Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 18:39, реферат
Цель: исследование самооценки, ее влияния на личность и деятельность.
Задачи
— сформировать понятие о самооценке и ее видах;
— показать влияние самооценки на процесс общения;
— определить самооценку учащихся;
— способствовать формированию адекватной самооценки;
— снизить зависимость самооценки учащихся от мнения других людей.
Цель: исследование самооценки, ее влияния на личность и деятельность.
Задачи
— сформировать понятие о самооценке и ее видах;
— показать влияние самооценки на процесс общения;
— определить самооценку учащихся;
— способствовать формированию адекватной самооценки;
— снизить зависимость самооценки учащихся от мнения других людей.
Часть первая
Ход урока
Сегодня мы поговорим
о нашем отношении к себе —
самооценке.
Обсуждение. Как нужно
относиться к себе? Как связано
отношение к себе с отношением
к другим людям?
Каждый из нас, намеренно
или сам того не осознавая, нередко
сравнивает себя с окружающими и
в итоге вырабатывает довольно устойчивое
мнение о своем интеллекте, внешности,
здоровье, положении в обществе,
т. е. формирует «набор самооценок»,
от которых зависит ощущение себя
в этом мире, самочувствие и работоспособность,
стиль взаимоотношений с
Примечательно, что
отношение к себе и отношение
к другим людям влияют друг на друга,
образуя замкнутый круг: самооценка
— отношение к другим — самооценка.
Человек, считающий себя хорошим, видит
хорошее в других людях, хорошо к
ним относится и в ответ
получает такое же отношение, что
повышает его мнение о себе и уверенность
в своих силах. Точно так же
человек с невысоким мнением
о себе не видит ничего достойного
в других людях, его подозрительность
вызывает ответную настороженность, очередной
раз убеждая его в своей
никчемности и неумелости.
Упражнение «Шкала
самооценки». Давайте определим
свою самооценку. В тетради начертите
7 одинаковых горизонтальных отрезков
длиной 12-15 см, один под другим на расстоянии
2 см. Отметьте у отрезков начало, конец
и середину. Подпишите название каждого
отрезка: «здоровье», «счастье», «привлекательность»,
«удача», «возможности», «ум», «уважение
людей». Представьте, что на первом
отрезке — «здоровье» — выстроились
все живущие на Земле люди: начиная
от самых нездоровых (начало отрезка
слева) и до самых здоровых (конец
отрезка справа). Отметь черточкой,
где находишься ты. Затем отметь свое местоположение
на других отрезках:
— от самых несчастных до самых счастливых,
— от непривлекательных до самых привлекательных,
— от неудачников до самых удачливых,
— от тех, кто мало что может сделать в силу недостатка сил и возможностей до тех, кто может добиться своей цели,
— от глупых до самых умных,
— от тех, кто ничего
не значит в глазах окружающих людей
до уважаемых всеми личностей.
Потом другим цветом
на каждой шкале отметь, где бы ты
хотел быть. Таким образом, мы получили
свою реальную и идеальную (желаемую)
самооценку.
Известно, что самооценка может быть:
— заниженной (из-за кажущейся недооценки себя и своих возможностей);
— завышенной (из-за надуманной переоценки себя);
— адекватной (нормальной),
соответствующей реальному
Большинство людей
с адекватной самооценкой располагают
себя во второй половине отрезка. Люди
с заниженной самооценкой «не
дотягивают» до половины. Завышенная
самооценка проявляется в расположении
себя близко к концу или на конце
отрезка. Если черточки разных цветов
находятся далеко друг от друга —
значит разница между реальным и
желаемым представлением о себе велика.
По-видимому, ты недостаточно знаешь себя
и свои возможности, предъявляешь к
себе завышенные требования или не
нравишься сам себе. Следует постараться
лучше узнать, какой ты на самом
деле и принять себя со всеми своими
достоинствами и недостатками, возможностями
и ограничениями, желаниями и
стремлениями. Другого такого как
ты — не было и не будет. Поэтому
люби и цени себя. Как и каждый
человек, ты можешь ошибаться — это
свойственно человеческой природе.
Но осуждать можно только поступки
человека, личность же его всегда и
безусловно ценна и хороша (хотя
бы для него самого).
У каждого человека должно быть свое устойчивое мнение о себе — базовая самооценка. Это отношение к себе, источником которого является сам человек. Оно не меняется сиюминутно под влиянием оценок окружающих людей. Желательно, чтобы базовая самооценка была позитивной: «Я — хороший». Тогда и на других людей у человека будет установка: «Вы — хорошие». Бывают случаи искаженной самооценки, влияющей на оценку окружающих:
— «Я — хороший, Ты — плохой»;
— «Я — плохой, Ты — хороший»;
— «Я — плохой, Ты
— плохой (все вокруг — плохие)».
Обсуждение. Представьте,
как будет общаться человек в
каждом из вариантов искаженной самооценки.
С какими трудностями в общении
он столкнется? Разыграйте примеры
таких ситуаций перед классом.
Чаще всего самооценка
человека оказывается заниженной или
завышенной (неадекватной). Следующее
упражнение поможет нам сделать
свою самооценку более адекватной:
заниженную — повысить, а завышенную
— «подправить» в соответствии с
реальными достижениями.
Упражнение «Мои
сильные стороны». У каждого из
нас есть достоинства, то что вы цените,
принимаете и любите в себе, что
дает вам чувство внутренней свободы
и уверенности в своих силах.
Другое название этого упражнения —
«Точка опоры»: в трудной жизненной
ситуации нам помогает выстоять наша
внутренняя опора: наши сильные стороны,
привычки, интересные дела. Такая опора
есть у каждого из нас! В течение
5 минут составьте такой список.
Не умаляйте своих хороших качеств.
А теперь объединитесь
в группы по 3-4 чел. и обсудите свои
записи. Каждый прочитает свой список
и прокомментирует его. Слушатели
могут задавать вопросы или просить
разъяснения, а также дополнять
ваш список другими замеченными
ими достоинствами. Запрещается
критиковать! Вы не обязаны объяснять,
почему считаете что-либо своим достоинством,
точкой опоры — достаточно того,
что вы сами в этом уверены.
Обсуждение. Как повлияло
данное упражнение на вашу самооценку?
Какие чувства вы испытывали, когда
рассказывали и выслушивали обратную
связь?
Цель: исследование самооценки, ее влияния на личность и деятельность.
Задачи
— сформировать понятие о самооценке и ее видах;
— показать влияние самооценки на процесс общения;
— определить самооценку учащихся;
— способствовать формированию адекватной самооценки;
— снизить зависимость
самооценки учащихся от мнения других
людей.
Продолжение. Начало здесь.
Часть вторая
Ход урока
Мы можем исследовать
нашу самооценку и представление
о себе с помощью еще одного
теста.
Практическая часть. Методика личностного дифференциала. В тетради запишите следующие черты личности и цифры.1. обаятельный + 3 2 1 0 1 2 3 — непривлекательный
2. сильный + 3 2 1 0 1 2 3 — слабый
3. разговорчивый + 3 2 1 0 1 2 3 — молчаливый
4. добросовестный + 3 2 1 0 1 2 3 — безответственный
5. упрямый + 3 2 1 0 1 2 3 — уступчивый
6. открытый + 3 2 1 0 1 2 3 — замкнутый
7. добрый + 3 2 1 0 1 2 3 — эгоистичный
8. независимый + 3 2 1 0 1 2 3 — зависимый
9. деятельный + 3 2 1 0 1 2 3 — пассивный
10. отзывчивый + 3 2 1 0 1 2 3 — черствый
11. решительный + 3 2 1 0 1 2 3 — нерешительный
12. энергичный + 3 2 1 0 1 2 3 — вялый
13. справедливый + 3 2 1 0 1 2 3 — несправедливый
14. напряженный + 3 2 1 0 1 2 3 — расслабленный
15. суетливый + 3 2 1 0 1 2 3 — спокойный
16. дружелюбный + 3 2 1 0 1 2 3 — враждебный
17. уверенный + 3 2 1 0 1 2 3 — неуверенный
18. общительный + 3 2 1 0 1 2 3 — нелюдимый
19. честный + 3 2 1 0 1 2 3 — неискренний
20. самостоятельный + 3 2 1 0 1 2 3 — несамостоятельный
21. раздражительный +
3 2 1 0 1 2 3 — невозмутимый
Оцените степень проявления у себя этих качеств. Обведите или зачеркните соответствующую цифру от 0 до 3 в левой или правой половине каждой строки в зависимости от выраженности признака. Цифра «3» означает высокую степень выраженности признака, «2» — среднюю и «1» — низкую. Выбранной цифре надо присвоить знак «+» или «-» — соответственно тому, из правой или из левой колонки взята цифра. Например, если мне соответствует средняя степень общительности, то я записываю «+2», низкой степени враждебности соответствует «-1» и т. д. . Выбранные баллы записывают в три столбика:
— О (оценка): ответы на пункты 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19;
— С (сила): пункты 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20;
— А (активность): пункты
3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.
Считаем баллы по
каждому столбику, складывая положительные
значения и вычитая затем отрицательные.
Записываем итоговую оценку для каждого
фактора (О, С и А) и степень
его проявления: от 3 до 8 баллов —
низкая, от 9 до 15 — средняя, от 16 до 21
— высокая.
Интерпретация:
— Оценки О характеризуют
уровень самоуважения и самопринятия.
Высокие значения говорят о том,
что человек принимает себя как
личность, удовлетворен собой, считает
себя носителем положительных
— Оценки С свидетельствует
о развитии волевых сторон личности,
как они осознаются самим человеком.
Высокие значения говорят об уверенности
в себе, независимости, склонности рассчитывать
на собственные силы в трудных
ситуациях. Низкие значения свидетельствуют
о недостаточном самоконтроле, неспособности
держаться принятой линии поведения,
зависимости от внешних обстоятельств
и оценок.
— Оценки А интерпретируются
как степень активности, экстраверсии-интроверсии.
Высокие значения указывают на высокую
активность, общительность, импульсивность.
Низкие — на определенную пассивность,
замкнутость, спокойные эмоциональные
реакции. Если большинство значений
со знаком «+» — это говорит
об экстраверсии, множество значений
со знаком «-» — об интровертированности
человека.
Можно оценивать
себя с собственных позиций, а
можно попробовать оценить себя
«со стороны» — какое впечатление
вы производите на других людей.
Упражнение. В своих тетрадях напишите три небольших рассказа (по несколько предложений) на темы:
— «Я-реальный (какой я по моему мнению)»,
— «Я глазами других (какой я по мнению окружающих)»,
— «Я-идеальный (каким
я хотел бы быть)».
На выполнение дается
10 минут.
Обсуждение. Насколько
сильно сходится или различается
ваше видение себя и впечатление
окружающих о вас? Почему? Что вам
хотелось бы изменить?
Еще одно забавное упражнение.
Упражнение «Автопортрет». Мы будем отгадывать личность человека по описанию его личностных черт. На отдельном листе напишите краткий рассказ о себе: своем характере, вкусах, увлечениях и т. д.. Не пишите явных признаков, по которым вас можно узнать! Все описания сдаются учителю. Он зачитывает, класс отгадывает — кто это.
Вывод
Самооценка человека влияет на его отношение к себе, к другим людям и к миру в целом.
Вопросы
1. Что такое самооценка?
2. Как она влияет на оценку человеком других людей?
3. Какой может быть самооценка?
4. Какой стиль
взаимоотношений она может
5. Что такое реальная и идеальная самооценка? Можно ли их совместить и как?
6. Почему окружающие оценивают нас иначе, чем мы сами? Является ли «взгляд со стороны» более объективным?
7. Что такое базовая самооценка? В чем ее функция?