Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:40, курсовая работа

Описание

Объект исследования: процесс формирования и развития речи младших школьников с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: особенности развития речи умственно отсталых детей.
Цель исследования: определить особенности формирования речи младших школьников с умственной отсталостью.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические вопросы изучения особенностей развития речи младших школьников.
1.1 Речь как фактор развития человека
1.2 Закономерности развития речи детей младшего школьного возраста
Глава 2. Развитие речи младших школьников с умственной отсталостью.
2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы
2.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
2.3 Особенности речевого развития младших школьников с умственной отсталостью
Глава 3. Коррекционная помощь младшим школьникам с умственной отсталостью.
3.1 Методики изучения развития речи детей с нарушением интеллекта
3.2 Содержание коррекционной помощи по формированию речи детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2.doc

— 352.50 Кб (Скачать документ)

     Адекватное  речевое общение взрослого с  ребенком в этот период позволяет ребенку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального развития фразовой речи.

  • Вторая гиперсензитивная фаза в развитии речи относится к среднему периоду трех лет (2,5-3,5 года). Это период, когда ребенок активно овладевает развернутой фразовой речью, когда происходит переход от ситуативной к контекстной речи, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы.

     У ребенка трех лет появляется повышенная потребность в речевой активности: он много говорит, задает множество вопросов, активно общается с взрослыми.

  • Третий гиперсензитивный период наблюдается в 5-6 лет, когда в норме формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста.

     Это период, когда интенсивно развивается  и существенно усложняется механизм перехода внутренней речи во внешнюю.

     Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих условий для возникновения нарушений речи; они могут иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами – генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и др.

     Как видим из выше сказанного, речь формируется  задолго до того, как придет сознание и является одним из показателей развития ребенка (человека), что говорит о том, что необходимо прилагать немало труда родителям и нам, педагогам, если мы хотим, чтобы наши дети были развиты.

 

    1.2 Закономерности развития речи детей младшего школьного возраста 

     В этом разделе мы более подробно изучим закономерности развития речи детей младшего школьного возраста.

     Речевая деятельность человека осуществляется в соответствии с нормами, свойственными  тому или иному языку на определенном этапе его развития.

     Приведу основные закономерности развития детской  речи по нескольким областям языковой компетенции детей 6-7 лет, лингвиста  М. Б. Елисеевой, кандидата филологических наук, доцента РГПУ, города Санкт-Петербурга. 

Область языковой компетенции. Основные  закономерности речевого развития детей 6-7 лет.
1. Фонетика. Метатезис –  перестановка звуков и слогов в словах(особенно в речи леворуких детей)
2.Словообразование. Рост числа  инноваций – слова, сконструированные  ребенком по моделям нормативного языка.
3.Лексика. Количественный  и качественный рост словаря:
  • усвоение родовидовых отношений;
  • развитие синонимии, антонимии;
  • появление абстрактных существительных;
  • освоение многохначности и омонимии;

Лексико-семантические  инновации:

  • расширение и сужение значения;
  • образование переносных значений путем метафорических и метонимических переносов;
  • ассоциативные замены (смешение паронимов, антонимов и другие).
4.Морфология. Уменьшение  количества формообразовательных инноваций. Дольше всего сохраняются:
  • унификация ударения;
  • смешение окончаний родительного и предложного падежей множественного числа;
  • образование форм числа существительных;
  • ненормативное склонение несклоняемых и разносклоняемых существительных;
  • образование окказиональных родовых пар у существительных общего рода, зоонимов, у существительных мужского рода, обозначающих лицо по профессии;
  • окказительное образование сравнительной степени прилагательных;
  • ненормативное склонение числительных;
  • образование окказиональных видов пар глагола, окказиональное образование причастий.
5.Синтаксис. Пересказы прочитанного в диалоге со взрослым и в згоцентрической  речи.

Сочинение собственных  сказок и стихов (чаще –в эгоцентрической  речи).

Синтаксические  ошибки.

6.Метаязыковая  деятельность. Вопросы о значении слов. Осознание многозначности и омонимии. Языковая игра.

Собственные этимологии слов, вопросы об этимологии. Толкование значений слов.

Осознание различных  языковых явлений:

  • вопросы и рассуждения о роде и числе существительных, произношении слов, различных языках и др.

Развитие фонематического анализа при обучении чтению и письму.

Умение равняться  на собеседника, учитывая возможности  его восприятия речи (дети по-разному  говорят с взрослыми и с маленькими детьми).

 

     В этот период совершенствуются и усложняются  все функции, возникшие ранее.

     Инновация. Появляется интериоризация речи. Часто возникает короткая стадия, когда ребенок озвучивает мысли, возникающие в уме, и еще не может отделить внутреннюю речь от внешней. В следующий период внутренняя речь становится инструментом словесно-логического мышления.

     Интериоризация  речи протекает успешно, если для  этого взрослыми создаются необходимые  условия. Когда дети сталкиваются с  ситуацией выбора, и им приходится самостоятельно решать какие-то жизненные  задачи, беседуя с умным человеком (самим собой), взрослый должен выслушать их предположения и даже подсказать, поддержать морально, но ни в коем случае не предлагать готовых решений.

     Уважая  ребенка, он сохраняет за ним право  на ошибку.

     Интериоризация  речи нарушается, если у ребенка  нет никаких личных проблем, если родители, оберегая от сложностей жизни, не тренируют его самостоятельность. Некоторые просто не выносят активности ребенка, порицают за допущенные ошибки, требуют совершения действий только по своему указанию.

     Мы  уже говорили о том, что данный возраст составляет четвертый этап становления речи. И главная его особенность по сравнению с преддошкольным – это сознательное усвоение.

     Дети  овладевают звуковым анализом, усваивают  грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи - письменной речи. Таким образом, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка – от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств. Иными словами, влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но, прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.

     Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.

     В частности, ребенок должен:

     - быть психически и соматически  здоровым;

     - иметь нормальные умственные  способности;

     - иметь полноценные слух и зрение;

     - обладать достаточной психической  активностью;

     - обладать потребностью в речевом общении;

     - иметь полноценное речевое окружение.

     Общение является важнейшим фактором психического развития детей, так как в процессе общения с окружающими ребенок  постигает и «присваивает» добытое  людьми ранее, усваивает речь.

     М.И. Лисина (1980; 1986) выделяет критерии, одновременное наличие которых служит свидетельством того, что у ребенка уже есть потребность в общении:

     1). Внимание и интерес ребенка к взрослому (комплекс оживления).

     2). Эмоциональные проявления ребенка  в адрес взрослого.

     3). Инициативные действия ребенка,  направленные на то, чтобы привлечь  внимание взрослого.

     4) Чувствительность ребенка к отношению  взрослого, в которой обнаруживается  восприятие детьми той оценки, что дает им взрослый, и их  самооценки.

     Как уже говорилось выше, речь – одна из сложных высших психических функций, это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Структурные элементы языка – фонетика, лексика, грамматика.

     Существуют  некоторые особенности речевого развития младшего школьника.

  1. Особенности словарного запаса.

     В идеале у ребенка богатый словарный  запас, он может правильно называть предметы, явления и подбирать  к ним синонимы, свободно оперирует  словами при высказывании, пересказе, изложении собственной мысли  и т.д.

  1. Объем высказываний и степень усвоения грамматической системы языка.

     Высказывание  достаточно развернуто, ребенок делает подробный пересказ, дает полное описание картинки, событий, может составить  рассказ на предложенную тему; в  своей речи ребенок использует как  простые, так и сложные предложения, при этом предложения имеют полноценную структуру (подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения); у ребенка отмечается умение согласовывать части речи.

  1. Особенности описательной функции речи.

     Ребенок умеет объяснить (описать) способ осуществляемого  действия.

  1. Особенности планирующей функции речи.

     Ребенок умеет рассказывать о предстоящем  действии, деятельности.

  1. Наличие определенных речевых умений и умственных действий при оперировании языковым материалом.

     При оперировании языком требуются:

     - умение самостоятельно озаглавить текст, картинку;

     - умение выделить части текста;

     - умение сделать краткий пересказ  текста;

     - умение продолжить заданный фрагмент  текста;

     - умение начать заданный фрагмент.

  1. Степень усвоения фонетической системы языка.

     Чистое  произношение звуков, четкая дифференциация звуков при восприятии, свободное соотнесение звуков и букв при письме.

  1. Связность логических высказываний.

     Высказывания (пересказ, рассказ), логически выстроены, с соблюдением причинно-следственных связей, структурно оформлены.

     Данные  особенности представлены для детей  высокого уровня психического развития и работоспособности.

 

    Глава 2. Развитие речи младших  школьников с умственной отсталостью 

    2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы 

     Общепризнано, что дети развиваются в процессе роста. Однако понимание закономерностей, по которым происходит это развитие, нередко носит ошибочный характер.

     На  протяжении многих лет некоторые  авторы придерживались той точки  зрения, что все свойства, характеризующие взрослого человека, заложены уже в самом зародыше, процесс же развития сводиться к постепенному развертыванию и вызреванию врожденных задатков. Согласно этой теории, которая носит название теории преформизма (предобразования), следует, что весь процесс развития определяется наследственностью, а воспитание – лишь внешнее условие для выявления врожденных задатков. Указанная теория механистическая, количественная трактовка проблемы развития. Она не позволяет правильно понять истинные закономерности развития и формирования высших психических функций у детей.

     Сложный процесс развития личности обусловлен единством биологических и социальных факторов. Это единство, как писал  Л.С. Выготский, не выступает в виде механического, статического сочетания наследственных и средовых факторов, а представляет собой единство сложное, дифференцированное, динамическое и изменчивое как по отношению к отдельным психическим функциям, так и к разным этапам возрастного развития ребенка. Поэтому для правильного понимания процесса психического развития ребенка важно определить роль и значение каждого из этих факторов.

     Любой психический процесс в своем  развитии несет в себе как наследственные предпосылки, так и влияние среды. Но удельный вес этих влияний различен для разных сторон психики, в разном возрасте и т.д. Процесс развития ребенка имеет ту характерную особенность, что на каждом последующем возрастном этапе происходят не только количественные изменения, но возникают новые свойства и качества личности. Возникновение нового и является главным и основным признаком развития ребенка.

     В процессе развития формируются не только сами психические процессы, но и  сложная взаимосвязь и взаимоотношения  между ними, что обеспечивает развитие структуры сознания в целом, а уровень сознания в свою очередь определяет дальнейшее развитие каждого психического процесса и отдельных форм сознательной деятельности.

     Для развития психики человека характерно неодновременное и неравномерное  формирование различных психических  функций.

     Каждая  психическая функция, в процессе своего формирования имеет, как указывал Л.С.Выготский, свой оптимальный этап развития, который падает на период главенствующего положения этой функции в сознании.

     К началу школьного возраста такая  доминирующая роль в сознании принадлежит мышлению. Развиваясь в этот период наиболее интенсивно, под влиянием уже достигших определенного уровня восприятия, памяти, речи, внимания и других, мышление оказывает преобразующее влияние на их дальнейшее развитие.

     Рассмотрим  развитие ребенка младшего школьного возраста, не имеющего отклонений в психическом развитии более конкретно.

     Двигательные  функции: эти функции получают весьма значительное развитие. Совершенствуется координация движений. Часто в этом возрасте дети начинают заниматься различными видами спорта (плавание, гимнастика, легкая атлетика и другими).

Информация о работе Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта