Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:40, курсовая работа

Описание

Объект исследования: процесс формирования и развития речи младших школьников с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: особенности развития речи умственно отсталых детей.
Цель исследования: определить особенности формирования речи младших школьников с умственной отсталостью.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические вопросы изучения особенностей развития речи младших школьников.
1.1 Речь как фактор развития человека
1.2 Закономерности развития речи детей младшего школьного возраста
Глава 2. Развитие речи младших школьников с умственной отсталостью.
2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы
2.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
2.3 Особенности речевого развития младших школьников с умственной отсталостью
Глава 3. Коррекционная помощь младшим школьникам с умственной отсталостью.
3.1 Методики изучения развития речи детей с нарушением интеллекта
3.2 Содержание коррекционной помощи по формированию речи детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2.doc

— 352.50 Кб (Скачать документ)

     Упражнения  на развитие мышц языка.

  • «Лопаточка» - широкий расслабленный язык неподвижно лежит на нижней губе в течение 8-10 сек. Стараться не допускать его дрожания или опущения.
  • «Чашечка» - широкий язык высунуть изо рта, затем прогнуть посередине, чтобы приподнялись вверх его передние и боковые края. Удерживать язык в таком положении 8-10 сек.
  • «Воронка» - Если сразу не удается прогибание посередине широкого языка с одновременным поднятием его передних и боковых, можно попробовать свернуть язык узкой воронкой. В этом варианте упражнения передний край языка не приподнимается.
  • «Чашечка в движении» - рот широко открыт, язык в этом положении выдвигается изо рта, затем задвигается обратно (повторить 4-5 раз).
  • «Иголочка» - напряженный, прямой, суженный по краям язык высунуть вперед и удерживать в этом положении 8-10 сек., не давая языку расшириться и, не помогая ему зубами или губами.
  • «Почисти зубы» - ритмическое проведение языком сначала по верхним, затем по нижним зубам в левую и правую стороны при сжатых губах.
  • «Шаги» - рот широко открыт, губы в улыбке, язык поочередно ставится за верхние зубы, перед ними, за нижние зубы, перед ними, как будто шагает через них (повторить 4-5 раз).
  • «Горка» - широкий язык поставить за передние нижние зубы, упереться в них и выгнуть спинку языка. Удерживать это положение в течение 8-10 сек. Не допускать поднятие языка за верхние зубы или нижнюю губу.
  • «Часики» - узким языком поочередно дотрагиваться до правого и левого углов рта. Выполнять упражнения в медленном темпе, с усилием, можно под счет 4-5 раз.
  • «Качели» - широкий язык прижать к верхней губе, будто стараясь дотянуться им до носа, затем наоборот, тянуться до подбородка, прижимая язык к нижней губе.
  • «Сладкое варенье» - широким языком облизать поочередно верхнюю и нижнюю губы, двигаясь по кругу сначала в левую, затем в правую сторону.
  • «Змейка» - узкий напряженный язык, как при упражнении «Иголочка», ритмично выдвигать вперед и снова убирать вглубь рта. Движения выполнять ритмично, с усилием, в медленном темпе, будто стараясь дотронуться до какого-то предмета (повторить 4-5 раз). При выполнении не придерживать язык губами.
  • «Накажи непослушный язычок» - губы в улыбке, зажать широкий язык зубами, затем, открывая и закрывая рот, легко постучать по языку зубами (4-5 раз).
  • «Орешек во рту» - при закрытом рте сильно упереться языком в левую и правую щеку так, будто во рту катается орех.
  • «Лошадка» - рот открыт, широкий язык присосать к небу до появления щелчка, затем цокать языком медленно и сильно, растягивая подъязычную связку (8-10 раз). Если у ребенка не получается, можно положить на язык липкую конфету или жевательную резинку.
  • «Грибок» - язык прищелкнуть к небу и пытаться удержать его в этом положении 5-10 сек.
  • «Автомат» - быстрое ритмичное произнесение звуков «т-т-т» или «д-д-д». Рот при этом открыт, кончик языка упирается в верхние зубы и отталкивается от них, нижняя челюсть неподвижна.

     Упражнения  для развития речевого дыхания.

     Упражнения  выполняются в течение 5-7 минут в положении сидя или стоя, в удобной, расслабленной позе, без напряжения. 

     Дятел.

     Пестрый дятел тук да тук,

     Слышим  мы знакомый звук.

     Это с той зеленой ели

     Раздается громкий стук.

     Погладить нос (боковые части  носа) от кончика  к переносице –  сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательным пальцем (5-6раз). 

     Василек.

     Распустился наш цветок –

     Ярко-синий  василек.

