Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:40, курсовая работа
Объект исследования: процесс формирования и развития речи младших школьников с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: особенности развития речи умственно отсталых детей.
Цель исследования: определить особенности формирования речи младших школьников с умственной отсталостью.
Введение
Глава 1. Теоретические вопросы изучения особенностей развития речи младших школьников.
1.1 Речь как фактор развития человека
1.2 Закономерности развития речи детей младшего школьного возраста
Глава 2. Развитие речи младших школьников с умственной отсталостью.
2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы
2.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
2.3 Особенности речевого развития младших школьников с умственной отсталостью
Глава 3. Коррекционная помощь младшим школьникам с умственной отсталостью.
3.1 Методики изучения развития речи детей с нарушением интеллекта
3.2 Содержание коррекционной помощи по формированию речи детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста
Заключение
Список литературы
Приложения
Фонетическая
ритмика – сиситема специальных упражнений,
сочетающая речь и движение, где проговаривание
речевого материала (звуков, слогов, слов,
текстов) сопровождается движениями (рук,
ног, головы, корпуса).
В комплекс утренней гимнастики или при изучении букв и звуков можно включать упражнения на выделение фонем.
«А»
- дети вытягивают руки вперед, соединив
ладони. Произнося гласный, они плавно
разводят руки в стороны ладошками вверх.
Интонация радости.
«О»
- дети соединяют опущенные руки перед
собой так, чтобы кончики пальцев касались
друг друга. Произнося гласный, они плавно
поднимают руки вверх и соединяют их в
кольцо над головой. Интонация удивления.
«У»
- и.п. руки согнуты на уровне груди, ладошки
повернуты от себя. Произнося звук, дети
давящим движением выпрямляют руки вперед
и вниз. Интонация угрозы.
«Цапля» - «цап»- дети делают хватательное движение к себе.
«ля» - делают одно вращательное движение кистями рук («фонарик»).
Развитие фонематического слуха.
«Спрячь ручки» - прятать руки в песок или воду, услышав заданный звук.
«Слоговые дорожки» - рисовать круги на песке и воде, проговаривая слоговые дорожки.
«Водолаз» - со дна таза ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы или специальные картинки для игр в воде с дифференцируемыми звуками.
«Два
моря» - таз делится перегородкой
на две части. Ребенок опускает предметы
или игрушки с
«Ширма» - за ширмой взрослый прячет некоторые предметы, которые могут звучать, например, колокольчик, барабан, стеклянная банка, деревянный кубик. Педагог издает звук при помощи предмета, а дети должны догадаться, какой предмет прозвучал.
Формирование слоговой структуры слова.
«Полоски» - ребенок чертит заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово. Можно рисовать полоски на воде. Тогда задача усложняется, т.к. нужно удерживать в памяти количество полосок.
«Рассели картинки в домик» - дети учатся выделять первый и последний звуки в слове и соотносить их со схемой.
«Исправь ошибку» - логопед чертит ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
Формирование лексико-грамматического строя речи.
«Подбери
слово» - ребенок обнаруживает спрятанные
(в воде или песке) различные предметы
или игрушки и подбирает к
их названиям прилагательные, согласовывая
их с существительными.
Возможно использование пиктограмм, например
Рисунок – заяц,
задание – назови ласково,
образец
ответа – заинька, зайчик, зайчишка.
«Кто (что) лишний (-ее)? – найти среди животных того, кто чем-то отличается от остальных (волк, рысь, лиса, собака).
Коррекция дисграфии.
Развитие связной речи.
План рассказа:
- семечко; - способы ухода; - всходы; - плоды.
Форма – овальная, величина – большая, цвет – рыжий, мех – пушистый, живет – в норе.