Самооценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 18:39, реферат

Описание

Цель: исследование самооценки, ее влияния на личность и деятельность.
Задачи
— сформировать понятие о самооценке и ее видах;
— показать влияние самооценки на процесс общения;
— определить самооценку учащихся;
— способствовать формированию адекватной самооценки;
— снизить зависимость самооценки учащихся от мнения других людей.

Работа состоит из  1 файл

Самооценка-2.docx

— 17.49 Кб (Скачать документ)

Цель: исследование самооценки, ее влияния на личность и деятельность.

Задачи 

— сформировать понятие  о самооценке и ее видах;

— показать влияние  самооценки на процесс общения;

— определить самооценку учащихся;

— способствовать формированию адекватной самооценки;

— снизить зависимость  самооценки учащихся от мнения других людей.

Часть первая

Ход урока 

Сегодня мы поговорим  о нашем отношении к себе —  самооценке. 

Обсуждение. Как нужно  относиться к себе? Как связано  отношение к себе с отношением к другим людям? 

Каждый из нас, намеренно  или сам того не осознавая, нередко  сравнивает себя с окружающими и  в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует «набор самооценок», от которых зависит ощущение себя в этом мире, самочувствие и работоспособность, стиль взаимоотношений с людьми. 

Примечательно, что  отношение к себе и отношение  к другим людям влияют друг на друга, образуя замкнутый круг: самооценка — отношение к другим — самооценка. Человек, считающий себя хорошим, видит  хорошее в других людях, хорошо к  ним относится и в ответ  получает такое же отношение, что  повышает его мнение о себе и уверенность  в своих силах. Точно так же человек с невысоким мнением  о себе не видит ничего достойного в других людях, его подозрительность вызывает ответную настороженность, очередной  раз убеждая его в своей  никчемности и неумелости. 

Упражнение «Шкала самооценки». Давайте определим  свою самооценку. В тетради начертите 7 одинаковых горизонтальных отрезков длиной 12-15 см, один под другим на расстоянии 2 см. Отметьте у отрезков начало, конец  и середину. Подпишите название каждого  отрезка: «здоровье», «счастье», «привлекательность», «удача», «возможности», «ум», «уважение  людей». Представьте, что на первом отрезке — «здоровье» — выстроились  все живущие на Земле люди: начиная  от самых нездоровых (начало отрезка  слева) и до самых здоровых (конец  отрезка справа). Отметь черточкой, где находишься ты. Затем отметь свое местоположение на других отрезках: 

— от самых несчастных до самых счастливых,

— от непривлекательных  до самых привлекательных,

— от неудачников  до самых удачливых,

— от тех, кто мало что может сделать в силу недостатка сил и возможностей до тех, кто  может добиться своей цели,

— от глупых до самых  умных,

— от тех, кто ничего не значит в глазах окружающих людей  до уважаемых всеми личностей. 

Потом другим цветом на каждой шкале отметь, где бы ты хотел быть. Таким образом, мы получили свою реальную и идеальную (желаемую) самооценку. 

Известно, что самооценка может быть:

— заниженной (из-за кажущейся недооценки себя и своих  возможностей);

— завышенной (из-за надуманной переоценки себя);

— адекватной (нормальной), соответствующей реальному представлению  о себе. 

Большинство людей  с адекватной самооценкой располагают  себя во второй половине отрезка. Люди с заниженной самооценкой «не  дотягивают» до половины. Завышенная самооценка проявляется в расположении себя близко к концу или на конце  отрезка. Если черточки разных цветов находятся далеко друг от друга —  значит разница между реальным и  желаемым представлением о себе велика. По-видимому, ты недостаточно знаешь себя и свои возможности, предъявляешь к  себе завышенные требования или не нравишься сам себе. Следует постараться  лучше узнать, какой ты на самом  деле и принять себя со всеми своими достоинствами и недостатками, возможностями  и ограничениями, желаниями и  стремлениями. Другого такого как  ты — не было и не будет. Поэтому  люби и цени себя. Как и каждый человек, ты можешь ошибаться — это  свойственно человеческой природе. Но осуждать можно только поступки человека, личность же его всегда и  безусловно ценна и хороша (хотя бы для него самого). 