     Ну, пойдем скорей гулять,

     Аромат  его вдыхать!

     Сделать по 8-10 вдохов и выдохов  через правую ноздрю, затем – через  левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем. 

     Бычок.

     Вышел на лужок бычок

     С черным пятнышком бочок.

     Ты  уж не бодайся,

     С нами занимайся!

     Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук (м), одновременно постукивая пальцами по крыльям  носа. 

     Замочек.

     Дверь с тобой мы закрываем,

     На  замочек запираем.

     Не  успели мы закрыться,

     Кто-то в дверь уже стучится.

     При вдохе оказывать  сопротивление входящему  воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более  продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа. 

     Гномик.

     Наш веселый добрый гном

     Часто размышляет.

     Звуки «ба-бо-бу» и «гм-м-м»

     Вслух он повторяет.

     Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием  по крыльям носа произнести «ба-бо-бу» и «гм-м-м».

 

      Шарик.

     Будто шариком играем;

     Наш животик мы сдуваем.

     Дружно  все вздохнули:

     Шарик наш надули.

     Быстро  втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох  через нос (3-4 раза). 

     Доктор.

     Горлышко  свое мы

     Доктору покажем.

     Чтобы все увидел –

     «А-а-а» ему мы скажем.

     Во  время выдоха широко раскрыть рот и, насколько  возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка, произнести « а-а-а» (5-6 раз). 

     Обогащение  словаря.

     Пополнение  словарного запаса может включать в  себя использование различных игр, где ребенок принимает непосредственное участие, использование потешек, скороговорок, чистоговорок, сказок небольших стихотворений.

     Скороговорки.

     А

     Актер театра. 

     Алеша Ульяне

     сигнал  подает,

     Ульяна  услышит –

     Алешу зовет.

 

      Аист с нами прожил лето,

     А зимой гостил он где-то. 

     Б

     Белые бараны били в барабаны. 

     Купила  бабуся бусы Марусе. 

     Забавной  обезьяне

     бросили бананы.

     Бросили бананы

     Забавной  обезьяне. 

     Отлежал бычок бочок.

     Не  лежи, вставай, бычок! 

     В

     В зимний холод

     Всякий  молод. 

     Уточка – вертихвостка

     Ныряла  да выныривала,

     Выныривала, да ныряла. 

     Г

     Га-га-га! –

     Гогочет гусь.

     Я семьей своей горжусь! 

     На  иве галка,

     На  берегу – галька.

     Гусь  Гога

     И гусь Гага

     Друг  без друга

     Ни  шага. 

     Д

     Дятел дуб долбил,

     Да  не додолбил. 

     Дарья дарит Дине дыни. 

     Дятел дерево долбит,

     День-деньской кору дробит. 

     Дед Данила делил дыню:

     Дольку  – Диме,

     Дольку  – Дине. 

     Е

     Еле-ле-

     Ели-зар

     Едет-едет

     На  базар.

     А с базара,

     А с базара

     Не  догонишь

     Ели-зара. 

     Еле-еле  Лена ела,

     Есть  из лени не хотела.

 

      Ж

     -Еж, еж, где живешь?

     Еж, еж, что несешь? 

     У ежа – ежата,

     У ужа – ужата. 

     Слишком много ножек

     У сороконожек. 

     Жук упал

     и встать не может,

     Ждет  он,

     кто ему поможет. 

     Задрожали зайки,

     Увидев  волка на лужайке. 

     З

     Зоиного зайку

     Зовут Зазнайка. 

     У Зины болит зуб,

     Она не может есть суп. 

     Змея  шипит,

     А жук жужжит. 

     И, Й

     Иней  лег на ветви ели,

     Иглы  за ночь побелели.

     Играл Егорка с Игорьком –

     Скатился  с горки кувырком. 

     Тащил Авдей мешок гвоздей,

     Тащил Гордей мешок груздей. 

     К

     Клубок  упал на пол.

     Кот катал клубок. 

     Кошка Крошка на окошке

     Кашку кушала по крошке. 

     Покатил Костя

     В Кострому в гости. 

     Вот веселый колобок

     Покатился, как клубок. 

     Л

     Леня  лез по лесенке,

     Срывал  Леня персики. 

     Лена  искала булавку,

     А булавка упала под лавку. 

     Лиса  по лесу шла,

     Лиса  лычки драла,

     Лиса  лапотки плела.

 

      М

     Мед в лесу медведь нашел,

     Мало  меду – много пчел. 

     Наши  руки были в мыле.

     Мы  посуду сами мыли,

     Мы  посуду мыли сами,

     Помогали  нашей маме. 

<

Информация о работе Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта