Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:01, творческая работа
Гендер - специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. Гендер, таким образом, относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними, и к способу социального конструирования этих отношений, т.е. к тому, как общество "выстраивает" эти отношения взаимодействия полов в социуме.
a) Очень мешают: женщины – 65%, мужчины – 33%, общие данные - 56%.
b) Отчасти да, отчасти нет: женщины – 22%, мужчины – 44%, общие данные - 28%.
c) Не мешают: женщины – 0%, мужчины – 23%, общие данные - 6%.
d) Ваш вариант:
мешают, если человек склонен верить
стереотипам, конкретной личности не мешают,
обществу в целом – да; мешают в некоторых
сферах деятельности (семейная жизнь,
карьера); именно стереотипы и создают
гендерное неравенство.
Есть ли в нашем обществе гендерное неравенство? Если да, где вам приходилось с ним встречаться?
- К сожалению, его нет, несмотря на правовую основу, в которой оно все-таки предусмотрено.
- Есть, пример: часто
в семье конфликты
- Встречается. В
личной жизни, удивляются
- Считаю, что есть, но не думаю, что эта проблема является острой. Существует гендерное неравенство при приёме на работу, когда предпочитают мужчин женщинам. Лично не сталкивалась с ущемлением моих прав.
- Гендерное неравенство
– почти везде (кроме
- Так – на ринку праці, коли охочіше беруть на роботу чоловіків, з огляду на наявних у жінки дітей, на роботі, коли чоловіки мають більші можливості рухатися по кар’єрі, в соціумі, котрий висуває до працюючої жінки посилені вимоги та накладає лише на жінку відповідальність за затишок вдома та виховання і догляд за дітьми, і т.п.
- Наше общество
патриархатное, гендерное
- Да. Откровенно не встречал, но многие знакомые женщины не могут найти работу, даже имея красный диплом, работа при этом отдаётся мужчинам с более низким уровнем знаний. Работодатели не хотят трудоустраивать молодых женщин из-за нежелания платить декретные и пр.
- Есть, в армию идти надо и мама мусор заставляет выносить.
- В нашем обществе
существует природное
Что является пропагандой гендерных стереотипов?
a) Телевиденье (кино, реклама): женщины – 22%, мужчины – 18%, общие данные - 21%.
b) Популярные СМИ: женщины – 19%, мужчины – 19%, общие данные - 19%.
c) Мужчины создают и поддерживают стереотипы: женщины – 39%, мужчины – 27%, общие данные - 35%.
d) Ваш вариант:
женщины - мужчины не создают, но поддерживают
созданные историей стереотипы; традиционно
мужчины поддерживают сложившиеся историей
стереотипы; некоторые женщины; также
церковь пропагандирует видение женщины
и её функций в обществе; мужчины - женщины,
которые своим поведением склоняют к укреплению
стереотипов; исторически так сложилось;
воспитание.
Стереотипы тиражируются
средствами массовой
Необходимо отметить,
что в последнее время ситуация начинает
меняться, в средствах массовой коммуникации
все чаще стали появляться материалы как
об активных и успешных женщинах, так и
о мужчинах, готовых заниматься воспитанием
детей и домашним хозяйством. Гендерные
стереотипы – как следствие патриархата,
культивирующегося в наших СМИ, явление,
которое искажает массовое сознание и
тормозит развитие подлинно демократических
СМИ и общества в целом. Сегодня, когда
мы вступили в 21 век, многовековые гендерные
стереотипы устарели, но они еще очень
живучи. Поэтому очень важно, чтобы средства
массовой коммуникации не укрепляли эти
стереотипы, а помогали их изменять.
Таким образом,
результаты исследование (анкета: http://www.dipcorpus.at.ua/
Курсовая работа
Екатеринбург 2009
Оглавление
Введение
Глава 1. Межкультурная
коммуникация как научная дисциплина
и один из предметов ее изучения
1.1 Возникновение
и развитие межкультурной
1.2 Понятие стереотипа
1.3 Понятие «гендер»
1.4 Гендерные стереотипы
1.5 Выводы по главе
1
Глава 2. Отражение гендерных
стереотипов во фразеологии русского
языка
2.1 Принципы отбора
и классификации
2.2 Семантические
области
2.3 Выводы по главе
2
Заключение
Библиография
Введение
Актуальность темы
исследования. В современном языкознании
взаимная связь языка и культуры не вызывает
сомнений. Как известно, каждый язык неотделим
от культуры, которая составляет его содержательный
аспект; язык не только отражает современную
культуру, но и фиксирует ее предыдущие
состояния и передает ее ценности от поколения
к поколению. При этом надо иметь в виду,
что культуры разнообразны и что социальное
поведение вообще и речевое поведение
в частности чрезвычайно вариативны. В
каждой культуре существуют свои собственные
правила ведения разговора, тесно связанные
с культурно-обусловленными способами
мышления и поведения, так как человек
с момента рождения пребывает в определенной
жизненной среде и находится с ней в постоянном
взаимодействии.
Гендерные исследования
– новое направление российской гуманитарной
науки, находящееся в процессе становления.
Гендер (социальный или социокультурный
пол) не является лингвистической категорией,
но его содержание может быть раскрыто
путем анализа языковых единиц, что объясняет
востребованность лингвистической компетенции
для изучения культурной репрезентации
пола.
Представления о
мужском и женском, мужественности
и женственности, феминности и маскулинности
сильно различаются в разных культурах,
что находит свое отражение в
языке. В этих условиях изучение лингвосоциокультурного
аспекта гендерных отношений становится
особенно актуальным.
Современными исследователями
отмечается необходимость изучения
не только вербального поведения
мужчин и женщин, но и самой системы
языка на предмет специфики выражения
феминности и маскулинности. Таким образом,
для получения наиболее полного представления
о том, как гендер проявляет себя в стереотипах,
фиксируемых языком, мы считаем целесообразным
провести описание пословично-поговорочных
единиц русского языка, в которых находят
отражение гендерные стереотипы.
Многие европейские
языки весьма глубоко изучены
на предмет отражения в них
гендерного фактора, но данный аспект
русского языка исследован не столь
глубоко. Межкультурные и
Предметом исследования
являются особенности проявления гендерных
стереотипов в языке русской культуры.
Объектом исследования
являются паремиологические и
Цель исследования
заключается в выявлении
Достижению поставленной
цели способствовало решение следующих
задач:
1. Прокомментировать
операциональную базу и
2. Описать фразеологию
и паремиологию как языковое
явление.
3. Описать стереотипы
мужского и женского образов,
обусловленных культурой,
4. Выявить, как
проявляются гендерные
Материалом исследования
послужили соответствующие
Методы исследования.
В работе нашли применение общие
методы – дедуктивный, индуктивный,
интроспективный, а также частные лингвистические
методы и приемы: дефиниционный анализ,
интерпретационный и сопоставительный
методы.
Теоретическая значимость
работы заключается в пополнении
арсенала изученных и описанных
гендерных стереотипов, нашедших отражение
в паремиологических и фразеологических
единицах русского языка.
Практическая значимость
работы определяется возможностью применения
материалов исследования в теоретических
курсах по межкультурной коммуникации
и спецкурсах по лингвокультурологии.
Материалы исследования могут быть
использованы в практике преподавания
русского языка.
Структура работы обусловлена
поставленными целью и
Глава 1. Межкультурная
коммуникация как научная дисциплина
и один из предметов ее изучения
1.1 Возникновение
и развитие межкультурной
Процесс глобализации
охватил сегодня все сферы
человеческой жизни, включая и культуру.
Если до недавнего времени история
человечества была историей отдельных
стран, народов и культур, то сегодня она
превращается в единую историю. Современные
культуры теряют при этом своеобразие
и замкнутость, а границы между ними все
более стираются и исчезают. Положительным
результатом процесса глобализации стала
возможность общения с представителями
разных культур, это обстоятельство породило
первоначально интерес к межкультурной
коммуникации, а затем и необходимость
ее изучения.
На рубеже второго
и третьего тысячелетий становится
все более очевидным, что человечество
развивается по пути расширения взаимосвязи
и взаимозависимости различных стран,
народов и их культур. Этот процесс охватил
различные сферы общественной жизни всех
стран мира. Сегодня невозможно найти
этнические общности, которые не испытали
бы на себе воздействие как со стороны
культур других народов, так и более широкой
общественной среды, существующей в отдельных
регионах и в мире в целом. Это выразилось
в бурном росте культурных обменов и прямых
контактов между государственными институтами,
социальными группами, общественными
движениями и отдельными индивидами разных
стран и культур. Расширение взаимодействия
культур и народов делает особенно актуальным
вопрос о культурной самобытности и культурных
различиях. Культурное многообразие современного
человечества увеличивается, и составляющие
его народы находят все больше средств,
чтобы сохранять и развивать свою целостность
и культурный облик. Эта тенденция к сохранению
культурной самобытности подтверждает
общую закономерность, состоящую в том,
что человечество, становясь все более
взаимосвязанным и единым, не утрачивает
своего культурного разнообразия. В контексте
этих тенденций общественного развития
становится чрезвычайно важным уметь
определять культурные особенности народов,
чтобы понять друг друга и добиться взаимного
признания.