У каждого человека должно быть свое устойчивое мнение о  себе — базовая самооценка. Это  отношение к себе, источником которого является сам человек. Оно не меняется сиюминутно под влиянием оценок окружающих людей. Желательно, чтобы базовая  самооценка была позитивной: «Я — хороший». Тогда и на других людей у человека будет установка: «Вы — хорошие». Бывают случаи искаженной самооценки, влияющей на оценку окружающих:

— «Я — хороший, Ты — плохой»;

— «Я — плохой, Ты — хороший»;

— «Я — плохой, Ты — плохой (все вокруг — плохие)». 

Обсуждение. Представьте, как будет общаться человек в  каждом из вариантов искаженной самооценки. С какими трудностями в общении  он столкнется? Разыграйте примеры  таких ситуаций перед классом. 

Чаще всего самооценка человека оказывается заниженной или  завышенной (неадекватной). Следующее  упражнение поможет нам сделать  свою самооценку более адекватной: заниженную — повысить, а завышенную — «подправить» в соответствии с  реальными достижениями. 

Упражнение «Мои сильные стороны». У каждого из нас есть достоинства, то что вы цените, принимаете и любите в себе, что  дает вам чувство внутренней свободы  и уверенности в своих силах. Другое название этого упражнения —  «Точка опоры»: в трудной жизненной  ситуации нам помогает выстоять наша внутренняя опора: наши сильные стороны, привычки, интересные дела. Такая опора  есть у каждого из нас! В течение 5 минут составьте такой список. Не умаляйте своих хороших качеств. 

А теперь объединитесь в группы по 3-4 чел. и обсудите свои записи. Каждый прочитает свой список и прокомментирует его. Слушатели  могут задавать вопросы или просить  разъяснения, а также дополнять  ваш список другими замеченными  ими достоинствами. Запрещается  критиковать! Вы не обязаны объяснять, почему считаете что-либо своим достоинством, точкой опоры — достаточно того, что вы сами в этом уверены. 

Обсуждение. Как повлияло данное упражнение на вашу самооценку? Какие чувства вы испытывали, когда  рассказывали и выслушивали обратную связь?  

Цель: исследование самооценки, ее влияния на личность и деятельность.

Задачи 

— сформировать понятие  о самооценке и ее видах;

— показать влияние  самооценки на процесс общения;

— определить самооценку учащихся;

— способствовать формированию адекватной самооценки;

— снизить зависимость  самооценки учащихся от мнения других людей. 

Продолжение. Начало здесь.

Часть вторая

Ход урока 

Мы можем исследовать  нашу самооценку и представление  о себе с помощью еще одного теста. 

Практическая часть. Методика личностного дифференциала. В тетради запишите следующие  черты личности и цифры.1. обаятельный + 3 2 1 0 1 2 3 —  непривлекательный

2. сильный + 3 2 1 0 1 2 3 —  слабый

3. разговорчивый + 3 2 1 0 1 2 3 —  молчаливый

4. добросовестный + 3 2 1 0 1 2 3 —  безответственный

5. упрямый + 3 2 1 0 1 2 3 —  уступчивый

6. открытый + 3 2 1 0 1 2 3 —  замкнутый

7. добрый + 3 2 1 0 1 2 3 —  эгоистичный

8. независимый + 3 2 1 0 1 2 3 —  зависимый

9. деятельный + 3 2 1 0 1 2 3 —  пассивный

10. отзывчивый + 3 2 1 0 1 2 3 —  черствый

11. решительный + 3 2 1 0 1 2 3 —  нерешительный

12. энергичный + 3 2 1 0 1 2 3 —  вялый

13. справедливый + 3 2 1 0 1 2 3 —  несправедливый

14. напряженный + 3 2 1 0 1 2 3 —  расслабленный

15. суетливый + 3 2 1 0 1 2 3 —  спокойный

16. дружелюбный + 3 2 1 0 1 2 3 —  враждебный

17. уверенный + 3 2 1 0 1 2 3 —  неуверенный

18. общительный + 3 2 1 0 1 2 3 —  нелюдимый

19. честный + 3 2 1 0 1 2 3 —  неискренний

20. самостоятельный + 3 2 1 0 1 2 3 —  несамостоятельный

21. раздражительный + 3 2 1 0 1 2 3 —  невозмутимый 
 

Оцените степень  проявления у себя этих качеств. Обведите или зачеркните соответствующую  цифру от 0 до 3 в левой или правой половине каждой строки в зависимости  от выраженности признака. Цифра «3»  означает высокую степень выраженности признака, «2» — среднюю и «1»  — низкую. Выбранной цифре надо присвоить знак «+» или «-» —  соответственно тому, из правой или  из левой колонки взята цифра. Например, если мне соответствует  средняя степень общительности, то я записываю «+2», низкой степени  враждебности соответствует «-1»  и т. д. . Выбранные баллы записывают в три столбика:

— О (оценка): ответы на пункты 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19;

— С (сила): пункты 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20;

— А (активность): пункты 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21. 

Считаем баллы по каждому столбику, складывая положительные  значения и вычитая затем отрицательные. Записываем итоговую оценку для каждого  фактора (О, С и А) и степень  его проявления: от 3 до 8 баллов —  низкая, от 9 до 15 — средняя, от 16 до 21 — высокая. 

Интерпретация: 

— Оценки О характеризуют  уровень самоуважения и самопринятия. Высокие значения говорят о том, что человек принимает себя как  личность, удовлетворен собой, считает  себя носителем положительных качеств, соответствующих нормам общества. Низкие значения указывают на критическое  отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным  поведением, уровнем достижений, особенностями  личности, на недостаточный уровень  принятия самого себя. 

— Оценки С свидетельствует  о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим человеком. Высокие значения говорят об уверенности  в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных  ситуациях. Низкие значения свидетельствуют  о недостаточном самоконтроле, неспособности  держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств  и оценок. 

— Оценки А интерпретируются как степень активности, экстраверсии-интроверсии. Высокие значения указывают на высокую  активность, общительность, импульсивность. Низкие — на определенную пассивность, замкнутость, спокойные эмоциональные  реакции. Если большинство значений со знаком «+» — это говорит  об экстраверсии, множество значений со знаком «-» — об интровертированности человека. 

Можно оценивать  себя с собственных позиций, а  можно попробовать оценить себя «со стороны» — какое впечатление  вы производите на других людей. 

Упражнение. В своих  тетрадях напишите три небольших  рассказа (по несколько предложений) на темы:

— «Я-реальный (какой  я по моему мнению)»,

— «Я глазами других (какой я по мнению окружающих)»,

— «Я-идеальный (каким  я хотел бы быть)». 

На выполнение дается 10 минут. 

Обсуждение. Насколько  сильно сходится или различается  ваше видение себя и впечатление  окружающих о вас? Почему? Что вам  хотелось бы изменить? 

Еще одно забавное упражнение. 

Упражнение «Автопортрет». Мы будем отгадывать личность человека по описанию его личностных черт. На отдельном листе напишите краткий  рассказ о себе: своем характере, вкусах, увлечениях и т. д.. Не пишите явных признаков, по которым вас  можно узнать! Все описания сдаются  учителю. Он зачитывает, класс отгадывает — кто это.

Вывод 

Самооценка человека влияет на его отношение к себе, к другим людям и к миру в  целом.

Вопросы 

1. Что такое самооценка?

2. Как она влияет  на оценку человеком других  людей?

3. Какой может  быть самооценка?

4. Какой стиль  взаимоотношений она может формировать?

5. Что такое реальная  и идеальная самооценка? Можно  ли их совместить и как?

6. Почему окружающие  оценивают нас иначе, чем мы  сами? Является ли «взгляд со  стороны» более объективным?

7. Что такое базовая  самооценка? В чем ее функция?

Информация о работе Самооценка