.
В процессе коррекционного воздействия ведется работа по обогащению словарного запаса, уточнению значения слов, по развитию семантики слова, формированию лексической системности и семантических полей. Особого внимания требует предикативный словарь (глаголы и прилагательные). Важным направлением логопедического воздействия является усвоение детьми слов обобщающего характера, местоимений, числительных, наречий.
Последовательность работы над грамматическими формами: от конкретного к абстрактному, от семантически простых форм к более сложным, от простых по грамматическому оформлению к более сложным. Проводится работа над падежными окончаниями, развитием функции словоизменения, словообразования, усвоением глубинно-семантических отношений внутри высказывания, над распространением предложений.
Формирование грамматического строя речи в младших классах специальной (коррекционной) школы 8-го вида осуществляется в следующих направлениях: