Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:40, курсовая работа

Описание

Объект исследования: процесс формирования и развития речи младших школьников с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: особенности развития речи умственно отсталых детей.
Цель исследования: определить особенности формирования речи младших школьников с умственной отсталостью.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические вопросы изучения особенностей развития речи младших школьников.
1.1 Речь как фактор развития человека
1.2 Закономерности развития речи детей младшего школьного возраста
Глава 2. Развитие речи младших школьников с умственной отсталостью.
2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы
2.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
2.3 Особенности речевого развития младших школьников с умственной отсталостью
Глава 3. Коррекционная помощь младшим школьникам с умственной отсталостью.
3.1 Методики изучения развития речи детей с нарушением интеллекта
3.2 Содержание коррекционной помощи по формированию речи детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2.doc

— 352.50 Кб (Скачать документ)

     К качественным показателям результативности комплексной (медико-психолого-педагогической) реабилитации относятся:

  • устранение психологических и других функциональных расстройств;
  • коррекция моторики, речи;
  • восстановление (приобретение) коммуникативных способностей;
  • активизация деятельности;
  • интеграция в общество.

     Перед непосредственной работой с ребенком представители медико-педагогической комиссии (как мы упоминали ранее, сюда входит и логопед, который исследует уровень развития речи) тщательно изучают касающуюся его документацию – медицинскую карту, характеристику, рисунки, тетради и т.д.

     Важно учесть, что в коррекционно-медико-педагогической работе необходимо использовать комплексный  метод, сочетающий разные виды терапевтического воздействия:

  • Лекарственные средства, влияющие на деятельность головного мозга и направленные на уменьшение степени выраженности симптомов органического поражения центральной нервной системы.
  • Физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, нормализующие объем движений конечностей.
  • Поддерживающее и закаливающее лечение для укрепление организма (витаминизация, фитотерапия).
  • Лечение сопутствующих заболеваний.
  • Логопедическая работа по коррекции и развитию речи.

     В этой главе мы подробнее остановимся на работе логопеда, принципах и методах логопедического воздействия.

     Принципы  логопедической работы - это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.

     Логопедическое  воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и коррекционно-воспитательной работы, направление и содержание которой определяются зависимостью речевых нарушений от особенностей других сторон психической деятельности ребенка.

     Метод обучения в педагогике – способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, умений и навыков, на формирование умственных способностей, воспитания чувств, поведения и личностных качеств.

     В логопедической работе используют различные  методы: практические, наглядные и словесные.

     Система логопедической работы по устранению различных форм нарушения речи носит дифференцированный характер с учетом множества определяющих его факторов.

     Дифференцированный  подход осуществляется на основе этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры  речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

     В процессе коррекции речи следует  иметь в виду общие и специфические  закономерности развития детей с  умственной отсталостью.

     В логопедической работе по коррекции  нарушений речи у данной категории  детей есть своя специфика, обусловленная особенностями их сенсомоторного и психического развития.

     Логопедическое  воздействие представляет собой  целенаправленный процесс, в котором  выделяются различные этапы. Каждый из этапов характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому.

     Основными формами логопедического воздействия  являются: воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация.

     В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, индивидуального подхода.

     Логопедическое  воздействие опирается и на специальные принципы: этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, онтогенетический, учета личностных особенностей, деятельностного подхода, использования обходного пути, формирование речевых навыков в условиях естественного речевого общения.

     При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обуславливающих их возникновение (внешние и внутренние, биологические и социальные).

     Содержание  логопедического воздействия зависит  от механизма речевого нарушения.

     Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности.

     Логопедическое  воздействие осуществляется различными методами: практическими, наглядными, словесными. Выбор и использование методов определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка.

     Логопедическая  реабилитация (коррекция) является важной составной частью комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации  детей и подростков с отклонениями в развитии. В процессе логопедической реабилитации предусматривается развитие сенсорных функций; моторики, особенно речевой; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

     Важным  направлением работы по развитию речи умственно отсталых детей является: создание условий для речевого общения  по поводу какой-либо деятельности (предметной, игровой и других); специальные  фронтальные занятия по развитию речи; максимальный учет особенностей речевого нарушения каждого ребенка и его индивидуальных особенностей.

     Большое значение в коррекционной работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, придается формированию тесной связи между их практическими  опытом и наглядно-образными представлениями с включением речи в мыслительную деятельность.

     М.А. Поваляева (2001г.), освещая вопросы  изучения уровня речевого развития детей, отмечала, что диагностические методики используются как врачами (психоневрологами, психиатрами, невропатологами), так и дефектологами, психологами, логопедами.

     Неэффективность применяемых методик, слабость диагностики  перекрываются экспериментальными данными клинического, педагогического  и логопедического обследования. В существующей практике дифференциальная диагностика речевых нарушений затруднена потому, что практически все методики вербальные.

     К диагностическим и коррекционным  методикам предъявляются следующие  требования:

  • материал и условия выполнения подбираются с расчетом на максимальную доступность для детей по всем параметрам;
  • в методики включается серия однородных заданий, что исключает влияние случайных причин.

     В соответствии с предъявляемыми требованиями М.А. Поваляевой были отобраны, адаптированы и модифицированы методики по диагностике  и коррекции речи, по развитию артикуляционной моторики, мимических движений, просодической стороной речи (тембр, сила голоса, интонационная выразительность, логическое ударение).

     Диагностические и коррекционные методики предполагают системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных блоков. Для каждого присущи свои цели, задачи, методы, приемы, своя стратегия и тактика.

     Блок  I –диагностический.

     Цель: диагностика факторов риска для каждой семьи, разработка коррекционной программы.

     Методы :анализ биографической информации, медицинской документации, обследование детей с помощью наблюдений, бесед, выявление речевых нарушений (фонетических, лексических, грамматических) и неврологической симптоматики, разработка перспективного плана.

 

      Блок II – коррекционный

     Цель: гармонизация коррекционного процесса; преодоление внутрисемейного кризиса; расширение сферы осознанности мотивов воспитания; снятие противоречий; изменение родительских установок и позиций; обучение родителей новым формам общения с ребенком.

     Коррекционный блок включает два этапа:

     1.Подготовительный, цель которого – создание установки на коррекционную работу, повышение чувства уверенности, подготовка артикуляционного аппарата, воспитание фонематического слуха, самоконтроля, формирование речевого ключично-диафрагмального дыхания;

     2.Основной – направлен на коррекцию речевых нарушений: постановку, автоматизацию и введение звуков в самостоятельную речь; работу над лексико-грамматическими категориями. У ребенка появляются уверенность, чувство полноценности. Параллельно с коррекцией речи происходит коррекция личности.

     Методы: методика групповой и индивидуальной коррекции, методика групповой родительской коррекции: «Родительский семинар», методика совместных занятий родителей с детьми.

     Блок  III – оценочный, контрольный.

     Цель: оценка динамики речевого и личностного развития, степени устойчивости, отсутствия рецидивов.

     Методы: отчеты родителей, повторное обследование, сравнительный анализ результатов первичного и повторного обследований.

  1. Изучение уровня речевой коммуникации.

     Методические  указания.

     Для изучения коммуникативных умений детей  проводятся наблюдения за их свободным  общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать, ясно выражать свои мысли.

     Оценка  коммуникативных умений проводится с учетом следующих критериев (таблица 1).

Критерии  оценки

коммуникативных умений детей.

Оценка в баллах. Уровень речевой коммуникации.
Ребенок активен в общении, умеет слушать  и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета. 3 Высокий
Ребенок слушает и понимает речь, участвует  в общении, чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое. 2 Средний
Ребенок малоактивен и малоразговорчив  в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами  речевого этикета, не умеет последовательно  излагать свои мысли, точно передавать их содержание. 1 Низкий
 

     2.Изучение  уровня связной  речи детей.

     Методические  указания.

     Для изучения уровня связной речи используется методика «пересказа текста». Детям  предлагается прослушать небольшие  по объему незнакомые рассказ или  сказку.

     Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям (таблица 2). 

1. Понимание текста. Правильно ли ребенок  формулирует основную мысль.
2. Структурирование  текста. Умение последовательно  и точно строить пересказ (базируется на основе сопоставления пересказа со структурой текста).
3. Лексика. Полнота использования  лексики текста, замена авторских  выразительных средств собственными.
4. Грамматика. Правильность  построения предложений, умение использовать сложные предложения.
5. Плавность речи. Наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста.

Информация о работе Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта